Птицы, обитающие вблизи жилья человека
материал (биология, 8 класс) по теме

Милютина Татьяна Ивановна

Исследовательский проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pticy_obitayushchie_vblizi_zhilya_cheloveka.docx40.24 КБ
Office presentation icon pticy.ppt2.89 МБ

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

« Птицы, обитающие вблизи жилья

человека»

Метод проектов - это система учебно-познавательных приемов, позволяющих решать ту или иную проблему в ходе самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов работы. Предполагается, что в ходе проектной деятельности должно происходить соединение академических знаний и практических действий. Во время работы над проектом каждый ученик имеет возможности реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех. При этом осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем и учащихся между собой в проектных группах; возможно привлечение консультантов из различных сфер деятельности. При осуществлении проекта учитывается индивидуальность ребенка — его интерес, темп работы, уровень обученности. Возможность выбора темы подпроекта, партнеров в работе, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов способствует повышению ответственности учащихся, их мотивации и познавательной активности. Предполагается, что проектная работа в той или иной степени направлена на улучшение окружающего мира, соответственно она имеет большую практическую значимость.

Выбранная нами тема проекта «Зимующие птицы» довольно актуальна, так как в запланированных по программе сезонных экскурсиях делается акцент на разнообразие обитаемых в данном регионе птиц и необходимость их подкормки.

Цель проекта: показать эффективность привлечения птиц с помощью кормушек.

                       Методический паспорт проекта

             Тема «Птицы, обитающие вблизи жилья человека».

Тип проекта: исследовательский монопредметный средней продолжительности; осуществляется группой учащихся.

Характеристика:

доминирующая деятельность: исследовательская; предметно-содержательная  область:   монопроект  (в  рамках  одной области знания);

характер координации проекта: непосредственный; характер контактов среди участников школы: 8 класс ( количество участников: 12 человек); продолжительность: с ноября по январь.

птиц

Общая    цель:    изучение    разнообразия  зимующих ,эффективности их привлечения с помощью кормушек.

Цели образовательные и воспитательные: формирование

у детей способности к самостоятельной мыслительной и практической

деятельности; развитие коммуникативных, исследовательских умений; вовлечение каждого участника проекта в активный познавательный процесс; воспитание у детей любви к окружающей природе.

Задачи    учебно-педагогические:    формирование    умения

работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения; развитие критического мышления, умения осуществлять и аргументировать выбор, предусматривать последствия данного выбора, умения действовать самостоятельно; приобщение к полезной деятельности.

Возраст учащихся: 14 лет.

Режим работы: 11 учебных часов.

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: грамзаписи голосов птиц, определитель птиц, набор карточек с изображением птиц для экскурсионных занятий, блокноты.

Дополнительно        привлекаемые        участники (специалисты): учитель столярного дела и чтения, ИЗО, географии.

Задачи   учебно-педагогические:   формирование   умения   работать   с   информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения; развитие критического  мышления,  умения  осуществлять   и  аргументировать  выбор, предусматривать     последствия     данного     выбора,     умения     действовать самостоятельно; приобщение к полезной деятельности .

Новые методические приемы: работа с художественной литературой по поиску пословиц, стихотворений, загадок с птицах; сочинение рассказов о птицах, изображение птиц средствами живописи.

Знания, на получение которых нацелен результат проекта: определение зимующих птиц по внешнему виду и голосам; выявление особенностей их поведения; приобретение практических навыков по подкормке зимующих птиц.

Развитие навыков: наблюдения за живыми объектами; самостоятельной работы с  литературными  источниками; коммуникативности; мыслительной деятельности (анализ, синтез, структурирование информации); самоанализа и рефлексии.

Соответствие программе: 12 ч из темы «Птицы»

Планируемые результаты работы над проектом: создание альбома, демонстрирующего разнообразие зимующих птиц; подготовка     выставки     литературного     творчества,      посвященной зимующим птицам;

рассказы об особенностях поведения птиц на уроке «Птицы, обитающие вблизи человека».

Таким образом , использование метода проекта позволяет реализовать деятельностный подход в обучении. Этот метод организации самостоятельной работы учащихся по решению учебных биологических м. экологических проблем имеет для школьников личностный смысл. «Всё, что я познаю, я знаю для  чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот  сущность и основной тезис метода проектов.

   Урок - презентация результатов исследований по проекту

       « Птицы, обитающие вблизи жилья человека».

Цели: Расширить знания обучающихся о зимующих птицах родного края.

