мастер - класс « Формирование здоровьесберегающей образовательной среды учебного заведения »
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Иванова Марина Викторовна

Мастер – класс

учителя биологии МБОУ «Киреевская гимназия»

Ивановой Марины Викторовны

Тема: « Формирование здоровьесберегающей образовательной среды учебного заведения »

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс

учителя биологии МБОУ «Киреевская гимназия»

Ивановой Марины Викторовны

Тема: « Формирование здоровьесберегающей образовательной среды учебного заведения »

           Специалисты ЮНЕСКО и ВОЗ, исследовавшие проблему жизнеспособности государств, оценивали их по пятибалльной системе. Жизнеспособность России оценили в 1,4 балла. Это уровень, ниже которого начинается деградация страны.  Ответственность за то, что лишь менее 10% школьников можно признать здоровыми, что от первого к выпускному классу их здоровье значительно ухудшается, приняла на себя школа. Педагогическая общественность всё больше осознаёт, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Учитель должен работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников и на своих уроках, и в общей программе работы школы, на деле решающей приоритетную задачу охраны здоровья всех, находящихся под её крышей.

                   Модель здоровьесберегающего образовательного процесса включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты: здоровье ученика, здоровье учителя и здоровье семьи. Рассмотрим все составляющие этой модели. (слайд 1)

                    Работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся раскрывается по двум направлениям и способствует формированию здоровьесберегающей образовательной среды: 

-организация учебного процесса;

-организация внеклассной работы.(слайд 2)

                 Организация учебного процесса осуществляется через компоненты:

1.Здоровьесберегающая направленность урока;

2.Межпредметная интеграция в контексте основ здорового образа жизни (ЗОЖ);

3.Разработка и внедрение  рабочих программ элективных курсов.

          Внеклассная работа может осуществляться через компоненты:

1. Система мероприятий по основам ЗОЖ;

2. Организация научно-исследовательской деятельности (НИД) учащихся;

3. Взаимодействие с социальными партнерами.

               

Гигиенические критерии рациональной организации урока

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

рациональный

недостаточно рациональный

нерациональный

1.

Количество видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-2

2.

Частота чередования различных видов учебной деятельности

Смена не позже чем через 7-10 минут

Смена через 11-15 минут

Смена через

15-20 минут

3.

Наличие эмоциональных разрядок (кол-во)

2-3

1

нет

4.

Место и длительность применения ТСО

В соответствии с гигиеническими  нормами

С частичным соблюдением гигиенических норм

Отсутствие ТСО

5.

Соответствие позы учащихся виду учебной деятельности.

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой уч-ся

Имеются случаи несоответствие позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся

Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем.

6.

Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток

На 20 и 35 минутах урока по 1 минуте из трёх легких упражнений с 3-4 повторениями каждого

1 физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью

отсутствует

7.

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный

Преобладают отрицательные эмоции

8.

Момент наступления утомления учащихся

Не ранее 40 минуты

Не ранее 35-37 минуты

До 30 минуты

           С первых минут урока, с приветствия я стараюсь создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя.

                 Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя. Поэтому ещё один организационный момент начала урока связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест.  Ещё на перемене необходимо проверить подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, а также при необходимости – проветрить  помещение. А каждый ученик должен быть приучен своевременно до начала урока приводить свое рабочее место в порядок.

         Ученик способен сосредоточиться на том, что ему интересно, нравится. Ведь часто мы слышим от своих учеников: “Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Использование игровых технологий, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений, стихотворений, загадок и пословиц позволяют снять эмоциональное напряжение.            Хороший эффект дает использование интерактивных методов обучения, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения.

                 Осуществление идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости использования динамических пауз и физкультминуток на каждом уроке. Известно, что просидеть на уроке 45 минут достаточно сложно не только первокласснику, но и старшекласснику. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся. При проведении физкультминутки можно также и  развивать воображение учеников. С этой целью, например, хорошо использовать на уроках упражнение “Буратино”. После введения нового понятия, например, гомеостаз,  ученикам предлагается закрыть глаза и представить, что их нос вырос, как у Буратино. Можно предложить обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе этот новый термин, это можно сделать только мысленно или с движением головы, зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить его.

          Также важно включать в физкультминутки профилактические упражнения для глаз. Например, упражнение для глаз – “Раскрашивание”. Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом.  

