Сценарий урока по теме "Сердце матери"
методическая разработка (обществознание ) по теме

Катеринчук Марина Владимировна

Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000024754 StartFragment:0000000501 EndFragment:0000024738

Тема урока: «Сердце матери»

Цель урока: формирование нравственной личности на основе понимания и усвоения духовно-нравственных ценностей семьи и общества, в которых ребенок живет и воспитывается.

Задачи:

Образовательные:

  • подвести к пониманию синтеза искусств, как к одному из важнейших процессов, призванному развивать и обогащать сложившиеся традиции.

 

Развивающие:

  • Развитие способности рефлексивной, смыслопоисковой, коммуникативной деятельности.

Воспитательные:

  • формировать эмоционально-нравственное отношение к произведениям искусства, пробуждать интерес к историческому и культурному наследию человечества;

 

Тип урока: интегрированный урок

Форма урока: виртуальная экскурсия

 

Ведущий метод: объяснительно-иллюстративный.

 

Оборудование урока и методическое обеспечение:

  1. Компьютер и мультимедийный проектор, экран, колонки;

  2. Презентация с использованием видео- и аудиоряда.

 

Замысел урока: раскрыть сокровища материнского сердца через тексты культуры (живопись, музыка).

 

Ход урока

I. Введение.

Есть в жизни каждого человека одно слово, которое везде и всюду сопровождает по трудной дороге жизни. Это слово связано с человеком, который никогда, ни при каких обстоятельствах не предаст, откроет перед тобой красоту мира. Когда мы находимся рядом – это счастье. Это святое и важное слово для всех. Назовите его (МАМА).

СЛАЙД 1.

Никто не знает всё, как мать,
Никто, как мать, не понимает,
Никто не может так ласкать,
Никто, как мать, не сострадает.
Никто, как мать, не может дать,
Никто, как мать, прощать не может.
И так любить и ожидать
Никто, как мать, не может тоже.

СЛАЙД 1. Тема нашего урока: «Сердце матери».

СЛАЙД 2. Просмотр клипа «Притча о маме».

- Почему маму называют ангелом?

- Чем сердце матери отличается от сердца любого другого человека?

Правильно, в материнском сердце хранятся сокровища.

СЛАЙД 3. ЗАДАНИЕ: (раздаются маленькие сердечки) напишите одно-два сокровища, которые хранятся в сердце вашей мамы.

Свеча. Любовь матери.

Однажды к маме пришли её дети, споря между собой и доказывая свою правоту друг другу, с вопросом - кого она любит больше все на свете?

Мать молча взяла свечу, зажгла её и начала говорить.

-Вот свеча-это я! Её огонь - моя любовь!

Затем она взяла ещё одну свечу и зажгла её от своей.
-Это мой первенец, я дала ему своего огня, свою любовь! Разве от того что я дала - огонь моей свечи стал меньше? Огонь моей свечи остался прежним...

И так она зажгла столько же свечей, сколько у неё было деток...и огонь её свечи оставался таким же большим и тёплым...

 

- Ребята, что этим хотела сказать мать своим детям? (Мама хотела сказать, что ее любовь для всех детей большая и теплая).

- О чем нам рассказала эта притча, о каком сокровище материнского сердца вы услышали? (о любви). Поднимите руки, кто написал это сокровище на своем сердечке?

Любви матери хватает на всех ее детей, но есть Мать, чья любовь согревает каждого из нас. Давайте обратимся к этому великому образу. Образ в переводе с греческого «эйкон» - икона. Один из самых распространенных образов в мировой культуре – это образ Божией Матери.

 

СЛАЙД 4. Показ иконы Владимирской Богоматери.

Икона Владимирской Богоматери является одним из самых драгоценных сокровищ нашей страны, сегодня она хранится в государственной Третьяковской галерее. На Русь эта икона попала в 12 веке из Византии. История ее создания связана с легендой о том, что она была написана святым апостолом Лукой на деревянной доске из столешницы, за которой трапезничала сама Дева Мария. С тех пор св. Лука стал покровителем всех живописцев.

Давайте рассмотри этот образ. Икона написана в каноне умиления.

- Подберите однокоренные слова к слову умиление. (умиляться, милый, милость). Мать дарует ребенку не только нежность, но и милосердие, свою любовь.

Любая эпоха отмечена высокими произведениями искусства (картины, поэзия, музыка), создателей которых вдохновлял образ Божией Матери. Обратимся к эпохе Возрождения.

СЛАЙД 5. Знаменитый образ Сикстинской Мадонны кисти Рафаэля. Именно глядя на это произведение, Достоевский сказал свою знаменитую фразу, что красота спасет мир.

- Какую именно красоту увидел Достоевский в образе рафаэлевской Мадонны? (Красота бывает внешняя и внутренняя. Достоевский увидел мастерство Рафаэля, сумевшего через внешний облик передать внутреннюю красоту).

Вернемся к нашим сердечкам, допишите сокровища материнского сердца, на которые вас натолкнула картина Рафаэля.

 

А сейчас мы обратимся к творчеству Сандро Боттичелли.

СЛАЙД 6. Будущий художник жил и воспитывался в религиозной семье. Многие произведения Боттичелли посвящены образу Мадонны. Одна из самых известных «Мадонна дель Магнификат». СЛАЙД 7.

«Мадонна дель Магнификат - картина была создана в начале 1480 года, в конце 15 века. Магнификат – в переводе означает величественный, изумительный, великолепный, прекрасный. «Мадонна дель Магнификат» - величание Мадонны. Картина прославилась при жизни художника. Картина выполнена в форме круга, подобные картины в форме круга были очень популярны во Флоренции XV века. Фоном картины является пейзаж.

- Как вы думаете, почему художник изобразил картину в форме круга? Символом чего является круг? (символ бесконечности, образ вселенной).

Магнификат писали и многие известные композиторы-классики. Наиболее известный и очень выразительно раскрывший текст священного писания - Иоганн Себастьян Бах.

СЛАЙД 8. Его Магнификат - величайшее музыкальное творение, потрясающее своей красотой и глубиной. Магнификат - благодарственная молебная песнь, выражающая радость Девы Марии в ожидании рождения Иисуса.

Композиторы XVI века, в таких произведениях, как мессы, движением звуков вверх как бы выделяли такие слова, как "небеса", "ликую", "слава", а движением вниз - слова "печаль", "смирение", "терпение" и т. д. (Это один из знаков, музыкальный символ).

Магнификат Баха состоит из 12 номеров, мы послушаем с вами фрагмент № 3 – ария сопрано в сопровождении гобоя д'амур (духовой инструмент, похожий на обычный гобой, но слегка больше, звук у него мягче, спокойнее). Исследователь творчества Баха Швейцер называет эту арию "подлинным образом Мадонны в музыке". Слушая, я попрошу вас обратить внимание на две вещи:

  1. Как мелодически построена музыка, на восходящих или нисходящих фразах?

  2. Слушая, вглядитесь в лицо Мадонны. Что оно выражает?

Слушаем. СЛАЙД 9.

- Как вы думаете, мелодически она построена на каких фразах, восходящих или нисходящих? (Мелодически она построена на нисходящих фразах, призванных выразить слово humilitaten ("смирение").

Работа с сердечками. Добавьте еще одно-два сокровища, которые хранятся в сердце мамы.

Итог урока.

Материнство – это очень ответственно.

- Матерью рождаются или становятся?

- А какие качества присуще каждой матери? Прочитайте, что вы написали в своих сердечках.

 

Вот видите, сколько сокровищ хранится в сердцах настоящих матерей.

- Как вы думаете, трудно ли быть матерью? Трудно. И не каждый к этому готов. По природе каждая женщина должна стать матерью.

Наивысший идеал мамы – образ Богоматери. СЛАЙД 10.

К сожалению, в нашем современном мире не каждая женщина является идеальной матерью. Но каждая мама достойна уважения. СЛАЙД 10.1

 

А чтобы стать настоящей мамой, учиться этому надо уже сейчас.

СЛАЙД 10.2. Вы это делаете, играя в дочки-матери, присматривая за своими младшими братиками и сестрами, племянниками. Но главное еще впереди.

 

- Какие сокровища из сердечек вы можете или хотите перенести в свое сердце?

 

Домашнее задание. СЛАЙД 11.

 

Понаблюдайте за своей мамочкой дома и запишите все, что ее руки делают за один субботний или воскресный день.

СЛАЙД 12. Спасибо за внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий урока "Сердце матери"30.61 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока.

Тема урока: «Сердце матери»

Цель урока: формирование нравственной личности на основе понимания и усвоения духовно-нравственных ценностей семьи и общества, в которых ребенок живет и воспитывается.

Задачи:

Образовательные:

  • подвести к пониманию синтеза искусств, как к одному из важнейших процессов, призванному развивать и обогащать сложившиеся традиции.

