Открытый урок на тему: "Сердце, тебе не хочется покоя"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

 Обобщение и расширение знаний по теме «Сердце»;

Расширение знания учащихся о сердечно - сосудистых заболеваниях, показываются пути профилактики, даются рекомендации;

 Рассмотрение  темы «Сердце» с точки зрения  нравственности, привлекая материалы русского языка и произведений художественной литературы;

воспитание в детях гуманизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon serdtse.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 45

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРСКИЙ РАЙОН

        

                                        Открытый урок на тему:

     

                                                     8 класс

   

                  Учитель: Агапова Елена Викторовна, учитель биологии МБОУ СОШ №45 ст. Северской    

Что такое сердце?

Камень твердый?

Яблоко с багрово-красной кожей?

Может быть, меж ребер и аортой

Бьется шар, на шар земной похожий?

Так или иначе, все земное

Умещается в его пределы,

Потому что нет ему покоя,

До всего есть дело.                

  Э. Межелайтис

Методические рекомендации к уроку

Урок строится по презентации. Проводится урок в компьютерном классе,  где есть доступ в Интернет. Урок ведут два учителя. В начале урока звучит стихотворение в исполнении актёра, что создаёт эмоциональный настрой на уроке.  Кроссворд даёт материал для повторения.

На уроке групповая работа. Каждая группа имела задания поработать с Интернет – ресурсами и подготовить выступления. Стихи русских поэтов включены в урок с целью воспитания чувств ребят. Сценки наглядно показывают, что человек может сделать со своим сердцем, это способствует воспитанию правильного отношения каждого ребёнка к жизни, своему организму. Сценки приготовлены группами ребят.

Ребята, имеющие дома компьютер и выход в Интернет, подбирали материал о сердечно – сосудистых заболеваниях, разрабатывали рекомендации о профилактике сердечно – сосудистых заболеваний. Информация представляется в виде презентаций.

Готовя материал, учащиеся использовали следующие сайты:

http://www.toprunet.com/article.php?id=5177

http://kardiologia.policlinica.ru/kar2.html#2

http://www.sanofi-aventis.ru/live/ru/ru/layout.jsp?cnt=D69D80E2-9572-4AA6-802A-2BBCAB424AC8

http://www.sp-raduga.ru/Diseases/Diseases51.aspx

http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs317/ru/index.html

http://maximgorkiy.narod.ru/staruha_izergil.htm

http://www.poslovitsi.ru/data.php?word=%D1%E5%F0%E4%F6%E5&bukva=%D1

Урок заканчивается обобщением – составлением синквейна.

Цель урока:

  • обобщение и расширение знаний по теме «Сердце»;
  • расширить знания учащихся о сердечно - сосудистых заболеваниях, показать пути профилактики, создать рекомендации;
  • рассмотреть  тему «Сердце» с точки зрения  нравственности, привлекая материалы русского языка и произведений художественной литературы;
  • воспитывать в детях гуманизм.

Методическое обеспечение: компьютеры, проектор, презентация Power Point,  таблички для сценки: «Наука», «Сила», «Разум», «Сердце»; сердца-рисунки спортсмена, курящего, больного, влюблённого; модель сердца; сообщения уч-ся «Сердечнососудистые заболевания»; рекомендации «Профилактика сердечно - сосудистых заболеваний»- на каждом столе уч-ся.

   

       

Ход урока

 В результате развития науки часто образуются «ПЕРЁКРЁСТКИ». Это когда для решения возникшей проблемы в данной науке необходимо обратится к какой-либо другой науке. НА «перекрёстке» сегодняшнего урока встретились три предмета - БИОЛОГИЯ, ЛИТЕРАТУРА И РУССКИЙ ЯЗЫК.  

                                                                                                                   Слайд 1

Стихотворение «Я думал, что сердце из камня».

