Рабочая программа по природоведению 5 класс
рабочая программа (биология, 5 класс) по теме

Криворучко Юлия Александровна

 Рабочая программа по биологии ориентирована на учащихся 5 класса и реализуется на основе следующих документов;

  1. Федеральный   компонент   государственного   стандарта   основного   общего образования на базовом уровне.
  2. Примерная программа по биологии.
  3. Стандарт общего образования по биологии.
  4. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.

В содержание этой  программы авторами (Пакулова, В. М, Иванова, Н. В. Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс: - М: Дрофа, 2008) внесены следующие изменения:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_5klass.docx81.34 КБ

Предварительный просмотр:

5КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа по биологии ориентирована на учащихся 5 класса и реализуется на основе следующих документов;

  1. Федеральный   компонент   государственного   стандарта   основного   общего образования на базовом уровне.
  2. Примерная программа по биологии.
  3. Стандарт общего образования по биологии.
  4. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.

В содержание этой  программы авторами (Пакулова, В. М, Иванова, Н. В. Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс: - М: Дрофа, 2008) внесены следующие изменения:

  1. исключён раздел «Электрические явления», добавлена новая тема «Человек. Его здоровье
    и безопасность жизни», на изучение которой отводится 3 часа, в разделе «Почва» увеличилось
    количество часов до 5, так как в содержание включён новый параграф «Уход за почвой»;
  2. рекомендуемая программой тема «Растения и животные уголка живой природы» заменена
    темой «Ваши любимые растения и животные», что позволит расширить знания о растениях
    и животных, научить ухаживать за ними в домашних условиях.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметпых связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Структура документа

Рабочая программа включает шесть разделов:

пояснительную записку;

учебно-тематическое планирование;

содержание тем учебного курса природоведения в 5 классе

требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе;

перечень учебно-методического обеспечения:

список литературы.

Цели

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи - отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде.

         На изучение курса биологии на ступени основного общего образования в  в 6 классе  выделено - 34 часа (1 час в неделю).

Контроль знаний – 4

Лабораторных работ – 4

Практических работ - 2

Экскурсий - 1

Учебно – тематическое планирование  по природоведению 5 класса

Класс:5

Предмет:  природоведение   

Учитель:  Криворучко Ю.А

Количество часов:

Всего:  68 часа;    в неделю 2  час.

Плановых контрольных  уроков   - 4ч

Административных контрольных уроков     0ч

Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника /авт. Сост. Г.М. Пальдяева. – М.: Дрофа 2009

Учебник: Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /В.М. Пакулова, Н.В. Иванова – М.: Дрофа, 2007

Дополнительная литература:

 Анашкина Е.Н «Веселая ботаника, викторины, ребусы, кроссворды» - «Академия К»., 1998г.;  

 Балабанова В.В. «Открытые уроки по биологии» - М., 2003г.;

 Евдокимова Р.М. «Внеклассная работа по биологии» - «Лицей» - 2005г.;

 Задорожный К.Н. «Предметная неделя биологии в школе» - Ростов – на – Дону» 2007г.;

 Иванова Н.Г. «Библиотечка Первое сентября» - М., 2006г.;

 Калинина А.А. «Поурочные разработки по биологии» - «Учитель АСТ» - 2002г.;

 Касаткина Н.А. «Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия» - В., 2007г.;

 Козлова Т. А. « Биология в таблицах» - М., 1998г.;  

 Кучменко В.С. «Биология сборник тестов, задач и заданий» -  М.. 1998г.;

 Никишов А.И. «Биология в таблицах» - М.. 1997г;

 Резанов А.Г. «Зоология тесты» - М., 1998г.;

 Резанова Е. А. «Биология человека в таблицах и схемах» - М., 1998г.;

 Рохлов В. С. 2Школьный практикум. Биология человека» - М., 1998г.;

 Сухова Т.С. «Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 классы»-М., 1997г.;

 Сухова Т. С. «Контрольные и проверочные работы по биологии 9-11 классы» - М.. 1997г.

№п/п


Тема урока

Количест

во

часов

Основные элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Лабораторные и практические работы,

экскурсии

Домашнее задание

Оборудование

Дата

план

факт

ВВЕДЕНИЕ(2 ч)

Цель: сформировать у детей общие представления об учебном предмете; установить связи между имеющимися у школьников знаниями об окружающей природе, полученными в курсе природоведения, и новыми знаниями; развить интерес к изучению природы; познакомить с Основными методами познания природы; обобщить знания о телах природы, их свойствах, явлениях природы; учить находить взаимосвязи между живой и неживой природой; проверить умения учащихся ориентироваться в природе с помощью компаса, определять стороны горизонта

1

(1)

Как изучают природу.

1

изучение природных тел и природных явлений, измерений

знать об отдельных методах изучения природы; уметь пользоваться приборами и инструментами.

уметь: провести наблюдение, опыт, поставить:

Для закрепления темы работа по карточкам.

Домашнее задание; с. 7,10


Демонстрация приборов и инструментов для проведения наблюдений, опытов, измерений

03.09

2(2)


Природа неживая и живая (экскурсия).

1

Репродуктивный: давать определения терминам; перечислять приборы и инструменты.

Природа неживая и живая (экскурсия).

Домашнее задание: вычертить план маршрута к месту экскурсии (составить отзыв-отчвт об экскурсии)

Оборудование: компасы, термометры, белый диск, подвешенный на размеченной бечевке, листы бумаги, планшетки


Горизонт, стороны света

07.09

ВСЕЛЕННАЯ(6 часов)

Цель: сформировать у учащихся звания о Солнечной системе, С составе, познакомить со спутником Земли - Луной. Научить детей проводить наблюдения за звездном небом, находить созвездия Большой и Малой Медведицы, ориентироваться по Полярной звезде, определять фазы Луны; учить наблюдать за изменениями высоты полуденного Солнца. Формировать умения работать с глобусом и картой

3(1)

Звезды на небе.

