Проект программы для учащихся 8-11 классов «Формула правильного питания»
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Батодоржиева Баирма Николаевна

     В основу программы положены принципы расширения и систематизации знаний, прикладной направленности курса, развития интереса у учащихся к самостоятельному приобретению знаний. Усвоение материала школьниками возможно с помощью специально разработанных заданий, лабораторных работ, экскурсий.<?xml:namespace prefix = o /??>

      Данная программа может быть адресована тем учащимся, которые заинтересованы изучением биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_pravilnom_pitanii.doc115.5 КБ
Microsoft Office document icon doklad.doc148 КБ

Предварительный просмотр:

Проект программы для учащихся 8-11 классов «Формула правильного питания»

АННОТАЦИЯ

     В основу программы положены принципы расширения и систематизации знаний, прикладной направленности курса, развития интереса у учащихся к самостоятельному приобретению знаний. Усвоение материала школьниками возможно с помощью специально разработанных заданий, лабораторных работ, экскурсий.

      Данная программа может быть адресована тем учащимся, которые заинтересованы изучением биологии.

Части курса:

  1. Чем питался первобытный человек – 1 ч.
  2. Изучение традиций потребления пищи –1 ч.
  3. Пути проникновения вредных веществ в пищу  - 1 ч.
  4. Пищевые добавки-1 ч.
  5. ГМ - продукты, что это такое? – 1 ч.
  6. «Модное увлечение или психология похудения»-1ч
  7. Вредное действие наркотиков, алкоголя и курения на органы пищеварения - 1ч

Общее количество часов - 7 ч.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    

     Проект программы для учащихся 8-11 классов «Формула  правильного питания»

направлена  на расширение знаний о здоровом образе жизни, способствует самоопределению школьников относительно профиля. Кроме прикладного значения – профориентации учащихся на медицинские специальности - полученные знания имеют и общеобразовательную ценность. Они не только помогут сохранить и укрепить здоровье, но и будут полезны учащимся, как будущим родителям.

     Другим объективным фактором выступает одно из проявлений кризиса личности – утрата ценностного отношения к здоровью. Отсюда важность заблаговременной ориентации подростков в школе и семье. Направлений  управления индивидуальным здоровьем две. Первая – активная, профилактическая, вторая – борьба с болезнями. Первое направление опирается на ценностные ориентиры и проявляется в соблюдении здорового образа жизни и экологической безопасности. Исследовательская деятельность как один из методов развивающего обучения направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, что поможет не только лучше понять «что такое правильное питание» но, и дает возможность тренировки логического мышления. Именно данный курс позволяет вызвать заинтересованное отношение к биологии, способствует развитию  культуры здорового образа жизни. 

      ЦЕЛЬ КУРСА: содействовать формированию у учащихся  знаний о здоровом питании, поскольку он затрагивает социальные проблемы нашего общества, и способствовать приобщению к здоровому образу жизни. Формирование  профессиональной самоориентации учащихся и разносторонне развитой личности,  способной реализовать свой творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях.

ЗАДАЧИ КУРСА:

·   Расширить знания о биологии человека.

·   Осуществить интеграцию смежных дисциплин.

·   Формировать навыки самообразования, коммуникативной компетентности.

·   Формирование мотивации, т.е. создание условий для появления внешних и         внутренних побуждений к учению, саморазвитию, самовоспитанию.

Планирование курса

Темы занятий

Количество

часов

Форма проведения занятий

Формы контроля

Модуль 1. Творческие проекты

1

Оформление НИР    

                                           

1

Лекция

Модуль 2. Понятие о правильном питании

2

 Чем питался первобытный человек

1

Погружение в проблему

3

Изучение традиций потребления пищи

1

Изучение литературы

4

Пути проникновения вредных веществ в пищу 

1

Изучение литературы

5

Пищевые добавки

1

Практич. работа в группах

6

 ГМ - продукты, что это такое?

1

Работа с Интернет, СМИ, литературой

7

«Модное увлечение или психология похудения»

1

Работа с Интернет, СМИ,

литературой

Творческий проект

8

Вредное действие наркотиков, алкоголя и курения на органы пищеварения

1

Лекция

Демонстрация опытов, презентаций

Создание компьютерной презентации Power Point

9

 Индивидуальная защита проектов

1

Урок-конференция

Защита творческих проектов

Итого

9

СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА

МОДУЛЬ 1 – творческие проекты -1 ч.

ЦЕЛИ МОДУЛЯ:  а) Развивать исследовательские навыки

ЗАДАЧИ МОДУЛЯ:

1.     Формировать умение систематизировать и анализировать   информацию, полученную из СМИ, занятий по спецкурсу, уроков;

2. Развивать творческое мышление учащихся, умение излагать свое мнение и защищать его, а также способствовать процессу самообразования

3. Воспитывать у учащихся чувство ответственности за общую работу, развивать умение работать в группах.

УЧЕБНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МОДУЛЯ:

У.Э. 1.1. Оформление НИР  

Логика научно-исследовательской деятельности осуществляется через 4 этапа.

1 этап. Подготовительный.

- «мозговая атака» с целью выяснения проблем.  Из множества выбирается  одна проблема и определяется цель исследования. Необходимо четко определить, что школьники хотят достичь (изменить, улучшить, повлиять, предотвратить, очистить, проинформировать, привлечь внимание, сохранить). После выбора темы исследования и формулирования его цели учащиеся собирают предварительные данные об объекте исследования, изучают литературу, подбирают методики работы, необходимое оборудование, устанавливают  последовательность работ, составляют план, т.е. создают все необходимые условия для достижения поставленной цели, заводят дневники.

2 этап. Экспериментальный.

        В процессе исследований учащиеся проводят системные наблюдения, собирают информацию, делают их описание, регистрируют ход эксперимента и результаты наблюдений в дневнике. Здесь очень важно фиксировать ход и результаты работы, анализируя полученные данные (статистическая обработка данных, составление таблиц, построение графиков, диаграмм, схем и т. д. выводы).