 Вы уже догадались, о чём пойдёт речь на уроке, это  слово будет  ключевым в кроссворде.                                                                                                                                    Слайд 2

                   

П

У

Л

Ь

С

Э

Л

Е

К

Т

Р

О

К

А

Р

Д

И

О

Г

Р

А

М

М

А

К

Р

О

В

О

О

Б

Р

А

Щ

Е

Н

И

Е

П

Р

Е

Д

С

Е

Р

Д

И

Е

Ц

И

К

Л

А

Р

Т

Е

Р

И

И

  1. Ритмичное колебание стенок артерий./ПУЛЬС/
  2. Биоэлектрические сигналы сердца, записанные на бумажной ленте./ЭЛЕКТРОКАРДИОГРАММА/
  3. Движение крови по сосудам и через сердце./КРОВООБРАЩЕНИЕ/
  4. Камера сердца./ПРЕДСЕРДИЕ/
  5. Период сокращения предсердия, Желудочков и их общего расслабления./ЦИКЛ/
  6. Сосуды, несущие кровь от сердца./АРТЕРИИ/ 

Получилось слово-СЕРДЦЕ.

- Что такое сердце? /орган, обеспечивающий подачу крови ко всем клеткам организма/

Тема урока: «Сердце, тебе не хочется покоя……..»

Целью работы мы поставили вопросы, на которые необходимо дать ответ:                                                                                                                                                                                                                            1. А какое оно, сердце?

 2. Каковы пути профилактики сердечно - сосудистых заболеваний?

Сердце - один из важнейших органов человека. Неутомимое, всегда работающее сердце представляет собой совершенный и сложный орган.

Сердце ответственно за главные человеческие качества:

Добр ли он? Милостив ли он? Сердечен ли он?

Мы с вами много говорили о сердце. Сегодняшний урок - урок обобщения. И мы посмотрим на важный орган нашего организма не только глазами биолога. И я думаю, что сегодняшний урок будет вам интересен.

Ответьте на вопросы:                                                                                                   Слайд 3

- Сколько камер имеет сердце человека? /4/

- Что такое миокард?  /сердечная мышца/

- Что такое перикард?    /околосердечная сумка/

- Какую функцию имеет венечные сосуды?   /питают сердце/

- Что такое систола?    /сокращение камер сердца/

- Что такое диастола?   /полное расслабление сердца/

Нет такого другого органа, который был бы изучен так хорошо, но всё ещё таит в себе удивительные загадки, не решенные, по сей день.

Вот это сердце, так сложно устроено, сердце, которое может замирать от страха и учащенно биться  от радости, - оно скорбит, страшится, печалится, ликует, оно может быть глупым и безумным, но мудрым и верным. И грешным сердце может быть, лукавым и испорченным. И ещё: «От избытка сердца говорят уста». Каково наше сердце - доброе или злое, гордое и завистливое или смиренное и послушное,- таковы будут и наши слова на языке.

В русском языке есть немало фразеологизмов со словом сердце. Первая группа  ребят получила задание поработать с фразеологическим словарём и найти фразеологизмы со словом «сердце».      

Учащиеся объясняют значение фразеологизмов и приводят примеры.                               Слайд 4

1. Сердце радуется.

2. Сердце падает.

3. Сердце не на месте.

4. Сердце не лежит.

5. Сердце кровью обливается.

6. Сердце болит.

Ребята, как вы понимаете «болит сердце»?

В каком состоянии наше сердце – за это мы отвечаем сами.

Чтение стихотворения наизусть:                                                                                            

Р. ГАМЗАТОВ

ПРОСТИ МЕНЯ, СЕРДЦЕ МОЁ

                                                     Тебя я  помучил немало,

Как вспомню, ни ночи, ни дни

Со мной ты покоя не знало,

Прости, моё сердце, меня.

Как плетью, ах, будь я неладен,

Твоё подгонял колотье.

За то, что я был беспощаден,

Прости меня, сердце моё.

За то, что железным ты мнилось

И мог подставлять под копьё

Тебя я, безумью на милость,

Прости меня, сердце моё.

Кружит, как над полем сраженья,

Порой над тобой вороньё.

За подвиги долготерпенья

Прости меня, сердце моё!

Какие мысли и чувства вызвало у вас стихотворение?