1

Звезды (размеры, цвет, шкала яркости); созвездиям. Стороны горизонта,полярная звезда;  карта звездного неба

Уметь находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты, использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для определения сторон горизонта с помощью Полярной звезды и местных признаков.

Иметь представление о шкале яркости звезд

Фронтальный опрос

Домашнее задание: § 1; подготовить сообщения о гипотезах возникновения Земли (Жорж Бюффон); о вращении небесных сфер (Н. Коперник)

Демонстрация рисунков, фотографий, карт, атласов звездного неба

10.09

        

№п/п


Тема урока

Количест

во

часов

Основные элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Лабораторные и практические работы,

экскурсии

Домашнее задание

Оборудование

Дата

план

факт

4 (2)

Земля -наш дом.

1

Пполюса и полушария Земли, размеры нашей планеты. Положение Земли в Солнечной системе; Вращение Земли

знать

о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; уметь указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе; кратко пересказывать учебный текст

Текущий Контроль

Домашнее задание: § 2

Демонстрация глобуса, компаса, фотографий Земли из космоса, табл. «Планеты Солнечной системы». Работа с картами, атласами, глобусом: определение экватора, полюсов, Северного и Южного полушарий

14.09

5 (3)

Оболочки Земли.

1

Оболочки Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера. Их состав, строение. Воздействие деятельности человека на оболочки Земли.

Уметь:

- кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера;

- отвечать на вопросы по его содержанию;

- выделять главную мысль.

Иметь представление об оболочках Земли.

Текущий контроль.

Работа по карточкам.

Домашнее задание: § 3, подготовить дополнительный материал о Луне

Демонстрация глобуса, физической карты полушарий, фотографий Земли

из космоса

17.09

6 (4)

Луна - естественный спутник Земли.

1

Лунные фазы, поверхность луны; причины образования фаз луны(смена дня и ночи), Луна спутник Земли.

Уметь:

- сравнивать природные объекты;

-использовать дополнительные источники,

- выделять главную мысль.

Групповой фронтальный опрос.

Домашнее задание:

§ 4

Демонстрация рисунков, фотографий поверхности Луны

21.09

7 (5)

Солнце. Солнечная система.

1

Планеты и тела Солнечной системы.

Солнце как звезда, ближайшая к Земле; строение Солнечной системы,  кометы; метеоры, метеориты; высоты полуденного Солнца в 20-х числах каждого месяца

знать

о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; уметь указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе; описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел.:

Индивидуальная работа с текстом учебника.

Домашнее задание: § 5, повторить к обобщающему уроку § 1-4

Табл. «Планеты Солнечной

24.09

8

(6)

Вселенная

1

Небесные тела; расстояние, на котором находится Земля от Солнца; фазы, два главных вида движения Земли; г«1»числять внешние оболочки. Солнечная система, ев строение и состав, ближайшая к Земле звезда ; положение Земли в естественные спутники планет; смена дня и ночи, времен года на Земле

знать особенности строения Солнечной системы, её состав, ближайшую к Земле звезду, положение Земли в Солнечной системе, естественные спутники плане

иметь представление о том, почему Луна светит слабее Солнца, почему на Луне нет ни лесов, ни лугов

Фронтальный опрос.(обобщающий урок).

Самостоятельная работа.

Домашнее задание: повторить «Введение»

Табл., рисунки, слайды с изображением небесных тел, глобус, компас, физическая карта полушарий.

28.09

Строение и свойства веществ(11ч)

Цель: актуализировать знания учащихся о телах природы, их состоянии и свойствах. Раскрыть особенности их строения; ввести понятия «молекула», «атом», «элемент». Познакомить школьников с диффузией в газах, жидкостях и твёрдых телах. Сформировать знания о физических и химических явлениях в природе, познакомить с разнообразием веществ в природе

9

(1)

Тела и вещества.

1

Агрегатное  состояние вещества, различные тела (форма, цвет, размеры, состояние); соотносить между собой тело и вещество, из которого оно состоит; приводить примеры тел, состоящих из разных веществ; делать выводы об агрегатных состояниях вещества

знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях;

уметь приводить примеры физических явлений, превращений веществ; описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты; описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ

Текущий контроль – опрос.

Домашнее задание: § 6

Демонстрация веществ в твердом, жидком и газообразном состоянии. Демонстрация опыта: «Три состояния воды

01.10

10

(2)

Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов.

1

Ссвойства твёрдых тел, жидкостей и газов; упругость, пластичность

знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; об отдельных методах изучения природы;

уметь сравнивать природные
объекты не менее чем по 3-4
признакам, описывать по предложенному плану внешний вид
изученных тел и веществ

Ткущий контроль – опрос.

Домашнее задание: § 7

Демонстрация упругости, пластичности тел

05.10

11

(3)

Вещества и смеси


1

Вещества и смеси, свойства веществ и смесей, применение свойств веществ человеком

знать о многообразии веществ;

уметь сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам, описывать по предложенному плану внешний вид изученных веществ; описывать

Текущий контроль – опрос.

Домашнее задание: § 8

Демонстрация свойств серы и железа в виде веществ и смеси


15.10

12

(4)

Молекулы, атомы, элементы.

1

Молекулы, их свойства, атомы, химических элементов;

модели простейших молекул

знать о многообразии веществ и явлений; природы; уметь приводить примеры физических явлении, превращения веществ; кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль иметь представление о строении молекул некоторых веществ

учебника

Текущий Контроль Индивидуальная работа с текстом

Домашнее задание: § 9

Демонстрация моделей молекул различных веществ. Демонстрация опытов, рассмотренных в учебнике

19.10

13

(5)

Движение частиц вещества.