        После завершения экспериментального этапа все наблюдения и выводы необходимо обработать.

3 этап. Аналитический.

        Проводится работа по выявлению причинно-следственных связей, закономерностей, отношений, составляются рекомендации и предложения.

4 этап. Отчетный.

        Составляется отчет об исследовательской работе, который включает 5 основных частей.

  1. Введение (даётся постановка вопроса, объясняется выбор темы, её значительность и актуальность, указываются цель и задачи исследования, его новизна, даётся литературный обзор)
  2. Экспериментальная часть (описание объекта, методов сбора материалов, характеристика используемого оборудования, точное и подробное описание методики эксперимента, краткая характеристика условий  наблюдения, описание особенностей, здесь можно поместить фотографии, комментарии чертежей, диаграмм, таблиц, фотографий).
  3. Выводы и рекомендации (подводятся итоги, даётся обобщенный вывод по теме исследования и рекомендации).

Оформление НИР следует проводить с учетом ряда требований:

  1. нельзя напрямую переписывать текст дневника или протокол  опытов;
  2. иллюстрации в виде рисунков, схем, таблиц, графиков, диаграмм, фотографий, следует размещать в соответствующих местах текста по ходу изложения материала;
  3. если в работе  применялись математические методы обработки результатов, то следует указать какие;

необходимо делать ссылки на литературные источники, особенно при сравнении известного, с полученными результатами.

МОДУЛЬ 2.  Понятие о правильном питании - 8 ч.

ЦЕЛИ МОДУЛЯ:    а) развить познавательный интерес к проблеме правильного питания;

                                   б) воспитание соблюдения этических норм при проведении биологических исследований.

ЗАДАЧИ МОДУЛЯ: 

1. Познакомить учащихся с  важнейшими особенностями питания

2.  Научить осуществлять самостоятельный поиск научной информации в различных  источниках (справочниках, научно-популярных изданиях, ресурсах Интернета).

УЧЕБНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МОДУЛЯ:

У.Э.2.1. Чем питался первобытный человек  [1]

Какое питание является естественным?

Из истории развития живой природы следует, что когда человек сформировался как биологический вид, он питался плодами растений (орехами, семенами, зернами, корнеплодами)

К этому была приспособлена его пищеварительная система, резко отличающаяся от таковой у хищников и жвачных  животных. Потом оледенение и голод заставили человека освоить способ питания хищников. Постепенно нужда в этом отпала, но привычка осталась.

Чем питался первобытный человек?

После долгих обсуждений большинство ученых сошлись на образе предка, в меню которого входила как мясная, так и растительная пища.

Реконструкцию такого рациона осуществили английские ученые. При и этом предполагается, что человек потреблял 3300 кКал энергии в сутки. Это меньше по сравнению с современными нормами для тех, кто занят особенно тяжелым физическим трудом (4300 кКал для мужчины 18-29 лет) . Следует принять во внимание , что предок был меньше ростом и легче, чем мы с вами.

Судя по всему, человек каменного века потреблял очень много белка – по нашим меркам, такое количество даже опасно для здоровья.

Такое обилие белка вряд ли способствовало долголетию и профилактике болезней старческого возраста, зато помогало быстрому физическому развитию и половому созреванию человека - ведь к 26 годам ему необходимо было иметь достаточное число потомков. Кроме того, избыток белка в рационе обуславливал достаточно агрессивное поведение человека. Рацион древнего человека содержал меньше, чем наш рацион жира

( ведь в мясе диких животных его мало) и меньше углеводов. Наши предки не знали сахара; зато растительные волокна, столь важные для профилактики атеросклероза и других болезней, они получали в достатке. Научившись приручать диких животных и выращивать хлеб, человек стал потреблять непривычную пищу. И здесь эволюционный процесс сопровождался находками и потерями.

Дневной рацион человека

Состав пищи

Рацион человека позднего палеолита (реконструкция)

Рацион современного мужчины (18-29 лет) занятого очень тяжелым физическим трудом, г

Белок

251,1

118

В т.ч. животный

190,7

65

Жиры,

 в т.ч. растительные

71,3

29,7


48

Углеводы

333,6

603

Растительные волокна

45,7

Не нормируются

Кальций

1,6

1.2

Витамин С

0, 392

0,108

В странах Африки и Азии, где молочное животноводство не было распространено, многие люди и сегодня не способны усваивать молочный сахар. Некоторые люди не могут усваивать глютен - белок пшеницы. Белый хлеб вызывает у них заболевание, называемое глютеновой энтеропатией. Его частота в разных регионах Европы, Азии и Африки обратно пропорциональна срокам давности возделывания пшеницы в качестве сельскохозяйственной культуры.

У многих эскимосов Гренландии отсутствуют ферменты для усвоения растительных сахаров, ведь до недавнего времени рацион гренландцев состоял почти исключительно из мяса и рыбы.

Примерные темы проектов:

- Культура питания  (Составление пищевого  рациона в зависимости от энергозатрат).

Методы исследований:

- Работа с литературными источниками;

- Социологический опрос

Результаты работы:

- Рекомендации по правильному питанию.

У.Э.2.2.  Изучение традиций потребления пищи

        Питание должно быть адекватным. Адекватность – значит соответствие. В данном случае, поскольку здоровье человека на 20% зависит от генетики, питание должно быть адекватным генетике. То есть питание должно соответствовать традициям, характерным для каждого этноса. Все что неадекватно, то чужеродно для организма. Сегодня 60 % всех потребляемых у нас продуктов являются именно чужеродными, не соответствующими национальным традициям, а значит генетике. Русский человек испокон веков ел каши, щи и супы, картошку с мясом - именно на такую пищу у нас эволюционно  отобраны соответствующие ферменты.