Человек всегда сам ответствен за то, какое у него сердце. Посмотрите сценку «У врача»           

                                                                                                                                                       Слайд 5

(Входит курильщик)                                                                                                                   

Вр: На что жалуетесь?

Кур: Доктор, что-то мне стало трудно по лестнице подниматься, а я живу на пятом этаже.

Вр: Что задыхаетесь?

Кур: Да, доктор.

Вр: Вы курите?

Кур: /кивает головой/

Вр: Всё понятно. Ваше сердце подаёт сигналы SOS

Сейчас оно у вас такое  / показывается рисунок на слайде/.                                                 Слайд 6

Я хочу вас предупредить, что у курящих заболевания – стенокардия и инфаркт – в 12 раз встречается чаще, чем у не курящих, а ведь никотин ещё вызывает и сужение сосудов на целых 30 мин, и какая же большая нагрузка ложится на ваше сердце! Ещё хочу вас предупредить, что большая вероятность возникновение у вас болезни РЕЙНА. Что с годами приводит к «перемежающей хромоте», т.е. после 15 - минутной нагрузки на ноги, возникает в них большая боль. Да, болезнь, конечно, прогрессирует и приводит к гангрене, где ампутация ноги неизбежна.

(Входит спортсмен)

Вр: На что жалуетесь?

Сп: Ни на что. Вот медицинскую комиссию прохожу, надеюсь моё сердце в порядке?

Вр: Да, ваше сердце вполне здорово/ показывается рисунок на слайде/.                           Слайд 7

При нормальной работе здоровое сердце выбрасывает в минуту 4 литра крови, а у вас, как у спортсмена, 10-12 литров, при этом разносится по организму большое количество кислорода и питательных веществ. И вот интересный факт: работу, которую выполняет здоровое сердце в течение суток, хватило бы, чтобы передвинуть на один метр груз весом 20 тыс. кг. А у вас сердце ещё и спортсмена!

(Входит влюбленный)

Вр: На что жалуетесь?

Вл: Сердце болит.

Вр: Давление? / измеряет/ нормальное.

Пульс? / слушает/ в норме.

Курите?

Вл: Нет.

Вр: Что чувствуете?

Вл: Она на меня не смотрит.

Вр: А - а всё понятно. Душа болит. Дорогой мой, сердце ваше в порядке. Оно у вас вот такое

/ показывается рисунок на слайде/.                                                                                            Слайд 8

Будьте сами собой, и она обязательно обратит на вас внимание.

(Входит больной)

Вр: На что жалуетесь?

Бол: На боль в левом ухе и у меня кожа часто покрывается потом.

Вр: Вам делали кардиограмму?

Бол: Да.

Вр: Сейчас посмотрим, да, ваше сердце нуждается в помощи. Оно у вас такое / показывается рисунок на слайде/.                                                                                                                     Слайд 9

И у вас развивается инфаркт миокарда. Я хочу вас предупредить, что это большая угроза жизни и заключается это заболевание в том, что сердце садится на голодный кислородный паёк. Что приводит к омертвлению ткани и её расползанию, и в сердце возникает трещинка. Раньше так и говорили - произошёл разрыв сердца. Вам необходима срочная госпитализация.

Как человек распорядился своим сердцем? (Учащиеся отвечают)

Очень многие люди сегодня имеют сердечные заболевания. А причинами их становится наше неправильное отношение к жизни.

Очень часто стало население нашего района обращаться с сердечно - сосудистым заболеванием, так часто, что эти заболевания стоят на 1 месте в нашем районе.               Слайд 10

    Обратимся к Российской статистике, данные с Всероссийского конгресса «Детская кардиология - 2000»:

- по данным эпидемиологическим исследований, проводимых по линии Минздрава, в России от сердечно - сосудистых заболеваний происходит 55% смерти;

- за последнее десятилетие распространённость сердечно - сосудистых заболеваний у детей в России возросла на 65%;

 - число с хроническими формами заболевания повысилось на 50%;

 - заболеваемость, т. е. число впервые заболевших детей, выросло  /вдумайтесь только!/  на 116%.

