Местообитание и внешнее строение птиц
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Костюченко Анна Николаевна

Знакомство учащихся с характеристикой птиц,  особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания;  обучение учащихся приёмам самостоятельной учебной деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс Птицы

Тема: «Местообитание и внешнее строение тела птиц»

Цели: познакомить учащихся с характеристикой птиц, раскрыть особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания; продолжить обучение учащихся приёмам самостоятельной учебной деятельности.

Формирование умений: устанавливать причинно-следственные связи,  анализировать, работать с различными источниками информации.

Оборудование:  Чучела птиц, таблица «Тип хордовые. Класс Птицы», наборы перьев, набор открыток «Кто как летает?».

Ход урока:

I. Организационный момент(1-2 минуты).

Здравствуйте, ребята, садитесь. (слайд 1)

II. Постановка проблемы (5-8 минут).

Сегодня мы  с вами приступаем к изучению класса Птицы (слайд 2) – наиболее многочисленной группы наземных позвоночных животных, объединяющей около 8600 видов, разделяющихся на 35 – 40 отрядов. Вспомним для сравнения, что число современных амфибий равно 2000 видам, рептилий – 6000. (слайд 3)

Птицу, нельзя спутать ни с каким другим позвоночным животным.

  1. На основе, каких признаков внешнего строения животного можно сказать, что это – птица?

Верно, птицы – это единственная группа животных, пользующаяся двумя способами передвижения: полёт с помощью крыльев и передвижение по земле, деревьям и воде с помощью задних конечностей.

Полёт птиц обладает такими качествами, как необычайная манёвренность, надёжность, безопасность, экономичность (синичка на одном грамме жира пролетает 100 км!), которые ещё пока  недостижимы в авиации. (слайд 4)

III. Изучение нового материала (25-30 минут).

Несмотря на разнообразие мест обитания, форм, величину, окраску, повадок птицы имеют сходные черты внешнего строения. Приступаем к выполнению лабораторной работы (См. инструктивная карточка №1) и выясним особенности внешнего строения птиц, позволившим им подняться в небо. (слайд 5)

                       

                           Лабораторная работа

            «Внешнее строение и оперение птицы»

Цель: изучить особенности внешнего строения птиц, связанные со способностью к полёту.

Материал и оборудование: чучела птиц, раздаточный материал «Коллекция перьев птиц», ручные лупы, фотографии птиц.

 Рекомендации по подготовке к занятию: для работы надо изготовить раздаточный материал «Коллекция перьев птицы», обычно используют куриные, а если удаётся, то и гусиные перья. Однако в последнее время для коллекции чаще стали использовать перья волнистого попугайчика. Это связано с небольшими размерами (можно уменьшить размер карточки) и окраской пера. Перья собирают во время линьки. На карточку наклеивают контурное и пуховое перо, собственно пух. Кроме раздаточного материала для работы потребуется чучела птиц.

Инструктивная карточка.

  1. Рассмотрите чучело птицы. Какова форма её тела? Перечислите отделы тела птицы. По каким признакам птицу можно отличить от других позвоночных животных? Что вы знаете о покровах тела птиц?
  2. Выясните, как расположены перья на теле птицы. Где размещаются более мелкие перья, а где – более крупные? Почему?
  3. Изучите набор перьев птиц. Сравните их строение, в чём сходство и различие. Обратите внимание на строение контурного пера. Найдите очин, ствол, опахало. Осмотрите щетинки опахала под лупой. Найдите бородки первого порядка. Какова функция бородок? Нарисуйте строение перьев и обозначьте их основные части.
  4. Рассмотрите голову птицы. Обратите внимание на клюв. Из каких частей он состоит? Найдите у основания клюва восковицу. Для чего она служит? Найдите наружные ноздри. Какие ещё органы чувств расположены на голове?
  5. Сравните строение передних и задних конечностей птицы. Почему в их строении возникли столь резкие различия?
  6. Подведение итогов работы: выпишите особенности строения птиц, связанные с полётом.

Строение пера:

 1.  Наружное опахало

 2. Стержень пера

 3. Очин

 4. Внутреннее опахало

 5. Добавочный стержень

 6. Бородки первого порядка

 7. Бородки второго  порядка,

  (схематично!).

  1. Вспомните отделы тела пресмыкающихся и назовите отделы тела птицы. (слайд 6)

В народе говорят: «Птицу узнают по перьям». Птицы способны летать в первую очередь благодаря наличию перьев, чрезвычайно лёгких и прочных. (слайд 7)

Перо  это видоизмененная чешуя, подобная чешуе пресмыкающихся. И чешуи, и перья представляют собой производные кожи, роговые выросты, лишенные всякой чувствительности, как ногти и волосы человека. (слайд 8)

Перья и пух не только сохраняют тепло, но и позволяют управлять теплоотдачей птицы.

Когда птице холодно, она распушает оперение, уменьшая его теплопроводность. Когда птице жарко, она прижимает оперение, увеличивая его теплопроводность. (слайды 9, 10)       

  1. Какие особенности пера обеспечивают птице способность летать? (слайды 11, 12, 13)

Полет играет в жизни птиц необычайно важную роль. Полет  это поиск пищи и мест гнездований, способ охоты и бегства. Кроме обычного машущего полета, птицы могут планировать, парить, пикировать, трепетать на месте. Они могут летать, едва шевеля крыльями, а могут работать ими с недоступной для глаз быстротой, могут делать незначительные взмахи, а могут так глубоко опускать и поднимать крылья, что те будут хлопать друг о друга. У стрижей и ласточек продолжительный и стремительный полет служит для добывания пищи на лету. И крылья у них длинные и узкие. А орлы и грифы, канюки долго и неторопливо парят на длинных и широких крыльях, высматривая добычу. (слайд 14)

Ласточка-касатка хватает мелких насекомых на лету, совершая резкие повороты (до 30°). Сильно вырезанный хвост служит касатке рулем при боковых поворотах. Часто пикирующие с высоты птицы, например, поморники и щурки, имеют, наоборот, удлиненный в средней части хвост.

С аэродинамической точки зрения интересно и щелевое строение вершины крыла. Маховые первостепенные перья вершины крыла некоторых птиц растопыриваются, и между ними образуются щели (глухари, лесные воробьиные, синицы и др.). Это способствует увеличению подъемной силы. Так, ястреб-тетеревятник весит 1,21,3 кг, а может принести курицу весом до 900 г.

Учеными были проведены интересные опыты. Они заклеили папиросной бумагой щели между первостепенными маховыми перьями и это затрудняло взлет. А при полете птицам приходилось делать больше взмахов крыла.

Продолжим работу над изучением внешнего строения птицы. (слайд 15)

  1. Какие органы располагаются на голове птицы?
  2. Чем передняя конечность птицы отличается от передней конечности ящерицы или другого пресмыкающегося.
  3. А зачем птице нужен клюв? (слайды 16,17)
  4. Какая часть ног птицы не оперена? Чем она покрыта? (слайд 18)
  5. У каких ранее изученных групп животных имеется такой же покров?
  6. Сколько пальцев на ногах птицы? Как они располагаются?
  7. Каковы особенности строения задней конечности птицы по сравнению с аналогичной у пресмыкающихся.

Птицы, как и пресмыкающиеся, имеют кожу, лишенную потовых желез, выделения которых смачивали бы перья. Тогда они не выполняли бы своей роли — защиты тела от потери тепла. Но у большинства птиц имеется парная копчиковая железа, особенно сильно развитая у водоплавающих. Эти жироподобные выделения служат для смазывания перьев и содержат витамины, необходимые для организма птицы. Смазанное перо сохраняет свою форму, не загрязняется, а также и не намокает. (слайд 19)

У некоторых птиц, например, у цапель, особые пуховые перья (пудретки) выделяют очень тоненькие роговые пластиночки, размером в тысячные доли мм. Эти пластиночки в виде пудры осыпают оперение птицы. У таких птиц копчиковая железа не развита.

Вот мы и закончили изучение особенностей внешнего строения птицы. Сейчас вы немного посовещаетесь друг с другом в парах, и через несколько минут выскажете свое мнение о том, какие особенности строения тела птицы человек использовал в самолетостроении.

IV. Общие выводы, заключения.

  1. Обтекаемая форма тела птицы (уменьшение трения).
  2. Особенности строения тела в зависимости от типа полета (несущие плоскости).
  3. Наличие перьевого покрова (летательная поверхность).
  4. Наличие хвоста, служащего птице рулем.
  5. Образование цевки как посадочного устройства. (слайд 20)

V. Закрепление изученного материала (3-5 минут).

Выберите правильный ответ.