Формировать умения по осуществлению поиска нужной информации, её осмысливанию и формулированию выводов.

Воспитание любви к природе, чувства коллективизма, ответственности за выполнение задания.

Оборудование: план презентации, вопросы презентации,карта-схема района проведения исследований, рисунок « Зимующие птицы», простейший определитель « Зимующие птицы», фотографии, таблица «Основные виды поведения зимующих птиц»,альбом « Зимующие птицы», плакат « Кто что ест», правила подкормки птиц, кормушки.

                                          Ход урока.

I        Орг. момент.

Вот и подошла к концу зима, всё чаще светит яркое солнце и день стал длиннее. Скоро наступит долгожданная весна. В течение нескольких месяцев мы вели наблюдение за зимующими птицами в районе нашей школы. Вы познакомились с многообразием зимующих птиц, наблюдали за особенностями их поведения, отмечали, чем они питаются.

Сегодня настало время подвести итоги наблюдения за зимующими птицами.

II        Погружение в проект.

Эпиграф « Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимание друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен -человек птицам или птицы человеку».

                                                                                                     Э.Н. Голованов.

Кто из них кому больше нужен - человек или птицы человеку в зимнюю пору.

Ответ: Зимой человек нужен птицам, их необходимо подкармливать

зимой,

А имеет ли смысл подкормки птиц?

Кто кроме воробьев и синиц нуждается в нашей помощи?

Ответ: В подкормке нуждаются многие птицы, и заполнение кормушек семечками, крупой является важным фактором выживания.

При решении поставленной проблемы и доказательства высказанного предположения мы с вами должны ответить на многие вопросы.

Какие вопросы мы решали?

Ответ: Какие птицы встречаются зимой около нашей школы?

Где на территории нашей школы птицы могут покормиться?

Что интересного в поведении птиц было отмечено во время наблюдения?

Много ли пишут о птицах в литературе?

III Организация деятельности.

Для ответа на эти вопросы класс разделили на группы по интересам:

географы, художники, биологи , столяр ,оператор, литераторы.

Одно из важных условий работы в природе- невозможно полагаться

на собственную память. Всё увиденное сразу необходимо

фиксировать на бумаге. Надеюсь, что все сделанные вами записи

перенесены из блокнота в тетради. Сегодня вам предстоит разобраться в этих записях и выбрать нужную информацию.

Наблюдение за птицами - увлекательное, но не всегда простое занятие, требующее от наблюдателя определённых знаний и умений.

Сегодня вы представите результат своего труда, расскажите,

                              План   презентации.

1 . « Географы» - составить карту-схему района проведения исследований.

  1. « Художники» - зарисовать зимующих птиц, создать простейший
    определитель зимующих птиц.
  2. «Биологи - 1» - выделить основные виды поведения зимующих
    птиц, составить плакат « Основные виды поведения птиц»,
    оформить альбом « Зимующие птицы».
  3. « Оператор» - найти и показать видеофрагмент о птицах.

5.« Биологи - 2» - подкормка зимующих птиц доставить плакаты

« Кто что ест», « Правила подкормки птиц»

6.« Столяры» - изготовить кормушки.

7.« Литераторы» - составить альбом «Зимующие птицы»   ( загадки,

стихи, поговорки, приметы о птицах).

8. Оценка результатов деятельности.

Вопросы презентации:

Каким образом вы решали поставленную перед вами задачу?

Какие источники информации использовали?

Какие методы использовали? ( наблюдение, эксперимент,

интернет, творчество, человек, книга).

Какой результат получили?

IV Презентация.

Группа « Географы». При  решении данной задачи:

  1. мы обратились к учебнику географии;
  2. вспомнили условные обозначения
  3. обошли территорию около школы;
  4. выбрали кормовые места для птиц;
  5. использовали методы - наблюдения, книга;
  6. составили карту-схему;
  7. повесили кормушки.

Группа « Художники», -использовали метод наблюдения за птицами ;

  1. сделали зарисовки, оформили все рисунки на листе ватмана;
  2. Работали с книгой « Иллюстрированная энциклопедия для
    птиц» Яна Ганзака;
  3. создали простейший определитель зимующих птиц, обитающих
    около нашей школы ( фото, описание птицы).

Группа « Биологи-1».

Задание: выделить основные виды поведения птиц.

