Формирование здоровьесберегающей образовательной среды
методическая разработка по теме

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Формирование здорового образа жизни обучающихся с ОВЗ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната   VIII вида  через реализацию программы здорового образа жизни школьников».

   Выдающийся философ Бертон Рассел заметил: «Если вы не думаете о своем будущем, у вас, его не будет». Наше будущее – это наши дети. Ухудшение здоровья детей школьного возраста  в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Проблема здоровья относится к категории таких проблем, о которых вроде бы все знают – и как его сохранить, и чем его поправить, и что пить и есть, чтобы его не подорвать. И делаем мы для его сохранения как будто бы все больше и больше, но вместе с тем проблема остается не разрешимой.

   Проблема сохранения здоровья касается и детей нашего класса. Здоровье детей с проблемами в развитии связано с условиями их жизни, особенностями обучения, зависит от состояния здоровья их родителей, наследственности.

   Здоровье детей с ограниченными возможностями не оставило меня равнодушной. Таким образом, определилась направленность педагогической деятельности - валеология.

   Ключевое понятие в валеологии - гармония. А формирование гармонично-развитой личности - цель воспитания. Прежде чем начать работу по формированию здоровьесберегающей образовательной среды в классе, необходимо организовать системный подход в проведении валеологической работы. Но чтобы данная система была эффективна, нужно определить уровень проблемы, то есть состояния здоровья, физических возможностей, уровень санитарно – гигиенических навыков, правил поведения в экстремальных ситуациях школьников. С этой целью была  проведена  исследовательская  работа: изучение личных дел и анамнеза, карты физического развития учащихся. В ходе наблюдений, индивидуальных бесед с родителями и медицинскими работниками было выявлено  20 заболеваний. В классе 13 человек и лишь одна девочка соматически здорова. На основе исследования, которое было проведено на классе, было установлено, что учащиеся имеют низкий уровень  знаний о правилах здоровья и низкий уровень санитарно – гигиенических навыков. 78%  родителей злоупотребляют алкоголем. Все эти факторы указывают на  то, что в классе необходимо формировать здоровьесберегающую образовательную среду.

   Основными направлениями формирования здоровьесберегающей  образовательной среды стали:                                                                                                                      

  • Создание системы позитивно действующих факторов: оформление класса, участка школы, спальни, уголка здорового образа жизни, включение и приобщение воспитанников к этой деятельности;
  • Разработка моделей коррекционно-развивающих занятий по формированию здорового образа жизни школьников.
  • Организация досуговой деятельности, ориентированной на коррекцию недостатков  развития и формирования механизмов компенсации с опорой на сохранные анализаторы (оригами, игротерапия, вязание, вышивание, посещение кружков, спортивных секций).

Цель формирования здоровьесберегающей образовательной среды:

 -  обеспечить учащимся сохранение здоровья за период обучения в школе, сформировать необходимые знания, умения, навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Реализация данной цели обозначила проблемы:

- как использовать сохранные возможности организма учащихся;  

- как уберечь детей от вредных привычек и как помочь избавиться от них;

- как обеспечить потребность в действиях, которые бы помогли сохранению и укреплению здоровья;

- проблема полового воспитания.

Трудности в решении этих проблем подтолкнули к созданию системы занятий о здоровье. Созданная система занятий легла в основу программы «Здорового образа жизни школьников». Основная идея программы:

- забота о здоровье школьников;

- стабилизация всего хода физического развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, успешной социализации в современном обществе.

Главная цель программы: формирование у учащихся социальных и жизненных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, активную деятельную жизнь и долголетие.

Программа состоит из 6 разделов.

1 раздел «Я – человек» направлен на изучение ребёнка. Задача этого раздела направлена на ознакомление детей с доступными знаниями о человеке и его здоровье, на познание себя.

2 раздел « Гигиена» включает в себя гигиенические правила об уходе за телом, о соблюдении гигиены в бытовых ситуациях, общении с другими людьми, знания о правильном питании и закаливании.

3 раздел «Движение – это жизнь» имеет задачи, направленные на развитие движений.

