Многообразие паукообразных их роль в природе и жизни человека.
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Колчанова Надежда Олеговна
Многообразие паукообразных их роль в природе и жизни человека. Урок биологии в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_temu_mnogoobrazie_paukoobraznyh.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по биологии в 7 классе на тему:

Многообразие паукообразных их роль в природе и жизни человека.

Цель урока: создать условия для формирования экологической культуры  учащихся через  осознание значимости видового разнообразия паукообразных в биогеоценозах.

Тип урока:  комбинированный.

Место урока: 4 урок – продолжение изучения многообразия животных типа Членистоногие.

Планируемые результаты.

Личностные: воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды,

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся; знание основных принципов и правил поведения в природе; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; формирование интеллектуальных умений (строить рассуждения, сравнивать, делать выводы); формирование умения слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию.

Предметные: расширение  и систематизация знаний о многообразии паукообразных; умение объяснять роль паукообразных в природе и жизни человека; понимание значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; знание приемов оказания первой помощи при укусах паукообразных; умение приводить примеры и различать на таблицах редких и опасных паукообразных.

Метапредметные:

Регулятивные.

Определение цели деятельности на уроке, принятие учебной задачи, адекватное восприятие информации учителя, составление плана работы с учебником, выполнение задания в соответствии с поставленной целью, определение успешности выполнения своего задания.

Коммуникативные: строить продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками; уметь слушать, понимать и вступать в диалог, уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре;  умение для этого адекватно использовать речевые средства.

Познавательные: умение работать с источниками биологической информации, систематизировать информацию, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую,

уметь работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности интернета, представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий,

обобщать и делать выводы по изученному материалу.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое оборудование:

  1. Таблицы  паукообразных, их многообразие,  коллекции.
  2. Влажный препарат паука – крестовика, скорпина.
  3. Дополнительная научно-популярная и художественная литература.  

Требование к учителю: знать  и уметь применять используемые технологии обучения, уметь направлять, корректировать  деятельность учащихся, создавать благоприятную эмоционально-психологическую обстановку.

Возможные риски и способы их избегания: Неудовлетворительное поведение вследствие отсутствия мотивации у обучающихся – тщательно продумать  соответствующий этап урока для конкретного класса

Технологическая карта.

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формы работы

Продукт деятельности

Организационный

Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, создание эмоционального настроя на успешную деятельность.

Взаимное приветствие

Фронтальная

Подготовка рабочего места  к уроку

Мотивация на изучение нового материала.

Задает вопрос, который обнажает житейское, но ошибочное представление учеников: «Каких животных вы считаете паукообразными? Назовите представителей»

Задают уточняющие вопросы, фиксируют в тетради  название представителей класса

Фронтальная

Ответы учащихся

Актуализация имеющихся знаний

Предъявляет противоречащий ему научный факт (в виде сообщения, наглядно); «Иллюстрации нам говорят о том, что такие животные как клещи и скорпионы тоже являются представителями класса паукообразных»

Можете ли вы это доказать?

Рассматривают иллюстрации учебника, таблицы, влажные препараты, коллекции. Приводят доказательства принадлежности скорпионов и клещей к классу паукообразных исходя из их внешнего вида и сопоставляя с признаками класса.

Делают записи в тетрадях

Фронтальная и индивидуальная

Записи в тетради: систематическое положение, признаки отрядов.

Планирование деятельности

Ведет подводящий диалог

Последовательно продумывает план своей деятельности по изучению нового материала; определяет каких знаний ему не хватает, где как их добыть, приходят к выводу, что нужно узнать значение в природе и жизни человека

Фронтальная, индивидуальная

Озвучивание плана деятельности

Поиск решения (открытие нового знания)

Предлагает ученикам рассказывать о результатах своей деятельности, для формирования монологической и диалогической речи

Добывает информацию из текста учебника (с. 154 - 155),таблиц, научно-популярной и художественной литературы; предлагают свои варианты ответов по учебной проблеме

Групповая, индивидуальная

Варианты  ответов по учебной проблеме

Физкульт. минутка

Выполняют упражнения под руководством ответсвенного ученика

Применение нового знания

Какой ответ мы можем дать на поставленный в начале урока вопрос

Характеризуют разнообразие паукообразных. Распознают представителей класса –пауков, клещей, скорпионов. Приводят примеры.

Оценивают экологическую роль и медицинское значение паукообразных. Ученики обобщают и делают вывод по проблеме

Групповые задания: 1 – 2 гр. составление кластеров на темы: «Значение паукообразных в природе», «Значение паукообразных в жизни человека», или на свободную тему о классе

 3 гр. составление цепи питания

1 – 2 гр. Кластеры,

3 гр. Цепи питания

Рефлексия

Сейчас подведем итоги. В ходе беседы связываются результаты урока с его целью.

Выставляются итоговые оценки за урок.

А в завершение поделитесь своими впечатлениями об уроке. Для этого допишите предложения:

Сегодня я узнал……………..

