«Формирование здорового образа жизни у учащихся на уроках биологии»
статья по биологии (7 класс) на тему

Трофимова Мария Владимировна

Одним из основных звеньев в формировании ЗОЖ у школьников должен стать школьный курс биологии. Конкретные примеры влияния алкоголя на физиологические процессы, происходящие в организме человека, можно рассмотреть при изучении раздела «Человек и его здоровье» (VIII класс). Но знания становятся убеждением только в случае осмысления их содержания, поэтому в процессе организации работы по формированию ЗОЖ у школьников необходимо использовать  средства, активизирующие познавательный процесс и позволяющие перевести знания в убеждения. Таким средством может стать решение с учащимися проблемных задач.

Раскрыть эту тему я хочу, используя опыты, которые позволят среди учеников вести здоровый образ жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trofimova_m.v._statya.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование здорового образа жизни у учащихся на уроках биологии»

Пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ) среди подрастающего поколения сегодня является очень актуальным вопросом для формирования эколого-нравственных компонентов подрастающего поколения.

Одним из основных звеньев в формировании ЗОЖ у школьников должен стать школьный курс биологии. Конкретные примеры влияния алкоголя на физиологические процессы, происходящие в организме человека, можно рассмотреть при изучении раздела «Человек и его здоровье» (VIII класс). Но знания становятся убеждением только в случае осмысления их содержания, поэтому в процессе организации работы по формированию ЗОЖ у школьников необходимо использовать  средства, активизирующие познавательный процесс и позволяющие перевести знания в убеждения. Таким средством может стать решение с учащимися проблемных задач.

Раскрыть эту тему я хочу, используя опыты, которые позволят среди учеников вести здоровый образ жизни.

Табакокурение и употребление спиртных напитков, сегодня является не только проблемой школы, она стала уже общегосударственной проблемой.

Опыты на уроках биологии, демонстрирующие влияние алкоголя и никотина на живой организм.

«Биология», 6 класс

Опыты, демонстрирующие влияние спиртосодержащих жидкостей на организм растений

Влияние алкоголя на развитие, рост и цветение растений.

Цель опыта: доказать, что алкоголь убивает зародыши семян растений, прекращает рост и развитие растительного организма.

Ход опыта: определяли влияние спирта на всхожесть семян. Для этого в две чашки Петри, на дно которых поместили вату и по 20 семян гороха. В одну чашку добавили воды, а в другую 20% раствор спирта. Через 4 дня уже можно было наблюдать, что в чашке №1 семена начинают прорастать, а в чашке №2 нет.

Сделать с детьми вывод о пагубном влиянии на все живое.

 «Животные», 7 класс

Опыты, демонстрирующие влияние алкоголя на организм животных

Цель: расширить представление о влиянии алкоголя на живые организмы, способствовать формированию ответственного отношения к своему здоровью.

Поместить в 4-5% раствор алкоголя дождевого червя, то он начнет рваться, извиваться и клубиться. Затем затихает и свертывается на дне. В воде он ведет себя спокойно.

Если влить несколько капель водки в банку с амебами, то они вначале хаотически забегают, как бы опасаясь погони, а затем, не найдя чистой воды, погибают.

«Человек и его здоровье», 8 класс

Опыты, демонстрирующие влияние алкоголя и никотина на органические вещества

Цель: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между действием алкоголя и никотина и состоянием здоровья на человека

В три пробирки – с водой, спиртом и азотной кислотой – опускается сырой яичный белок. В алкоголе и азотной кислоте белок как бы застывает. Действие алкоголя подобно действию кислоты, он обезвоживает ткани, клетки. Что также легко пронаблюдать и в опыте с хлебом. В такие же три пробирки опускается по кусочку хлеба. В воде хлеб плавает и размокает. А в алкоголе и азотной кислоте, хлеб затвердевает и опускается на дно.

Наблюдаемые явления, сопровождаемые объяснением механизма действия напитков, содержащих алкоголь, направлены на стимулирование ЗОЖ школьников.

Сложившаяся система школьного образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам.

Изложенное позволяет сделать вывод, о том, что “знания" взрослых людей о здоровом образе жизни не стали убеждениями, что нет мотивации к заботе о собственном здоровье.

Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. О последствиях для здоровья, которые возникают в результате этих пристрастий, существует обширная литература. Если говорить о школе, то действия учителя должны быть направлены не на то, чтобы школьник бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы школьник не начал этого делать. Иначе говоря, главное - профилактика.

Успешная борьба с тем или иным негативным явлением возможно в том случае, когда известны причины этого явления.

Профилактика заключается в том, чтобы показать ребятам, как действуют алкоголь и никотин  на организм человека.

Наиболее действенными и эффективными будут те уроки или внеклассные мероприятия, на которых применяются не только словесные методы, но и проводятся опыты, вместе с учащимися делаются выводы.

Используемая литература:

  1. Брехман, И.И. Валеология наука о здоровье – М., 1990. – 70 с.
  2. Информационный блок к программе по антиникотиновой пропаганде среди учащихся старших классов общеобразовательных школ / Н.Х. Амиров, А.В.Иванов, Е.А. Тафеева – Казань, 2004 – 80 с.
  3. Маюров А.Н. Антиалкогольное воспитание: пособие для учителя – М., 1987 – 189 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Формирование здорового образа жизни у школьников на уроках биологии"

Сегодня состояние здоровья нации является индикатором благополучия государства. Школа – один из наиболее весомых институтов обращения к будущему человечества, имеющих влияние на человечество, поэтому ...

Педагогические технологии формирования здорового образа жизни у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках естествознания.

Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления  здоровья учащихся является  приоритетным направление в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Важную роль в формиро...

Актуализация вопроса здорового образа жизни у учащихся через уроки биологии.

Материал отражающий становление здорового образа жизни у учащихся на уроках биологии....

Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни у учащихся.

Выступление на МО учителей физической культуры: «Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни у учащихся»....

Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни у учащихся.

Здоровые дети - это благополучие общества. Без здорового поколения у нации нет будующего....

Программа по формированию здорового образа жизни для учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы V111 вида «Расти здоровым»

Вопрос сохранения и укрепления здоровья школьников является ключевым из наиболее перспективных направлений деятельности школы, ориентированных на обучение и воспит...

Формирование здорового образа жизни у учащихся на уроках физической культуры».

В данной статье предлагается рассмотреть тему здорового образа жизни через уроки физической культуры....