Главные вкладки

    ПРОГРАММА факультативного курса "Основы исследовательской деятельности" для обучающихся 6 класса
    элективный курс по биологии (6 класс) по теме

    Программа факультативного курса «Основы исследовательской деятельности” для обучающихся 6 классов является авторской. Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

    Данный курс направлен на формирование исследовательских навыков. Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Исходя из этого, современная система образования ориентирует учителя на организацию обучения на основе самостоятельной деятельности учащихся и доведении её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы, чем объясняется актуальность создания курса “Основы исследовательской деятельности”.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rp_fk_osnovy_nd_6_klass.docx82.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    ё

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №5 г.Надыма

    ПРОГРАММА

    факультативного курса

    "Основы исследовательской деятельности"

    для обучающихся 6 класса

    Разаработчик:

    Пташкограй Анастасия Сергеевна,

    учитель химии и биологии первой квалификационной категории

    Надым

    2010


    Оглавление

    1. Пояснительная записка……………………………………………………….

    3

    1.1. Статус программы…………………………………………………………......

    3

    1.2. Общая характеристика элективного учебного предмета. Цели и задачи

    3

    2. Основное содержание факультативного курса…...………………

    5

    2.1. Научно - исследовательская деятельность

    2.2. Культура научно-исследовательского поиска. Правила работы в библиотеке

    2.3. Правила работы с книгой

    2.4. Этапы организации исследовательской деятельности

    2.5. Работа над написанием исследования

    2.6. Консультации по исследовательской деятельности

    2.7. Компьютерный практикум

    2.8 Подготовка к выступлению по теме исследования

    2.9 Защита реферата, исследовательской работы

    3. Учебно - тематический план………………………………………………….

    8

    4. Система оценивания и контроля исследовательских работ

    10

    6. Список используемой литературы..……………………...

    12


    Пояснительная записка

    1.1. Статус программы

    Программа факультативного курса «Основы исследовательской деятельности” для обучающихся 6 классов является авторской. Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

    Данный курс направлен на формирование исследовательских навыков. Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Исходя из этого, современная система образования ориентирует учителя на организацию обучения на основе самостоятельной деятельности учащихся и доведении её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы, чем объясняется актуальность создания курса “Основы исследовательской деятельности”.

    1.2. Общая характеристика факультативного курса. Цели и задачи

    Организация исследовательской деятельности учащихся рассматривается как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития в современном социуме, средством трансляции норм и ценностей научного общества в образовательную систему, средством выполнения и развития интеллектуального потенциала общества.

    Курс “Основы исследовательской деятельности” для обучающихся 6 классов направлен на формирование исследовательских навыков детей и решает три задачи: образовательную, развивающую и воспитательную.

    Образовательная задача позволяет активизировать мыслительную деятельность обучающихся, получать дополнительные знания в ходе проведения исследования, обучиться структуре проведения исследования.

    Воспитательная задача заключается в формировании самостоятельности и ответственности, умении планирования и организации своей деятельности.

    Развивающая задача заключается в развитии креативности и творческого потенциала учеников, их познавательных, личностных возможностей и способностей.

    Цель данного факультативного курса – познакомить обучающихся с теорией и практикой организации научно-исследовательской работы, способствовать творческому развитию начинающих исследователей.

    Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы,  которые  определяют и  позволяют  решить следующие задачи:

    1. Сформировать у школьников понимание терминов «наука» и «научное мировоззрение».

    2. Показать научное мировоззрение как единую систему во взаимосвязи её элементов.

    3. Обучить основам научных методов, единых для большинства наук, дать представление о планировании эксперимента.

    4. Дать представление о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;

    5. Овладеть способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;

    6. Развить познавательную самостоятельность и активность обучающихся

    7. Сформировать навыки презентации результатов своего труда.

    Технология работы над научно-исследовательским проектом заключается в том, что деятельность ребенка состоит из нескольких этапов:

    1. на первом этапе научно-исследовательской деятельности школьники осуществляют поиск информации, возможные варианты решения проблемы. В ходе работы над проектом они знакомятся с необходимыми приемами и методами работы с литературой, (метод конспектирования, цитирования, составления тезисов, работы с библиографией, приемы обобщения, анализа, синтеза, сравнения и др.).
    2. на втором этапе школьники составляют план работы и осуществляют научный поиск. На этом этапе формируются умения планирования и самоорганизации. Ребята знакомятся с логическими методами научного поиска: наблюдение, анализ, синтез, аналогия и т.п. Результаты исследования оформляются в виде реферата, статьи, тезисов и представляются на городских, региональных и российских конференциях. Результатом организации научно-исследовательской деятельности становится рефлексия полученного опыта.

    2. Основное содержание программы

    2.1. Научно - исследовательская деятельность. (4 часа)

    Сущность исследовательской деятельности. Что такое исследовательская деятельность. Цели и задачи научного общества. Специфика организации, занятий, общие требования к учащимся. Роль исследовательской деятельности в повышении уровня образованности

    Методы научного исследования. Требования к организации теоретических и практических исследований. Виды информационных ресурсов. Методы изучения теоретических источников. Характеристика и требования к научному наблюдению. Правила ведения беседы, интервью. Правила составления анкет и проведения анкетирования.

    Практическая работа: составление анкеты для изучения какой-либо проблемы; задача на подбор конкретных методов исследования для решения конкретной проблемы.

    2.2. Культура научно-исследовательского поиска. Правила работы в библиотеке (3 часа)

    Рациональная организация учебного труда. Работа с каталогами в библиотеке. Правила работы с журналом, газетой: составление библиографических карточек, подборка вырезок. Правила составления библиографии.

    Практическая работа: работа в библиотеке, составление библиографии по теме исследования.

    2.3. Правила работы с книгой (4 часа)

    Методы эффективного чтения. Виды письменных работ и техника работы с книгой: правила составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов. Умение делать выписки. Правила ведения записей: компактность, выдержка интервала, датирование, поля, подчеркивание, выделение ключевых слов, схематическое изображение и сокращения и др.

    Практическая работа: составление аннотации к статье, книге, написание рецензии на; составление планов, тезисов, конспектов статей.

    2.4. Этапы организации исследовательской деятельности (5 часов)

    Тема и ее актуальность. Практическая и научная актуальность.

    Цель, задачи, логика научного исследования. Цель как представление о результате. Правила постановки целей и задач исследования. Понятие о гипотезе. Гипотеза как предположение, касающееся установления закономерностей связи исследуемых явлений. Типы гипотез. Техника формулирования гипотезы. Понятие  «методы исследования». Теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация и идеализация, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, сравнительный и ретроспективный анализ, классификация. Эмпирические методы: наблюдение, включенное наблюдение, беседа, рейтинг, анкетирование, интервьюирование, тестирование, самооценка, эксперимент, экспертиза, социометрия, описание, изучение документации. Применение методов на различных этапах исследования.

    Основные этапы исследовательского процесса: аналитический прогностический, организаторский, обобщающий, внедренческий. Их специфика. Цели и задачи каждого из этапов. Планирование процесса исследования. Роль и позиция исследователя на каждом этапе.

    Практическая работа: выбор темы, постановка проблемы, определение структуры работы, разработка программы опытной работы, подбор методов исследования.

    2.5. Работа над написанием исследования(3 часа)

    Введение: правила написания. Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования.

    Работа над основной частью реферата. Структура глав. Язык и стиль научной работы. Ссылки в тексте. Сокращения. Представление иллюстративного материала. Анализ результатов практического исследования, оформление результатов работы

    2.6. Консультации по исследовательской деятельности (6 часов)

    Структура глав. Язык и стиль научной работы. Ссылки в тексте. Сокращения. Представление иллюстративного материала. Оформление списка используемой литературы. Анализ результатов практического исследования, оформление результатов работы.

    2.7. Компьютерный практикум (2 часа)

    Правила работы, оформление результатов научно-исследовательской деятельности в программах: Microsoft Word, Microsoft PowerPoint

    2.8. Подготовка к выступлению по теме исследования (3 часа)

    Структура доклада. Вступление и заключение. Главная часть: методы изложения материала, приемы привлечения внимания аудитории.

    Чувство неуверенности и страха перед выступлением. Рекомендации выступающему. Психологический настрой, контакт с аудиторией, психология слушателей. Особенности речи. Дыхание и его тренировка, голос, дикция, интонация, паузы. Искусство отвечать на вопросы. Классификация вопросов и виды ответов

    2.9 Защита реферата, исследовательской работы


    3. Учебно-тематический план

    факультативного курса «Основы исследовательской деятельности”

     № п/п

    Тема

    Кол-во часов

    1. Научно - исследовательская деятельность(5 часов)

    1

    Научно-исследовательская и проектная деятельность: понятие, возможности, перспективы.

    1

    2

     Методы научного познания

    1

    3

    Виды информационных ресурсов и способы работы с ними

    1

    4

     Социологические методы исследования (беседа, интервью, анкетирование, экспертный опрос и др.)

    1

    5

    Практическая работа

    1

    2. Культура научно-исследовательского поиска. Правила работы в библиотеке

    (3 часа)

    6

    Рациональная организация научно-исследовательского поиска

    1

    7

     Работа с каталогами в библиотеке. Правила работы с журналом, газетой: составление библиографических карточек, подборка вырезок. Правила составления библиографии

    1

    8

    Практическая работа

    1

    3. Правила работы с книгой (4 часа)

    9

    Правила работы с книгой. Методы эффективного чтения.

    1

    10-11

     Виды письменных работ и техника работы с книгой: правила составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов. Умение делать выписки

    2

    12

    Практическая работа

    1

    4. Этапы организации исследовательской деятельности (5 часов)

    13

    Тема и ее актуальность. Практическая и научная актуальность. Выбор темы исследования

    1

    14

    Цель, задачи, логика научного исследования. Цель как представление о результате. Правила постановки целей и задач исследования.

    1

    15

    Понятие о гипотезе. Гипотеза как предположение, касающееся установления закономерностей связи исследуемых явлений. Типы гипотез. Техника формулирования гипотезы.

    1

    16

    Основные этапы исследовательского процесса: аналитический прогностический, организаторский, обобщающий, внедренческий. Их специфика. Цели и задачи каждого из этапов. Планирование процесса исследования. Роль и позиция исследователя на каждом этапе.

    1

    17

    Практическая работа: выбор темы, постановка проблемы, определение структуры работы, разработка программы опытной работы, подбор методов исследования.

    1

    4. Этапы организации исследовательской деятельности, методика написания статьи, реферата (6 часов)

    18

    Этапы организации исследовательской деятельности, методика работы над рефератом, структура реферата

    1

    19-20

     Введение: правила написания. Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования

    2

    21-23

    Работа над основной части реферата. Структура глав. Язык и стиль научной работы. Ссылки в тексте. Сокращения. Представление иллюстративного материала. Анализ результатов практического исследования, оформление результатов работы

    3

    Практическая часть курса

    Выполнение собственного исследования

    24-29

     Консультации групповые и индивидуальные по исследовательской деятельности

    6

    7. Компьютерный практикум (2 часа)

    30-31

    Правила работы, оформление результатов научно-исследовательской деятельности в программах: Microsoft Word, Microsoft PowerPoint)

    2

    32-33

    Подготовка к выступлению по теме исследования.

     2

    34

    Структура доклада. Вступление и заключение. Главная часть: методы изложения материала, приемы привлечения внимания аудитории. Чувство неуверенности и страха перед выступлением. Рекомендации выступающему. Особенности речи. Дыхание и его тренировка, голос, дикция, интонация, паузы. Искусство отвечать на вопросы

    1


    4. Система оценивания и контроля исследовательских работ

    При условии построения факультативного курса как преимущественно практического , наиболее целесообразной формой оценки и контроля усвоения материала является защита исследовательских работ.