Я удивился……………….

Я хотел бы……………….

Самоанализ, самооценка, взаимопроверка кластеров. Отмечают то, что хорошо получилось и на что надо обратить внимание; работу групп в целом и степень вовлеченности каждого.

Фронтальная, индивидуальная

Устные ответы и ответы в тетради

Домашнее задание

Творческое задание: подготовить сообщение о клещах и болезнях, возбудителями и переносчиками которых они являются.

Записывают домашнее задание в дневник.

Запись в дневнике


Задания для формирования различных  УУД

Типы учебно-познавательных заданий

Примеры учебных заданий

Задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний

  • Даны рисунки с подписями (дафния, циклоп, паук - крестовик) определить какой лишний, почему?
  • Дан список слов (голова, головогрудь, брюшко, глаза, усики, конечности, паутинные бородавки ).  И подчеркнуть те, которые относятся к отделам тела класса Паукообразных
  • Сопоставьте  признаки соответствующим классам :
  1. Отсутствие усиков                                        а) Ракообразные
  2. Две пары усиков                                          б) Паукообразные
  3. Паутинная железа
  4. Сложные глаза
  5. Жаберное дыхание
  6. 4 пары ходильных ног

Задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний

Заполнить кластер по темам: «Значение паукообразных в природе», «Значение паукообразных в жизни человека», или на свободную тему о классе

Задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем, проблемных ситуаций, требующих принятия решения в ситуации неопределенности

Дети решили создать арахнариум в живом уголке кабинета биологии. Перед ними возникла проблема каких пауков можно содержать вместе? Что для этого им нужно знать?

Задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества

Рассмотрите иллюстрации и прочитайте текст на страницах учебника, обсудите в группах каких животных еще относят к классу Паукообразные

Задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации

Заполните кластер и обсудите его в группах

Задачи, направленные самоорганизацию и саморегуляцию

Распределение обязанностей в группе. Составьте план устного ответа на вопрос Значение Паукообразных в природе и жизни человека? Составить таблицу (1 ученик – положительное значение паукообразных в природе, 2 ученик – отрицательное значение паукообразных в природе, 3 ученик - положительное значение паукообразных в жизни человека, 4 ученик - отрицательное значение паукообразных в жизни человека)в течении 4 минут

Задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии

  • Допишите предложения

Сегодня я узнал………

Я удивился………………

Я хотел бы……………….

  • Ответить на вопрос достигнута ли мной цель данного урока?

Задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок

  • Творческое задание: подготовить сообщение о клещах и болезнях, возбудителями и переносчиками которых они являются.
  • Мини-сочинение « значение  видового разнообразия паукообразных в биогеоценозах».

Задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности обучающихся

  • Работа с интерактивной доской (с заданиями на мультимедийном диске)
  • Подготовить  презентацию в группах о многообразии паукообразных и представить ее


Познавательные УУД

  1. Дан список слов, формул, символов, рис. И т.д. какой лишний, почему?
  2. Дан список слов, формул, символов, рис. И подчеркнуть те, которые относятся к ….
  3. Дан короткий отрезок текста, подчеркнуть понятия
  4. Заполнить кластер по тексту
  5. Найти сходства или отличия между А и Б (термины, объекты, рис.) выделить ведущие характеристики для сравнения
  6. Сворачивание текста в опорный конспект, шпаргалку

Коммуникативные УУД

  1. Ответить на вопросы по тексту
  2. Составить вопросы по изученному материалу

Регулятивные УУД

  1. Приметить знания в реальной ситуации
  2. Составить план устного ответа на конкретный вопрос
  3. Обоснование верности какого-нибудь утверждения
  4. Построить систему понятий для решения какой-нибудь  проблемы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека"

Обобщающий урок с использованием игровых технологий и элементов исследовательской и проектной методик. В ходе урока каждой группе учащихся предлагаются различные конкурсы, викторины; представители ком...

Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и жизни человека

Тезисы «Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и жизни человека»             Данную разработку урока рекомендуется  испол...

Животные. Строение животных Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека

Мультимедийная презентавция к уроку биологии 5 класса по теме "Животные. Строение животных, их роль в природе и жизни человека"....

Конспект урока Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека

Конспект урока на тему "Многообразие насекомых, их роль  в природе и жизни человека" может быть использован для   обобщения темы "Класс Насекомые"...

Технологическая карта по теме «Многообразие рыб, их роль в природе и жизни человека»

Урок по теме "Многообразие рыб, их роль в природе и жизни человека" разработан с соблюдением требований ФГОС. Может быть использован в 7 классе при изучении данной темы....

План-конспект урока в 7 классе "Класс "Звери". Многообразие, распространение и роль в природе и жизни человека"

Цели урока: Образовательные: познакомить учащихся с  многообразием класса млекопитающих, ролью зверей в природе и их практической роли в жизни человека; расширить представления уч...