                  Важно научить ребят заботиться о правильном положении тела, координации движений, о правильном сочетании движений с дыханием. Всему этому помогают упражнения для формирования правильной осанки “Вверх рука и вниз рука”  и дыхательная гимнастика.

            Более тысячи биологически активных точек известно в настоящее время на ухе, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши “горели”. Упражнение можно выполнять в такой последовательности:

1) потягивание за мочки сверху вниз;
2) потягивание ушной раковины вверх;
3) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.

                В качестве динамических пауз возможно использование релаксационных видеорядов с изображениями забавных животных, красивых растений, пейзажей природы

                   Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока.

                 Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор — вот далеко не весь арсенал, которым я стараюсь пользоваться на уроках.      

                Большое внимание следует уделять системе оценивания результатов обучения. Ученые утверждают, что эмоциональная нагрузка у учащихся в ситуации оценивания результатов адекватна нагрузке летчика – испытателя перед взлетом на новой машине.  Поэтому для снижения такой эмоциональной нагрузки разработана особая система оценивания, которая также относится к «сохраняющей здоровье среде»:  это самооценка; оценка товарища, друга по парте; коррекционная оценка;  совместная оценка учителя и ученика; окончательная оценка.

               Большое внимание следует уделять строгому нормированию домашних заданий для недопущения перегрузок, обратив особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Домашнее задание должно иметь творческий, дифференцированный характер.

                В конце урока очень полезно как для учеников, так и для учителя проведение рефлексии в различных формах.

                При таком подходе к организации и проведению уроков ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

        Можно выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.

                           Правило 1. Правильная организация урока.

                        Правило 2. Использование каналов восприятия.

                  На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают: аудиальное восприятие, визуальное восприятие, кинестетическое восприятие.

                  Знание этих характеристик детей позволяет мне  излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания. Например, можно  использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Хорошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание отдельных терминов.

                          Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся.

                   Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей. Поэтому, при планировании уроков, подборе форм, методов и приёмов работы я учитываю не только возрастные и индивидуальные особенности каждого класса, но и школьное расписание уроков. На первых и последних уроках, а также в понедельник, пятницу и субботу стараюсь включать больше игровых форм работы, а исследовательскую деятельность, как самую сложную, применяю на 2-3 уроках во вторник, среду или четверг. Игровые и занимательные формы хорошо подходят для уроков, которые стоят после занятий физкультурой, контрольных и письменных работ по другим предметам.

                   Даже погодные условия могут существенно снизить работоспособность учеников, особенно для метеозависимых людей. Кроме торо, эффективность деятельности учащихся может зависеть и от их самочувствия (как физического, так и психологического). Поэтому, я думаю, что в арсенале работы педагога, идущего на урок, в идеале, должно быть несколько вариантов ведения уроков.

          Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности.

               При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.

Часть урока

Время

Нагрузка

Деятельность

1-й этап. «Врабатывание»

5 мин

Относительно невелика

Репродуктивная

2-й этап.

 Максимальная работоспособность

20-25 мин.

Максимальное снижение на 15-й мин.

 Творческая (знакомство с новым материалом)

3-й этап. Конечный «порыв»

10-15 мин.

Небольшое понижение работоспособности

Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного материала

               Безусловно, создание и организация здоровьесберегающего урока – это достаточно сложный и творческий процесс, требующий от учителя знаний психологии, физиологии, гигиены и других наук.

Использование  принципов здоровьесбережения  при изучении курса биологии

              Понятно, что ни один школьный предмет не имеет такой возможности, как биология.

                В школьную программу включено огромное количество вопросов, связанных со здоровьем: влияние вредных привычек на системы органов, вирусные и бактериальные заболевания, СПИД и их профилактика,  профилактика гельминтозов, животные в медицине, лекарственные растения и т. д.

                  Но наибольшее значение и простор для творчества имеют элективные курсы. Так, например для 6 класса мною разработаны 2 программы: «Комнатные растения в школе» и «Учимся быть здоровыми», при изучении которых учащиеся в течение 9 уроков узнают много дополнительных сведений по вопросам сохранения собственного здоровья.

              Огромную роль в укреплении здоровья учащихся играет и экологическое образование.

Например, в составе рабочей программы  «Экология человека» целый раздел «Человек и его здоровье. Негативное воздействие окружающей среды на здоровье человека», посвящён расширению знаний о факторах, разрушающих здоровье людей и способах их нейтрализации.