  1. данную задачу решали, используя метод наблюдения.
  2. составили плакат « Основные виды поведения»;

Отсутствие активности

Полёт-поиск корма

Поедание корма

Осматривание

Отдых

Уход от опасности

Проявление агрессии

-        имеющиеся записи поведения разных птиц разложили по
группам: « синичьи», « воробьиные», « свиристели»,« снегири», « голуби»,

 « врановые»;

  1. оформили альбом « Зимующие птицы»;
  2. выступили с сообщениями.

Группа « Оператор». Задание: съёмка видеофрагмента.

  1. использовали метод «интернет».
  2. показали видеофрагмент о зимующих птицах.

Группа « Биологи-2».

Голодно птицам зимой. Они больше страдают от голода, чем от холода. Если птичка не ест зимой 6 часов ,то она погибает. Из каждой 10 синиц до весны доживают только две. А какой корм поедают разные виды птиц? -Мы использовали метод «эксперимент». -В первый день положили в птичью кормушку ветку сушёной рябины. На кормушку прилетели снегири и свиристели. После их посещения ягод на ветке не осталось.

  1. Во второй день положили — крошки хлеба, пшена. Шумной
    стайкой прилетели небольшие серенькие птички - воробьи. Они
    весело чирикали и клевали крошки хлеба и пшено.
  2. На третий день повесили небольшой кусочек сала. Прилетели синицы. Они тоненько попискивали и забавно сидели на шпагате, на котором висели кусочки сала.

А после всех к кормушке прилетели галки. Своими круглыми любопытными глазками оглядывали всё вокруг, увидели на снегу рассыпанные крошки, подобрали их и с криком « галл-гал!» улетели на крышу соседнего дома. Прилетели разные птицы, одни ели -пшено, другие- семена подсолнечника. -Отчёт мы оформили в виде плаката « Кто что ест». Синицы - семена подсолнечника, арбуза, дыни, тыквы, овса. сало. Воробьи - овёс, пшено, просо, семена подсолнечника, хлебные крошки.

Снегири - семена ясеня, репейника, полыни, крапивы, конского щавеля, ягоды рябины, калины.

Свиристели - ягоды рябины, калины, боярышника, шиповника.

 Правила подкормки птиц.

  1. Во время подкормки птиц не сорите: не оставляйте там
    газеты, пакеты и коробочки.
  2. Кормушки для птиц должны быть очень скромными, лучше не
    раскрашенными.
  3. Корма в кормушках должно быть немного и только нужного
    для птиц.
  4. Кормите птиц регулярно. Птиц нельзя подкармливать время

от времени.

5. У кормушки соблюдать тишину.

Группа « Столяры»

Задание: изготовить кормушки.

При выполнении задания использовали метод « человек».

Группа « Литераторы».

Задание: найти и оформить загадки, стихи, поговорки, приметы о

зимующих птицах в альбом.

При выполнении задания использовали метод « книга».

V Итог.

Заключительное слово учителя.

Какие выводы можно сделать по результатам проделанной работы?

     Выводы учащихся:

  1. За время наблюдения нами отмечено большое разнообразие птиц,
    обитающих на исследуемой территории.
  2. Подкорм птиц в кормушках имеет большое значение для птиц.
  3. Теме « Птицы» посвящено много произведений народного
    творчества.
  4. Во время работы проекта мы получили много новых знаний и
    научились правильно вести наблюдения.

VI Оценка результатов деятельности.

Молодцы. Каждый из вас проделал огромную работу и заслуживает отличной оценки.

                             

                     Литература:

  1. Я познаю мир: Детская энциклопедия.: Животные / Сост. П.Р.
    Ляхов; Под общ. Ред. О. Г. Хинн;- М.: ООО « Фирма» издательство АСТ, 1998.
  2. Биология.6-7 классы: нестандартные уроки и внеклассные мероприятия / сост. Н.А.Касаткина. - Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Л.В. Баукина « Исследовательский проект». « Биология в школе».
    №4 2007.
  4. Я иду на урок биологии: Зоология: Птицы: Книга для учителя.-
    М.: Издат. « Первое сентября», 2001.


Ход урока.

I        Орг. момент.

Вот и подошла к концу зима, всё чаще светит яркое солнце и день стал длиннее. Скоро наступит долгожданная весна. В течение нескольких месяцев мы вели наблюдение за зимующими птицами в птицами в районе нашей школы. Вы познакомить с многообразием зимующих птиц, наблюдали за особенностями их поведения, отмечали, чем они питаются.

Сегодня настало время подвести итоги наблюдения за зимующими птицами.

II        Погружение в проект.