1

Частицы, из которых состоят вещества, движение как естественное состояние молекул; диффузия в газах, жидкостях, твердых тфюх; скорость движения молекул разных веществ

знать о многообразии веществ и явлений природы;

уметь приводить примеры физических явлений, превращений веществ; кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль.

Текущий контроль.

Работа по карточкам

Домашнее задание: § 10

Демонстрация опытов, доказывающих диффузию в газах и жидкостях

22.10

14

(6)

Взаимодействие частиц.

1

частицы из  которых состоят тела; давать сила притяжения,  условия притяжения.  Сила притяжения твердых тел и жидкостей

знать
о многообразии веществ;

 уметь приводить примеры физических явлении, превращения веществ; кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль; описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты; пользоваться приборами для измерения изученных физических величия

Текущий контроль – опрос.

Домашнее задание: § 11

Демонстрация опыта: «Взаимодействие между молекулами в жидкостях»

26.10

15

(7)

Разнообразие веществ

1

Тела неживой и живой природы, неорганические и органические вещества; простые вещества; сложные вещества, вещества неорганические и органические; тела неживой и живой природы,

знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях;

 уметь приводить примеры физических явлений, превращения веществ; описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты.

Фронтальный опрос.(обобщающий урок).

Самостоятельная работа

Домашнее задание: § 12

Демонстрация моделей молекул простых и сложных веществ. Демонстрация неорганических и органических веществ

29.10

16

(8)

Явления природы. Физические явления.

1

 Физические и химические явления;

знать о многообразии тел, веществ и явлений природы;

уметь приводить примеры физических явлений, превращения веществ; описывать личные наблюдения или опыты. Продвинутый уровень: уметь
отличать химическое явление
от физического

Текущий контроль – опрос.

Домашнее задание: § 13

Демонстрация опытов: «Физические и химические явления в природе»

02.11

17

(9)

Химические явления. Горение. Окисление.

1

Процесс горения;  его значение. Топливо

( жидкое, твердое и газообразное); окислительные  процессы, медленное окисление; роль кислорода в процессе дыхания живых организмов

знать о многообразии явлений природы;

уметь приводить примеры физических явлений, превращения веществ; описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты.

иметь представление о правилах разжигания костра; о правилах гашения древесины, нефти.

Фронтальный опрос.

Домашнее задание:

§ 14 Домашнее задание: §15, повт.

 § 9

Демонстрация опыта с горением трех свечей. Демонстрация жидкого и твердого топлива Демонстрация тел, подверженных медленному окислению (образование чины)

рж

04.11

18

(10)

Строение и свойства вещества. Обобщающий урок. Лабораторная работа «Определение физических свойств твердых тел, жидкостей, и газов».

1

окислительные  процессы; медленное окисление; роль кислорода в процессе дыхания живых организмов

знать о многообразии явлений природы;

уметь приводить примеры
физических явлений, превращения веществ; описывать
личные наблюдения или опыты.

Тематический контроль, фронтальный опрос, работа по карточкам.

Лабораторная работа  № 1 «Определение физических свойств твердых тел, жидкостей, и газов».

Домашнее задание: повт. § 6-15

Демонстрация моделей строения молекул простых и сложных веществ; неорганических и органических веществ. Оборудование:Кубики льда, химические стакан-


09.11

19

(11

Контроль знаний № 1

 по теме: «Вселенная и свойства вещества»

1

Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся по теме: « Вселенная и свойства вещества»

знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях;

уметь приводить примеры физических явлений, превращения веществ;


повторить

 § 6-15

12.11

ВОЗДУХ (9 ч)

Цель: расширить и углубить знания учащихся о воздухе, его составе, свойствах. Сформировать знания о зависимости веса, давления, температуры воздуха от высоты. Раскрыть процесс образования облаков, различных видов осадков, ветра, показать их работу в природе. Сформировать представления о погоде, о возможностях ев предсказания. Раскрыть значение воздуха в природе и жизни человека. Познакомить с мероприятиями по охране воздуха от загрязнения

20

(1)

Воздух -смесь газов.

1

состав воздуха, пришей

знать

о многообразии веществ природы, их свойствах.

Текущий контроль.

Домашнее задание: § 16

Демонстрация схемы «Состав воздуха». Оборудование: стаканчик с известковой водой, стеклянная палочка, резиновая груша

16.11

21

(2)

Свойства воздуха.

1

Свойства воздуха; воздух сжимаем и упруг, использование свойств воздуха человеком

знать свойства воздуха как смеси газов.

Текущий контроль.

Домашнее задетые: § 17

Демонстрация опытов, доказывающих свойства воздуха. Демонстрация опытов с воздушным пистолетом

19.11

22

(3)

Вес воздуха и атмосферное давление.

1

атмосфера, атмосферное давление.

вес воздуха, зависимость веса воздуха от высоты; давление воздуха на окружающие предметы со всех сторон

знать о том, что воздух имеет вес и может оказывать давление на предметы со всех сторон.

иметь представление о зависимости веса воздуха от высоты

Фронтальный опрос.

Домашнее задание: § 18

Демонстрация опытов, доказывающих, что воздух

имеет вес; что воздух оказывает давление на предметы со всех сторон

26.11

23
(4)

Изменение давления воздуха с высотой.

1

 Изменение плотности воздуха
с высотой, атмосферное давление, единицы измерения
атмосферного давления, барометр.

знать о зависимости давления воздуха от высоты местности

иметь представление о приборах для измерения атмосферного давления

Текущий контроль.

Работа по карточкам

Домашнее задание: § 19

Демонстрация барометра, демонстрация опыта Тор-ричелли

30.11

24

(5)

Нагревание воздуха.

1

Нагревание воздуха от поверхности Земли; о том, что воздух - плохой проводник тепла а холода

знать о многообразии веществ и явлений природы.

иметь представление о воздухе как проводнике тепла и холода

Текущий контроль.

Домашнее задание: записи в тетрадях

Демонстрация теплопроводности воздуха

03.12

25
(6)

Изменение температуры воздуха с высотой.

1

 Горы со снежными
вершинами, изменения температуры воздуха с высотой, снеговой линии, облаках, осадках, их видах

 знать о многообразии явлений природы.

иметь представление о зависимости температурь! воздуха от высоты

Фронтальный опрос.(обобщающий урок).

Самостоятельная работа

Домашнее задание: записи в тетрадях

Работа с картой, определение местонахождения гор со снежными вершинами

07.12

26
(7)

Ветер.

1

 Ветер и причины его образования, флюгер, скорость ветра, работу ветра в природе

знать о многообразии природных явлений.  иметь представление о причинах. образования ветра, о приборах, определяющих скорость и направление ветра

Текущий контроль.

Домашнее задание: записи в тетрадях

духа.

Демонстрация модели флюгера и определение направления ветра. Демонстрация опыта, доказывающего движение воздуха (опыт со свечами)

10.12

27

(8)

Погода и еб предсказание. Лабораторная работа «Описание погоды за месяц и сезон».

1

Погода, признаки погоды своей местности; предсказание погоды

знать основные характеристики погоды.

 знать причины изменения погоды и признаки погоды своей местности

Текущий контроль.

Лабораторная работа  №2 «Описание погоды за месяц и сезон».

Домашнее задание: оформить лабораторную работу в тетрадь, повт. § 16-20, записи в тетрадях по теме «Воздух»

Дневник погоды

14.12

28

(9)

Воздух, его значение в природе, жизни человека. Охрана воздуха от загрязнения (обобщающий урок).

1

Состав воздуха.

Свойства воздуха.

Погода, ее предсказание.

Охрана воздуха

знать о многообразии веществ и явлений природы.

иметь представление о составе и свойствах воздуха, о признаках погоды и предсказаниях ее изменения, об охране воздушного бассейна

Текущий контроль.

Работа по карточкам

Домашнее задание: записи в тетрадях

Демонстрация опытов, доказывающих свойства воздуха

17.13

ВОДА (4 ч)

Цель: продолжить формирование знаний о воде, ев свойствах. Раскрыть значение воды в природе и жизни человека. Сформировать понятие о тепловом расширении воды. Продолжить экологическое воспитание школьников

29

(1)

Три состояния воды.

1

Жидкая вода - плохой проводник тепла; теплопроводность, свойства твердой воды, туман, пар

знать особенности состояния веществ и свойства жидкостей иметь представление о теплопроводности воды, ее свойствах в различных состояниях

Текущий контроль.

Работа по карточкам

Домашнее задание: § 21

Демонстрация опыта, дока
зывающего, что вода - пло
хой проводник тепла
(оборудование: про
бирка, кусочек льда, спир
товка, небольшой груз,
держатель для пробирки,
две подставки, тонкая про
волока

21.12

30

(2)

Тепловое расширение волы. Температура кипения воды и плавления льда.

1

Сжатие воды при охлаждении, расширении ее при температуре +4°С

знать многообразие веществ в природе и их свойства

иметь представление о свойствах твердых, газообразных и жидких тел при их нагревании и охлаждении

Текущий контроль – опрос.

Домашнее задание:

§ 22, записи в тетрадях

Демонстрация опытов, доказывающих тепловое рас-

ширение воды (кипения воды и плавления льда.)Оборудование: колба, вода, спиртовка, спички, термометр, барометр

24.12

31

(3)

Вода - растворитель. Работа воды в при-

роде.

1

Рраствор, взвесь; растворимые и нерастворимые вещества, растворы в природе; работа воды в природе. Значение воды и её охрана

 знать свойства веществ в природе.  Иметь представление о растворимых и нерастворимых веществах, о работе воды в природе и об охране водных ресурсов

Текущий контроль – опрос

Домашнее задание:§16-23

Демонстрация картин с изображением оврагов, пещер

28.12

32

(4)

Контроль знаний

№ 2 по теме: «Вода и воздух)

1

Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся по теме: « Вода и воздух»

Домашнее задание: повторить §23

31.12

Горные породы(4ч)

Цель: формирование общего представления о горных породах и минералах, слагающих земную кору, о происхождении и многообразии горных пород, их свойствах; ознакомление с процессами разрушения горных пород, с понятиями: «выветривание», «обломочные горные породы», «руда», «рудные и нерудные полезные ископаемые», «черные и цветные металлы», «свойства металлов/)

33

(1)

Внутреннее строение Земли. Горные породы. Лабораторная работа «Определение свойств минералов и горных пород».

1

 Внутренние оболочки Земли; горные породы, происхождение горных пород, минералов

знать внутреннее строение Земли и основные горные породы.  иметьпредставление о происхождении горных пород и минералов

Текущий контроль – опрос.

Лабораторная работа №3 «Определение свойств минералов и горных пород».

Домашнее задание: § 24

Демонстрация схем, рисунков внутреннего строения Земли. Демонстрация коллекций горных пород и минералов различного происхождения

11.01

34

(2)

Разрушение горных пород.

1

разрушение твердых пород под воздействием природных факторов выветривание, обломочных горных породах, использование обломочных пород человеком

 иметь представление о свойствах твердых тел; о разрушении твердых пород под воздействием природных факторов, о выветриваний, использовании обломочных пород человеком

Текущий контроль.

Работа по карточкам

Домашнее задание: § 25

Демонстрация обломочных при охлаждении. Демонст
рация фотографий, рисун
ков с изображением скал
причудливых форм

14.01

35

(3)

Полезные ископаемые. Металлы. Лабораторная работа «Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами».

1

  Руды

черных и цветных металлов, свойства металлов, нерудных полезных ископаемых

 знать виды полезных ископаемых.

 иметь представление о рудных и нерудных полезных ископаемых, свойствах металлов

Текущий контроль

Домашнее задание: §26

Демонстрация коллекции руд черных и цветных металлов (магнитный железняк - магнетит, красный железняк -гематит, бурый железняк, медный колчедан, боксит и др.), Оборудование: компас, магнит, карта полезных ископаемых,

18.01

36

(4)

Экскурсия «Изучение работы текучих вод и ветра»

1

  Разрушительная и созидательная  работа воды и ветра

 знать о многообразия явлений природы.

иметь

представление о созидательной и разрушительной работе ветра

Фронтальный опрос.

Домашнее задание: ответить на вопросы в тетради

Демонстрация продуктов выветривания, результатов разрушительной работы воды и ветра

21.01

Почва(5ч)

Цель: углубить знания учащихся о почве, её составе; сформировать знания о разнообразии почв, их образовании, о влиянии растений на почву, о плодородии почв. Показать необходимость охраны почв

37

(1)

Образование почв и их разнообразие.


1

образование почвы,  почвы структурные и бесструктурные; о почвенные горизонты, кислые почвы

иметь представление о почве и ее разнообразии.

Текущий контроль

Домашнее задание: §27

Демонстрация физической карты России, образцов различных почв: чернозём

25.01

38

(2)

Состав и свойства почвы.

1

Неорганические и органические вещества почвы; солончаковая почва; капилляры; органические и неорганические удобрения

знать со-

став и свойства почвы.

 иметь

представление о плодородии почв, передвижении в ней воды, о роли органических и неорганических удобрений в повышении плодородия почв

Текущий контроль.

Работа по карточкам

Домашнее задание: § 28

Демонстрация опытов по определению состава

И СВОЙСТВ ПОЧВЫ

28.01

39

(3)

Уход за почвой.

1

Влияние удобрений и способы обработки почвы

знать основные способы улучшения плодородия почвы,

 иметьпредставление о зависимости свойств почвы от способов ухода за ней

Текущий контроль

Домашнее задание: § 29

Демонстрация минеральных удобрений (коллекция). Демонстрация таблиц, показывающих способы обработки почвы

01.02

40

(4)

Влияние растений на почву.

1

Влияние почвы на растения и влиянии растений на почву

знать

о влиянии растений на почвы.

 иметь представление о зависимости растений от почвы и почвы от растений

Фронтальный опрос.

Домашнее задание: § 30

Демонстрация таблиц с изображением елового леса, луга

04.02

41

(5)

Разрушение почв.

1

Ветровая, водная эрозия почвы; об обработка почвы;  растения - защитники почвы, что человек - защитник почвы

знать

о влиянии природных явлений на разрушение почв.

Фронтальный опрос.(обобщающий урок).

Самостоятельная работа

Домашнее задание: §31

Демонстрация таблиц, рисунков, характеризующих ветровую, водную эрозию, влияние на почву неправильной обработки

08.02

Организмы(6ч)

Цел ь: обобщить конкретные знания школьников о растениях, животных, человеке в такие сложные понятия, как живой организм, его свойства, среда его обитания и строение; формировать умение находить общее в разных объектах природы и на этой основе делать обобщения

42

(1)

Организм и его свойства.

1

Что та-

кое организм,  свойства живых организмов

знать

о многообразии живых организмов, их свойствах.

 иметь

представление о разнообразии живых организмов своей местности, особенностях их питания и размножения

Текущий  контроль

Домашнее задание: § 32

Демонстрация опыта

«Пропускание выдыхаемого воздуха через известковую воду»

11.02

43

(2)

Где живут организмы.

1

Ччто та-

кое среда обитания, факторы среды обитания, факторы неживой и живой природы, экология

знать среды

обитания живых организмов.

иметь представление о факторах живой и неживой природы, влияющих на жизнь живых организмов

Текущий контроль

Домашнее задание: § 33

Демонстрация гербарного

материала, муляжей, таблиц с изображением растений

и животных леса

15.02

44

(3)

Экскурсия в природу «Разнообразие  живых организмов, их относительная приспособленность к условиям среды»

1

Разнообразие организмов, их приспособленность к условиям среды, относительный характере их приспособленности

знать пред-

ставителей живых организмов . данного биогеоценоза

 иметь

представление об относительном характере приспособленности живых организмов к условиям среды обитания

Экскурсия в природу № 1 «Разнообразие живых организмов, их относительная приспособленность к условиям среды»

Наблюдение за разнообра-

зием живых организмов в лесу (или другом биогеоценозе) по сезонам года

25.02

45

(4)

Увеличительные приборы.

1

Что та-

кое лупа , микроскоп, окуляр, объектив. Иметь представление о клетке. Уметь работать с микроскопом

знать простейшие увеличительные приборы.

 иметь

представление об устройстве увеличительных приборов; уметь работать с увеличительными приборами

Текущий контроль

Домашнее задание: § 34

Демонстрация лупы, микроскопа

01.03

46

(5)

Строение организмов.

Организмы (обобщающий урок).

1

Что та-

кое клетка,  оболочка, цитоплазма, ядро, одноклеточные организмы, неклеточные организмы, ткань, орган, многоклеточные организмы

иметь

представление о разнообразии строения организмов.

Текущий контроль

Домашнее задание: §35 Домашнее задание: повторить тему  «Организмы)»

Демонстрация гербарных

экземпляров растений, коллекции насекомых, муля-

жей грибов, микропрепарата клетки под микроскопом Демонстрация таблиц с изо-

брожением грибов, растений, животных

04.03

47

(6)

Контроль знаний

№ 3 по теме: «Организмы»

1

 Организм, его свойства., среда обитания организмов, факторы среды. строение организмов

 знать о многообразии живых организмов, особенностях их строения, свойствах в средах обитания.  иметь представление о свойствах живых организмов, влиянии на них факторов природы, о различных формах жизни, особенностях клеточного

11.03

Растения(6ч)

Цель: обобщить знания о развитии растений, показать их значение в биосфере, значение их жизнедеятельности для других организмов; формировать понятие «организм растения»

48

(1)

Признаки растения

1

Отличительные признаки

растении;  что такое пигменты, хлорофилл, фотосинтез

знать о значении растении в природе.

иметь

представление об отличительных, признаках растительных организмов по сравнению с животными

Домашнее задание: §36

Демонстрация комнатных растений, гербарных образцов

15.03

49

(2)

Разнообразие растительного мира.  

1

Растения цветковые и нецветковые; что цветок -орган растения; что такое одомашнивание дикорастущих

иметь представление о растениях цветковых и нецветковых, дикорастущих и культурных

Текущий контроль

Домашнее задание: §37

Демонстрация гербарных образцов дикорастущих и культурных растений

18.03

50

(3)

Отроение цветковых растений. Лабораторная работа «Распознавание органов цветковых растении на живых и гербарных образцах».

1

Органы цветкового растеши; функции органов цветкового растения

знать строение цветковых растений; уметь распознавать органы цветковых растений.

Текущий контроль.

Работа по карточкам

Лабораторная работа  №4 «Распознавание органов цветковых растении на живых и гербарных образцах».

Домашнее задание: § 38

Гербарии и живые растения

22.03

51

(4)

Места обитания дикорастущих растений. «Зеленая аптека».

1

Многообразие дикорастущих растений, их места обитания; что такое аптекарские огороды; ядовитые растения

знать дикорастущие растения и места

их обитания.

иметь  представление о разнообразии мест обитания дикорастущих растений и о влиянии факторов

среды обитания на растения

Текущий контроль.

Работа по карточкам

Домашнее задание: § 39

Демонстрация гербариев дикорастущих лекарственных растений

25.03

52
(5)

Красная книга растений.

1

Ррастения, находящиеся под угрозой исчезновения

иметь представление о Красной книге и о ее назначении.

иметь представление о растениях, занесенных в Красную книгу, и о мерах их охраны

Текущий контроль.

Домашнее задание: § 40

Демонстрация видеофильма, диафильма или слайдов на тему «Растения Красной книги

29.03

53

(6)

Многообразие культурных растений.

1

Грибы одноклеточные и многоклеточные, овощные, зерновые, плодовые, технические культуры, их разнообразие; центры происхождения культурных растений

иметь

представление о культурных растениях и об их многообразии.

Текущий контроль.

Домашнее задание: §41

Демонстрация образцов овощных, зерновых, технических, плодовых культур или их изображений

01.04

ГРИБЫ (2 ч)

Цель; познакомить с представителями особого царства - грибами. Сформировать знания о строении, размножении грибов, об их значении для человека

54

(1)

Разнообразие грибов.

1

Грибы одноклеточные и много клеточные;  питание  грибов

знать осо

Текущий

контроль.

Домашнее задание: § 42

Демонстрация белой плесени на продуктах, зеленой плесени на хлебе

05.04

бенности строения и размножения грибов, иметь представление

55

(2)

Шляпочные грибы.

1

Шляпочные грибы, их строение; правила сбора грибов, грибы-двойники

знать при-

меры съедобных и ядовитых

 иметь

представление об особенностях строения и размножения шляпочных грибов

Фронтальный опрос.(обобщающий урок).

Самостоятельная работа

Домашнее задание: § 43

Демонстрация свежих, консервированных грибов и их муляжей

08.04

Животные(4ч)

Цель: продолжить развитие знаний о животных, их характерных признаках. Сформировать знания о многообразии животных, их значении в природе и хозяйственной деятельности человека

56

(1)

Признаки животных

1

Многообразие животных по способу

питания, о том, что такое клетчатка

иметь

представление о многообразии способов питания животных                                

Текущий контроль.

Работа по карточкам

Домашнее задание: § 44

Демонстрация живых животных* коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов

19.04

57

(2)

Условия жизни и многообразие диких животных

1

Условия жизни диких животных; животных одноклеточных и многоклеточных; позвоночных и беспозвоночных;  среда обитания диких животных

знать

о многообразии диких ЖИВОТНЫХ И УСЛОВИЯХ  иметь представление о сезонных явлениях в жизни диких животных и об организации наблюдения за ними в природе

Текущий контроль.

Работа по карточкам

Домашнее задание: §45

Демонстрация коллекций чучел, влажных препаратов, таблиц, изображающих диких животных. Организация наблюдений за дикими животными в природе

22.04

58

(3)

Значение диких животных и их охрана!

1

Значение животных в природе и для человека, животные Красной книги; меры по охране диких животных

иметь

представление о значении диких животных и о необходимости их охраны.

Текущий контроль.

Домашние животные. Домашнее задание: § 46

Демонстрация видеофильма, диафильма, слайдов или таблиц о животных Красной книги

26.04

59

(4)

Домашние животные.

1

 Примеры

сельскохозяйственных, животноводство

знать домашних животных и условиях их содержания

иметь

представление о разнообразии сельскохозяйственных животных и об отраслях животноводства

Фронтальный опрос

Домашнее задание: § 47

Демонстрация таблиц, изображающих домашних животных

29.04

Ваши любимые растения и животные(3ч)

Цел ь: расширить знания учащихся о комнатных растениях и домашних животных, об их разнообразии, образе жизни и поведении, познакомить с правилами ухода за ними. Воспитывать любовь и доброе, бережное отношение к природе, прививать интерес к ней

60

(1)

Растения в вашем доме. Практическая работа «Уход за комнатными растениями».