Вторая группа ребят работала с Интернет – ресурсами и нашла материал о самых разнообразных сердечно – сосудистых заболеваниях.

Групповая работа. Сообщения учащихся.

http://kardiologia.policlinica.ru/kar2.html#2

http://www.sanofi-aventis.ru/live/ru/ru/layout.jsp?cnt=D69D80E2-9572-4AA6-802A-2BBCAB424AC8

http://www.sp-raduga.ru/Diseases/Diseases51.aspx

http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs317/ru/index.html

В медицине встречается заболевание КАРДИАЛГИЯ. Медики его называют - когда БОЛИТ ЗДОРОВОЕ СЕРДЦЕ.                                                                                                  Слайд 11

Сообщение ученика: 

Боль в области сердца является симптомом огромного числа заболеваний. И это, как правило, малоопасный признак. Довольно часто даже дети хватаются за левую половину груди и ойкают. Первая мысль у всех: «Сердце!». Причин у «болей в сердце», когда оно абсолютно здорово, так много, что им даже дали одно общее  название: КАРДИАЛГИИ.

Что же может нас так напугать, обмануть? Ввести в заблуждение может боль, возникающая при изменениях в позвоночнике и ребрах. Между позвонками есть диски. Если по каким - то причинам они будут усыхать или деформироваться, то нервные корешки, выходящие из позвоночника, будут ущемляться. Появляется боль. Если такое случается с дисками грудного отдела позвоночника, достаточно часто эту боль воспринимают как СЕРДЕЧНУЮ.

Нечто похожее происходит и при искривлении позвоночника. Иногда разрастаются рёберные хрящи - опять болевые ощущения.

Очень часто при простудных заболеваниях воспаляются межрёберные нервы. Тогда боль бывает такой, будто сердце пронзают шпагой.

Если после плотной еды заняться физкультурой, так же можно почувствовать боль в «сердце». А это, в действительности, «бунт» желудка. И вообще, неблагополучие желудка частенько воспринимается  нами, как «сердечные страдания».

В каждом случае причину боли должен найти врач. Не стоит сразу паниковать, совсем не безвредно глотать сердечные лекарства, но и отмахиваться от непонятных болей не стоит.

 Но болеть сердце может  и по - другому. Оно может болеть за другого человека, за людей. У такого сердца как бы «повышенная температура», оно ГОРЯЧЕЕ.

О горячем сердце существует чудесная легенда, которую пересказал нам Горький

Сайт http://maximgorkiy.narod.ru/staruha_izergil.htm

 Чтение отрывка из произведения.                                                                                           Слайд 12

    «Одно племя выбиралось из тёмного густого леса. Трудный был путь, лес всё гуще и гуще, а сил всё меньше. И вот когда все были в отчаянии, в сердце Данко вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей.… И вот его сердце вспыхнуло огнём желания спасти их.

- Что сделаю я для людей? - сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям.

  • Идём! - крикнул Данко и бросился вперёд…, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям…»

Это легенда.

- А можно ли действительно иметь горячее сердце?

/Да, во время войны; в художественной современной литературе мы будем читать/ /Показ журнала «Данко»/

Думаю, вы со мной согласитесь, что всегда горячее сердце - материнское.

Выразительное чтение стихотворения.

                                                                                   Д. Кедрин

   

СЕРДЦЕ

 Дивчину пытает казак у плетня:

- Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?

Я саблей добуду для крали своей

И светлых цехинов и звонких рублей!-

Дивчина в ответ, заплетая косу:

- Про то мне ворожка гадала в лесу.

Пророчит она: мне полюбится тот,

Кто матери сердца мне в дар принесёт.

Не надо мне цехинов, не надо рублей,

Дай сердце мне матери старой твоей.

Я пепел его настою на хмелю,

Настою напьюсь и тебя полюблю! -

Казак с того дня замолчал, захмурел,

Борща не хлебал, саламаты не ел.

Клинком разрубил он у матери грудь

И с ношей заветной он отправился в путь.

Он сердце её на цветном рушнике

Коханой приносит в косматой руке.

В пути у него помутилось в глазах,

Всходя на крылечко, споткнулся казах,

И матери сердце, упав на порог,

Спросило его: «Не ушибся, сынок?»

Ребята, вы согласитесь, что такое материнское сердце – горячее? (размышления ребят)

С древности человек изучает своё сердце, но до сих пор оно таит в себе удивительные загадки.

Сценка «Слово назидания».

/Тихо звучит музыка, и на её фоне раздаётся «стук сердца». Выходят Наука, Сила, Разум.

В центре сердца, по обе стороны от него - Разум и Сила. Наука, не закрывая их - впереди.

В руках у Разума книга. Грудь Сила украшает чемпионская лента и медаль. У сердца в руках модель сердца/

Наука: Давным-давно поспорили между собой Сила, Разум и Сердце о том, кто из них нужнее человеку. Но, убедившись, что к согласию им не прийти, обратились ко мне.

Сила: Послушай, Наука, ты ведь знаешь, что я сильнее всех, что без упорного труда не достичь ни мастерства, ни знанья. Я оберегаю людей от мелочных дел и не даю им падать духам. Значит, я всего нужнее людям.

Разум: Позволь, Сила. Я определяю, что полезно, а что вредно для человека. Без меня люди не ведают, как постичь науку и как уберечься от беды. Значит, я нужнее людям.

Сердце: Зато я заставляю человека страдать за обиженных, почитать старших, уважать младших. Я - благодарность и милосердие.

Я - нежность и твердость. Сердце - это жизнь! Что вы без меня, Сила и Разум?

Наука: Уважаемая Сила, всё, что ты говорила, - правда. Но иногда ты жестока. Хватка у тебя твёрдая. И когда ты - сторонник неправды, приходит беда. Много от тебя пользы, но немало и зла.

Почтенный Разум, и ты говорил правду. Тебе надо открыть людям тайну природы, жизни. Но ты с одинаковой готовностью исполняешь желания и плохих и хороших людей. Я не хочу вас ссорить друг с другом. Я призываю к согласию, а повелителем для всех будет СОЛНЦЕ.

Ты, Разум, многогранен и многолик, но Сердце не будет следовать за каждым твоим решением. Хорошее оно одобрит, а плохое не примет.

Ты, Сила, могуча и крута, но Сердце не будет давать тебе волю. Для добрых дел оно не пожалеет себя, а от  недобрых дел удержит.

Соединитесь же вместе, и пусть вами руководит Сердце.

/Всё берутся за руки поднимают их вверх/

 «Слова Назидания» написаны в 1890 - 1898 году казахским поэтом и мыслителем Абаем. Какова главная мысль этой сценки? (размышления ребят)

Так, что такое сердце?                                                                                                  Слайд 13

Камень твёрдый?                

Яблоко с багрово - красной кожей?

Может быть, меж рёбер и аортой.

Бьётся шар, на шар земной похожий?

Так или иначе, всё земное

Умещается в его пределы.

Потому что нет ему покоя.

До всего есть дело.

Когда человеку до всего есть дело, то сердце его всегда «БОЛИТ». Но чтобы оно «правильно болело», мы хотим дать вам рекомендации. Пусть ваш организм никогда не имеет медицинских сердечных заболеваний.

 По материалам разных сайтов Интернета эта группа ребят разрабатывала рекомендации по профилактике сердечно – сосудистых заболеваний.

Групповая работа. Сообщения учащихся.                                                                        Слайд 14

http://www.toprunet.com/article.php?id=5177

http://kardiologia.policlinica.ru/kar2.html#2

http://www.sanofi-aventis.ru/live/ru/ru/layout.jsp?cnt=D69D80E2-9572-4AA6-802A-2BBCAB424AC8

http://www.sp-raduga.ru/Diseases/Diseases51.aspx

http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs317/ru/index.html

Профилактика сердечно – сосудистых заболеваний

(или Пути предупреждения)

Необходимо вести здоровый образ жизни, тренировать сердце.