          Человек и его здоровье. Негативное воздействие окружающей      среды на здоровье человека  (10ч)

       Основные экологические факторы негативного воздействия на здоровье человека искусственной окружающей среды. Влияние техногенных катастроф на здоровье и условия жизни человека. Болезни и эпидемии. Радиация и здоровье. Влияние шума на организм человека. Стресс и стрессоустойчивость. Погода и самочувствие человека. Питание и здоровье человека. Ландшафт как фактор здоровья. Вредные привычки и их влияние на организм.

Организация внеклассной работы

1.Система мероприятий по основам ЗОЖ .

            Тематические вечера, творческие и познавательные игры, викторины, конкурсы, спектакли, диспуты, конференции и многие другие воспитательные мероприятия по валеологии необходимо проводить для учащихся всех ступеней обучения. Мною разработано большое количество внеклассных мероприятий здоровьесберегающей направленности. Кроме того в рамках дополнительного образования я провожу занятия по программе «Школа здоровья» для учащихся всех уровней обучения. Темы занятий следующие: в начальной школе: «Осанка - важнейший компонент здоровья»,

«Волшебная радуга», «Чистота – залог здоровья», «Теле- и игромания» и др.
         
В среднем звене: «Сотовый телефон в жизни человека», «Вредная газировка и жевательная резинка», «Курение: иллюзии и реальность», «Поколение «комп», «Правильное питание – залог здоровья», «Туберкулёз и его профилактика», «Воздействие шума на психику человека» и др.

          В  старшем звене: «Правда о СПИДе», «Наркотики и наркомания», «Аборты с духовной и медицинской точек зрения», «Уход за кожей», «Анаболики и их влияние на организм», «Профилактика ранних половых связей», «Стресс и стрессоустойчивость», «Пирсинг: прокол в никуда», «Пивной алкоголизм у подростков», «Тайна счастья. Целомудрие» и др.

                  2.Организация научно-исследовательской деятельности учащихся.                                                                                 Биология это предмет, который имеет реальные возможности приобщить учащихся к исследовательской работе, развить их творческие способности. Поэтому ежегодно мои ученики принимают участие в районной научно-практической конференции « Шаги в науку» , на которой защищают проекты на экологические и валеологические темы.

   3.Взаимодействие с социальными партнерами.

            Отправные моменты  деятельности в этом направлении:

-сотрудничество с медицинским персоналом учебного заведения и медицинскими учреждениями города  с целью изучения состояния физического здоровья учащихся;

-сотрудничество с психологической  и социальной службами школы ;

-сотрудничество с внешкольными организациями  (например, ТОЭБЦу, ЦГСЭН и др.).

Здоровье семьи как необходимый компонент модели здоровьесберегающего образовательного процесса

               Для организации целенаправленной работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся необходима комплексная работа не только каждого учебного заведения, но и родителей, поэтому значимость данного компонента работы велика и может осуществляться по трем направлениям:

1.Индивидуальные консультации родителей педагогами.

2.Система работы с родителями по формированию основ ЗОЖ, например проведение родительских собраний и всеобучей.

Тематика собраний может быть следующей: «Телевизор и дети», «Правильное питание наших детей», «Влияние компьютера и телевизора на здоровье детей», «Вредные привычки и дети. Как избежать опасности?», «Наркотики и подростки», «Как правильно организовать жизнь ребёнка», «Режим дня школьника» и т.д.

3.Взаимодействие родителей с социальными партнерами (психологическая и социальная службы школы).

Формирование валеологической культуры учителя

                    Учителя - представители стрессогенной профессии. Особая ответственность и связанное с ней высокое нервно-эмоциональное напряжение, необходимость принимать оперативные решения, неравномерность нагрузки, высокая плотность межличностных контактов - все это отрицательно сказывается на физическом, психическом, социальном здоровье учителя, становится причиной возникновения профессиональных заболеваний.

             Педагогическая профессия требует от учителя большой физической и психической выносливости. И, как бы не был талантлив педагог, сколь бы ни была велика его выдержка, болезненное состояние, недомогание, головная боль от повседневной многочасовой круговерти не могут не сказываться на его поведении. И поэтому многие учителя отличаются крайне низкими показателями физического и психологического здоровья. И эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе. И все чаще у педагогов стажем 15-20 лет появляются "педагогические кризисы", "истощение", "сгорание".

                К концу III четверти, по данным исследований,  35% педагогов находятся в состоянии высокой степени истощения жизненных сил и на грани срыва адаптационных механизмов,  62% - на среднем уровне риска и лишь 3% чувствуют себя нормально.

С годами живешь экономнее ты,
Уже не влекут дорогие забавы.
К примеру, в барометре нету нужды –
Его заменяют больные суставы.

Дороги разбегаются во мгле,
Но понимаешь на пороге Вечного:
Среди обилья трактов на земле
Дороже нет желудочно-кишечного!

Побежать бы полями травными
Да не слышать команды «Стоп!»,
Только возраст приходит травмами –
То мениск, то голеностоп…

             Основой для разрешения данной проблемы является формирование валеологической культуры учителя.

               У учителя должна быть стойкая мотивация на сохранение здоровья, потребность в его сохранении. Он должен знать свои генетические, физиологические, психологические возможности, средства контроля за здоровьем; уметь адекватно оценивать резервы своего организма, чтобы рационально управлять ими.

                 Учитель должен постоянно «работать над собой», жить в режиме разумных ограничений и нагрузок. Это сложная и кропотливая работа, но ее результатом может стать профессиональное долголетие.

Полезные советы.

  1. При несильной боли нагните голову, нащупайте выступающий позвонок в месте перехода шеи в спину и потрите его с небольшим усилием две-три минуты.
  2. Полностью расслабьте мышцы шеи и позвольте голове «упасть», проделайте это упражнение пять раз.
  3. Примите удобную позу сидя, расслабьтесь, закройте глаза и начинайте.

Наклоните голову вперед и сделайте четыре-пять глубоких вдохов и выдохов. Каждый вдох и выдох - на счет десять. Положение головы во время упражнения не меняется.

  1. Соедините руки «в замок», положите их ладонями на лоб и сделайте два-три давящих движения, как бы вдавливая скрещенные пальцы в голову. Повторите упражнение столько же раз со стороны затылка и в области шеи.
  2. Эффективен «пальцевый душ» — быстрое и легкое постукивание кончиками пальцев в области лба, начиная от надбровных дуг, далее — по волосистой части головы, спускаясь к шее.
  3. Облегчает страдания точечный массаж височной области и лба над переносицей. Подушечками указательных пальцев несильно надавливайте на болевые точки в течение одной-полутора минут.
  4. Устали голосовые связки? С закрытым ртом сделайте несколько мышечных усилий, при которых вы ощутите неприятное напряжение подчелюстных мышц, корня языка, глотки и гортани. Время упражнения - 5-10 секунд.
  5. Если вас раздражает шум, то крепко прижмите ладони к ушам и с силой, резко отдерните руки. Повторите упражнение пять-семь раз.

Строим мы карьеру, что порою сложно,

Нам тропой крутою надобно идти,

Только без здоровья это невозможно:

Дюже ураганы дуют на пути.

За судьбину деток мы переживаем,

В мир большой выводим маленьких таких,

Счастья без здоровья нет на свете, знаем,

Молимся о здравье Господу за них!

Так куда б ни шли мы, чем ни занимались,

Главное – здоровье, что ни говори,

Внешне как бодриться мы бы ни старались,

Трудно без здоровья, это се ля ви!

Рефлексия.

Валеологические советы для учителя

Памятка для учителя

ПОМОГИ СЕБЕ САМ

Как избавиться от головной боли, если вы метеозависимый человек, сегодня не ваш день, но идти и проводить урок или экзамен надо?

При несильной боли нагните голову, нащупайте выступающий позвонок в месте перехода шеи в спину и потрите его с небольшим усилием две-три минуты. Медленно и осторожно сделайте пять круговых движений головой вправо, пять - влево. Полностью расслабьте мышцы шеи и позвольте голове «упасть», проделайте это упражнение пять раз. Выпейте сладкий чай или съешьте конфету с фруктовым наполнителем, запейте ее водой. Если головные боли возникают регулярно, надо, во-первых, выяснить причину этих болей и, во-вторых, подобрать для себя упражнения, приемы, эффективно снимающие боль.

В большинстве случаев головная боль проходит после выполнения упражнений на расслабление. Примите удобную позу сидя, расслабьтесь, закройте глаза и начинайте.

Первое упражнение: наклоните голову вперед и сделайте четыре-пять глубоких вдохов и выдохов. Каждый вдох и выдох - на счет десять. Положение головы во время упражнения не меняется.