4 раздел «Вредные привычки» задача этого раздела – профилактика вредных привычек. Включает соответствующий объем знаний,  игр, тренингов, диспутов в выборе правильного поведения, ведущего к пониманию негативного отношения к курению, спиртному.  

5 раздел «Береги себя» содержит знания по правилам поведения, общения школьников между собой и взрослыми. Учащиеся упражняются в выработке правильного поведения  в чрезвычайных ситуациях.

После 15 лет большое место в жизни молодого человека отводится взаимоотношениям, поэтому 6 раздел «Я и ты». Чтобы стать любимым, надо быть здоровым, так можно характеризовать сексуально-мотивированное поведение подростков.

Прогнозируемый результат программы – здоровый физически, нравственно адекватно оценивающий свое место и предназначение выпускник.

Опыт реализации программы отслеживается по четырем векторам

I – вектор:

II – вектор:

III – вектор:

IV – вектор:

Результаты реализации программы отслеживается через диаграмму Уровень соматического здоровья школьников повысился с 10% до 39%, санитарно-гигиенические навыки с 17 % до 100%, организация активно-двигательного досуга с 10%  до 78%, охват кружковой работой с 39% до 100%.

Несмотря на то, что опыт реализации данной программы  стал эффективным, считаем, что для продолжения формирования здоровьесберегающей образовательной среды нужна система работы, которая стала выстраиваться  по различным направлениям, о чем свидетельствует циклограмма валеологической работы:

Направления работы

Классные мероприятия

Формы работы с учащимися

Формы работы с родителями

Диагностика

Медосмотр школьников

Валеологические занятия, мониторинги, оздоровительные игры

Беседы, оформление папок – передвижек.

Анализ данных о состоянии здоровья

Информирование педагогов, консультации специалистов

Информирование о результатах медосмотра, заполнение дневников здоровья

Знакомство с результатами медосмотра

Оздоровление и формирование полезных привычек

День здоровья, профилактическая работа медкабинета, занятия физкультурой, спортивные часы, секции, занятия с психологом

Встречи с медицинскими работниками, экскурсии, составление буклетов, конкурсы плакатов

Праздник Здоровья

В результате  формирования здоровьесберегающей образовательной среды у воспитанников данного класса:

  • повысилась мотивация школьников к здоровому образу жизни, соблюдению законов и правил общежития, готовность к реализации личностного потенциала;
  • снизился уровень заболеваемости ОРЗ (с 65% до 34%), снят диагноз гипотрофии, плоскостопия, хронический тонзиллит;
  • сокращение количества конфликтных ситуаций, отсутствие правонарушений и преступлений;
  • укрепление и оздоровление социально-психологического климата в классе;
  • уменьшение числа «трудных» подростков посредством привлечения их социально-значимой деятельности;
  • активное и результативное участие школьников в различных мероприятиях.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер - класс « Формирование здоровьесберегающей образовательной среды учебного заведения »

Мастер – классучителя биологии МБОУ «Киреевская гимназия»Ивановой Марины ВикторовныТема: « Формирование здоровьесберегающей образовательной среды учебного заведения »...

Обеспечение здоровьесберегающей образовательной среды школы в соответствии с требованиями ФГОС НОО

В Концепции модернизации Российского образования определена  важнейшая задача деятельности педагогических коллективов: достижение современного качества образования. Неотъемлемой частью этого проц...

Формирование адаптивной образовательной среды на уроках математики через призму здоровьесберегающих технологий

Использование здоровьесберегающих технологий  в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном пространстве, проявлять свои творческие способности, а учителю э...

Организация здоровьесберегающей образовательной среды в условиях ФГОС

Актуальность и практическая значимость проекта "Организация здоровьесберегающей образовательной среды в условиях ФГОС" обучловлена тем, что одним из главных стратегический целей образования , которые ...

Создание здоровьесберегающей образовательной среды в коррекционной школе VIII вида (для детей с психическими и физическими недостатками)

Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Изменения приоритетов общества способствовали изменению мативации образовательной деятельности учащихся, замедлил...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА  В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ...

методическая разработка по организации здоровьесберегающей образовательной среды в образовательной организации

методическая разработка посвящена нормативно-правовым документам по организации здоровьесберегающей образовательной среды в образовательной организации...