Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и жизни человека
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Астафьева Анастасия Александровна

 

Тезисы

«Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и жизни человека»

 

            Данную разработку урока рекомендуется  использовать при изучении биологии в 7 классе с применением  любого УМК.

            Основной мыслью статьи является реализация системного-деятельностного подхода  при изучении биологии.

·         Классификация класса Пресмыкающиеся

·         Особенности организации каждого отряда

·         Значение представителей отрядов в природе,  жизни человека

Мметоды обучения: групповая работа, проектная деятельность, работа с литературой, иллюстрациями, проблемный и частично-поисковый методы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogoobrazie_presmykayushchihsya.docx31.75 КБ
Файл prilozhenie_1.docx17.68 КБ
Файл prilozhenie_2.pptx1.59 МБ

Предварительный просмотр:

Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и жизни человека

Цель: раскрыть многообразие  класса пресмыкающихся, ознакомить со значением в природе и жизни человека

Задачи:

Образовательные: познакомить обучающихся с основными отрядами класса рептилии, их распространением на планете, показать роль в природе и жизни человека

Развивающие:  продолжить совершенствовать навыки групповой работы и ведения монологической речи; приемы сравнения, анализа, синтеза; умения выделять главное при самостоятельной работе с учебником, дополнительной литературой

Воспитательные: формирование бережного отношения к природе, представителям животного мира, через знакомство с ролью рептилий в природе и жизни человека.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Методы: групповая работа, проектная деятельность, работа с основной и дополнительной литературой, иллюстрациями, проблемный и частично-поисковый методы

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «Многообразие пресмыкающихся», рабочие листы, ватман, конверты с иллюстрациями, задания для групповой работы

План работы:

I Организационный этап

II Мотивационно-ориентировочный

  1. Актуализация знаний
  2. Мотивация
  3. Целеполагание

III Изучение нового материала

  1. Постановка проблемной ситуации
  2. Решение проблемы
  3. Самостоятельная работа обучающихся
  4. Обсуждение результатов работы

IV Подведение итогов работы

V Закрепление

VI Рефлексия

VII Информация о домашнем задании

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Ожидаемые

результаты

I  Организационный этап

Здравствуйте ребята!  Cадитесь.

Добрый день, мои друзья!

Посмотрите на меня.

А сейчас я вам скажу, что всех, всех я вас люблю!

Посмотрите друг на друга.

Протяните соседу руку.

И скажите не тая, что все, все мы здесь друзья!

Надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере рабочего настроения и  полного  взаимопонимания, интересно и с пользой для всех. Отвечать на мои вопросы во время урока можно сидя. Работать мы будем с рабочими листами, которые находятся у вас на столах у каждого (приложение №1)

Учащиеся настраиваются на работу, сосредатачиваютя.

Позитивный настрой на работу

II

Мотивационно-ориентировочный

  1. Актуализация знаний

  1. Мотивация

 

  1. Целеполагание

1 Ребята, скажите пожалуйста какой большой раздел биологии вы изучаете сейчас?

А какой тип животных мы сейчас изучаем? А класс?

Что же их объединяет со всеми остальными представителями этого типа?

Какие же черты отличают?

2 Ребята отгадайте загадки.

  1. По реке плывет бревно.
    Ох и злющее оно!
    Тем, кто в речку угодил,
    Нос откусит ...
    (Крокодил)
  2. Вот лентяй 
    с зелёной кожей,
    он всегда гуляет лёжа.
    (крокодил)
  3. Живет спокойно, не спешит,
    На всякий случай носит щит.
    Под ним, не зная страха,
    Гуляет ...
    (Черепаха)
  4. Что за чудо! Вот так чудо!
    Сверху блюдо, снизу блюдо!
    Ходит чудо по дороге,
    Голова торчит да ноги.
    (черепаха)
  5. Она, как змейка,
     В траве мелькает,
     Хвостом виляет. 
     Хвост потеряет - 
     Другой вырастает.
     ( ящерица)
  6.  Мимо Юрки, Мимо Верки, 
     Мимо всех ребят вокруг 
     Мчится стрелка, мчится стрелка 
     И под серый камень - 
     Юрк...