Второе упражнение: медленно наклоните голову к правому плечу и повторите дыхательное упражнение № 1. Далее — в положении головы у левого плеча.

Третье упражнение: соедините руки «в замок», положите их ладонями на лоб и сделайте два-три давящих движения, как бы вдавливая скрещенные пальцы в голову. Повторите упражнение столько же раз со стороны затылка и в области шеи. К боли в области висков может привести напряжение мышц шеи и плечевого пояса, если вы долго находитесь в неправильной позе. Осторожно, легкими круговыми движениями массируйте виски по направлению от уха к глазу кончиками пальцев, чтобы ослабить головную боль.

Следующий прием - самомассаж поглаживающими движениями ото лба через голову к затылку, используя массажные пластинки из дерева или массажные щетки. Движения, очень мягкие и плавные, должны направляться по линии роста волос, от темени вниз к ушным раковинам, затем от темени — к шее. Массаж можно проводить также подушечками пальцев. Спиралевидными движениями помассируйте височную область по направлению от бровей к границе роста волос по восходящей линии. Круговые движения по часовой стрелке приведут к тонизирующему эффекту, движения пальцев против часовой стрелки - к тормозящему, успокаивающему.

Эффективен «пальцевый душ» — быстрое и легкое постукивание кончиками пальцев в области лба, начиная от надбровных дуг, далее — по волосистой части головы, спускаясь к шее. Облегчает страдания точечный массаж височной области и лба над переносицей. Подушечками указательных пальцев несильно надавливайте на болевые точки в течение одной-полутора минут.

Если головная боль не утихает, то, придя домой, отдохните в теплой хвойной ванне. Можно использовать и такие травы, как мята, мелисса, бергамот или валериана. После ванны выпейте чашечку свежезаваренного чая, в состав которого входит успокоительный травяной сбор: ромашка, липовый цвет, мята. При первых признаках боли помогает кисловатый морс из клюквы, брусники, вода с добавлением сока лимона или молотого имбиря.

Хорошо снимают несильную головную боль и ароматические масла («ароматерапия»). Масло розы, жасмина или лаванды с бергамотом при правильном индивидуальном подборе может ускорить выздоровление.

Лекарственные препараты следует применять лишь в исключительных случаях, лучше по рекомендации врача. Однако релаксация и предложенные упражнения обычно в силах заменить таблетки. Не терпите головную боль, мучительно ожидая, когда она сама отступит, а снимайте приступ.

Устали глаза?   

Вам пришлось заполнять протоколы — записывать мелким почерком имена, отчества и фамилии учащихся. Закончив оформление необходимых бумаг, вы почувствовали, что у вас устали глаза. Закройте глаза и представьте себе луг, заросший сочной зеленой травой. Постарайтесь мысленно сосредоточиться на этой картинке в течение двух-трех минут.

Устали голосовые связки?

Комментировать экзаменационное задание, отвечать на вопросы — выпало на вашу долю. Результат: у вас перенапряжено горло, устали голосовые связки. С закрытым ртом сделайте несколько мышечных усилий, при которых вы ощутите неприятное напряжение подчелюстных мышц, корня языка, глотки и гортани. Время упражнения - 5-10 секунд. Чувство напряжения в подчелюстных мышцах останется еще на две-три минуты, голос восстановится. Выпейте стакан чая с мятой или пососите мятную пастилку. Можно бросить в стакан горячей воды таблетку валидола и подышать парами в течение одной минуты.

Гигиенический массаж

Предлагаем технику массажа для снятия мышечного напряжения в области артикуляционно-резонаторного аппарата (гигиенический массаж) и ощущения звука в позиции резонаторов (вибрационный массаж с произнесением звуков М, Н, Л, Р, 3, В, Ж).

1.  Поглаживания кончиками пальцев в следующих направлениях:

-  от середины лба к вискам и далее вокруг глаз до переносицы;

- от переносицы к околоушной впадине;

-  от кончика носа по его спинке вверх и обратно;

- винтообразные движения вокруг кончика носа с переходом на верхнюю и нижнюю губу.

2.  Массаж нижней челюсти и подбородка:

-  от подбородка к околоушной впадине, далее к затылку тыльными сторонами кистей и в обратном направлении — ладонями.

Вибрационный массаж с произнесением текста

Слегка поколачивать пальцами по спинке носа от его кончика к переносице, туда и обратно, от переносицы — вокруг глаз, и снова к кончику носа.