Эпиграф « Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимание друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен -человек птицам или птицы человеку».

Э.Н. Голованов.

Кто из них кому больше нужен - человек или птицы человеку в

зимнюю пору.

Ответ: Зимой человек нужен птицам, их необходимо подкармливать

зимой,

А имеет ли смысл подкормки птиц?

Кто кроме воробьев и синиц нуждается в нашей помощи? Ответ: В подкормке нуждаются многие птицы, и заполнение кормушек семечками, крупой является важным фактором выживания.

При решении поставленной проблемы и доказательства высказанного предположения мы с вами должны ответить на многие вопросы. Какие вопросы мы решали? Ответ: Какие птицы встречаются зимой около нашей школы?

Где на территории нашей школы птицы могут покормить-

ся?

Что интересного в поведении птиц было отмечено во

время наблюдения?

Много ли пишут о птицах в литературе?

III Организация деятельности.

Для ответа на эти вопросы класс разделили на группы по интересам:

географы, художники, биологи ,столяры,оператор,

литераторы.

Одно из важных условий работы в природе-невозможно полагаться

на собственную память. Всё увиденное сразу необходимо

фиксировать на бумаге. Надеюсь, что все сделанные вами записи

перенесены из блокнота в тетради. Сегодня вам предстоит

Наблюдение за птицами - увлекательное, но не всегда простое занятие, требующее от наблюдателя определённых знаний и умений.

Сегодня вы представите результат своего труда, расскажите,

План   презентации.

1 . « Географы» - составить карту-схему района проведения исследований.

  1. « Художники» - зарисовать зимующих птиц, создать простейший
    определитель зимующих птиц.
  2. «Биологи - 1» - выделить основные виды поведения зимующих
    птиц, составить плакат « Основные виды поведения птиц»,
    оформить альбом « Зимующие птицы».
  3. « Оператор» - найти и показать видеофрагмент о птицах.

5.« Биологи - 2» - подкормка зимующих птиц доставить плакаты

« Кто что ест», « Правила подкормки птиц»

6.« Столяры» - изготовить кормушки.

7.« Литераторы» - составить альбом «Зимующие птицы»   ( загадки,

стихи, поговорки, приметы о птицах).

8-Оценка результатов деятельности.

Вопросы презентации:

Каким образом вы решали поставленную перед вами задачу?

Какие источники информации использовали?

Какие методы использовали? ( наблюдение, эксперимент,

интернет, творчество, человек, книга).

Какой результат получили?

IV Презентация.

Группа « Географы». При решении данной задачи:

  1. мы обратились к учебнику географии;
  2. вспомнили условные обозначения
  3. обошли территорию около школы;
  4. выбрали кормовые места для птиц;
  5. использовали методы - наблюдения, книга;
  6. составили карту-схему;
  7. повесили кормушки.

Группа « Художники», -использовали метод наблюдения за птицами ;

  1. сделали зарисовки, оформили все рисунки на листе ватмана;
  2. Работали с книгой « Иллюстрированная энциклопедия для
    птиц» Ян Ганзак;
  3. создали простейший определитель зимующих птиц, обитающих
    около нашей школы ( фото, описание птицы).

Группа « Биологи-1».

Задание: выделить основные виды поведения птиц.

  1. данную задачу решали, используя метод наблюдения.
  2. составили плакат « Основные виды поведения»;

Отсутствие активности

Полёт-поиск корма

Поедание корма

Осматривание

Отдых

Уход от опасности

Проявление агрессии

-        имеющиеся записи поведения разных птиц разложили по
группам: « синичьи», « воробьиные», « свиристели»,

« снегири», « голуби», « врановые»;

  1. оформили альбом « Зимующие птицы»;
  2. выступили с сообщениями.

Группа « Оператор». Задание: съёмка видеофрагмента.

  1. использовали метод «интернет».
  2. показали видеофрагмент о зимующих птицах.

Группа « Биологи-2».

Голодно птицам зимой. Они больше страдают от голода, чем от холода. Если птичка не ест зимой 6 часов ,то она погибает. Из каждой 10 синиц до весны доживают только две. А какой корм поедают разные виды птиц? -Мы использовали метод «эксперимент». -В первый день положили в птичью кормушку ветку сушёной рябины. На кормушку прилетели снегири и свиристели. После их посещения ягод на ветке не осталось.

  1. Во второй день положили — крошки хлеба, пшена. Шумной
    стайкой прилетели небольшие серенькие птички - воробьи. Они
    весело чирикали и клевали крошки хлеба и пшено.
  2. На третий день повесили небольшой кусочек сала.Прилетели
    синицы. Они тоненько попискивали и забавно сидели на шпагате.
    На котором висели кусочки сала.

А после всех к кормушке прилетели галки. Своими круглыми любопытными глазками оглядывали всё вокруг, увидели на снегу рассыпанные крошки, подобрали их и с криком « галл-гал!» улетели на крышу соседнего дома. Прилетели разные птицы, одни ели -пшено, другие- семена подсолнечника. -Отчёт мы оформили в виде плаката « Кто что ест». Синицы - семена подсолнечника, арбуза, дыни,тыквы, овса. сало. Воробьи - овёс, пшено, просо, семена подсолнечника, хлебные крошки.

Снегири - семена ясеня, репейника, полыни, крапивы, конского щавеля, ягоды рябины,калины.

Свиристели - ягоды рябины, калины, боярышника, шиповника. Правила подкормки птиц.

  1. Во время подкормки птиц не сорите: не оставляйте там
    газеты, пакеты и коробочки.
  2. Кормушки для птиц должны быть очень скромными, лучше не
    раскрашенными.
  3. Корма в кормушках должно быть немного и только нужного
    для птиц.
  4. Кормите птиц регулярно. Птиц нельзя подкармливать время

от времени. 5. У кормушки соблюдать тишину.

Группа « Столяры»

Задание: изготовить кормушки.

При выполнении задания использовали метод « человек».

Группа « Литераторы».

Задание: найти и оформить загадки, стихи, поговорки,приметы о

зимующих птицах в альбом.

При выполнении задания использовали метод « книга».

V Итог.

Заключительное слово учителя.

Какие выводы можно сделать по результатам проделанной работы?

Выводы учащихся:

  1. За время наблюдения нами отмечено большое разнообразие птиц,
    обитающих на исследуемой территории.
  2. Подкорм птиц в кормушках имеет большое значение для птиц.
  3. Теме « Птицы» посвящено много произведений народного
    творчества.
  4. Во время работы проекта мы получили много новых знаний и
    научились правильно вести наблюдения.

VI Оценка результатов деятельности.

Молодцы. Каждый из вас проделал огромную работу и заслуживает отличной оценки.

Литература:

  1. Я познаю мир: Детская энциклопедия.: Животные / Сост. П.Р.
    Ляхов; Под общ. Ред. О. Г. Хинн;- М.: ООО « Фирма»
    издательство АСТ, 1998.
  2. Биология.6-7 классы: нестандартные уроки и внеклассные
    мероприятия / сост. Н.А.Касаткина. - Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Л.В. Баукина « Исследовательский проект». « Биология в школе».
    №4 2007.
  4. Я иду на урок биологии: Зоология: Птицы: Книга для учителя.-
    М.: Издат. « Первое сентября», 2001.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение птиц в природе и для человека. Охрана и привлечение птиц.

Цель: продолжить формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следовательные связи, работать с натуральными объектами, определять роль  птиц в природныхсообществах...

Урок по естествознанию "Птицы, обитающие вблизи жилья человека".

Разработка урока для 8 класса вспомогательной школы по естествознанию. Тема урока: Птицы, обитающие вблизи жилья человека....

Проект урока по культуре речи для 6-7 класса «Видна птица по перьям, а человек — по речам»

Данный урок помогает раскрыть понятие "языковая норма",а также обратить внимание учащихся на свою речь и речь своих ровесников....

Проект урока «Роль птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц».

Фестиваль открытых уроков.Педагогическая цель – формирование экологической культуры у учащихся в процессе изучения птиц. Организация их охраны и привлечение.Практическая  цель – изготовление корм...

Урок биологии в 7 классе. Тема урока: Значение птиц в природе и жизни человека. Птицеводство. Охрана птиц.

Цель урока :формировать знания обучающихся о значении птиц, их охрану и миграционные процессы; раскрыть  роль птиц в экосистемах и хозяйстве человека; продолжать формировать умение обобщать, сопо...

Конспект урока мир природы и человека в 3 классе "Птицы. Строение птиц"

Урок рассчитан на детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Конспект открытого урока по окружающему природному миру обучающегося на дому 3 класса "Птицы. Забота человека о птицах зимой"

Конспект открытого урока по окружающему природному миру для ученика 3 класса, обучающегося на дому, на тему "Птицы. Забота человека о птицах зимой"....