Развивающие:

  • Развитие способности рефлексивной, смыслопоисковой, коммуникативной деятельности.

Воспитательные:

  • формировать эмоционально-нравственное отношение к произведениям  искусства, пробуждать интерес к историческому и культурному наследию человечества;

Тип урока: интегрированный урок

Форма урока: виртуальная экскурсия

Ведущий метод: объяснительно-иллюстративный.

Оборудование урока и методическое обеспечение:

  1. Компьютер и мультимедийный проектор, экран, колонки;
  2. Презентация с использованием видео- и аудиоряда.

Замысел урока: раскрыть сокровища материнского сердца через тексты культуры (живопись, музыка).

Ход  урока

I. Введение.

Есть в жизни каждого человека одно слово, которое везде и всюду сопровождает по трудной дороге жизни. Это слово связано с человеком, который никогда, ни при каких обстоятельствах не предаст, откроет перед тобой красоту мира. Когда мы находимся рядом – это счастье. Это святое и важное слово для всех. Назовите его (МАМА).

СЛАЙД 1.

 Никто не знает всё, как мать,
Никто, как мать, не понимает,
Никто не может так ласкать,
Никто, как мать, не сострадает.
Никто, как мать, не может дать,
Никто, как мать, прощать не может.
И так любить и ожидать
Никто, как мать, не может тоже.

СЛАЙД 1. Тема нашего урока: «Сердце матери».

СЛАЙД 2. Просмотр клипа «Притча о маме».

- Почему маму называют ангелом?

- Чем сердце матери отличается от сердца любого другого человека?

Правильно, в материнском сердце хранятся сокровища.

СЛАЙД 3. ЗАДАНИЕ: (раздаются маленькие сердечки) напишите одно-два сокровища, которые хранятся в сердце вашей мамы.

Свеча. Любовь матери.

Однажды к маме пришли её дети, споря между собой и доказывая свою правоту друг другу, с вопросом - кого она любит больше все на свете?

Мать молча взяла свечу, зажгла её и начала говорить.

-Вот свеча-это я! Её огонь - моя любовь!

Затем она взяла ещё одну свечу и зажгла её от своей.
-Это мой первенец, я дала ему своего огня, свою любовь! Разве от того что я дала - огонь моей свечи стал меньше? Огонь моей свечи остался прежним...

И так она зажгла столько же свечей, сколько у неё было деток...и огонь её свечи оставался таким же большим и тёплым...

- Ребята, что этим хотела сказать мать своим детям? (Мама хотела сказать, что ее любовь для всех детей большая и теплая).

- О чем нам рассказала эта притча, о каком сокровище материнского сердца вы услышали? (о любви). Поднимите руки, кто написал это сокровище на своем сердечке?

Любви матери хватает на всех ее детей, но есть  Мать, чья любовь согревает каждого из нас. Давайте обратимся к этому великому образу. Образ в переводе с греческого «эйкон» - икона. Один из самых распространенных образов  в мировой культуре – это образ Божией Матери.

        

СЛАЙД 4. Показ иконы Владимирской Богоматери.

Икона Владимирской Богоматери является одним из самых драгоценных сокровищ нашей страны, сегодня она хранится в государственной Третьяковской галерее. На Русь эта икона попала в 12 веке из Византии. История ее создания связана с легендой о том, что она была написана святым апостолом Лукой на деревянной доске из столешницы, за которой трапезничала сама Дева Мария. С тех пор св. Лука стал покровителем всех живописцев.

Давайте рассмотри этот образ. Икона написана в каноне умиления.

- Подберите  однокоренные слова к слову умиление. (умиляться, милый, милость). Мать дарует ребенку не только нежность, но и милосердие, свою любовь.

Любая  эпоха отмечена высокими произведениями искусства (картины, поэзия, музыка), создателей  которых вдохновлял образ Божией Матери. Обратимся к эпохе Возрождения.

СЛАЙД 5. Знаменитый образ Сикстинской Мадонны кисти Рафаэля. Именно глядя на это произведение, Достоевский сказал свою знаменитую фразу, что красота спасет мир.

- Какую именно красоту увидел Достоевский в образе рафаэлевской Мадонны? (Красота бывает внешняя и внутренняя. Достоевский увидел мастерство Рафаэля, сумевшего через внешний облик передать внутреннюю красоту).

Вернемся к нашим сердечкам, допишите сокровища материнского сердца, на которые вас натолкнула картина Рафаэля.

А сейчас мы обратимся к творчеству Сандро Боттичелли.

СЛАЙД 6.  Будущий художник жил и воспитывался в религиозной семье. Многие  произведения Боттичелли посвящены образу Мадонны. Одна из самых известных «Мадонна дель Магнификат». СЛАЙД 7.

 «Мадонна дель Магнификат  - картина была создана в начале 1480 года, в конце 15 века. Магнификат – в переводе означает величественный, изумительный, великолепный, прекрасный. «Мадонна дель Магнификат» - величание Мадонны. Картина прославилась при жизни художника. Картина выполнена в форме круга, подобные картины в форме круга были очень популярны во Флоренции XV века. Фоном картины является пейзаж.

- Как вы думаете, почему художник изобразил картину в форме круга? Символом чего является круг? (символ бесконечности, образ вселенной).

        Магнификат писали и многие известные композиторы-классики. Наиболее известный и очень выразительно раскрывший текст священного писания - Иоганн Себастьян Бах.

СЛАЙД 8. Его Магнификат - величайшее музыкальное творение, потрясающее своей красотой и глубиной. Магнификат - благодарственная молебная песнь, выражающая радость Девы Марии в ожидании рождения Иисуса.

Композиторы XVI века, в таких произведениях, как мессы, движением звуков вверх как бы выделяли такие слова, как "небеса", "ликую", "слава", а движением вниз - слова "печаль", "смирение", "терпение" и т. д. (Это один из знаков, музыкальный символ).

Магнификат Баха состоит из 12 номеров, мы послушаем с вами фрагмент № 3 – ария сопрано в сопровождении гобоя д'амур (духовой инструмент, похожий на обычный гобой, но слегка больше, звук у него мягче,  спокойнее). Исследователь творчества Баха Швейцер называет эту арию "подлинным образом Мадонны в музыке". Слушая, я попрошу вас обратить внимание на две вещи:

  1. Как мелодически построена музыка, на восходящих или нисходящих фразах?
  2. Слушая, вглядитесь в лицо Мадонны. Что оно выражает?

Слушаем. СЛАЙД 9.

- Как вы думаете, мелодически она построена на каких фразах, восходящих или нисходящих? (Мелодически она построена на нисходящих фразах, призванных выразить слово humilitaten ("смирение").

Работа с сердечками. Добавьте еще одно-два сокровища, которые хранятся в сердце мамы.

Итог урока.

Материнство – это очень ответственно.

- Матерью рождаются или становятся?

-  А какие качества присуще каждой матери? Прочитайте, что вы написали в своих сердечках.

Вот видите, сколько сокровищ хранится в сердцах настоящих матерей.

 - Как вы думаете, трудно ли быть матерью? Трудно. И не каждый к этому готов.  По природе каждая женщина должна стать матерью.

Наивысший идеал мамы – образ Богоматери. СЛАЙД 10.

К сожалению, в нашем современном мире не каждая женщина является идеальной матерью. Но каждая мама достойна уважения. СЛАЙД 10.1

А чтобы стать настоящей мамой, учиться этому надо уже сейчас.

СЛАЙД 10.2. Вы это делаете, играя в дочки-матери,  присматривая за своими младшими братиками и сестрами, племянниками. Но главное еще впереди.

- Какие сокровища из сердечек вы можете или хотите перенести в свое сердце?

Домашнее задание. СЛАЙД 11.

Понаблюдайте за своей мамочкой дома и запишите все, что ее руки делают за один субботний или воскресный день.

СЛАЙД 12. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника ко Дню матери России

В.Сухомлинский Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, — ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой....

сценарий мероприятия, посвященного Дню матери

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Козинская средняя общеобразовательная школа»    «За ласки рук, лучи улыбок, ...

Сценарий праздника посвященного "Дню матери"

Этот сценарий праздника можно использовать как для проведения классного часа, так и для общешкольного и внешкольного мероприятия....

Сценарий урока на тему: «Изготовление объемной композиции из природного материала. «Сирень Победы».

Тема учебного занятия выбрана из учебной программы для педагогов дополнительного образования по декоративно – прикладному творчеству. Программа рассчитана на 2 года обучения: 144 часа первый год, 216 ...

Сценарий урока по ИЗО в 8 классе тема: «Образ женщины – матери сквозь века»

Цели:1. Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы.2 Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект.3 Создать усло...

Сценарий праздника ко дню матери "Сердце матери"

Встреча в музыкальной гостинной учащихся и родителей...