Программа "Формула правильного питания"
методическая разработка (5 класс) по теме

Сороколетова Ольга Владимировна

Целью программы является формирование у детей и подростков основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formula_pravilnogo_pitaniya.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»

Обсуждена и принята на                                                «Утверждаю»

________________________

________________________

Протокол № _______                                            _____________________    От «____»__________20___ г.                           «____»__________20___ г.

Программа по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни

«Формула правильного питания»

5 - 6 классы

Составлена Сороколетовой О.В.,

учителем химии и биологии,

на основании методического пособия для учителя «Формула правильного питания», разработанного в ИВФ РАО

Срок реализации: 2 года

г. Петрозаводск

20__ - 20__

Пояснительная записка

     Снижение уровня показателей здоровья детей и подростков - актуальная проблема современного общества. Её решение включает в себя множество аспектов: социальный, экономический, экологический, политический и т.д. Однако, по единодушному мнению специалистов, одно из ведущих мест среди них занимает культурный аспект, связанный с формированием у подрастающего поколения ценностного отношения к собственному здоровью.

     Важную роль в реализации этой задачи играют образовательные программы. В настоящее время в работе образовательных учреждений используются различные варианты образовательных программ, направленных на формирование культуры здоровья у детей и подростков. Одной из них является программа "Разговор о правильном питании", разработанная в 1998 году специалистами Института возрастной физиологи Российской академии образования под руководством Безруких М.М., директора этого Института, академика РАО.

     Целью программы "Разговор о правильном питании" является формирование у детей и подростков основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.

     Программа рассчитана на дошкольников и школьников в возрасте от 6 до 14 лет и состоит из трех частей:

- "Разговор о правильном питании" - для дошкольников и младших школьников 6-8 лет;

- "Две недели в лагере здоровья" - для школьников 9-11 лет;

- "Формула правильного питания" - для школьников 12-14 лет.

     Для реализации программы подготовлены учебно-методические комплекты, включающие в себя рабочую тетрадь для ребенка или подростка, методическое пособие для учителей и родителей. В учебно-методический комплект для первой части программы дополнительно включены плакаты и брошюра для родителей.

Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
- формирование и развитие представления детей и подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
- формирование у дошкольников и школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
- освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания;
- формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;
- информирование детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
- развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности;
- развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
- просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.

Содержание программы "Разговор о правильном питании" отвечает следующим принципам:
- возрастная адекватность - соответствие используемых форм и методов обучения возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей и подростков;
- научная обоснованность и достоверность - содержание комплекта базируется на данных научных исследований в области питания детей и подростков;
- практическая целесообразность - содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания детей и подростков;
- динамическое развитие и системность - содержание каждого из последующих модулей программы, цели и задачи обучения определялись с учетом тех сведений, оценочных суждений и поведенческих навыков, которые были сформированы у детей и подростков в результате изучения предыдущих модулей;                                                                                                                          - модульность структуры – УМК может использоваться на базе образовательных учреждений различного типа;                                                                                                                                                
- вовлеченность в реализацию программы родителей учащихся;
- культурологическая сообразность - в содержании программы отражены исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся частью культуры народа;                                                    - социально-экономическая адекватность – предлагаемые формы реализации программы не требуют использования дополнительных материальных средств, а рекомендации, которые даются в программе, доступны для реализации.

     Сроки реализации определяются самим педагогом с учётом важности конкретной темы для учащихся, их заинтересованности и т.д. Программа реализуется в рамках внеклассной работы (система внеклассных часов и внеклассных мероприятий), в рамках факультативной и кружковой работы, в рамках реализации регионального компонента учебного плана, направленного на формирование у школьников здорового образа жизни.

     В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности. Наиболее распространенными при этом являются игровые методики - ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры, а также элементы проектной деятельности, дискуссионные формы.

     Программа "Разговор о правильном питании" позволяет реально сформировать у детей полезные навыки и привычки в области рационального питания, готовность выполнять правила здорового питания, оказывает положительное влияние на организацию и структуру питания в семье, сделав его более эффективным и полезным.

     Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует использование программы "Разговор о правильном питании" в практической педагогической деятельности как один из вариантов комплексной системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Реализация третьей части программы «Разговор о правильном питании»

«ФОРМУЛА ПРАВИЛЬНОГО ПИТАНИЯ»

     «Формула правильного питания» предназначена для детей 12-14 лет, познакомившихся с первой и второй частями программы «Разговор о правильном питании».

