"Сердце, тебе не хочется покоя"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Гончарова Ирина Евгеньевна

Цель: формировать бережное отношение детей к своему здоровью, установка на здоровый образ жизни, помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить у них чувство собственного достоинства, научить их преодолевать неуверенность, страх, повышенное волнение в различных ситуациях, наиболее успешно и полно реализовать себя в поведении и деятельности, утверждать свои права и собственную ценность, не только не ущемляя прав и ценностей других людей, но и способствуя их повышению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon serdce.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Интегрированный урок.  

                                                             ( 9 класс)

     Волкова Анастасия Александровна – учитель математики высшей категории                            

     Гончарова Ирина Евгеньевна – учитель биологии высшей категории

Цель: формировать бережное отношение детей к своему здоровью, установка на здоровый образ жизни, помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить у них чувство собственного достоинства, научить их преодолевать неуверенность, страх, повышенное волнение в различных ситуациях, наиболее успешно и полно реализовать себя в поведении и деятельности, утверждать свои права и собственную ценность, не только не ущемляя прав и ценностей других людей, но и способствуя их повышению.

Ход урока:

I.    Звук работающего сердца. Благодаря современной аппаратуре мы слышим как работает сердце. Мы слышим звуки, которые не может в обычных условиях уловить наше ухо. Давайте послушаем еще раз.

II.   Когда мы говорим о самом сокровенном, самом дорогом для нас, мы кладем руки на сердце: когда юноша признается в любви («Я люблю тебя всем сердцем»), когда мать ласкает своего ребенка («Кровиночка моя, сердечко мое…»). Когда мы волнуемся уже за взрослых детей, мы прижимаем руки к сердцу.

                              Сердце, тебе не хочется покоя,

                              Сердце, как хорошо на свете жить.

                              Сердце, как хорошо, что ты такое!

                              Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить!

     Часто в литературе авторы используют термин «сердце» совсем не в анатомическом смысле, а для усиления литературного образа, настроения. Можете ли вы привести подобные примеры?        Ответы записываются на доске.

     Поэты-песенники не исключение. Послушайте отрывки некоторых песен. Как вы думаете, почему именно сердце мы так часто вспоминаем, говоря о чувствах?          Слушаем ответы.

III.    Практическая работа.

         Группам предлагается ответить на вопросы, занося ответы в таблицу на доске:

  1. Какие сосуды имеют самые тонкие стенки?
  2. Какие сосуды имеют клапаны?
  3. В каких сосудах кровь течет под наименьшим давлением?
  4. В какой отдел сердца кровь попадает с большого круга кровообращения?
  5. У какого отдела сердца самые мощные стенки?
  6. Какие клапаны отделяют предсердия от желудочков?
  7. Как называется сосуд, который подходит к сердцу?
  8. В каких сосудах кровь течет под наибольшим давлением?
  9. Какие клапаны во время сердечного цикла большее время открыты?
  10. В какой отдел сердца попадает кровь с малого круга кровообращения?
  11. Какие клапаны находятся в сосудах?
  12. Как называется сосуд, который отходит от сердца?
  1. артерии
  2. вены
  3. капилляры
  4. правый желудочек
  5. левый желудочек
  6. полулунные клапаны
  7. створчатые клапаны
  8. правое предсердие
  9. левое предсердие

IV.   Что такое пульс? Слушаем ответы. Измерение пульса.

V.    Группы подготовили кроссворды. Обмен заданиями. Подведение итогов.

VI.  В физкультурном зале. Построение.

       На протяжении всей жизни — от рождения до глубокой старости человеку требуется тренировка. Это единственно надежный способ поддержать функцию мышц и суставов в удовлетворительном состоянии и, что еще более важно при помощи мышечной работы сохранять и умножить резервные возможности сердца и всего организма. Сегодня на уроке вы убедитесь на собственном примере, как работает сердце во время физической нагрузки и тренируется.

Класс садится на скамейку, в состоянии покоя измеряют пульс. Результаты записывают.

VII.    Бег в среднем темпе 2 – 3 минуты.

Прыжки через натяжную скакалку (h = 50 – 70см) по 1, по 2, по 4.

VIII.  Перестроение в колонну по 4. Для проведения обще развивающих упражнений взять скакалки.  

         Утренняя гигиеническая гимнастика это простые упражнения, выполняемые сразу после сна, когда все функции организма еще заторможены. В полное рабочее состояние он придет через 2 – 3 часа, а учебная деятельность начинается примерно через 1 час после пробуждения. Вот и получается, что на первых уроках ученик работает не полноценно.  

        Есть прекрасное средство ускорить пробуждение организма, привести его в бодрое состояние — специальные физические упражнения, так называемая зарядка. Небольшой комплекс движений активизирует кровообращение, дыхание, деятельность кишечника. Многочисленные импульсы, возникающие в мышцах, сухожилиях, суставах, поступают в соответствующие центры головного мозга, которые стимулируют работу различных органов, повышая их работоспособность и всего организма в целом.

        Зарядка имеет и воспитательное значение — она дисциплинирует, вырабатывает волю, уверенность в своих силах.

        Выполнение ОРУ 8 – 10 упражнений.

       Эмоциональный окрас создает музыка. 8 – 10 упражнений под музыку.

Измерение пульса, результаты записываются.

IX. Взять скакалки. Прыжки со скакалкой 1 мин.

Измерение пульса. Результаты записываются.

Еще 1 мин прыжки — измерить и записать пульс.

X.   Убрать скакалки, сели на скамейку — измерить и записать пульс. Встали. В спокойной ходьбе выполнение дыхательных упражнений. Через 1 мин измерить и записать пульс.

Сели на скамейку, расслабиться. Рассказ о релаксации организма, о влиянии музыки на полное расслабление. Измерить и записать пульс.