Установив пальцы на левой и правой подушечке у спинки носа, производить легкие вибрирующие поколачивания пальцами при выдохе.

Во время вибрационного массажа протяжный звук М должен произноситься как г-м-м с закрытым ртом.

Если вас раздражает шум, то крепко прижмите ладони к ушам и с силой, резко отдерните руки. Повторите упражнение пять-семь раз.

Если вы почувствовали боль в пояснице, перемените положение тела: если вы сидели - встаньте и походите, если стояли - сядьте поудобнее, расслабьте мышцы.

Если у вас плоскостопие, постарайтесь в течение дня несколько раз переобуваться, чтобы менять нагрузку на свод стопы.

Всегда помните: не надо накапливать дискомфортные ощущения.
Будьте здоровы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер – класс у чителя биологии МБОУ «Киреевская гимназия» Ивановой Марины Викторовны Тема: « Формирование здоровьесберегающей образовательной среды учебного заведения »

Слайд 4

Критерии правильно организованного здоровьесберегающего урока: -отсутствие усталости у учащихся и педагога; -положительный эмоциональный настрой; -удовлетворение от сделанной работы; -желание продолжить работу.

Слайд 5

Способы организации здоровьесберегающего урока 1. Подготовка кабинета к уроку с учётом норм САНПИНа . 2. Организационный момент. Положительный эмоциональный настрой. 3. Использование разнообразных форм, методов, приёмов работы на уроке. 4. Использование динамических пауз и физкультминуток, релаксационных видеорядов. 5. Забота о правильном положении тела. 6. Создание психологического комфорта на уроке. 7. Нормирование домашних заданий. 8. Система оценивания знаний, позволяющая снизить психологическую нагрузку. 9 . Рефлексия.

Слайд 6

Формы рефлексии

Слайд 7

Основные правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий Правило 1. Правильная организация урока . Правило 2. Использование каналов восприятия . Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся . Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности.

Слайд 8

Распределение интенсивности умственной деятельности Часть урока Время Нагрузка Деятельность 1-й этап. «Врабатывание» 5 мин Относительно невелика Репродуктивная 2-й этап. Максимальная работо - способность 20-25 мин. Максимально возможная с незначительным понижением на 15 минуте Творческая (знакомство с новым материалом) 3-й этап. Конечный «порыв» 10-15 мин. Небольшое понижение работоспособности Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного материала

Слайд 9

Организация внеклассных мероприятий

Слайд 10

Занятия по программе «Школа здоровья» В начальной школе: «Осанка - важнейший компонент здоровья », « Волшебная радуга», «Чистота – залог здоровья», «Теле- и игромания » и др. В среднем звене: «Сотовый телефон в жизни человека», «Вредная газировка и жевательная резинка», «Курение: иллюзии и реальность», «Поколение «комп», «Правильное питание – залог здоровья», «Туберкулёз и его профилактика», «Воздействие шума на психику человека» и др. В старшем звене: «Правда о СПИДе», «Наркотики и наркомания», «Аборты с духовной и медицинской точек зрения», «Уход за кожей», «Анаболики и их влияние на организм», «Профилактика ранних половых связей», «Стресс и стрессоустойчивость», «Пирсинг: прокол в никуда», «Пивной алкоголизм у подростков», «Тайна счастья. Целомудрие» и др.

Слайд 11

Здоровье и педагог Только в сильном, здоровом теле дух сохраняет равновесие, и характер развивается во всем своем могуществе. Г.Спенсер

Слайд 12

К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся : заболевания органов зрения - миопия(близорукость ); заболевания органов дыхания (ларингит); заболевания опорно-двигательного аппарата остеохондроз, радикулит; синдром хронической усталости (головные боли); гиподинамия. Как профессиональная группа учительство отличается крайне низкими показателями физического здоровья

Слайд 13

Нарушения нервно-психического здоровья имеют : после 10-ти лет работы более 35% педагогов; после 15-ти лет стажа – 40 %; после 20-ти лет – более 50 % педагогов . Диагноз- синдром хронической усталости Самочувствие человека, страдающего СХУ, определяется как «постоянное недомогание, будто после гриппа». Но тянуться такое состояние может месяцами, даже годами. Главный критерий СХУ - снижение работоспособности в 2-4 раза.