            ( ящерица)

  1. Шелестя шурша травой ,

            Проползает  кнут живой.

            Вот он встал и зашипел :

            Подходи кто очень смел.

           (Змея)

  1. Длинна, а не нитка

            Зла, а не ведьма

            Черна, а  не ворон

            (змея)

3 На слайде показана схема (приложение 2) при заполнении которой мы увидим, что вы уже знаете и что бы хотели узнать.

Выполнили? Давайте посмотрим что у вас получилось.

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя

Отгадываю загадки, предлагают темы урока

Самостоятельная работа в группах на рабочих листах

Повторение пройденного материала, систематизация  знаний, подготовка к постановке темы урока.

Формулировка темы урока

Формулирование учащимися целей урока

III

 Изучение нового материала

  1. Постановка проблемной ситуации

  1. Решение проблемы

  1. Самостоятельная работа учащихся

  1. Обсуждение результатов работы

1 Итак когда поставлены тема и цели урока мы приступаем к изучению нового материала.

И первым перед вами стоит вопрос КТО ? У вас на столе лежит  белый конверт в нем рисунки с изображением различных животных  постарайтесь систематизировать (разделить) их на 4 группы. Ответьте на вопрос ПОЧЕМУ? (по каким признакам) проводилась классификация),  (картинки прикрепляют на ватман, который вывешивают на доску)

А теперь давайте посмотрим на представленные  фотоколлажи.

Почему деление произошло так , по каким признакам?  

Есть ли на вашем столе еще какие-либо предметы, привлекающие ваше внимание? (цветной конверт)

Откройте его? В нем представлена тема вашего задания для самостоятельной работы (задание 3 рабочий лист). На работу вам  дается 5-7 минут.

Каждая группа должна представить результат своей работы (выступление  представителя каждой группы )

Работают в группах , классифицируют представленные изображения, изготавливают фотоколлаж (проект)

Выдвигают собственный алгоритм деления класса на отряды

Отвечают на вопрос учителя, работают с дополнительной литературой

Представляют результат своей работы

Возникновение проблемной

ситуации

Решение проблемной ситуации

Групповое изучение предложенной темы.

Знакомство с особенностями каждого отряда.

V  

Закрепление

Давайте поиграем в игру «Вопрос-ответ… Верно или нет?»

1.Змеи-родственники крокодилов

Ответ: В Е Р Н О. И те, и другие относятся к классу пресмыкающихся.

2. Змеи видят в темноте.

Ответ: Н Е Т. Но даже при слабом зрении некоторые змеи могут охотиться в темноте. Это происходит потому, что в голове у них есть углубления, называемые лицевыми ямками, которые ощущают тепло находящегося поблизости животного.

3. Змеи гипнотизируют свою жертву.

Ответ: Н Е Т. Ни одна змея не способна загипнотизировать свою жертву.

4. Некоторые змеи, чувствуя опасность, притворяются мертвыми.

Ответ: В Е Р Н О. Когда появляется враг, уж иногда переворачивается на спину и высовывает язык. Он выглядит как мертвый. Мудрый поступок, так как большинство хищников предпочитают свежую пищу и чаще всего не обращают внимание на падаль.

5. Змеи отлично живут в неволе.

Ответ: В Е Р Н О. Многие змеи совершенно безобидны и, если с ними хорошо обращаться, становятся совсем ручными.

6. Змеи живут дольше людей..

Ответ: Н Е Т. Самым старым из известных змей – долгожителем был удав по кличке Поп-Ай. Он жил в прекрасных условиях в зоопарке, где за ним ухаживали и хорошо кормили. Умер он в 40 лет.

7.Тело пресмыкающихся покрыто роговой чешуей или роговыми пластинками.

8.Все пресмыкающиеся за исключением змей, - четвероногие животные.

9.К пресмыкающимся относятся различные виды ящериц, змей, крокодилов, черепах.

10.Ящерицы и змеи постоянно высовывают язык, выполняющий у них функцию жала.

11.Самое древнее животное среди современных пресмыкающихся – гаттерия.

Отвечают на вопросы игры

Сиситематизация нового «открытого» знания

VI

Подведение итогов

- Итак, скажите  какие цели, вы поставили перед собой в начале урока? Вы ответили на все вопросы урока? Достигнуты ли цели урока?  

- Напишите в своих рабочих листах, что вы узнали сегодня на уроке? Чему вы научились на уроке?

 - А что вы хотите узнать?  

Напишите, что вы хотите узнать на следующем уроке, какой класс позвоночных животных мы еще не изучали?

Рассуждают, отвечают.

Пишут в рабочих листах ответы на вопросы:

Я научился…

Я узнал…

Хочу узнать…

Самоанализ, мотивация к обучению на следующем уроке

VII

Рефлексия

- Скажите ребята, вам понравился урок? А что понравилось больше всего?

Перед вами  лежит камень , поместите на него ящерицу сходную с вашим ( белая плохое, желтая среднее, зеленая хорошее)

Собирают «камень настроения»

Удовлетворенность учащихся уроком.

VIII

 Постановка домашнего задания

  1. Заполнить таблицу на рабочих листах
  2. Дополнительное задание. Найти из дополнительных источников  информацию о представителях класса пресмыкающиеся.

Записывают домашнее задание.



Предварительный просмотр:

267-210-859 Астафьева Анастасия Александровна

Приложение 1

РАБОЧИЙ ЛИСТ

ТЕМА УРОКА_____________________________________________________________________

ЦЕЛИ УРОКА:

Знаю

-

-

-

-

-

-

-

-

П

Р

Е

С

М

Ы

К

А

Ю

Щ

И

Е

С

Я

Хочу знать

-

-

-

-

-

-

-

-

Задание №1

 Классифицировать предложенные иллюстрации на 4 группы и ответить на следующие вопросы:

КТО? ______________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

ПОЧЕМУ? (по каким признакам)_______________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №2

ОТРЯД _____________________________________________________________________________

ПЛАН ОТВЕТА:

  1. Название отряда
  2. Количество видов
  3. Основные представители
  4. Среда обитания
  5. Особенности строения
  6. Значение для природы и жизни человека

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ИГРА «ВОПРОС –ОТВЕТ… ВЕРНО ИЛИ НЕТ?»

ВЕРНО______________________________________________________________________________

НЕВЕРНО ___________________________________________________________________________

Я УЗНАЛ____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Я НАУЧИЛСЯ _____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

ХОЧУ ЗНАТЬ_______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Название отряда/ количество видов

Представители

Отличительные особенности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и жизни человека

Слайд 3

ЗНАЮ П Р Е С М Ы К А Ю Щ И Е С Я ХОЧУ ЗНАТЬ

Слайд 4

Отряд Черепахи Отряд Чешуйчатые Отряд Крокодилы Отряд Клювоголовые Гаттерии Подотряд Хамелеоны Подотряд Змеи Подотряд Ящерицы Класс Пресмыкающиеся

Слайд 5

200-250 видов Тело покрыто костно-роговым панцирем из 2-х щитов – брюшного (пластрона) и спинного ( карапакса ) Кости плечевого пояса частично срастаются с пластроном и карапаксом Челюсти лишены зубов, но покрыты роговым чехлом с острым режущим краем Хорошо развиты зрение и обоняние, хуже – слух Легкие сложного губчатого строения Отряд Черепахи