Примерные темы проектов:

-Изучение традиций потребления пищи у бурят;

- Изучение особенностей приема пищи среди учащихся школы;

Методы исследований:

- Работа с литературными источниками;

-Наблюдение за приемом пищи в столовой;

(Группа наблюдает за скоростью потребления пищи школьниками, последовательностью поедания блюд, поведением за столом (разговоры, нарушения дисциплины), использованием столовых приборов. Цель данной группы описать типичный обед в школе и предоставить слушателям возможность сравнить его на презентации проекта с обедом, описанным, в литературе или в фильме).

- Видеосъемка

- Социологический опрос

Результаты работы:

- Рекомендации по правильному приему пищи.

У.Э.1.2. Пути проникновения вредных веществ в пищу

 (Из почвы, воды, воздуха. Они могут накапливаться в растениях, животных, рыбе ит.д.)

        Накопление нитратов из почвы свойственно многим съедобным растениям (картофель, капуста, морковь, томаты, и т. д.). Нитраты в организмах восстанавливаются в нитриты, которые, взаимодействуя с вторичными аминами, образуют канцерогенные нитрозамины:  R 1                                         R1

                                        NH + HN2 --                  N –NO + H2O

                          R2                                          R2

                                      Вторичный амин                       N-нитрозамин

В зависимости от природы радикалов могут образоваться различные нитрозамины, из которых более 100 канцерогены.

        Нитриты используются в качестве добавок при производстве колбасных и рыбных изделий. Поэтому больше всего нитрозаминов обнаружено в:

- копченых мясных продуктах и колбасах – до 80 мкг/кг

- соленой и копченой рыбе – до 110 мкг/кг

- сырах, копченых сырах- до 10мкг/кг

- солено - маринованых изделиях – до 12 мкг/кг

- пиве – до 12 мкг/кг;

Допустимая суточная доза нитратов для человека составляет 312, 5мг.

Жиры и масла окисляются кислородом воздуха, начальные продукты окисления – разнообразные по строению пероксиды и гидропероксиды. В результате их сложных превращений образуются спирты, альдегиды, кетоны и их производные кислоты. Именно вторичные продукты окисления вызывают прогоркание жиров, могут вызывать нежелательные процессы в пищеварительном тракте, оказывать токсическое воздействие.

Окисление жиров ускоряется с повышением температуры, под воздействием света.

Необходимо применять меры по предотвращению прогоркания жиров.

Знаете ли вы, что необходимо хранить: растительные масла – при температуре 4-6  С; влажность = 75% в стеклянной темной таре, а животные жиры при пониженной температуре и отсутствии света.

Вещества естественного происхождения, содержащиеся в пищевом растительном сырье, также могут оказывать негативное влияние на организм человека.  К их числу относятся оксалаты (соли щавелевой кислоты). Их много содержатся в бобах, какао, листьях свеклы, ревене, чае, шпинате.

Токсичными свойствами обладают и некоторые из гликоалкалоидов, например соланин и гаконин (в баклажанах, томатах, картофеле). Содержание соланина в клубнях картофеля зависит от  его сорта, длительности воздействия света, длины световых волн и ряда других факторов внешней среды. Образование соланина в клубнях картофеля наблюдается при  их повреждении, что происходит при механической уборке урожая.

Опыт. Обнаружение соланина в картофеле.

Реактивы: концентрат Н24 , СН 3СООН, раствор Н2О2 (30%)

На свежеприготовленный срез картофеля нанести несколько капель  концентрата Н24, затем несколько капель уксусной кислоты и раствора пероксида водорода. Через несколько минут картофель на срезе окрашивается в красноватый цвет.

Примерные темы проектных работ учащихся:

  1. Анализ пригодности для питья природной воды;
  2. Продукты питания и нитраты;

У.Э.2.3.  Пищевые добавки 

Часто в наших магазинах можно увидеть продукцию, которая не отвечает международным стандартам качества: она может содержать патогенную микрофлору, а также специфические наполнители всевозможные добавки, вредные для здоровья. Кроме того, поставщиков далеко не всегда заботят сроки хранения этих продуктов. Как же в такой ситуации обезопасить себя?

        Обязательно ознакомьтесь с тем. Что написано на упаковке. Обратите внимание на букву «Е» с индексом, означающую виды пищевых добавок: эмульгаторы, пищевые красители, вкусовые и ароматизирующие вещества. Каждый индекс несет информацию о характере воздействия входящего в продукт ингредиента на организм человека. Покупатель должен сам решить, приобретать ему данный продукт или нет. Известны коды пищевых добавок, которым по воздействию на организм человека можно дать следующую характеристику.

Коды пищевых добавок

  1. Запрещенные Е103, Е105,Е111,Е121,Е123,Е125,Е126,Е130,Е152.
  2. Опасные Е102,Е110,Е120,Е124,Е127
  3. Подозрительные Е102,Е110, Е120,Е124,Е127,Е104,Е122,Е141, Е150, Е150, Е171, Е 173, Е180, Е 241,Е477.
  4. Канцерогенные Е131, Е210-217,Е240, Е330.
  5. Вызывающие расстройства кишечника Е 221-226
  6. Вредные для кожи Е 230-232, Е 239.
  7. Вызывающие нарушение давления Е 250, Е251.
  8. Провоцирующие появление сыпи Е311, Е312.
  9. Повышающие уровень холестерина Е320-322
  10. Вызывающие расстройство желудка Е338-341, Е407, Е450, Е 461-466.

Примерные темы проектов:

- Что мы едим?

- Изучение спроса на продукты среди учащихся школы;

Методы исследований:

- Работа с литературными источниками;

- Изучить упаковки продуктов питания, которые  ежедневно потребляем. ( Работа в группах)

- Социологический опрос;

- Построение графиков и диаграмм;

Результаты работы:

  1. Диаграмма представляющая наиболее и наименее предпочитаемые продукты;
  2.  Перечень наиболее и наименее предпочитаемых продуктов различных категорий

 ( первые блюда, вторые блюда, десерты, напитки и т.д.)

 У.Э.2.4.  ГМ продукты, что это такое?

Одна из важнейших проблем современности – повышение качества и увеличение количества продуктов питания. В последнее время все чаще их получают, используя генетически модифицированные организмы: бактерии, растения и животных. ГМ-культуры используются для производства как продуктов питания так и пищевых добавок. Например из сои получают соевое молоко, которое заменяет натуральное для многих грудных детей. ГМ – сырье обеспечивает большую часть потребности  в растительном масле и пищевом белке. Соевый лецитин (Е322) используется как эмульгатор и стабилизатор в кондитерской промышленности, а шкурки соевых бобов – при производстве отрубей, хлопьев и закусок. Помимо этого, ГМ - соя широко применяется в пищевой промышленности  и в качестве дешевого наполнителя. Она в значительном количестве входит в состав таких продуктов, как хлеб, колбаса, шоколад и др. Модифицированные картофель кукурузу используют приготовления чипсов, а также перерабатывают на крахмал, который применяется в качестве загустителей, желирующих веществ в кондитерской и хлебопекарной промышленности, а также при производстве многих соусов, кетчупов, майонезов.

Примерные темы проектов:

- Генетически модифицированные продукты - полезны или вредны?

Методы исследований:

- Работа с литературными источниками;

- Социологический опрос;

- Построение графиков и диаграмм;

Результаты работы:

  1. Диаграмма представляющая наиболее и наименее предпочитаемые продукты;

У.Э. 2.5.«Модное увлечение или психология похудения»

См. документ «Модное увлечение или психология похудения»

У.Э. 2.6. Вредное действие наркотиков, алкоголя и курения на органы пищеварения Опыт: Нарушение свойств белков при  воздействии на них алкоголя. [2]

Цель опыта: убедить учащихся, что спирт денатурирует белки, необратимо нарушает их структуру и свойства.

Ход опыта: в две пробирки налить по 2 мл яичного белка. В одну добавить 8 мл воды, а в другую столько же 80-90 % спирта.

Результат опыта: в первой пробирке белок растворяется, так как он является легкорастворимым веществом. Во второй пробирке образуется плотный белый осадок – в спирте белки не растворяются, спирт отнимает у белков воду. В результате этого нарушается структура и свойства белка, его функции.

Вопрос учащимся:

-Что ж происходит с клетками организма, когда в них поступает алкоголь высокой концентрации?

Ответ:

-Белки клетки начинают разрушаться, что ведет к нарушению работы всех клеток и органов.

Опыт: «Обнаружение в табачном дыме кислот и никотина»

Цель опыта: дать учащимся представление о сложном составе табачного дыма, выявить в нем наличие кислот и никотина.

Ход опыта: Развернуть фильтры целой сигареты и окурка, сравнить  их. В фильтре окурка темно-коричневого цвета осталась часть никотина, образующегося при курении. Эти вещества оседают на стенках альвеол. Фильтры бросают в пробирки с окрашенной содовой водой. Красная окраска в пробирке с фильтром от окурка исчезает под действием кислот (реакция нейтрализации), появление бурой окраски обусловлено присутствием никотина, смол и части угля.

Вопрос учащимся:

- Как влияют на организм человека продукты, образующиеся при курении?

Вывод: вы видите, что проблемы эти носят глобальный характер. В разных странах по- разному борются с этим  злом. Популяризация здорового образа жизни и отказа от вредных привычек приносит свои плоды. В западных странах «модно» быть здоровым, заниматься спортом, посещать спортивные залы. Бассейны, в нашей стране количество курящих пока неуклонно растет.

Примерные темы проектов:

 - Как действует никотин на организм

- Вредные привычки

- Курение или здоровье -  выбирайте сами!

Методы исследований

  1. Используя справочники, научно-популярные журналы, Интернет  изучить материал по теме исследования;
  2. Опрос, анкетирование.

У.Э. 2.7. Индивидуальная защита проектов.

Школьники готовят презентации по собственным сценариям. Творческое воображение проявляется при создании иллюстративных материалов по проекту.

Подростки постепенно приходят к выводу: здоровый человек это тот, кто строит свое здоровье самостоятельно.

         

Анкета: «Цените ли вы свое здоровье?»

Вопросы анкеты

Ответы

1.

 Правильный режим питания – это  плотный завтрак, обед из трех блюд, полдник и скромный ужин. А какой режим питания у вас?

А) именно такой, к тому же вы едите много овощей и фруктов

Б) иногда бывает, что вы обходитесь без завтрака или обеда;

В) не придерживаетесь никакого режима;

2.

Пьете ли вы кофе?

А) очень редко;

Б) пьете, но не больше чашки в день;

В )не можете обойтись без кофе, пьет его очень много;

3.

Имеете ли вы привычку принимать лекарства?

А) нет;

Б) только при острой необходимости

В) принимаете почти каждый день

4.

Страдаете ли вы от заболеваний пищеварительной системы?

А) нет

Б) затрудняюсь ответить

В) да

5.

Занимаетесь ли вы спортом?

А) да

Б) нет

В) иногда

6

Курите ли вы?

А) нет

Б) иногда, редко

В) да, постоянно?

7.

Сидите ли вы на диетах?

А) иногда, редко

Б) нет

В) да, постоянно

8.

На обед  у вас в основном лапша быстрого приготовления

А) нет

Б) иногда, редко

В) да, постоянно?

9.

Чипсы едите

А) каждый день

Б)  раз в месяц

В) раз в 5-6 месяцев

10.

Долго ли вы сидите за компьютером?

А) 2-3 часа

Б) 4-5 часов

В) 6-7 часов

11

Употребляете ли вы алкогольные напитки?

А) нет

Б) иногда, редко

В) да, постоянно?

Каждый ответ «а» оценивается в 3 балла, «б» -2 балла, «в» - 0.

Ответы: 25-33 баллов. Вы цените свое здоровье.

15 -24 баллов - вы не отказываетесь от удовольствий, которая делает вашу жизнь разнообразной, но не будут ли с годами ваши привычки иметь последствия?

0 -14 баллов – вы очень легкомысленно относитесь к своему здоровью?

  Обработка итогов делается в виде диаграмм, на основании этого делается обобщение. Можно предложить ребятам написать эссе «Мое отношение к проблеме питания».

Основной показатель  сформированности личностного отношения к здоровью и  правильному питанию – это конкретная деятельность  по реализации намеченного проекта, в ходе которого ученик принимает ответственные решения, самоопределяется, не просто приспосабливается, а осмысленно действует  в различных ситуациях.

Прямое и косвенное наблюдение показало, что ребята в повседневной жизни осуществляют намеченную программу сбережения собственного здоровья. Быстрых и немедленных результатов от всех ждать невозможно, поскольку их надо растить и ухаживать  каждый день.

Рекомендуемая литература:  

1.  Чередниченко И.П. Биология:   элективные курсы. – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2007.

2. Я иду на урок биологии: Человек и его  здоровье: Книга для учителя.- М.: Изд-во «Первое сентября», 2000.                      

3.  Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя.- М.: Просвещение, 1985  



Предварительный просмотр:

                  Научно-практическая конференция «Шаг в будущее-2008»

«Модное увлечение или психология похудения»

                                                                                 

                      Выполнила: Бабудоржиева Арюна

 ученица 11 кл.   МОУ « Могойтуская

 средняя общеобразовательная школа №1»

                                                                      Руководитель: Батодоржиева Баирма Николаена

                                                                             учитель биологии

                                                                        Почетный работник общего образования РФ

                                                 

Агинский бурятский автономный округ

п. Могойтуй.  2008 год

Тема: «Модное увлечение или психология похудения»

  Выполнила: Бабудоржиева Арюна

 ученица 11 кл.   МОУ «Могойтуская  средняя общеобразовательная школа №1»

                                                         Аннотация

Цель: Изучить психические особенности похудения

Задачи: 1. Изучить литературные источники и материалы по теме исследования

2. Собрать имеющиеся факты про людей сидящих на голодной диете

3. Изучить психологические основы похудения

3. Провести анкетирование по данной теме

4. Выводы по работе 

Объект исследования: люди разных возрастов и профессий, учащиеся школ.

Предмет исследования: психология похудения.

Теоретическая значимость: состоит в совершенствовании знаний о психических особенностях похудения.

 Практическая значимость: работы состоит в том, чтобы оградить от  этого повального увлечения, чтобы  многие не  стали прибегать к неоправданному, бесконтрольному голоданию, приёму различных средств для похудения. Разработаны рекомендации для желающих похудеть без угрозы для собственного здоровья.

                                         

Тема: «Модное увлечение или психология похудения»

 Выполнила: Бабудоржиева Арюна

 ученица 11 кл.   МОУ Могойтуская средняя общеобразовательная школа №1

План исследования

 Гипотеза:  влияние идеала худобы, в нашей местности, не  способствует повышению людей  сидящих на голодной диете

Теоретические методы исследования:

- анализ и обобщение литературных источников по теме исследования

- работа с терминами

Эмпирические методы исследования:

- беседа

- анкетирование

- индивидуальная работа

- обработка статистических данных

Этапы исследования: 1.подготовительный

                                     2.организационный

                                     3. обобщающий

Библиография:

 1. А. Бойко Кривая питания : “Российская газета”, 2002

2. О.Б. Симашова «Психология зависимости». Чита 2006

Вывод:  Не полнеет тот, у кого быстрый обмен веществ. Это те счастливчики, которые сколько бы не съели, всё равно не поправляются. Значит, чтобы похудеть, надо ускорить обменные процессы в организме. Правильное сбалансированное питание, занятия спортом – вот оружие в борьбе за стройность, спортивность, подтянутость фигуры.

Введение

                                                                      …- я теперь, между прочим, вообще хлеба не ем,

с утра не завтракаю.

Тошнит немного, голова кружится. Но представляешь,

похудела на два килограмма уже.

Скоро фигурка совсем модная будет…

         

Актуальность исследуемой темы.  В нашей стране не так мало людей которых коснулось это повальное увлечение, многие стали прибегать к неоправданному, бесконтрольному голоданию, приёму различных средств для похудения.

Сегодня идеальная худоба ассоциируется с богатством и успехом, и наша страна завалена журналами, с обложек и страниц которых супермодели негласно призывают быть такими же. 70% студенток, читающих эти журналы получают психологическую травму даже после трёх минут просмотра журнала типа «Бурда». Добровольный голод, этакий писк моды последних лет. Сегодня, как утверждают специалисты, проблемы излишнего веса волнуют каждого второго и нашей стране.    

У молодых девиц дело доходит до того, что многие умирают от голодания. Как правило худые девушки менее устойчивы к различным заболеваниям. Несколько лишних килограмм могут стать защитниками от болезней. Всё вышеизложенное и определило выбор темы исследования: «Модное увлечение или психология похудания».

Научная статья (описание работы).

Нарушения пищевого поведения (пищевые аддикции).

 О пищевой аддикции речь идёт тогда, когда еда используется не как средство утоления голода, когда компонент получения удовольствия от приёма пищи начинает преобладать и процесс еды становится способом отвлечения от чего-то. Таким образом, с одной стороны происходит уход от неприятностей, а с другой стороны фиксация на приятных вкусовых ощущениях. Анализ этого явления позволяет отметить ещё один момент: в случае, когда нечем занять свободное время или заполнить душевную пустоту, понизить внутренний дискомфорт, быстро включается химический механизм. При отсутствии еды, даже если нет голода, вырабатываются вещества, стимулирующие аппетит. Таким образом, увеличивается количество съедаемой пищи и возрастает частота приёма пищи, что влечёт за собой нарастание веса, сосудистые нарушения. Эта проблема особенно актуальна в странах с высоким уровнем жизни, наряду с которым в обществе наблюдается высокий уровень стресса. Реально развитие пищевой аддикции и в ситуации доступности еды в связи с особенностями профессии (бар, ресторан, столовая).

           Другая сторона пищевой аддикции – голодание. Опасность кроется в своеобразном способе самореализации, а именно в преодолении себя, победе над  своей слабостью. Это специфический способ доказать себе и другим на что ты способен. В период такой борьбы с самим собой появляется повышенное настроение, ощущение лёгкости. Ограничения в еде начинают носить абсурдный характер. Периоды голодания сменяются периодами активного переедания. Отсутствуют критика своего поведения. Вместе с этим происходят серьёзные нарушения в восприятии реальности.

          По мнению Е.В.Змановской, пищевая зависимость является опасной универсальной формой аддиктивного поведения. Она указывает на то, что пища – самый доступный объект злоупотребления. Пища служит повышению настроения и самочувствия. Систематическое переедание или, напротив, навязчивое стремление к похуданию, вычурная избирательность в еде, изнурительная борьба с «лишним весом», увлечение всё новыми и новыми диетами – эти и другие формы пищевого поведения весьма распространены в наше время. Стиль питания отражает аффективные потребности и душевное состояние человека.

         В целом, пищевые аддикции не представляют серьёзной опасности для личности и общества. В то же время такие крайние варианты пищевой зависимости, как нервная (невротическая) анорексия и нервная (невротическая) булимия, представляют чрезвычайно серьёзные и труднопреодолимые проблемы. Общими для этих двух основных нарушений пищевого поведения являются такие параметры, как:

           1) озабоченность контролированием веса собственного тела;

           2) искажение образа своего тела;

           3) изменение ценности питания в иерархии ценностей.

           Нервная анорексия представляет собой расстройство, характеризующееся преднамеренным снижением веса, вызываемым и поддерживаемым самим индивидом. Название «нервная анорексия» может вводить в заблуждение, поскольку оно наталкивает на мысль, что центральной проблемой в данном случае является потеря аппетита. Фактически же проблема связана с фанатическим стремлением к стройности и подавляющим страхом стать толстой. Поведение при нервной анорексии может выглядеть, как отказ от еды или резкое ограничение в питании.

        Например, дневной рацион девушки может состоять из половинки яблока, половинки йогурта и двух кусочков печенья. Это также может сопровождаться вызыванием рвоты, приёмом слабительных средств, снижающих аппетит. При этом наблюдается выраженная потеря веса. Характерна одержимость специфической сверхценной идеей – иметь астеническое телосложение. Расстройство, как правило, начинается перед пубертатным периодом, приводит к нарушениям полового развития, включая замедление роста, которое при ремиссии часто бывает обратимым.

         Как было сказано, отказ от пищи связан, как правило, с недовольством своей внешностью, избыточной, по мнению самого человека, полнотой. Учитывая тот факт, что определение объективных критериев полноты в значительной мере затруднено в связи с существованием эстетического компонента, приходится говорить о значимости параметра адекватности и неадекватности восприятия собственного тела («схемы тела»), ориентации на собственное мнение и представления о нём или о рефлексии и отреагировании на мнение референтной группы. Часто основой нервной анорексии служит искажённое восприятие себя и ложная интерпретация изменения отношения окружающих, основанного на изменении внешности. Однако формирование нервной анорексии возможно и вне данного синдрома.

           Выделяют (В.М. Коркина) четыре стадии нервной анорексии: 1)инициальная; 2) активной коррекции; 3) кахексии; 4) редукции синдрома1. В инициальной стадии индивид выражает недовольство преимущественно избыточной, по его мнению, полнотой либо всей фигуры, либо отдельных частей тела (живота, бёдер, щёк). Он ориентируется на выработанный идеал, стремиться к похуданию с целью подражания кому-либо. На стадии активной коррекции, когда нарушения пищевого поведения становятся очевидными для окружающих и происходит становление девиантного поведения, индивид начинает прибегать к различным способам похудания. Прежде всего он выбирает ограничительный пищевой стереотип, исключая из пищевого рациона отдельные высококалорийные продукты, склоняется к соблюдению строгой диеты, начинает использовать различные физические упражнения и тренинги, принимает большие дозы слабительных средств, использует клизмы, искусственно вызывает рвоту с целью освобождения желудка от только что съеденной пищи. Ценность питания снижается, при этом индивид не способен контролировать своё речевое поведение и постоянно в общении возвращается к теме похудания, обсуждения диет и тренингов. На стадии кахексии могут появляться признаки дистрофии: снижение массы тела, сухость и бледность кожных покровов и иные симптомы.

           У большинства аддиктов отмечается угроза контроля, расстройство схемы тела (это касается чаще всего наиболее чувствительных областей – таких как живот, ягодицы, верхняя часть бёдер). С течением времени утрачивается восприятие голода и насыщения. Почти всегда имеет место низкая самооценка. В ходе заболевания и нарастающей кахексии круг интересов сужается, исчезают социальные связи и нарастает депрессивный сдвиг настроения. Наблюдается выраженные ритуалы приёма пищи и навязчивые мысли, касающиеся в основном еды и калорий. Проявляется незначительный интерес сексу и чрезмерное стремление к успехам.

           Диагностическими критериями нервной анорексии являются1:

  1. снижение на 15% и сохранение на сниженном уровне массы тела или достижения индекса массы тела Клевета 17,5 баллов (индекс определяется соотношением веса тела в кг к квадрату роста в метрах);
  2. искажение образа своего тела в виде страха перед ожирением;
  3. намеренность избегания пищи, способной вызвать увеличения массы тела.

           В развитии нарушенного пищевого поведения участвуют биологические, культуральные, семейные и интрапсихичесике факторы. Выделяют следующие факторы риска: пубертатный возраст; женский пол (90-95%); сильное влияние идеала худобы (например, у фотомоделей или у профессиональных спортсменов); стресс в связи с высокими требованиями к себе (например, у студенток, изучающих медицину); недостаточная способность воспринимать собственные ощущения; семейные конфликты и слишком тесные взаимоотношения; раннее наступление пубертата; инсулинозависимый диабет.

           Данное расстройство считается особенно тесно связанным с проблематикой подросткового возраста. Распространена интерпретация анорексии как «решение проблем путём снижения веса». Большинство девушек с нервной аннорексией имеют непреходящее убеждение, что они «плохие, безобразные, неуспешные». На самом деле данное нарушение чаще встречается у «хороших девочек» - нервную анорексию иногда называют болезнью отличниц. Эти девочки всю жизнь старались соответствовать ожиданиям своих родителей, но неожиданно стали упрямыми и негавистскими в подростковом возрасте. Похоже, что нервная анорексия развивается как попытка самоизлечения, попытка через дисциплину тела выработать ощущение самости и межличностной эффективности.

           Почти все «голодные» диеты предусматривают отказ от мяса. т.е. животного белка, который как раз очень нужен растущему развивающемуся организму.

           Однако скажем прямо: врачей серьёзно беспокоит увеличившееся число детей и подростков с повышенной массой тела из-за, во-первых, недостаточной подвижности, во-вторых, нерационального питания. При двухразовом питании обычно съедается за один приём слишком большое количество пищи, которая не может сразу усвоиться организмом и откладывается в виде жира в подкожной клетчатке, сальнике и др. К нерациональному питанию также относят переедание, быструю еду, употребление большого количества мучного, сладкого и т.д.

           Значит, правильное сбалансированное питание, занятия спортом – вот оружие в борьбе за стройность, спортивность, подтянутость фигуры.  

           Нужно иметь в виду и ещё два обстоятельства: у девушек наклонность к полноте передаётся по наследству гораздо чаще, чем у юношей; причиной излишней полноты может быть и заболевание эндокринных желёз. В данном случае только рациональным питанием и двигательной активностью не обойтись, нужно специальное лечение.                                                                                                                                                                                    

           Булимия1

           Выделяется несколько диагностических критериев нервной булимии:

  1. постоянная озабоченность едой и непреодолимая тяга к пище даже в условиях ощущения сытости;
  2. попытки противодействовать эффекту ожирения от съедаемой пищи с помощью таких приёмов, как вызов рвоты, злоупотребление слабительными средствами, альтернативные периоды голодания, использование препаратов, подавляющих аппетит;
  3. навязчивый страх ожирения.

           Рассмотренные пищевые аддикции довольно плохо поддаются коррекции. Это может объясняться тем, что пища является слишком привычным и доступным объектом; также важно и то, что в происхождении данного нарушения активно участвует семья, а в обществе доминирует идеал стройности. При оказании помощи личности с пищевой зависимостью важно помочь ей понять психологическое значение нарушенного поведения. Коррекция также предполагает активное вовлечение семьи, прежде всего, в форме семейной терапии. В тяжёлых случаях рекомендуется отрыв аддикта от семьи, медицинское вмешательство и строгий контроль пищевого поведения (и веса) в условиях медицинского учреждения.

Практическая часть

 I. Работа над терминами6

  1. Аддиктивное поведение– нарушение поведения
  2.  Астеническое телосложение – (от греч. слабосильный, болезненный), человек, обладающий типом строения тела, для которого характерны высокий рост, худощавость, длинная шея, продольно вытянутый череп, узкое резко очерчённое лицо.
  3.  Ремиссия – (от лат.-уменьшение, ослабление), период течения хронической болезни человека или животного, характеризующееся ослаблением или исчезновением её признаков.
  4. Адекватность – (от лат.-приравненный, равный), соответствующее, соразмерное, согласующееся, верное, точное. В теории познания термин Адекв. Служит для обозначения верного воспроизведения в представлениях, понятиях и суждениях объективных связей и отношений. В этом смысле истина определяется как адекватное мышления бытию.
  5. Дистрофия – (от дис… и греч. питание) дегенерация, перерождение, патологический процесс, возникающий в связи с нарушением обмена веществ и характеризующееся появлением в тканях продуктов обмена веществ, изменённых количественно и качественно. Дист. процесс, лежащий в основе развития многочисленных заболеваний.

II. Анкетирование (приложение №1)

Вопросы анкет:

  1. Сколько лет? В каком классе?
  2. Сколько вы весите, рост, пол?
  3. Каким вы себя считаете? (полным, худым).
  4. Волнует ли вас проблема похудания?

Какие способы, диеты для похудания вы знаете?

  1. Пользовались ли вы какими либо диетами,

какой принёс наиболее эффективный результат?

  1. На сколько вы похудели?

Соблюдаете ли вы режим питания?