Закрыть глаза, ноги расслаблены. Звучит музыка 1 мин. Измерить и записать пульс.

XI.     Построение. Подведение итогов этого урока. Выход из зала на урок математики.

XII.  Возвращаемся в класс. Задания учителя математики.

Сегодня вы получили данные, которые помогут вам больше узнать о своем организме, о работе сердечно-сосудистой системы. Группы получают тексты. Работа с текстами.

 

Кровообращение. Объем крови.

Показателем функционального состояния сердца, его приспособленности к физическим нагрузкам является величина систолического объема крови (СОК). Это то количество крови, которое выбрасывает сердце в аорту при одном сокращении (систоле). Этот показатель зависит от возраста человека и величины артериального давления.

Для детей 8 — 15 лет СОК рассчитывается по формуле:

СОК = 80 + (0,5 . ПД) – (0,6 .ДД) – (2 . В),

где ПД — величина, равная разнице между максимальным, или систолическим давлением и минимальным, или диастолическим давлением,

        ДД — диастолическое давление,

        В — возраст (полных лет).

Известно, что важным показателем уровня работоспособности сердца является объем крови, нагнетаемый сердцем в кровеносные сосуды за одну минуту (минутный объем крови —МОК), который можно рассчитать, умножив величину систолического объема крови на частоту сердечных сокращений (пульс).

Каждые 100мл крови поглощают 20 мл кислорода.

Известно, что на долю крови приходится 7% массы тела, а плотность крови равна 1,06г/см3. У спортсменов на долю крови приходится 8% всей массы тела.

XIII.   Учащиеся получают индивидуальные задания и  задания группе:

  1. Задание группе:
  1. Определите объем кислорода, поглощаемый кровью испытуемого за 1 мин:

А) в покое

Б) после зарядки

В) после второй нагрузки.

2.   Постройте столбчатую диаграмму изменения объема поглощаемого кровью кислорода, используя полученные данные по предыдущему заданию.

3.   По полученному результату сделайте вывод.

  1. Индивидуальное задание:

1. Постройте график изменения Вашего пульса в течение занятия, отметив по оси абсцисс количество измерений пульса, а на оси ординат частоту сердечных сокращений (выбрав подходящий масштаб). На каком этапе измерений пульс был наибольшим?

  1. Рассчитайте объем крови, нагнетаемый Вашим сердцем в кровеносные сосуды за одну минуту в состоянии покоя.
  2. Определите Ваш общий объем крови, учитывая, что 1см3 = 1мл.

XIV.   Учащиеся выполняют задание.

Расчеты (задание группе):

Дано:   в покое:………………. давление 110/70, пульс —80, возраст —15 лет

            после зарядки:………… давление 120/80, пульс —150

            после второй нагрузки: давление 140/80, пульс 198

СОК1 = 80 + 0,5 . 40 – 0,6 . 70 – 2 . 15 = 28мл

МОК1= 28 . 80 = 2240мл

                       Каждые 100мл крови  —  20мл кислорода

                                                    2240  —  х

                                 х = 448мл кислорода

СОК2  = 80 + 0,5 . 40 – 0,6 . 80 – 2 . 15 = 22мл

МОК2 = 22 . 150 = 3300мл

Каждые 100мл крови  —  20мл кислорода

                                                     3300  —  х

                                 х = 600мл кислорода

СОК3 = 80 + 0,5 . 60 . 80 – 2 . 15 = 32мл

МОК3 = 32 . 198 = 6336мл

Каждые 100мл крови  —  20мл кислорода

                             6336  —  х

х = 1267мл кислорода

                                                     1260

                                 

                                    660

                  448

Вывод: при нагрузке поглощается почти в 3 раза больше кислорода, чем в покое.

Расчеты (индивидуальное задание):

Наибольший пульс после максимальной нагрузки.

            МОКв покое = СОК . 80 = 2240мл

            V = m : p

            m = 72 кг

            m = 72 . 0,07 = 5,04кг = 5040г

            V = 5040 : 1,06 = 4754см3 = 4л 754мл

XV.     Какие выводы можно сделать из полученных данных? Слушаем группы.

XVI.     Выполненные задания оформляются и сдаются учащимися для подведения итогов занятия.

XVII.   Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой край родной, тебе мое сердце

Край родной, ты с малых лет всегда со мной,Малый край, лесной сиреневый, грибной,Для меня поют здесь песни соловьи,И для меня журча весенние ручьи!...

"Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет"

Урок литературы, посвященный Дню памяти А.С.Пушкина, проводится в 5 классе. Урок проводится в форме устного журнала, который состоит из нескольких страниц: 1 страница "День памяти А.С.Пушкина", 2 стра...

Открытый урок на тему: "Сердце, тебе не хочется покоя"

Обобщение и расширение знаний по теме «Сердце»;Расширение знания учащихся о сердечно - сосудистых заболеваниях, показываются пути профилактики, даются рекомендации; Рассмотрение  темы ...

Открытый урок на тему: "Сердце, тебе не хочется покоя"

Обобщение и расширение знаний по теме «Сердце»;Расширение знания учащихся о сердечно - сосудистых заболеваниях, показываются пути профилактики, даются рекомендации; Рассмотрение  темы ...

«Что делать, если тебя никто не хочет слушать и не понимает».

Беседа, «Что делать, если тебя никто не хочет слушать и не понимает», проведена с целью помочь воспитанникам осознать важность умения слушать, понимать и слышать в процессе общения с окруж...

"Что делать, если тебя никто не хочет слушать и не понимает"

Цель: помочь осознать важность умения слушать, понимать и слышать в процессе общения с окружающими людьми; помочь учащимся в овладении правилами хорошего слушания, побудить к работе над собой....