Слайд 6

Слоновая черепаха Гигантские черепахи с Галапагосских островов в Тихом океане когда-то жили колониями по несколько тысяч экземпляров, но китобои и охотники за тюленями сотнями брали их в качестве запаса свежего мяса для длительных путешествий. Черепах складывали грудами одну на другую в корабельные трюмы, где они оставались живыми почти целый год. Когда коку требовалось свежее мясо, он забивал одну из черепах и использовал мясо и жир, которого у черепах очень много. С тех времен популяции этих черепах так и не восстановились

Слайд 7

каролинская коробчатая черепаха Расписная черепаха

Слайд 8

Каймановая черепаха Хотя нам разинутая пасть представляется отталкивающей, маленькие рыбки видят на дне рта дрожащую червеобразную приманку, которую находят неотразимой, и устремляются к ней себе на погибель

Слайд 9

Кожистая черепаха Кожистая черепаха, самая крупная из всех морских черепах. Ее панцирь покрыт кожистой оболочкой , а не роговыми пластинками, как у других видов. Главную угрозу для существования нарушение их естественных мест обитания.

Слайд 10

Эта черепаха, называемая змеиношейной, происходит из Новой Гвинеи. Она обитает исключительно в воде и использует длинную и подвижную шею для ловли маленьких рыбок и головастиков.

Слайд 11

Отряд Чешуйчатые. Подотряд Змеи . 2700-3000 видов Кожа покрыта мелкой роговой чешуей Конечности и их пояса редуцированы Нет грудной клетки Зубы дифференцированы: у ядовитых змей есть специальные зубы Немигающие глаза прикрыты прозрачными оболочками Не слышат – отсутствует барабанная перепонка Развиты сейсмочувствительность , обоняние, осязание Одно легкое, второе редуцировано

Слайд 12

Клык гремучей змеи при укусе действует как шприц. Резервуар с ядом, находящийся у его основания, сжимается, выталкивая яд в тело жертвы.

Слайд 13

Язык Постоянное выпускание и втягивание язычка является эффективным методом отбора проб воздуха на важные химические компоненты. При втягивании язык оказывается рядом с органом Якобсона, и его нервные окончания определяют эти вещества

Слайд 14

Анаконда убивает добычу путем удушения. Благодаря способности смещать свои челюсти она может проглотить добычу гораздо более крупную, чем ее голова.

Слайд 15

Во избежание неприятностей свиноносая змея притворяется мертвой, приводя таким образом в недоумение своих потенциальных врагов. Вид явно дохлой змеи заставляет их удалиться.

Слайд 16

Смертоносная рогатая гадюка из Африки использует защитную окраску, чтобы спрятаться. Передвигается она подобно рогатой гремучей Змее , причем сила броска бывает так велика, что змея подпрыгивает Рогатая гадюка

Слайд 17

Эта, напоминающая внешним видом сучок, змея с Мадагаскара демонстрирует самую выдающуюся маскировку в царстве животных.

Слайд 18

Щитомордники Б айкальский щитомордник Водяной щитомордник

Слайд 19

Ромбический гремучник Техасский гремучник Гремучники Рогатый гремучник Atlas Editions artwork

Слайд 20

Анаконда Боа, питоны и самая крупная из всех - анаконда, достигающая в длину 9 метров (29,7 футов) захватывают и душат крупных млекопитающих. Они могут побороть и, в конце концов, проглотить оленя, поросят, капибару, и даже есть примеры пожирания людей гигантскими анакондами Южной Америки Тигровый питон Анаконда Atlas Editions artwork

Слайд 21

Подотряд Хамелеоны Среди самых замечательных ящериц следует отметить хамелеона, известного способностью изменять окраску и имеющего поразительно подвижный и сверхдлинный язык. Несколько видов хамелеонов живет в Средиземноморье, в Африке и на Мадагаскаре

Слайд 22

Хамелеон Джексона хорошо известен также как трехрогий хамелеон из-за внешнего вида головы.

Слайд 23

Глаза хамелеона Парсона способны двигаться независимо друг от друга. Таким образом хамелеон ищет пищу и одновременно следит за возможным приближением опасности.