  • Физическая работа (особенно на свежем воздухе) способствует увеличению кровотока через сердечную мышцу по венечным коронарным сосудам;
  • Правильное питание состоит
  • в использовании для питания натуральных продуктов;
  • в отказе от употребления продуктов содержащих насыщенные жиры, консерванты, соль, кофеин, рафинированный сахар;
  • в применении разгрузочных дней;
  • в использование  диеты, способствующей выведению избыточной жидкости из организма;
  • в контроле за весом;
  • Регулярные занятия спортом укрепляют  и тренируют сердечно – сосудистую систему:
  • день следует начинать с утренней зарядки (15 – 20 минут);
  •  полезна ходьба (норма 10 – 14 тыс шагов в день), бег, езда на велосипеде, плавание, туристические походы;
  • Отказ от вредных привычек (алкоголя, табакокурения, наркотиков);
  • Занятия  аутотренингом прекрасно снимают напряжение и успокаивает, дает оптимистический жизненный настрой;
  • Контрастный душ снимает усталость, укрепляет нервную и сердечно – сосудистую систему, повышает иммунитет;
  • Травяной чай, содержащий мяту, пустырник, валериану, мелиссу, очень полезный при нервных потрясениях и после стрессовых ситуациях;
  • Массаж, ванны, морские купания  благотворно влияют на состояние сердечно – сосудистой системы;
  • Крепкий сон – залог сильного сердца, основа не только здоровья, но и самой жизни;
  • Любить окружающих, помогать людям и всем живым существам, не вступать в эмоциональные дискуссии, в контакты с неприятными людьми, уходить от сложных ситуаций – это очень полезно для здоровья;
  • Победить в себе жадность, недовольство, страх, лицемерие, гордость. Не следует говорить о людях плохо и принимать близко к сердцу недоброе мнение;
  • Приобретайте хорошие привычки. «У нас только одно сердце и только одна жизнь и необходимо заботиться об этих сокровищах» (Г.Брегг).

Рефлексия. Составление синквейна.                                                                     Слайд 15

  1. Подобрать существительное, отражающее тему урока. (Сердце)
  2. Подобрать три прилагательных, наиболее полно характеризующие это существительное. (Здоровое, беспокойное, горячее)
  3. Подобрать два глагола, отображающих действия предмета. (Бьётся и любит)
  4. Выбрать с сайта http://www.poslovitsi.ru/data.php?word=%D1%E5%F0%E4%F6%E5&bukva=%D1

Пословицу по теме данного синквейна.  (От чистого сердца чисто зрят очи)

  1. Подобрать эмоциональное предложение по теме урока.  (Здоровое сердце – это любящее сердце)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сердце, тебе не хочется покоя"

Цель: формировать бережное отношение детей к своему здоровью, установка на здоровый образ жизни, помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить у них чувство собственного достоинства, н...

Сценарий урока по теме "Сердце матери"

Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000024754 StartFragment:0000000501 EndFragment:0000024738 P { margin-bottom: 0.21cm; } Тема урока: «Сердце матери»Цель урока: формирование нравственной ли...

Конспект открытого «Урока мужества» «Я славлю тебя, Ленинград!»

Конспект занятия, посвященного героическим дням ленинградской обороны...

Конспект открытого «Урока мужества» «Я славлю тебя, Ленинград!»

Конспект занятия, посвященного героическим дням ленинградской обороны...

Открытый урок на тему: "Сердце, тебе не хочется покоя"

Обобщение и расширение знаний по теме «Сердце»;Расширение знания учащихся о сердечно - сосудистых заболеваниях, показываются пути профилактики, даются рекомендации; Рассмотрение  темы ...

Технологическая карта урока по теме "Сердце и душа слова"

Обобщающий урок по темам "Лексика", "Словообразование" и "Этимология". Межпредметные связи с литературой....

Конспект открытого урока по биологии в 9 классепо теме «Сердце: его строение и работа»

Конспект открытого урока по биологии в 9 классепо  теме «Сердце: его строение и работа»...