Урок-презентация на тему "Многообразие насекомых"
презентация к уроку по биологии (7 класс) по теме

Майорова Наталья Алексеевна

Данная разработка содержит материал для проведения урока биологии в 7 классе по теме "Многообразие насекомых".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок – презентация на тему урока: «Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека».

Цель урока: обобщить, систематизировать и расширить знания о насекомых, их многообразии, значении в природе и практической роли в жизни человека.

Задачи:

Образовательные:

  1. рассмотреть многообразие насекомых;
  2. выяснить причины процветания класса насекомых;
  3. выяснить роль насекомых в природных сообществах и жизни человека.

Развивающие: 

  1. продолжить работу по формированию умений выявлять частные признаки и находить на их основе общие закономерности, строить доказательства и обосновывать их;
  2. формирование навыков исследовательской работы с литературой.

Воспитательные:

  1. продолжить экологическое воспитание, формирование учащихся бережного отношения к природе;
  2. продолжить формирование навыков коллективной работы, чувства ответственности.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Метод обучения: проблемный. Хорошо ли то, что так много насекомых, полезны ли они? Их роль в природе.

Предварительная работа:

Учащиеся готовят сообщения о насекомых, информацию об отрядах насекомых.

Структура урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.                                

3. Презентация отрядов насекомых.

4. Обобщение (современная классификация).

5. Прогрессивные черты класса насекомых (работа по заполнению таблицы).

6. Значение насекомых.

7. Зоошутка.

8. Доклады (любопытные факты из жизни насекомых).

9. Закрепление.

10. Подведение итогов урока.

11. Постановка домашнего задания.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы, постановка целей и задач урока.

Сегодня мы пойдем в гости в тип Членистоногие, класс Насекомые, численность которого в настоящее время более 1,5 млн. видов. Ежегодно ученые-энтомологи открывают 7-8 тысяч новых видов насекомых. По оценкам ученых, число видов насекомых на Земном шаре может достигать 10 миллионов.

  1. (слайд). Какие биологические особенности насекомых дали им возможность широкого распространения в природе?

 

  1. Как вы думаете, хорошо ли, что так много насекомых? Полезны ли они, какова их роль в биосфере? 

Я, думаю, что ответить на эти вопросы вы сможете в ходе нашего урока (слайд), тема которого:

“Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека”.

Итак, целью нашего урока является изучение  многообразия насекомых; выяснение причин процветания класса насекомых; и изучение роли насекомых в природных сообществах и жизни человека.

 3.Работа в группах.

(слайд) Представьте себе, что вы ученые-энтомологи, перед которыми стоит задача: исследовать отряды насекомых, выявить их характерные особенности, представителей, роль в природе и жизни человека. А затем представить свой отряд на симпозиуме ученых-энтомологов.

При подготовке к уроку некоторые из вас получили такое задание и сегодня вы должны представить свой отряд.

Отряд двукрылые:           слайды

 

  1. Всего на Земле 8500 видов.
  2. Представители – мухи, комары, мошки, оводы, слепни.
  3. Ротовой аппарат – лижуще-сосущий или колюще-сосущий.
  4. 1 пара перепончатых крыльев, задние крылья видоизменены в жужжальца.
  5. Тип развития с полным превращением.

Отряд прямокрылые:

 

  1. Всего на Земле 20000 видов.
  2. Представители – саранча, кузнечики, сверчки.
  3. Ротовой аппарат – грызущий.
  4. Передние крылья с продольным жилкованием, а задние – с веерообразным.
  5. Тип развития с неполным превращением.

Отряд жесткокрылые (жуки):

 

  1. Всего на Земле 300 000 видов.
  2. Представители – майский жук, усачи, дровосеки, щелкуны, навозники.
  3. Ротовой аппарат – грызущий.
  4. Жесткие передние надкрылья и перепончатые задние.
  5. Тип развития с полным превращением.

Отряд чешуекрылые (бабочки):

 

  1. Всего на Земле 130 000 видов.
  2. Представители – махаон, аполлон, дневной павлиний глаз, крапивница.
  3. Тип ротового аппарата – сосущий, у гусениц --грызущий.
  4. 2 пары крыльев, покрытых чешуйками – видоизмененными хитиновыми волосками.
  5. Тип развития с полным превращением.

Отряд перепончатокрылые:

 

  1. Всего на Земле 90 000 видов.
  2. Представители – пчелы, осы, наездники, муравьи.
  3. Тип ротового аппарата – грызущий или грызуще - лижущий.
  4. 2 пары  прозрачных перепончатых крыльев, задние всегда короче передних.
  5. Тип развития с полным превращением.

4 .Обобщение

Ребята, мы исследовали только некоторые отряды класса насекомых. Современная систематика классифицирует насекомых по следующим признакам (слайд).

  1. наличие крыльев – бескрылые и крылатые. Отсутствие крыльев – явление вторичное, чаще всего связанное с переходом к паразитическому образу жизни. Подавляющее же большинство имеет крылья. К первичнобескрылым относятся наиболее просто организованные насекомые, такие как камподея, ногохвостка, сахарная чещуйница и др., обитающие в почве, под камнями, во мху, в подвалах и погребах.
  1. в соответствии с типом развития.