    Критерии оценивания научно-исследовательской деятельности:

    1. соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели и задачам, структура работы;
    2. наличие литературного обзора, его качество;
    3. соответствие выбранных методик поставленным задачам, корректность методик исследования;
    4. умение выделить и обосновать проблему, поставить цели и задачи исследования;
    5. логичность и полнота доказательств;
    6. соответствие выводов полученным результатам;
    7. культура оформления материалов.

    При оценке ученической работы не только проверяется формальное соответствие  вышеизложенным критериям, , но также оригинальность замысла и построения эксперимента, степень самостоятельности, уровень сложности работы и т.д. На основании данных составляется рецензия на ученическую работу.

    Примерное содержание рецензии:

    1. соответствие содержания работы теме и цели исследования;
    2. качество обоснования актуальности и практической ценности исследования;
    3. Корректность методик исследования;
    4. Объективность полученных данных и аргументированность выводов;
    5. Наличие собственных предположений и отношения автора к изучаемой проблеме;
    6. Соответствие требованиям к оформлению работы;
    7. Оценка литературного стиля и грамотности исследования;
    8. Оценка оригинальности исследования;
    9. Рекомендации и пожелания.

    Формой защиты в рамках данного курса можно считать: выступление учеников с докладами об основных результатах своих работ в ходе тематических семинаров, выступление на конференциях различного уровня, защита работ как олимпиадной работы (по экологии, краеведению) и т.д.

    Примерные критерии оценивания доклада и защиты исследования: степень владения излагаемым материалом, знания в области науки и владение терминологией, доходчивость и выразительность изложения, умение использовать различные приемы привлечения внимания слушателей; качество иллюстративного сопровождения доклада ( в том числе, с использованием информационных технологий), аргументированность ответов на вопросы и умение отстаивать свою точку зрения в рамках научного спора.


    Список используемой литературы

    1. Герасимов Н.Г. Структура научного исследования. –М., 1985
    2. Гецов Г. Как читать книги, журналы, газеты. – М., 1989.
    3. Гецов Г. Рациональные приемы работы с книгой. – М., 1975.
    4. Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. – М.,1981.
    5. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. – М., 1969
    6. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.
    7. Приходько П.Т. Азбука исследовательского туда. Новосибирск, 1979
    8. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. –М., 1974
    9. Усачева И.В., Ильясов И.И. Формирование учебной исследовательской деятельности. – М., 1986.
    10. Федотов В.В. Техника и организация умственного труда. – Минск, 1983.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Подготовка к ЕНТ учащихся 11-го класса» Программа факультативного курса математики ХI-го класса

             Факультатив «Подготовка к ЕНТ» предназначен для учащихся 11-х классов. С его помощью решается конкретно-практическая задача – подготовка к экзамену по ма...

    программы факультативных курсов в 6-7 классах: 6 класс-"Решение текстовых задач" и 7 класс-"Геометрические построения"

          Анализ результатов проведения ЕГЭ с момента его существования говорит о том , что решаемость задания содержащего текстовую задачусоставляет в среднем около 30%.Такая ситуац...

    Экспериментальная программа по проектно-исследовательской деятельности обучающихся и педагогов в дополнительном образовании

    Проектно-исследовательская деятельность обучающихся является технологией дополнительного образования, поскольку имеет два обязательных для дополнительного образования признака:гибкие образовател...

    Рабочая программа факультативного курса для подготовки обучающихся 11 класса к ЕГЭ по биологии

    Программа факультативного курса «РЕШЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ», 11 класс, 34 часа...

    Рабочая программа факультативного курса для подготовки обучающихся 9 класса к ГИА (в новой форме ОГЭ) по биологии

    Факультативный курс «Подготовка к ГИА (в новой форме ОГЭ)  по биологии», 9 класс, 34 часа...

    Рабочая программа факультативного курса для подготовки обучающихся 11 класса к ЕГЭ по химии

    Факультативный курс «Решение задач по химии, 11 класс: подготовка к ЕГЭ по химии», 34 часа...

    ПРОГРАММА ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ «Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

    Программа ПРОЕКТНОЙ и ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ...