статья "Формирование здорового образа жизни у школьников на уроках биологии"
статья по биологии по теме

Шишкина Светлана Эдуардовна

Сегодня состояние здоровья нации является индикатором благополучия государства. Школа – один из наиболее весомых институтов обращения к будущему человечества, имеющих влияние на человечество, поэтому разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной школы. Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебно-воспитательного процесса

  В соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Управление образования
                       администрации Александровского района
           Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
                      средняя общеобразовательная школа № 14







Районная конференция

«Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса
в условиях модернизации Российского образования»
__________________________________________________________________________________________

   
«Формирование здорового образа жизни у школьников

                                        на уроке биологии»








                                                                              Шишкина Светлана Эдуардовна
                                                                                           учитель биологии

Адрес учреждения:    601650, Владимирская область   город Александров,            

                                                             улица Перфильева, д.3а     тел.:2-50-66

                                                       2011 год

 Сегодня состояние здоровья нации является индикатором благополучия государства. Школа – один из наиболее весомых институтов обращения к будущему человечества, имеющих влияние на человечество, поэтому разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной школы. Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебно-воспитательного процесса

  В соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

  Развитие школы идёт по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребёнка. По данным НИИ педиатрии:

  1. 14% детей практически здоровы;
  2. 50% детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;
  3. 35 – 40% детей страдают хроническими заболеваниями.

   Цивилизованное общество строится здоровыми людьми. Мы говорим: “Будущее наших детей – в наших руках”. Значит, от нас зависит, каким будет здоровье наших детей через год, через десять лет

  Педагог В. А. Сухомлинский отмечал, что у большинства неуспешных учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое-либо заболевание, чаще всего малозаметное, но поддающееся излечению только совместными усилиями родителей, докторов и школы. Здоровье человека зависит не только от наследственных факторов, условий среды, качества жизни (степени удовлетворенности потребности) но и от образа жизни ( как он относится к своему здоровью ). Именно доля влияния образа жизни на состояние здоровья составляет 50 % . Вот почему сейчас возрастает роль гигиенического обучения и воспитания школьников, которые должны воздействовать прежде всего на общую культуру детей. Крайне важно создавать у ребенка культ здоровья, показывать всеми средствами красоту физического и психического совершенства.

  В основу учебно-воспитательного процесса школы положены три принципа: здоровье – развитие – обучение, поэтому педагогическим коллективом проводится большая работа по формированию устойчивого положительного отношения к пониманию приоритетности своего здоровья и здорового образа жизни. Администрация школы старается организовать процесс обучения так, чтобы он учитывал физиологические, биологические, психические особенности ребёнка, а само содержание предметного образования помогало осуществлять валеологическую грамотность и способствовало формированию потребности в здоровьесбережении. Практическая деятельность педагогического коллектива направлена на установление гармоничной связи между обучением и оздоровлением детей, результатом чего является повышение уровня качества обучения без ущерба для состояния здоровья.

  Моя основная цель как учителя  – формирование доминанты на здоровый образ жизни, понимание изначальности и необходимости здоровья.

Для достижения данной цели мною были определены следующие задачи:

  1. сформировать психологическую установку на здоровый образ жизни
  2. создать воспитательное пространство, предметную среду направленные на формирование привычки быть здоровым
  3. познакомить с теоретическим материалом о здоровом образом жизни в сочетании с “минутками здоровья” (упражнения для глаз, для осанки, дыхательные движения и т.д.)
  4. использовать педагогические средства, направленные на ослабление влияния таких социальных факторов как: распространённость наркомании, токсикомании, алкоголизм, курение.

  В связи с этим мною пересмотрена вся программа курса “Биология” с учётом валеологической направленности учебно-воспитательного процесса, которая призвана сформировать профилактическое мышление учащихся на здоровый образ жизни.

  Предложены конкретные рекомендации по каждому классу, примерное планирование тем, интегрирующих материал по вопросам здорового образа жизни. Провожу элективный курс « Химия нашего организма», «Бережем здоровье». Сотрудничаю с медицинскими работниками ( тренинги, кинолектории, экскурсии), со спортсменами (классные часы). В рамках Рабочей программы по биологии 8 класс  использую курс лабораторных работ: «Выявление нарушения осанки» , «Изменение в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение», «Реакция сердечно- сосудистой системы на дозированную нагрузку», «Действие слюны на крахмал»и др.

 Для формирования здорового образа жизни дети изучают и на практике применяют знания по следующим тематикам:

  1. Гигиена тела
  2. Гигиена труда и отдыха
  3. Профилактика инфекционных заболеваний
  4. Питание и здоровье
  5. Наследственность и здоровье
  6. Природная среда как фактор здоровья населения.

  Мои ученики  являются активными участниками научно – исследовательских конференций   школы, города и области, где выступили с научно – исследовательскими работами по следующим темам и становились призерами и победителями:

  1. «Оценка состояния окружающей среды по древесным лиственным растениям» (7 класс)
  2. «Чем мы дышим?» (8 класс)
  3. «Влияние твердых бытовых отходов на экологию города» (9класс)

   В учебном процессе учащимися был разработан цикл проектов по теме “Вредные привычки и их предупреждения” ( стенгазеты, презентации, листовки).