     Содержание «Формулы правильного питания» строится на тех же принципах, что и первые части программы. Новая информация, предоставляемая учащимся, направлена на развитие и углубление уже изученного ими ранее. Изучение базируется на самостоятельной творческой работе подростков, дающей им возможность проявить себя, найти для себя наиболее интересные и полезные знания.

УМК состоит из рабочей тетради для школьников и методического пособия для педагога и предназначена для реализации следующих воспитательных и образовательных задач:

  1. развития представления подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять своё собственное здоровье;
  2. расширения знаний подростков о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирования готовности соблюдать эти правила;
  3. развития навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;
  4. развития представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознанием того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;
  5. развития представления о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа;
  6. пробуждения у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширения знаний об истории и традициях своего народа, формирования чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
  7. развития творческих способностей, кругозора подростков, их интереса к познавательной деятельности;
  8. развития коммуникативных навыков у подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
  9. просвещения родителей в вопросах организации правильного питания детей подросткового возраста.

Использование комплекта «Формула правильного питания» в рамках программы «Разговор о правильном питании» направлено на достижение следующих результатов:

  • полученные знания позволят подросткам ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
  • подростки смогут оценивать и контролировать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;
  • подростки научатся самостоятельно оценивать свой рацион питания с точки зрения его адекватности и соответствия образу жизни;
  • подростки получат дополнительные знания в области истории, литературы, различных сферах искусства, что будет способствовать расширению их общего кругозора;
  • подростки получат дополнительные коммуникативные знания и навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, что повлияет на успешность их социальной адаптации.

При работе программы используются следующие методы: ролевая игра, ситуационная игра, образно-ролевые игры, проектная деятельность, дискуссии, обсуждения.

Содержание

Тематика «Формулы правильного питания» охватывает различные аспекты рационального питания:

  • рациональное питание как часть здорового образа жизни:
    "Здоровье - это здорово"
    "Продукты разные нужны, продукты разные важны"
  • режим питания:                                                                                                                                            "Режим питания"
  • адекватность питания:                                                                                                                              "Энергия пищи"
  • гигиена питания и приготовление пищи:
    "Где и как мы едим"
    "Ты готовишь себе и друзьям"
  • потребительская культура:                                                                                                                                    "Ты - покупатель"
  • традиции и культура питания:
    "Кухни разных народов",
    "Кулинарное путешествие",
    "Как питались на Руси и в России",
    "Необычное кулинарное путешествие".

Реализация третьей части Программы рассчитана на два года. Основным методом работы является проектная деятельность.

На тематические занятия отводится по 1ч, на мини-проекты – по 2ч, на подготовку к конкурсам – по 3ч.

Методы                                     работы

Количество часов

5 класс

6 класс

Тематические занятия

6

6

Мини-проекты

12

12

Подготовка к конкурсам

6

6

Всего

24

24

Планирование работы

5 класс

Сентябрь

Занятие «Здоровье – это здорово»;

Мини-проект «Правильное питание и здоровье»

Октябрь

Занятие «Продукты разные нужны, блюда разные важны»;

Мини-проект «Мой рацион питания»

Ноябрь

Занятие «Режим питания»;

Мини-проект «Мой режим питания»

Декабрь

Занятие «Энергия пищи»;

Мини-проект «Полезные блюда – к праздничному столу»

Январь

Занятие «Где и как мы едим»;

Мини-проект «Мы не дружим с сухомяткой»

Февраль

Занятие «Ты – покупатель»;

Мини-проект «Упаковка»

Март

Подготовка к конкурсу семейной фотографии программы «Разговор о правильном питании»

Апрель

Подготовка к конкурсу детских работ программы «Разговор о правильном питании»

6 класс

Сентябрь

Занятие «Ты готовишь себе и друзьям»;

Мини-проект «Помощники на кухне»

Октябрь

Занятие «Кухни разных народов»;

Мини-проект «Кулинарные праздники»

Ноябрь

Занятие «Кулинарная история»;

Мини-проект «Кулинария в Средние века»

Декабрь

Занятие «Как питались на Руси и в России»;

Мини-проект «Особенности питания в разных регионах России»

Январь

Занятие «Карельская кухня»;

Мини-проект «Забытые рецепты карельской кухни»

Февраль

Занятие «Необычное кулинарное путешествие»;

Мини-проект «Вкусная картина»

Март

Подготовка к конкурсу семейной фотографии программы «Разговор о правильном питании»

Апрель

Подготовка к конкурсу детских работ программы «Разговор о правильном питании»

Источники информации

  • Безруких, М.М. Формула правильного питания: Методическое пособие / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. – М.: ОЛМА Медия Групп, 2008. – 80 с.
  • http://mon.gov.ru/work/vosp/dok/4247/ - о реализации программы «Разговор о правильном питании»