Слайд 15

Методические рекомендации по сохранению собственного здоровья учителя Начинайте каждый день с чувством радости. Поддерживайте это состояние в течение дня. Прежде чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти. Относитесь к людям так, как вы хотели бы чтобы люди относились к вам. Питайтесь регулярно и разнообразно. Исключайте жареную, жирную пищу, алкоголь. Увеличьте потребление овощей, фруктов, рыбы, мяса, молочных продуктов. Не переедайте на ночь. Спите не менее 8-ми часов в сутки. Занимайтесь физическими упражнениями и спортом. Старайтесь больше бывать на свежем воздухе. Любите свою душу и тело.

Слайд 16

Строим мы карьеру, что порою сложно, Нам тропой крутою надобно идти, Только без здоровья это невозможно: Дюже ураганы дуют на пути. За судьбину деток мы переживаем, В мир большой выводим маленьких таких, Счастья без здоровья нет на свете, знаем, Молимся о здравье Господу за них! Так куда б ни шли мы, чем ни занимались, Главное – здоровье, что ни говори, Внешне как бодриться мы бы ни старались, Трудно без здоровья, это се ля ви ! Оксана Варникова



Предварительный просмотр:

Открытый комбинированный урок – обобщение «Удивительный мир амфибий и рептилий».

Тема урока – на слайде. Оборудования и наглядные пособия: таблицы, скелеты и модели.

Оборудование: листочки с фамилиями, на которых будут фиксироваться баллы; белые листы бумаги для самолётиков,  присоски от детских игрушек, пружины, кусок пластилина, резинка, теннисный шарик и резиновый шарик.

  1. Организационный момент.
  2. Разминка. Фрагмент мультфильма.
  3. Моделирование.
  4. Физкультминутка .
  5.   Вопросы.
  6. Своя игра.
  7. Динамическая или релаксационная минутка.
  8. Заключение. Рефлексия и выставление оценок.
  9. Домашнее задание.

Организационный момент (2 мин). Тема урока.  Цели урока: повторение и углубление знания о строении, процессах жизнедеятельности, многообразии и значении пресмыкающихся и земноводных; формирование навыков моделирования; создание атмосферы психологического комфорта на уроке.

 Система оценивания - зарабатывание +, которые самостоятельно фиксируются учеником.Самоконтроль.

Мультэпизод. Посмотрите, пожалуйста, на экран (4мин).Фрагмент мультфильма «зарядка для хвоста» из серии «38 попугаев»

 Проблемный вопрос. Если нет ни рук, ни ног, каким же образом змеям удаётся передвигаться, да ещё и так быстро? И не только змеям, но и другим не менее интересным пресмыкающимся.

III . Способы передвижения и питания пресмыкающихся и земноводных.

Моделирование. 3 мин

    1)   Сделайте, пожалуйста, самолётик из бумаги. Запустите.

2) Прилипание к твёрдой поверхности. Присоски  к стеклу.

3)Пружинящие движения. Сожмите пружину и отпустите.

Задание. Посмотрите на слайды презентации и ответьте, с передвижением каких из этих животных схожи полёт самолётика, прилипание стрелы и пружинящие перемещения?

Слайды 2-13- 5мин.

     Приспособления к питанию. Теперь поговорим о способах питания этих животных. Только теперь задание будет обратным. После просмотра слайдов презентации вам нужно будет смоделировать способы заглатывания пищи у змей и способ охоты хамелеона. Давайте посмотрим на слайды (10-13)- 2мин.

Теперь самостоятельно, с помощью предложенных предметов, смоделируйте способ охоты хамелеона  и змеи (на столах резинки, пластилин, шарики резиновые и твёрдые) –2 мин.

При правильно выполненном задании каждый ученик получает по 3+.

Таким образом, моделируя различные способы передвижения и питания этих животных, мы наблюдали, как можно использовать знания биологии различных организмов для создания каких-либо механизмов, технических приспособлений. Есть целая наука, посвящённая этому – бионика.

IV. Физкультминутка . Упражнение «Буратино». Представьте себе, что вы змейка и ползёте по пустыне среди песков.- 3 мин.

Многие земноводные и рептилии зачастую вызывают у людей неприятные эмоции, отвращение и даже страх. Но заслуженно ли это? Ведь нередко мы просто несправедливо к ним относимся, недостаточно зная об их жизни и значении в природе. Давайте попробуем опровергнуть обвинения в их адрес.

V.  Вопросы. 5 мин.

1)Об Амфибиях и Рептилиях сложены разные басни и сказки. Какие сказки, басни вы знаете, в которых героями являются эти животные? (Царевна – лягушка, лягушка – путешественница, Дюймовочка, черепаха – Тортилла из Золотого ключика, мудрый удав Боа из сказки “Маугли”, птичка Тарри и крокодил, у которого болели зубы и т.д.)

2) В каких городах и почему поставлены памятники лягушке? Слайды 18-20

Человечество сильно обязано лягушке. Именно на этом животном ученые ставят свои опыты, на нем учатся студенты. На Земле есть памятники лягушке, в знак уважения и признательности за поистине неоценимые заслуги этого малоприметного создания, в медицинских, физиологических и фармакологических исследованиях, лапки  её были долгие годы электроизмерительными приборами физиков. Памятник российской лягушке-путешественнице был поставлен «Домодедово». У пассажиров и сотрудников аэропорта уже существует примета — чтобы полет был удачным, надо непременно дотронуться до ее лапки.

Лягушка на катушке .Северная Америка  

 При въезде в городок Коннектикут (США) стоит интересная и немного детская скульптура, изображающая лягушку на катушке с нитками. Виллимантик с незапамятных времен слывет Городом Ниток – не первое столетие он славится своей текстильной промышленностью. Для того чтобы подчеркнуть этот факт горожане с радостью и не без гордости установили на мосту монумент — Катушку Ниток. Так долгие годы памятник стоял на своем месте. Лягушка на катушке появилась позже. И вот как это случилось…

 Однажды темной ночью 1754 года горожане были разбужены леденящим душу криком. Встревоженные люди выбежали на улицы с ружьями и палками, чтобы защитить свой город. Простояв в кромешной темноте на холодном ветру с час, они так ничего и не увидели. Наутро их удивлению не было конца – вся площадь и окрестности города были усыпаны телами мертвых лягушек. Никто так и не понял, что случилось с бедными животными, возможно, они пали в битве за город? Во славу лягушек горожане установили новый памятник, который назвали «Файт» (fight), что переводится как «битва».

3) Что является символом и эмблемой современной медицины? Слайд 21,22

Герб всех медиков – это чаша добра и милосердия, обвитая змеей. Змея – это символ мудрости врачей, которая отдает свой яд для лечения больных людей.

Кроме того, змеи считаются священными животными в Индии, а в Малайзии есть даже змеиный храм.

Изображение змеи встречалось в головном уборе правителей Древнего Египта – фараонов.

VI. Своя игра.-10 мин. За каждый ответ ученик получает +.

VII. Заключение.  -2 мин.

«Мы относимся к животным свысока, полагая, что судьба их достойна сожаления. Ведь по сравнению с нами, они весьма не совершенны. Но мы заблуждаемся, жестоко заблуждаемся. Их мир старше нашего, а сами они – существа более законченные и совершенные, чем мы с вами. Животные – не меньшие наши братья и не бедные родственники, они - иные народы,  вместе с нами угодившие в сеть жизни, в сеть времени, такие же, как и мы, пленники земного великолепия и земных страданий».  

                                                                                                                         Генри Бестон

VIII.Рефлексия и выставление оценок . – 3 мин.

IX. Домашнее задание и итоги урока.  1 мин. Повторить темы «Земноводные и пресмыкающиеся». Подготовиться к письменной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Формирование Универсальных Учебных Действий на образовательном занятии вокального объединения «Серебряные нотки»

Мастер-класс на вокальном кружке посвящен знакомству участников мастер-класса с комплексом упражнений, способствующих формированию универсальных учебных действий...

Формирование здоровьесберегающей образовательной среды

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Формирование здорового образа жизни обучающихся с ОВЗ"...

Формирование адаптивной образовательной среды на уроках математики через призму здоровьесберегающих технологий

Использование здоровьесберегающих технологий  в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном пространстве, проявлять свои творческие способности, а учителю э...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА  В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ...

Мастер-класс "Формирование познавательных логических универсальных учебных действий на уроках математики"

 Цель мастер-класса: познакомить с методами и приемами по формированию и развитию УУД на уроках математики и проектированию заданий по математике, формирующих познавательные (логические) У...

методическая разработка по организации здоровьесберегающей образовательной среды в образовательной организации

методическая разработка посвящена нормативно-правовым документам по организации здоровьесберегающей образовательной среды в образовательной организации...