Слайд 24

Хамелеоны - мастера "переодевания", способные маскироваться под цвет окружающей обстановки.

Слайд 25

Подотряд Ящерицы 2700-3500 видов Кожа покрыта мелкой роговой чешуей Конечности с 5 пальцами. Утрата конечностей вторична (веретеница, желтопузик) Имеется грудная клетка Зубы мелкие, конические; прирастают к челюстным костям Глаза с подвижными веками. Хорошо слышит, видит; развито обоняние и осязание

Слайд 26

Окраска плащеносного листохвостого геккона с Мадагаскара совершенно сливается с корой дерева, на котором он отдыхает. Это позволяет ему прятаться от хищников и оставаться незамеченным для потенциальной добычи.

Слайд 27

В отличие от большинства других ящериц гекконы не имеют век на глазах. Они защищены прозрачной оболочкой. Гекконы очищают ее своим длинным языком.

Слайд 28

Геккон токей может карабкаться по гладким листьям растений за счет когтей и пальцев с присосками, поверхность которых Покрыта складками и микроскопическими волосками. Во многих домах в странах Средиземноморья и Среднего Востока гекконы - постоянные жители, очищающие комнаты от тараканов и других малоприятных паразитов

Слайд 29

Отряд Крокодилы 21-23 вида На задних лапах – плавательные перепонки Зубы однотипные, конические, сидящие в ячейках (альвеолах) как у млекопитающих Хорошо развиты зрение, обоняние и слух Сердце четырехкамерное

Слайд 30

Тело представителей отряда Крокодилы покрыто крупными роговыми щитками с костной подстилкой

Слайд 31

Кайман Распространен в Центральной и Южной Америке. К солоноватой воде относится терпимо. Молодые кайманы питаются главным образом водными насекомыми; взрослые нападают на любую добычу, с которой могут справиться. Основная пища состоит из крупных водяных улиток, пресноводных крабов и рыбы. Размножаются в течение всего года. Самка сооружает гнездо из гниющих растений среди зарослей вблизи воды и откладывает в него 15-30 яиц. Занесен в Международную Красную книгу.

Слайд 32

ГАТТЕРИЯ Родственница ящериц и змей, но более древняя. Позади глаз, на темени, под кожей у нее находится теменное пятно — третий глаз, которым она чувствует тепло и свет. Отряд Клювоголовые Atlas Editions artwork

Слайд 33

Живет на островах к востоку и югу от Новой Зеландии. Часто селится в одной норе с птицей буревестником: друг другу они не мешают. Отложенные яйца зарывает в норе. Малыши растут очень долго и становятся взрослыми лишь к 20 годам! А всего гаттерии живут 50 лет. Едят они насекомых, червей, моллюсков, птенчиков. Охотятся ночью.

Слайд 34

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека"

Обобщающий урок с использованием игровых технологий и элементов исследовательской и проектной методик. В ходе урока каждой группе учащихся предлагаются различные конкурсы, викторины; представители ком...

Животные. Строение животных Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека

Мультимедийная презентавция к уроку биологии 5 класса по теме "Животные. Строение животных, их роль в природе и жизни человека"....

Конспект урока Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека

Конспект урока на тему "Многообразие насекомых, их роль  в природе и жизни человека" может быть использован для   обобщения темы "Класс Насекомые"...

Технологическая карта по теме «Многообразие рыб, их роль в природе и жизни человека»

Урок по теме "Многообразие рыб, их роль в природе и жизни человека" разработан с соблюдением требований ФГОС. Может быть использован в 7 классе при изучении данной темы....

Многообразие паукообразных их роль в природе и жизни человека.

Многообразие паукообразных их роль в природе и жизни человека. Урок биологии в 7 классе...

План-конспект урока в 7 классе "Класс "Звери". Многообразие, распространение и роль в природе и жизни человека"

Цели урока: Образовательные: познакомить учащихся с  многообразием класса млекопитающих, ролью зверей в природе и их практической роли в жизни человека; расширить представления уч...