  1. Перья способствуют сохранению тепла в теле птицы, так как (слайд 21)

а)        состоят из ствола и опахала;

б)        воздух, который находится между ними, обладает большой теплопроводностью;

в)        воздух, который находится между ними, обладает малой теплопроводностью;

г)        они смазаны маслянистой жидкостью, которая образуется в копчиковой железе.

2.        У птиц, в отличие от пресмыкающихся есть (слайд 22)

а) хвост;        б) шея;        в) крылья;        г) когти.

3.        Обтекаемая форма тела птиц  это приспособление к:

а) полету        в) размножению;

б) защите от хищников;        г) поиску корма;

4.        На ногах птиц есть роговые чешуйки, что свидетельствует об их

родстве с (слайд 23)

а) пресмыкающимися;        в) млекопитающими;

б) земноводными;        г) кольчатыми червями.

5.        У птиц не является приспособлением к полету:

а) обтекаемая форма тела;        в) когти;

б) крылья;                  г) образование цевки.

Ответ: 1 — в; 2 — в; 3 — а; 4 — а; 5 — в.

Домашнее задание. Изучить текст учебника, с. 208-210. Оформить отчёт о лабораторной работе. Тетрадь на печатной основе задание 133, 134. (слайд 24)

Спасибо за внимание! (слайд 25, 26)



Предварительный просмотр:

                         Лабораторная работа

            «Внешнее строение и оперение птицы»

Цель: изучить особенности внешнего строения птиц, связанные со способностью к полёту.

Материал и оборудование: чучела птиц, раздаточный материал «Коллекция перьев птиц», ручные лупы, фотографии птиц.

   

Инструктивная карточка.

  1. Рассмотрите чучело птицы. Какова форма её тела? Перечислите отделы тела птицы. По каким признакам птицу можно отличить от других позвоночных животных? Что вы знаете о покровах тела птиц?
  2. Выясните, как расположены перья на теле птицы. Где размещаются более мелкие перья, а где – более крупные? Почему?
  3. Изучите набор перьев птиц. Сравните их строение, в чём сходство и различие. Обратите внимание на строение контурного пера. Найдите очин, ствол, опахало. Осмотрите щетинки опахала под лупой. Найдите бородки первого порядка. Какова функция бородок? Нарисуйте строение перьев и обозначьте их основные части.
  4. Рассмотрите голову птицы. Обратите внимание на клюв. Из каких частей он состоит? Найдите у основания клюва восковицу. Для чего она служит? Найдите наружные ноздри. Какие ещё органы чувств расположены на голове?
  5. Сравните строение передних и задних конечностей птицы. Почему в их строении возникли столь резкие различия?
  6. Подведение итогов работы: выпишите особенности строения птиц, связанные с полётом.

Строение пера:

 1.  Наружное опахало

 2. Стержень пера

 3. Очин

 4. Внутреннее опахало

 5. Добавочный стержень

 6. Бородки первого порядка

 7. Бородки второго  порядка,

  (схематично!).



Подписи к слайдам:

Местообитание и внешнее строение тела птиц
Автор: Костюченко А.Н., учитель биологии НМОУ «Лицей №84», г. Новокузнецк
8600 видов
2000 видов
6000 видов
На основе каких признаков внешнего строения животного можно сказать, что это – птица?
Единственная группа животных пользующаяся двумя способами передвижения!!!
манёвренность; надёжность; безопасность; экономичность
Синичка на одном грамме жира пролетает 100 км!
Лабораторная работа «Внешнее строение и оперение птиц»
Цель: изучить особенности внешнего строения птиц, связанные со способностью к полёту.Материал и оборудование: чучела птиц, раздаточный материал «Коллекция перьев птиц», ручные лупы, фотографии птиц. Инструктивная карточка. (См. карточка)
1. ОПИШИТЕ ФОРМУ ТЕЛА ПТИЦЫ И УКАЖИТЕ, ИЗ КАКИХ ОТДЕЛОВ ОНО СОСТОИТ.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ПТИЦЫ
ГОЛОВА
ШЕЯ
КРЫЛО
ХВОСТ
ТУЛОВИЩЕ
ЦЕВКА
В народе говорят: «Птицу узнают по перьям»
Птицы способны летать в первую очередь благодаря наличию перьев, очень лёгких и прочных!
Перо – это видоизменённая чешуя, подобна чешуе пресмыкающихся!
ГДЕ РАСПОЛАГАЮТСЯ САМЫЕ КРУПНЫЕ ПЕРЬЯ, А ГДЕ – БОЛЕЕ МЕЛКИЕ?
Перья делают тело обтекаемым и обеспечивают полет. По своему назначению они делятся на полетные перья (маховые и рулевые) и кроющие (головы, тела, крыльев, хвоста).
Перья и пух не только сохраняют тепло, но и позволяют управлять теплоотдачей птицы. Когда птице холодно, она распушает оперение, уменьшая его теплопроводность. Когда птице жарко, она прижимает оперение, увеличивая его теплопроводность.         
ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ПЕРА ПТИЦЫ
1.
2.
3.
ОПАХАЛО
ОЧИН
СТЕРЖЕНЬ
Внутреннее строение пера
Строение пера: 1. Наружное опахало 2. Стержень пера 3. Очин 4. Внутреннее опахало 5. Добавочный стержень 6. Бородки первого порядка 7. Бородки второго порядка, (схематично!)
Увеличение 10
ПРИ УВЕЛИЧЕНИИ В 10 РАЗ МОЖНО УВИДЕТЬ БОРОДКИ ПЕРВОГО ПОРЯДКА
А ПРИ УВЕЛИЧЕНИИ В 200 РАЗ МОЖНО УВИДЕТЬ БОРОДКИ ВТОРОГО ПОРЯДКА
УВЕЛИЧЕНИЕ В 200 РАЗ
Полёт играет важную роль, в жизни птиц?
Машущий полёт
Манёвренный полёт
Трепещущий полёт
Парящий полёт
?
Рассмотрите голову птицы. Какие органы располагаются на ней?
1.
2.
3.
5.
4.
ГЛАЗ
СЛУХОВОЕОТВЕРСТИЕ
ПОДКЛЮВЬЕ
ЯЗЫК
НАДКЛЮВЬЕ И НОЗДРЯ
Значение клюва
Какая часть ног не оперена? Чем она покрыта?
РАЗНООБРАЗИЕ НОГ У ПТИЦ СВЯЗАНО С РАЗНЫМ ОБРАЗОМ ЖИЗНИ !!!
С чем связано такое разнообразие?
Сколько пальцев на ногах птицы и как они располагаются?
Кожа птиц, также как и пресмыкающихся лишена потовых желёз. Почему???
Они бы смачивали перья, и тогда они бы не выполняли своей основной функции – защиты от потери тепла.Но у большинства есть парная копчиковая железа!!!
Какие особенности строения тела птицы человек использовал в самолётостроении???
Обтекаемая форма тела птицы (уменьшение трения). Особенности строения тела в зависимости от типа полёта (несущие плоскости). Наличие перьевого покрова (летательная поверхность). Наличие хвоста, служащего птице рулём. Образование цевки как посадочного устройства.
Закрепление…
Перья способствуют сохранению тепла в теле птицы, так как: А) состоят из ствола и опахала;Б) воздух, который находится между ними, обладает большой теплопроводностью;В) воздух, который находится меду ними, обладает малой теплопроводностью;Г)они смазаны маслянистой жидкостью, которая образуется в копчиковой железе.
2. У птиц, в отличие от пресмыкающихся есть:А) хвост; Б) шея; В) крылья; Г) когти.3. Обтекаемая форма тела птиц – это приспособление к:А) полёту; В) размножению;Б) защите от хищников; Г) поиску корма.
4. На ногах птиц есть роговые чешуйки, что свидетельствует об их родстве с:А) пресмыкающимися; В)млекопитающими;Б) земноводными; Г) кольчатыми червями.5. У птиц не является приспособлением к полёту: А) обтекаемая форма тела; В) когти;Б) крылья; Г) образование цевки.
Домашнее задание
Изучите текст учебника с. 208-210. Тетрадь на печатной основе задание 133, 134.Оформить отчёт о лабораторной работе.
http://www.info-divan.ru/?p=28 http://tana.ucoz.ru/index/0-8 http://pict.by.ru http://www.floranimal.ru/ http://images.yandex.ru
Информационные источники:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Местообитание и внешнее строение Птиц"

В данной презентации  рассматриваются особенности внешнего строения птиц, различия в морфологии относительно мест обитания конкретных экологических групп....

ПРОЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ 7 класс по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев»

ПРОЕКТ  УРОКА  ПО  БИОЛОГИИ  7 класс  по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев» Урок построен с ис...

Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»

Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...

Методическая разработка урока биологии на тему "Местообитание и внешнее строение рыб"

Представленный материал разработан для проведения урока биологии в 8 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость)...