III. Обработка статистических данных

Таблица 1. Стандартная таблица зависимости роста от возраста2

Рост в см

Все женщины в зависимости от возраста

17-18

19-24

25-29

30-34

35-39

40-44

45-50

Старше 50

155

53

55

56

57

59

60

61

62

156

53,5

55

56,5

57

59

60

61,5

62

157

54

55,5

56,5

57

58

60,5

62,5

62,5

158

54,5

56

57,5

59

60

60,5

62,5

63

159

55

57

58,5

60

61

62

63

63,5

160

55,5

57,5

59

61

62

63

63,5

64

161

56,5

58

60

61,5

62,5

63,5

64,5

65

162

57

59

61

62

63,5

64,5

65

65

163

58

60

61,5

62,5

64

65

65,5

66

164

59

61

62

63

64

65,5

66

67

165

59

61,5

62,5

64

65,5

66,5

67

67,5

166

60

62

63

64,5

66

67

68

68,5

167

60,5

62,5

64

65,5

67

68

68,5

69,5

168

61

63

65

66

67,5

68,5

69

69,5

169

62,5

63,5

65,5

66,5

68

69

69,5

70

170

63

64,5

66

67

68,5

70

71

71,5

171

63,5

66,5

67

68

68,5

70,5

71,5

72

172

64

66

68

69

70

71

72

73

173

64,5

67

68

70

71

72,5

73

74

174

65,5

67,5

69

71

72

73,5

74

75

175

66

69

70

72

73

75

76

77

Таблица 2

Все женщины в зависимости от возраста

15-16

17-18

19-24

25-29

30-34

35-39

40-44

45-50

Старше

50

вес

52,3

52

58,6

59,5

64,3

66,6

67,4

69,4

71,7

рост

163,1

163,2

163,7

166,5

167,1

156,6

164,7

163,1

164

норма

норма

норма

норма

норма

полный

полный

полный

полный

Возраст

15-16

17-18

19-24

25-29

30-34

35-39

40-44

45-50

Старше50

Способы,

диеты

голод,

морковная,

гречка,

рис,

яблоки,

спорт

голод

голод,

кефирная,

свекольная,

спорт

голод

-

голод

голод,

фруктовая,

чаи,бады,

раздельная,

рисовая,

спорт

голод,

чаи,бады,

фруктовая,

овощная,

кремлёвская,

раздельная,

кит. табл.

голод,

спорт,

лекарства

Таблица 3

   

Анализ статистических данных:

Количество анкетируемых составило 93 человека, в возрасте от 15 до 73 лет. В возрасте от 15 до 34 лет считают, что они соответствуют норме, но по сравнению со стандартной таблицей тех , кто близок к идеалу (в зависимости от возраста, табл 1) наблюдается снижение веса примерно на 5-6 кг (табл 2). Оказалось, что анкетируемые наоборот, хотят немного прибавить в весе. А в возрасте от 35 до 50 и старше наблюдается повышение веса. Из анкет мы выяснили, что многих из них волнует проблема похудения (табл. 3). Многие из них знают различные диеты, способы для похудения и некоторые даже пользовались.

Таким образом сравнив влияние идеала худобы за рубежом, в нашей стране и в нашей местности, мы выяснили:

- влияние идеала худобы, в нашей местности, не  способствует повышению людей  сидящих на голодной диете

- есть немало людей, которые хотели бы набрать немного вес

- люди в возрасте от 35 до 47 использовали различные диеты и хотели бы похудеть.

     Заключение

           Теперь, изучив эту проблему глубже, хочу предупредить всех женщин: если вы действительно хотите похудеть,  никогда  не садитесь на диеты. (Если только это не лечебная диета, связанное с каким-то заболеванием.)           Садясь на диету, мы разрушаем своё здоровье. Можно даже впасть в депрессию, заполучить «голодные» головные боли…

              Наш организм устроен настолько сложно, что его не обмануть. Не полнеет тот у кого быстрый обмен веществ. Это те счастливчики, которые сколько бы не съели, всё равно не поправляются. Значит, чтобы похудеть, надо ускорить обменные процессы в организме. Во время ежедневных прогулок, гимнастических упражнений сгорает большое количество калорий. Поэтому гимнастика, физическая активность не только тренируют мышцы, но и предупреждают возникновение жирового слоя.

           Учтите, что во время диеты человек худеет за счёт мышечной массы, а вовсе не жира. Ограничив углеводы, мы лишаем организм возможности наращивать мышечную ткань. Ограничив белки, мы ослабляем мышцы и получаем проблемы со свёртываемостью крови. Жиры помогают усваиваться некоторым витаминам и поддерживают нормальное артериальное давление. Они помогают также испытывать чувство насыщения без переедания.

Литература

  1.  О.Б. Симашова. Психология зависимости. - Чита 2006
  2. А. Бойко. Кривая питания.- М. “Российская газета”, 2002
  3. Коростелёв Н.Б. От А до Я. М.:Медицина, 1987.
  4. Дильман В.М. Большие биологические часы (Введение в интегральную медицину). – М.: Знание, 1982.
  5. Маюров А.Н., Маюров Я..А. В здоровом теле – здоровый дух – М. Педагогическое общество России, 2004.
  6. Большая советская энциклопедия
  7. Кира Петрова, Читайте книги // Скатерть-самобранка - 2007 г. №12
  8. Интернет.

Ответы анкет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Формула правильного питания"

Целью программы является формирование у детей и подростков основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни....

Внеурочная деятельность в 5 классах «Формула правильного питания»

Внеурочная деятельность для пятиклассников на 2012-2013 учебный год...

Рабочая программа по внеклассной работе (система классных часов) «Формула правильного питания»

 Рабочая программа «Формула правильного питания»  составлена в соответствии с требованиями Программы «Разговор о правильном питании» часть 3 «Формула правильного питания», разработанн...

Программа кружка "Формула правильного питания"

Кружок для 5-6 классов общеобразовательной школы. Продолжает интегрированный курс "Разговор о правильном питании" начальной школы....

Программа кружка "Формула правильного питания"

Программа кружка направлена на развитие представлений учащихся о правильном питании как составляющей здорового образа жизни, формирование у них полезных навыков. Ребята продолжат увлекательное путешес...

Статья "Основные формы работы и методические приемы на занятиях кружка «Разговор о правильном питании», используемые при реализации третьей части программы «Формула правильного питания»

В статье рассказывается об основных формах и методических приемах, используемых на занятиях кружка "Разговор о правильном питании"....

Программа кружка "Разговор о правильном питании. Формула правильного питания» (авт. М.М.Безруких и др.) в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Программа «Разговор о правильном питании» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе Программ: «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А....