1

Значении комнатных растений, их разнообразии, об экологических группах растений. уход  за комнатными растениями

знать

примеры комнатных растений. иметь

представление об экологических группах растений, условиях содержания различных комнатных растений

Текущий контроль

Практическая работа  № 1 «Уход за комнатными растениями».

Домашнее 'задание: записи в тетрадях

Демонстрация разнообразия комнатных растений

03.05

61

(2)

Животные в вашем доме.

1

Породы

собак (служебные, декоративные), породы кошек.

Уход за домашними животными

знать при-

меры комнатных растений.

 иметь

представление об экологических группах растений, условиях содержания различных комнатных растений

Текущий контроль

Домашнее задание: записи в тетрадях

Демонстрация собак (служебных, декоративных) и кошек различных пород

06.05

62

(3)

Ваш аквариум.

1

Устройство аквариума, растительный и животный мир аквариума.

знать уст-

ройство аквариума, иметь представление о разнообразии его обитателей. Условия  содержания животных и растений в аквариуме и об уходе за ними

Текущий контроль Работа по карточкам

Домашнее задание: записи в тетрадях

Демонстрация аквариума, аквариумных растений и животных

10.05

Человек . Его здоровье и безопасность жизни. (4 ч)

Цель: продолжить развитие знаний о человеке, способах сохранения здоровья. Сформировать знания о негативных факторах, влияющих на здоровье человека

63

(1)

Человек и окружающая среда. Лабораторная работа «Определение показателей своего организма».

1

Особенности влияния физических, химических и биологических факторов среды на организм человека.

знать особенности строения организма человека

 иметь представление о влиянии факторов среды на организм

Текущий контроль

Лабораторная работа  № 6 «Определение показателей своего организма».

Домашнее задание: § 49

Демонстрация таблиц, изображающих строение тела человека. Организация наблюдения за собственным организмом

13.05

64

(2)

Как беречь свое здоровье и жизнь? Лабораторная работа «Оказание первой медицинской помощи».

1

 классификация травм, первая медицинская  помощь при кровотечениях, ожогах, ушибах и переломах

знать особенности поведения в природе и виды травм.

 иметь представление о способах оказания первой медицинской помощи

Текущий контроль

Лабораторная работа №7 «Оказание первой медицинской помощи».

Домашнее задание: § 50

Демонстрация таблиц, показывающих способы оказания первой медицинской помощи

17.05

65

(3)

Вредные привычки и их предупреждение.

Здоровый образ жизни. Обобщающий урок.

1

Вредные привычки, как они влияют на человека и как предупредить их появление

знать, что такое вредные привычки, их разновидности.

 иметь представление о пагубном воздействии вредных привычек на организм человека

Фронтальный опрос (обобщающий урок).

Самостоятельная работа

Домашнее задание: § 51 записи в тетрадях

Демонстрация плакатов, показывающих пагубное влияние алкоголя и табака на организм человека Демонстрация примеров (виды, фрагменты, слайды, фотографии) положительного влияния здорового образа жизни на человека

20.05

Природа едина(3ч)

Цел ь: Продолжить формирование научного мировоззрения и развитие экологической культуры; обобщить и углубить знания о неживой и живой природе

(66

1)

Связи живого и неживого.

Практическая работа  Мы в ответе за природу

1

Пищевые связи, цепи питания, пищевые сети,  природа - единое целое, взаимосвязи в природе,  правила поведения в природе

знать признаки живого и неживого, их взаимовлияние и взаимозависимость,  правила поведения в природе.

уметь составлять цепи и сети питания, доказывать единство живой и неживой природы

Текущий опрос.

Практическая работа  № 2 (игра)

«Построй невидимую цепь»

(ботаническое и зоологическое

лото).

Домашнее задание: §48

Летние задания: наблюдения за растениями и животными в природе. Проведение опытнической работы

Демонстрация рисунков, таблиц с изображением растений и животных для составления простых цепей питания

24.05

67

(2)

.

Контроль знаний № 4 по теме: «Связи живого и неживого»

1

Пищевые связи, цепи питания, пищевые сети. Понимать, что природа - единое целое

знать признаки живого и неживого, их взаимовлияние и взаимозависимость уметь составлять цепи и сети питания, доказывать единство живой и неживой природы

27.05

68

(3)

Обобщающий урок за курс 5 класса «Природоведение. Природа. Живая и неживая»

1

Описании живой и неживой природы

знать закономерности жизнедеятельности живых организмов. уметь охранять природу

Наблюдение за окружающей природой

Демонстрация таблиц, показывающих связь живой и неживой природы

30.05

Содержание тем учебного курса

Введение (2 часа)

Природа. Неживая и живая природа. Человек и природа. Зачем и как изучают природу.

1. Вселенная (6 часов)

Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия    Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение.

Солнце — раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле.

Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Суточное и годовое движение Земли. Луна — спутник Земли.

Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса.

Наблюдения за звездным небом, за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца.

        Лабораторные работы

Работа с картой, звездной картой, атласами, глобусом: определение на них экватора, полюсов, Северного и Южного полушарий, созвездий Северного полушария.

Ориентирование на местности с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков.

2. Строение и свойства вещества (11 часов)

Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел.

Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия.

Вещества чистые и смеси, простые и сложные.

Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции.   Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни.

Демонстрация опытов по электризации тел путем трения.

        Лабораторная работа

Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел.

3. Воздух (9 часов)

Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха.

Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр.

Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в природе.

Погода. Типичные признаки погоды. Предсказание погоды. Влияние погоды на организм человека.

Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.

Демонстрация модели флюгера (определение направления ветра с помощью модели флюгера).

Наблюдения систематические фенологические и ежедневные за погодой; за состоянием своего здоровья при различных погодных условиях.

•   Лабораторные работы

Определение местонахождения гор со снежными вершинами (работа с картой).

Описание погоды за месяц и сезон.

4. Вода (4 часа)

Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании.

Вода — растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе.

Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.

    Экскурсия

Результаты работы текущих вод и ветра.

5. Горные породы (4 часа)

Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород.

Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр.

Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых.

■    Лабораторные работы

Описание минералов и горных пород (по 3—4 признакам) и определение их свойств. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами.

6. Почва (5 часа)

Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы.

Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость.

Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения.

Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.

Демонстрация почв своей местности, почв с разной структурой; опытов по определению свойств почвы.

7. Организмы (6 часов)

Организм. Свойства живых организмов (биологические явления). Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.

Экология — наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания.

Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами.

Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства организмов. Причины сокращения организмов.

Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного материала.

Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану.

        Экскурсия

Разнообразие организмов. Относительная приспособленность организмов к условиям внешней среды.

8. Растения (6 часов)

Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения.

Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги.

Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека.

Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц.

Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы.

•   Лабораторные работы

Распознавание органов цветкового растения на живых и гербарных образцах.

Определение названий растений с помощью атласа-определителя.

Постановка опытов по выявлению влияния температуры, воздуха и влажности на прорастание семян культурных растений.

        Экскурсия

    Распознавание различных видов растений своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых).

9. Грибы (2 часа)

Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе.

Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей.

        Лабораторная работа

Узнавание наиболее распространенных в данной местности съедобных и ядовитых грибов.

10. Животные (4 часа)

Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние.

Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания.

Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана диких животных.

Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни.

Демонстрация живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных.

Наблюдения за жизнью животных в водной, почвенной, воздушно-наземной средах обитания.

        Лабораторная работа

Узнавание различных видов животных своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых) с использованием коллекций,    чучел, рисунков, муляжей.

11. Ваши любимые растения и животные(3 часа)

Растения и животные — ваши любимцы. Создание благоприятных условий для жизни, уход за ними.

Демонстрация комнатных растений, домашних животных.

Наблюдения за развитием комнатных растений и жизнью животных в домашних условиях.

        Лабораторная работа

Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными.

12.        Человек, его здоровье и безопасность жизни (4 часа)

Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.).

Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливней, под градом и др.).

Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.

Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной физической нагрузки.

        Лабораторные работы

Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах.

13.        Природа едина (3 часа)

Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети.

Природа — наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

В  результате изучения природоведения ученик 5 класса  должен

знать/понимать

  1. отличия живой природы от неживой
  2. явления живой и неживой природы
  3. строение, свойства тел неживой природы
  4. место и роль человека в природе

уметь

  1. ориентироваться по солнцу и местным признакам
  2. выращивать растения, животных и ухаживать за ними
  3. ставить простейшие опыты с растениями и животными
  4. ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом т рисунками, выделять  главные мысли в содержании параграфа.

Перечень методического обеспечения по природоведению

для учащихся 5-го класса

в  перечень пособий входят следующие виды:

         1.Рабочая тетрадь по природоведению

         2.Методические рекомендации по преподаванию природоведения

         3.Справочник по природоведению

         4.Атлас географических карт

          5.Научно–популярная литература естественнонаучного содержания для младших подростков

             

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

Таблицы:

 1.«Разнообразие живых организмов»

1. Биология в школе. Влияние человека на природу. Электронное учебное пособие. Серия: Электронные уроки и тесты. Компьютерная программа 2007г.  Издатель: Новый Диск; Разработчик: Просвещение -МЕДИА

2.Занимательная биология. Электронная энциклопедия.2008г.  Издатель: Новый Диск; Разработчик: Корпорация "Диполь

3.Лекарственные растения 2008г. Разработала: Удалых Е. Ю.

4.Жизнедеятельность клетки  2009г.  Криворучко Ю.А.

5.Грибы-паразиты   2010г. Курганская область, Петуховский район, МОУ «Новогеоргиевская СОШ» Яковлева Лариса Александровна

6.CD-ROM. Природоведение. 5 класс. Библиотека электронных наглядных пособий. Дрофа  2008 

Список литературы

  1. Анашкина Е.Н «Веселая ботаника, викторины, ребусы, кроссворды» - «Академия К»., 1998г.

  1. Балабанова В.В. «Открытые уроки по биологии» - М., 2003г.

  1. Евдокимова Р.М. «Внеклассная работа по биологии» - «Лицей» - 2005г.

  1. Задорожный К.Н. «Предметная неделя биологии в школе» - Ростов – на – Дону» 2007г.

  1. Иванова Н.Г. «Библиотечка Первое сентября» - М., 2006г.

  1. Калинина А.А. «Поурочные разработки по биологии» - «Учитель АСТ» - 2002г.

  1. Касаткина Н.А. «Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия» - В., 2007г.

  1. Козлова Т. А. « Биология в таблицах» - М., 1998г.

  1. Кучменко В.С. «Биология сборник тестов, задач и заданий» -  М.. 1998г.

  1. Никишов А.И. «Биология в таблицах» - М.. 1997г

  1. 11.Резанов А.Г. «Зоология тесты» - М., 1998г.
  2. Резанова Е. А. «Биология человека в таблицах и схемах» - М., 1998г.

  1. 13.Рохлов В. С. 2Школьный практикум. Биология человека» - М., 1998г.

  1. Сухова Т.С. «Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 классы»
  2. -М., 1997г.

  1. Сухова Т. С. «Контрольные и проверочные работы по биологии 9-11 классы» - М.. 1997г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....

Рабочая программа по природоведению, 5 класс

Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все  требуемые разделы....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа  написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....

рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс

 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  программы для общеобразовательных учреждений  биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...

Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

Рабочая программа по природоведению  для 5 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника.  Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...