Задание группам: Найдите место представленного вами отряда в данной классификации.

5. Мир насекомых многообразен и интересен. Давайте ответим на вопросы нашего урока (слайд). Какие биологические особенности насекомых дали им возможность широкого распространения в природе?     Таблица и ответы – слайды.

У вас на столах находится таблица “Прогрессивные черты класса насекомых”, правый столбик которой нам нужно заполнить (учащиеся вместе с учителем работают с таблицей).

Признаки усложнения

Биологическое значение

1. Деление тела на три отдела

Некоторая подвижность головы

2. Наличие крыльев и трех пар ходильных ног

Передвижение в воздушной среде и по другим поверхностям

3. Ротовые органы разнообразного строения

Использование разной пищи, выживание в разных условиях

4. Небольшие размеры

Заполнение мест обитания, недоступных другим животным

5. Наличие развитых органов чувств

Находить пищу, обнаруживать врага, воспринимать окружающий мир

6. Усложнение нервной системы

Сложное поведение (рефлексы)

7. Трахейное дыхание

Потребление для дыхания атмосферного кислорода

Вывод: Насекомые находятся в состоянии биологического прогресса (слайд)

6. Значение насекомых.

 Какие последствия могли бы произойти, если бы с лица земли внезапно исчезли все насекомые? Есть ли на Земле ненужные насекомые?     Слайд.

Учащиеся раскрывают роль насекомых в природных сообществах и жизни человека (слайд).

В наш бурный технологический век растет влияние на человека на насекомых, как и многие другие виды животных и растений. Представители этого класса подвержены неблагоприятному воздействию хозяйственной деятельности. Их численность сокращается в связи с вырубкой лесов, загрязнением водоемов и.т.д. Многие занесены в международную Красную книгу, красные книги стран, республик, краев, округов (слайд).

7. Ребята к нам в гости прилетело “фантастическое” насекомое, давайте попробуем разобраться, из каких насекомых составлено это фантастическое животное, и какие отряды насекомых представлены в этом создании (слайд).

Зоошутка.

  1. Голова – муха, отряд двукрылые.
  2. Усики – майский жук, отряд жесткокрылые.
  3. Ротовой аппарат – бабочки, отряд чешуекрылые.
  4. Грудь – пчелы, отряд перепончатокрылые.
  5. Брюшко – стрекозы (большое коромысло), отряд стрекозы.
  6. Ноги – комара, отряд двукрылые.
  7. Передние крылья – саранчи, отряд прямокрылые
  8. Задние крылья – бабочки (Махаон Маака), отряд чешуекрылые.

8. Сообщения – любопытные факты из жизни насекомых:

--  о муравьях (слайд)

-- о божьей коровке  (слайд)

-- о богомоле (слайд)

-- о стрекозе (слайд)

9. Закрепление.

1. Определение отрядов насекомых, их роли в природе и жизни человека.

На экране даны представители насекомых:

1. Божья коровка                        8. Слепень

2. Жук-олень                         9. Пчела

3. Кузнечик                        10. Колорадский жук

4. Муравей                                11. Комнатная муха

5. Оса                                   12. Овод

6. Саранча                                13. Сверчок

7. Тутовый шелкопряд                14. Шмель

                                        15. Бабочка–белянка

 Вы должны отметить значками насекомых, которые относятся к:

1.     Перепончатокрылым - ◊

2.     Двукрылым - ○

3.     Чешуекрылым - □

4.     Жесткокрылым - ■

Плюсами и минусами отметить:

1.     Полезных насекомых.

2.     Вредных насекомых.

2. Решение логических задач:

Задание 1:

Вы являетесь директором пасеки, но в последнее время она даёт в два раза меньше мёда, чем раньше. Предложите свои меры для увеличения производства мёда.

Задание 2:

Вы – директор совхоза. Зная вред, наносимый капустной белянкой, приказали уничтожить её химическими веществами.

Правильно ли Вы поступили? Предложите свои меры.

Задание 3:

Вы – директор санэпидемстанции. Зная вред, приносимый мухами в школе, приказали обработать помещение дихлофосом. Правильно ли Вы поступили?

3. Записать быстро под диктовку:

- количество усиков у паука – 0;

- конечностей у рака – 10;

- крыльев у чешуекрылых – 4;

- конечностей у паука – 4;

- крыльев у рака – 0;

- глаз у паука – 4 пары;

- конечностей у насекомых – 3 пары;

- количество отделов тела насекомых – 3;

- крыльев у двукрылых – 2.

10. Подведение итогов урока.

-Кто сегодня отлично работал на уроке?

-Кто отдал все силы?

-А кто ещё лучше будет работать на следующих уроках?

-Кому из ребят можно сказать спасибо?

11. Домашнее задание.

Изучить материал на с.164-167 учебника.

Подготовить загадки о насекомых.

Подготовить мини-сочинения  на тему «Встреча с насекомыми будущего».

Дорогие ребята. Спасибо вам, я рада, что вы мне помогли. Я почувствовала в вас своих коллег в познании удивительного мира насекомых. Желаю вам дальнейших творческих успехов.

Спасибо.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: