Технологическая карта по теме «Многообразие рыб, их роль в природе и жизни человека»
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Урок по теме "Многообразие рыб, их роль в природе и жизни человека" разработан с соблюдением требований ФГОС. Может быть использован в 7 классе при изучении данной темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 123.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по теме «Многообразие рыб, их роль в природе и жизни человека», 7 класс

Автор

Завалкина Татьяна Алексеевна

Класс

7

Предмет

биология

Тема урока

Многообразие рыб, их роль в природе и жизни человека

Тип урока

Урок систематизации и обобщения знаний

Вид урока

Игра

Цель урока

Задачи:

 расширить, углубить и систематизировать знания обучающихся о многообразии рыб, их роли в природе и жизни человека.

а) образовательная – познакомить обучающихся с многообразием рыб, показать черты их приспособленности к жизни в различных условиях водной среды; отработать основные биологические термины и понятия;

б) развивающая – продолжить формирование умений работать с различными источниками информации; развивать умения работать с учебником, обобщать и анализировать полученные знания, делать самостоятельные выводы; развивать их внимание, сообразительность.

в) воспитательная – формировать коммуникативные умения, способность работать коллективно, повышать мотивацию к изучению предмета.

Оборудование

- модель аквариума и фигурки рыб с магнитами (акула, скат, осетр, камбала, форель,  щука, карп, треска, латимерия, протоптер);

-удочка;

-презентация по теме «Многообразие рыб»

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Надеюсь, сегодня  на уроке  вы будете чувствовать себя  как рыба в воде. И оценки за урок вы получите по принципу: без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Дети организуют свое рабочее место, проверяют готовность к уроку.

Эмоциональный настрой.

2.Актуализация знаний учащихся.

Мы познакомились с особенностями внешнего и внутреннего строения рыб, узнали о том, что существует два класса рыб. Поэтому предлагаю вам

выполнить тест. Поставьте знак «+», если суждение правильное,  « - «,  если суждение ошибочное.

  1. Рыбы обитают в воде.
  2. По чешуе можно узнать возраст рыбы.
  3. У рыбы есть кожа.
  4. Все плавники парные.
  5. Орган боковой линии есть только у пресноводных рыб.
  6. Позвоночник состоит из позвонков.
  7. В позвоночном канале располагается спинной мозг.
  8. У рыб только безусловные рефлексы.
  9. Рыбы дышат кожей и жабрами.
  10. Орган выделения – туловищные почки.
  11. Кровеносная система  замкнутая.
  12. Рыбы теплокровные.

Оценки: 12-11 правильных ответов – «5», 10-8 – «4», 7-6 –

«3».

Учащиеся выполняют тест в тетрадях.

3. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Итак, рыбы обладают всеми признаками позвоночных животных. Но если млекопитающих, птиц, амфибий и рептилий вместе взятых насчитывается не более18 тыс. видов, то число видов рыб превышает 22тыс.

Возникает проблема – как не потеряться в таком многообразии рыб? Как отличить рыб друг от друга? По каким признакам? Поэтому сегодня на уроке мы будем знакомиться…….

И знакомство  будет проходить в игровой форме.

Высказывания учащихся:

(С многообразием рыб)

4.Обобщение и систематизация знаний.

Игра «Аквариум»

(работа в группах)

Какой вывод можно сделать, посмотрев на рыб из   нашего аквариума?

Давайте заполним схему по результатам нашей игры

         Надкласс Рыбы

Класс Хрящевые

Класс Костные

П/к

 Акулы

П/к

Скаты

П/к

Костно-Хрящевые

П/к

Двоякодышащие

П/к

Лучеперые

П/к

Кистеперые

А какую роль играют рыбы в природе?

А каково значение рыб в жизни человека?

Учащиеся, подготовившие дома небольшие сообщения, заполняют аквариум  рыбками  и рассказывают о них, используя слайды презентации.

Другая группа учащихся вылавливает рыбок, на обратной стороне которых написаны вопросы об особенностях строения, приспособленности к условиям среды и отвечают на них.

Ответы учащихся ( в природе насчитывается много видов рыб)

Учащиеся заполняют схему на доске и в тетради,  и распределяют на схеме выловленных из аквариума рыб, относительно их систематического положения.

Ответы учащихся.

5.Физкульминутка.

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Выполняют разминку.

6. Домашнее задание.

Параграф учебника.

Творческое задание: узнайте на гербах каких стран изображены рыбы?

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.

7.Рефлексия.

-Какое у вас настроение после урока?

-Что понравилось на уроке?

Высказывания учащихся

8. Оценки за урок

Всем выставляются оценки за тест, за сообщения и ответы на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека"

Обобщающий урок с использованием игровых технологий и элементов исследовательской и проектной методик. В ходе урока каждой группе учащихся предлагаются различные конкурсы, викторины; представители ком...

Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и жизни человека

Тезисы «Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и жизни человека»             Данную разработку урока рекомендуется  испол...

Животные. Строение животных Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека

Мультимедийная презентавция к уроку биологии 5 класса по теме "Животные. Строение животных, их роль в природе и жизни человека"....

Конспект урока Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека

Конспект урока на тему "Многообразие насекомых, их роль  в природе и жизни человека" может быть использован для   обобщения темы "Класс Насекомые"...

Многообразие паукообразных их роль в природе и жизни человека.

Многообразие паукообразных их роль в природе и жизни человека. Урок биологии в 7 классе...

План-конспект урока в 7 классе "Класс "Звери". Многообразие, распространение и роль в природе и жизни человека"

Цели урока: Образовательные: познакомить учащихся с  многообразием класса млекопитающих, ролью зверей в природе и их практической роли в жизни человека; расширить представления уч...