  Учениками разработаны конкретные рекомендации по вопросам здорового образа жизни:

  1. Чтобы быть здоровым, необходимо выработать особый стиль жизни, который позволял бы постоянно поддерживать здоровье, иными словами, необходимо сформировать ЗОЖ.
  2. Выработать собственный оптимальный, здоровый образ жизни может только культурный человек. Отсутствие же понимания значимости здоровья для полноценной жизни характеризует низкие уровень общей культуры человека.
  3. Культура и полезные сведения о жизни приобретаются через знания. А сумму знаний о здоровье, позволяющих освоить навыки ЗОЖ, можно дать и получить.

  Всё это способствует созданию такого образовательного пространства, которое формирует здоровую личность с развитым интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры, способную жить и действовать в постоянно меняющимся мире. В этом и заключается творческая задача педагога по реализации интеграции тематики формирования здорового образа жизни в дисциплины биологического цикла.

   Примеры используемых мной заданий на уроках биологии, для отслеживания школьниками состояния своего здоровья:

Задание № 1.Определите пропорциональность своего телосложения.

Примерное соотношение между частями тела:

  1. окружность шеи вдвое больше окружности запястья и вдвое меньше окружности талии;
  2. окружность бедра в 1,5 раза больше окружности голени;
  3. окружность голени примерно равна окружности шеи (у девушек) и окружности напряженного бицепса (у юношей).

Данные измерений запишите в тетради, сравните, как сильно они отличаются от требуемых показателей.

При больших отличиях необходимы дополнительные занятия физической культурой.

Задание 2.   Определите наименьшее расстояние зрения.

  1. Закройте один глаз и приближайте к другому глазу книгу с мелким шрифтом до тех пор, пока еще можно читать.
  2. С помощью линейки определите то наименьшее расстояние, на котором Вы видите текст.

Для человека с нормальным зрением, это расстояние равно 10-13 см. если расстояние больше, то у вас дальнозоркость, если меньше – близорукость.

 Задание № 3.Оцените свой образ жизни.

Здоровье человека зависит от множества факторов, половину из которых составляет образ жизни.

Оцените по 5 – бальной шкале:

  1. Достаточно ли внимания уделяете физической нагрузке?
  2. Правильно ли питаетесь?
  3. Замечаете ли Вы у себя какие-нибудь вредные привычки?
  4. Умеете ли Вы уменьшать проявления болезни?

Полученную сумму баллов разделите на 4. Получилась средняя оценка. Сделайте вывод, на что Вам надо обратить внимание, чтобы быть здоровым.

Задание № 4.Определите, правильно ли Вы питаетесь.

Внимательно прочитайте правила питания:

  1. пищу надо принимать 4 – 5 раз в день, в определенные часы, не чаще чем через 4 часа;
  2. пережевывать пищу медленно и тщательно;
  3. вечером не пить чай, кофе;
  4. сахар заменить медом, фруктами, ягодами, овощами;
  5. белый хлеб есть как можно реже;
  6. стараться обходиться без соли;
  7. воду пить небольшими порциями до двух литров в день. Не пить воду во время еды (снижается концентрация желудочного сока);
  8. пищу принимать свежеприготовленную, в теплом виде;
  9. во время еды не разговаривать, не читать, не смотреть телевизор;
  10. садиться за стол только тогда, когда хочется есть.

Запишите свое отношение к правилам в баллах: «да» - 2 балла; «нет» - 0 баллов; «иногда» - 1 балл.

Оценка питания:

20 – 19 баллов – отлично;

18 – 17 баллов – хорошо;

15 – 16 баллов – удовлетворительно;

14 баллов и менее – плохо.

Список используемой литературы:

  1. Анастасова Л.П. Кучменко В.С.  « Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии»  Москва.  Издательский центр. «Вентана – Граф»2004 г
  2. Балабанова В.В. Максимцева Т.А. «Биология, экология, здоровый образ жизни»

      Издательство «Учитель» Волгоград 2001 год.

  1. Журналы «Биология в школе»  № 5- 00 г. Стр 21. № 7- 00 г. Стр 19. № 2- 01 г.  Стр 3
  2. ЗАКОН РФ от 10.07.92 N 3266-I (ред. от 18.07.2011) "ОБ ОБРАЗОВАНИИ» (статья 14)

  1. Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми. М.: Медицина, 2007 г. 128с.

  1. Колбанов В. В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. СПб.: ДЕАМ, 2008 г. 232с.

  1.  Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»  1974г. (с.22, с.392, с.395)
















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Технологии формирования навыков здорового образа жизни у школьников (здоровьесберегающие компетенции)".

"Технологии формирования навыков здорового образа жизни у школьников (здоровьесберегающие компетенции)".Кочеткова С.В. МБОУ-СОШ№168 зам. директора по ПРЗдоровье – не всё, но всё без зд...

«Формирование здорового образа жизни у учащихся на уроках биологии»

Одним из основных звеньев в формировании ЗОЖ у школьников должен стать школьный курс биологии. Конкретные примеры влияния алкоголя на физиологические процессы, происходящие в организме человека, можно...

Актуализация вопроса здорового образа жизни у учащихся через уроки биологии.

Материал отражающий становление здорового образа жизни у учащихся на уроках биологии....

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 2. Общая характеристика образа жизни и его влияния на здоровье и качество жизни.

В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности....