конспект урока «Разговор о правильном питании», выполнение практической работы «Составление меню питания» 2 класс
план-конспект урока по технологии по теме

Мельничук Елена Витальевна

Освоение новых знаний о физиологии  питании,  выявление характерных особенностей пищевых продуктов, рационального  питания. Приобретение умения - ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект74.5 КБ
Office presentation icon презентация1.81 МБ

Предварительный просмотр:

Разговор о правильном питании

         Данные об учителе:  Мельничук Елена Витальевна,  учитель начальных классов МОУ  СОШ №75

      Предмет: Технология

      Класс:2

      Тема урока: «Разговор о правильном питании»,  выполнение  практической  работы «Составление  меню питания»

      Тип урока: комбинированный

      Оборудование: мультимедийное сопровождение,  рабочая тетрадь, ручка,  карточки  пищевой ценности продуктов

       питания.  

        Планируемые результаты : 

  1. Предметные – освоение новых знаний о физиологии  питании,  выявление характерных особенностей пищевых продуктов, рационального  питания. Приобретение умения - ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные.
  2. Метапредметные  (УУД): регулятивные – умение планировать промежуточное действие, чтобы достигнуть полученный результат,  коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, познавательные - выполнение работы по выявлению наиболее ценных в пищевом отношении пищевых продуктов.    
  3. Личностные – установление учащимися  связи между целью учебной деятельности и её мотивом; умение конкретизировать и анализировать полученную информацию. Применять полученные знания в жизни, формируя здоровый образ жизни в области питания.

№  этапа урока

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Мотивация (самоопределение)

 к учебной деятельности.

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

1.Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности ( «надо» )

 2. Организовать деятельность по установки тематических рамок(«могу»)  

3. Создать условие для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность ( «хочу» ).

На доске цитата:  

 « Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить.» Сократ                                                                                                                              Начинаем урок:

-Как вы думаете , как звучит (формулируется) тема нашего урока ?

- Верно, давайте приступим к уроку получения новых знаний!

Предполагаемые ответы:

- Питание.

- Здоровое  питание.

- Значение пищи в жизни человека

- Л. Самоопределение, самоорганизация, - К. - планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем.

-Р. –умение контролировать свои действия.

Актуализация знаний и  фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Целеполагание и постановка задач. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания.

Мотивировать к пробному учебному действию            ( «надо», «могу», «хочу»). Организовать самостоятельное выполнение пробного задания.

Выявить затруднения в организации работы.

Слайд 2. «Интересные сведения»

Слайд 3 « Биологическое значение пищи».

- Кто как считает,  важна ли пища для нашего организма?

- Что вы знаете о пище ?

- Из каких полезных веществ состоит пища?

Слайд 4 «Состав пищи»

-  А что вы знаете о белках, жирах, углеводах и витаминах, входящих в состав пищи?

Выясняем то, что нам известно, что вызывает затруднение. Определяемся с тем, что важно знать, о пище, её составе, если мы говорим о здоровой пище, полноценном питании, т.е предполагаем какие знания пригодятся при характеристике полезных свойств продуктов питания.

Пробное действие. Чтобы понять, что я не знаю и самому найти способ решения.

ЗАТРУДНЕНИЕ!

ОСТАНОВИТЬСЯ И ПОДУМАТЬ!

- П.Синтез, обобщение, классификация

-Р. Выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

- К. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учёт разных мнений.

Выявление места и причины затруднения.

Постановка цели учебной деятельности, 1.Организовать восстановление выполненных заданий. 2.Организовать фиксацию места, где возникло затруднение.

3.Организовать соотнесение своих действий с используемым алгоритмом.

4. На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения -  тех конкретных знаний, которых недостаёт для решения исходной задачи.

В каком месте испытали затруднение? Почему?

- Я не знаю что такое белки, жиры, углеводы?.

- Какие продукты отличается высоким или наоборот низким содержанием этих веществ?

-Какие продукты является все- таки более полезными?

-П. анализ, синтез, классификация, постановка и формулирование проблемы, структурирование знаний.

-К.выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Построение проекта выхода из затруднения.

Организация построения проекта выхода из затруднения:

1.Учащиеся ставят цель проекта

2.Учащиеся уточняют, согласовывают тему урока.

3. Учащиеся определяют средства.

4.Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

Какую цель поставите на уроке?

Как будем открывать новое знание?

Вспомним правила работы в группах; с различными источниками информации.

Научиться классифицировать пищевые продукты по составу, наличию в них полезных веществ.

 Итогом нашего урока будет выполнение

лаб. работы «Составление меню».

-Л. Самоопределение, смыслообразование.

-П. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задачи.

-Р. Планирование, прогнозирование.

-К. учёт разных мнений, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений.

Реализация построенного проекта.

Построение и фиксация нового знания.

1.Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2.Организовать фиксацию нового способа действия речи.

3. Организовать фиксацию преодоления затруднения.

4.Организовать уточнение общего характера нового знания.

 Слайды 5-14  « Белки».

Представитель каждой  из групп называет наиболее полезные продукты по содержанию белков.

Слайды 15-19  « Жиры».

Представитель каждой  из групп называет наиболее полезные продукты по низкому содержанию жиров.

Слайды 20-23« Углеводы».

Слайд 21. «Продукты с низким и высоким содержанием углеводов?» 

  - в какой колонке представлены продукты с высоким, а к какой колонке – с низким содержанием углеводов?

Представитель каждой  из групп называет наиболее полезные продукты по содержанию полезных углеводов.

Слайды 25-28« Витамины».

Представитель каждой  из групп называет наиболее полезные продукты по содержанию витаминов.

Учащиеся работают по группам, после каждого выполненного действия делают вывод о том, почему важно получать пищу насыщенную белками, клетчаткой, витаминами. И как меньше употреблять пищу насыщенную жирами, сахарами.

- Правильно.

Ответ : Слайд 22.

-Л . смыслообразование

-П. анализ, синтез, обобщение. Классификация, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

-Р. Познавательная инициатива.

-К. учёт разных , координирование разных позиций, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, достижение договорённости и согласование общего решения.

Первичное  закрепление с проговариванием во внешней речи.

Применение нового знания в типовых задания.

 1. Организовать усвоение детьми нового способа действия при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

- фронтально.

- Что нового вы узнали о продуктах питания?

- Можно ли для пищи применять такие понятия,  как полезная и вредная?

-Давайте  самостоятельно сформулируем правила здорового питания?

Проверяем правильность выполненного задания – слайды 29- 31.

Проговариваем принципы рационального питания, самые важные моменты новых знаний  о еде и пище.

Выполняют работу, проговаривают каждый шаг во внешней речи.

Работа в парах

-П. Анализ, синтез, обобщение, классификация.

-Л. Осознание ответственности за общее дело.

-К. учёт разных мнений координирование разных позиций, достижение договорённостей и согласование общего решения, управление поведением партнёра.

Самостоятельная работа , работа с предложенными источниками информации.

Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.              1.Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

2. По результату выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.

Самостоятельная работа  выполнение практической работы « составление меню».

Учителем предложены карты пищевой ценности продуктов питания, с указанием содержания белков, жиров, углеводов.

Проверка учителем.

Учащиеся выполняют предложенную

практ.  работу «Составление меню».

-П. Анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение действий по алгоритму, доказательство.

-Р. Контроль, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

-К.Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, использование критериев для обоснования своего суждения.

Включение в систему знаний и повторение.

Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.                1. Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

 Анализируем меню, с учётом предложенных критериев.

-Что произойдёт, с учеником, если он будет питаться по предложенной схеме, сидящему по 6- 8 часов у компьютера и телевизора?

- Поможет ли данное меню ученику – спортсмену, продолжать и дальше активный образ жизни? А взрослому человеку?

Ответы детей.

-Л. Нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания.

-П. Анализ, синтез, обобщение, умение видеть причинно – следственную связь в фактах и событиях.

Рефлексия учебной деятельности.

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. 1. Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

2. Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

3. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Подведём итог урока. Какие новые знания вы сегодня открыли? Пригодятся ли вам полученные на сегодняш-нем уроке знания ?

Что вы открыли новое для себя в полученных знаниях?

Оцените свою работу на уроке.

Дома постарайтесь составить меню на неделю,  учитывая принципы полноценного и разнообразного питания.

 

Спасибо большое за сотрудничество на уроке, до свидания!

Предполагаемые ответы учащихся:

-Мы познакомились с  понятиями: здоровое питание, полезные продукты;

- Полученные знания помогут нам

ориентироваться в многообразии  наиболее распространенных продуктов питания.

- Будем стараться питаться правильно,  выбирать наиболее полезные продукты питания.

-П. рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

-Л. Самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям, формирование здорового образа жизни в области питания.

-К. планирование учебного сотрудничества.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разговор о правильном питании

Слайд 2

ИНТЕРЕСНЫЕ СВЕДЕНИЯ Подсчитано, что в среднем за 70лет своей жизни человек съедает около 50.000кг пищи , в том числе поваренной соли 200-300кг выпивает 50.000кг воды , что в 1400раз больше массы тела человека.

Слайд 3

Биологическое значение пищи Пища – это основной источник существования человека. Пища – это основной источник здоровья, силы, бодрости, красоты и долголетия. Чтобы человек был здоров и надолго сохранил свою работоспособность, пища должна дать ему все необходимые для организма вещества, причем в определенном количестве.

Слайд 4

П И Щ А

Слайд 5

Белки Белки – биологические вещества живых организмов. Из них строятся клетки живого организма. То есть они служат для обновления клеток человеческого тела. Повышают работоспособность органов тела. Суточная норма потребления белка зависят от физической нагрузки и возраста человека. Чем выше затраты энергетические, тем больше требуется белка. Предельно высокая – норма 120 г. Предельно низкая – норма 80г.

Слайд 6

Человеческий организм усваивает белок, поступающий с пищей на 50-100 %. Наиболее полно усваиваются белки куриного яйца (100 %). Молоко и кисломолочные продукты (80 – 90 %). Мясо до 75 %. Белки – важнейший компонент пищи животных и человека. Пищевая ценность определяется содержанием незаменимых аминокислот, которые в организме не образуются. Все разнообразие белков создается в результате различных сочетаний 20 аминокислот.

Слайд 7

Содержание белков в 100 г съедобной части продукта . Количество белка, г Продукты Очень большое (более 15) Сыры, творог нежирный. Говядина, куры, рыба. Соя, горох, фасоль, орехи фундук и грецкие. Большое (10-15) Творог жирный. Свинина, колбасы вареные, сосиски, яйца. Крупа манная, гречневая, овсяная, пшено, мука пшеничная, макароны. Умеренное (5-9,9) Хлеб ржаной и пшеничный, крупа перловая, рис, зеленый горошек. Малое (2-4,9) Молоко, кефир, сливки, сметана и сливочное мороженое, капуста цветная, картофель. Очень малое (0,4-1,9) Масло сливочное, почти все овощи, ягоды, грибы.

Слайд 8

Следует знать! Неполное белковое питание приводит к тяжелым заболеваниям. Избыточное ведет к развитию атеросклероза, накоплению в организме шлаков ( ненужных веществ), снижение иммунитета, и инфекционным заболеваниям.

Слайд 9

Белки растительного происхождения. Соя. Род однолетних трав. Зерновая, масличная культура (до 37% белка). Рис. Вторая после пшеницы, важнейшая с/Х культура. Из зерна получают – крупу, крахмал, спирт

Слайд 10

Бобовые культуры: фасоль горох В России выращивается с 19 века. Индейцы возделывали ее еще за 4-3 тыс. лет до н.э. Богата – белками, клетчаткой, сахар, витамины – С, В, каротин, РР. Существует 6-7 видов. Продовольственный горох – производят крупу, муку, зеленый горошек. В 100 г гороха содержится 20-22 г белка

Слайд 11

Белки животного происхождения Мясо. В питании это основной источник полноценного белка, жиров, витаминов и минеральных веществ. Большое содержание белка (20-40 г) – свинина мясная, утки, гуси, колбасы копчённые и полукопченые.

Слайд 12

Молоко Яйца Всего в молоке обнаружено около 100 биологически важных веществ. Химический состав молока следующий: белков 3,5%, жиров 3,4%, молочного сахара 4,6%, минеральных солей (золы) 0,75%, воды 87,8%. Белки молока легкодоступны для пищеварительных ферментов. Чаще всего едят куриные, утиные и гусиные яйца. Но употребляются в пищу также индюшачьи, перепелиные, страусиные яйца и яйца других птиц. В состав куриного яичного белка входят: вода (85 %), белки (12,7 %), жир (0,3 %), углеводы (0,7 %), глюкоза, различные, витамины группы В

Слайд 13

Рыбы пресных вод Рыба – источник питательных веществ высокой биологической ценности. Белки рыбы лучше перевариваются и усваиваются организмом человека. Голавль, ерш, жерех, карась, карп, красноперка, лещ, линь, налим окунь, пескарь.

Слайд 14

Морские беспозвоночные Кальмары. Креветки. Омары Крабы В мясе морских беспозвоночных прежде всего ценны белки, из них «скроено» 18 % тканей этих организмов.

Слайд 15

Жиры. Жиры – это, прежде всего источник энергии, предохраняющий организм от охлаждения. При окислении 1 г. жира выделяется 9 ккал, что в два раза больше, чем при сгорании 1 г. белка. Жиры вместе с белками образуют соединения, входящие в состав клеточных оболочек. Регулируют обменные процессы в клетках. Жиры растительного происхождения имеют жидкую консистенцию. Жиры животного происхождения имеют твердую консистенцию.

Слайд 16

Жиры растительного происхождения. Подсолнечник. Родина –Сев. Америка. В Россию ввезен, как культура в 1829 г. В семенах до 57% подсолнечного масла. Выращивают земляную грушу, некоторые декоративные виды. Медонос. Оливковое дерево, род вечнозеленых деревьев. В мякоти плода (оливок) содержится 80% масла. Лучшие сорта называют – прованским.

Слайд 17

Хлопок. Из семян хлопчатника получают растительное хлопковое масло. Масло хлопчатника используют в пищу, для производства консервов, маргарина. Родина – Индия с 3 – го тыс. до н.э.

Слайд 18

Содержание жиров в 100 г съедобной части продукта. Количество жиров, г Продукты Очень большое (более 40) Масло: сливочное, топленое, растительное, маргарин. Жиры кулинарные, сало, свинина жирная. Колбаса сырокопченая. Орехи грецкие. Большое (20-40) Сливки, сметана, творожные массы, сыры. Свинина мясная, утки, гуси. Колбасы полукопченые и вареные, сосиски. Рыбные консервы в масле. Шоколад, пирожные, халва. Умеренное (10-19) Сыры плавленые и нежирные, творог жирный, мороженое сливочное, яйца. Баранина, говядина, куры, сардельки, колбаса чайная и диетическая, сельдь жирная. Малое (3-9) Молоко, кефир жирный, творог полужирный, мороженое молочное. Скумбрия, ставрида, килька. Сдоба, конфеты помадные. Очень малое (менее 3) Молоко, кефир обезжиренный, творог. Треска, хек, щука. Фасоль, крупы, хлеб.

Слайд 19

Следует знать! Суточная норма потребления жиров – 80 -100 г. Причем 20-25 г, должны занимать жиры растительного происхождения. В чистом виде рекомендовано съедать в день 20-25 г. сливочного и 15-20 г. растительного масла. Остальное количество жиров должно поступать с пищей. Избытки жира откладываются не только под кожей, что приводит к ожирению, но и на внутренних органах, что затрудняет их функционирование.

Слайд 20

Углеводы, как белки и жиры, - важнейшие компоненты пищевого рациона. Составляют значительную часть растительной пищи, являются источником энергии. Важнейшие представители углеводов – сахар, крахмал и целлюлоза. Делятся на: моносахариды (сладкие на вкус) - сахара, полисахариды (крахмал, клетчатка) не сладкие на вкус. При окислении 1 г углеводов выделяется 4 ккал. УГЛЕВОДЫ

Слайд 21

Углеводы высокое низкое содержание ??? ???

Слайд 22

Углеводы высокое низкое содержание

Слайд 23

Содержание углеводов в 100 г продукта. Количество углеводов, г Продукты Очень большое (65 и более) Сахар-песок, карамель, конфеты, помадные, мед, мармелад, зефир, печенье сдобное. Рис. Макароны, крупа манная и перловая, пшенная, гречневая, овсяная. Изюм, урюк, чернослив. Большое (40-60) Хлеб ржаной и пшеничный. Фасоль, горох. Шоколад, халва, пирожные. Умеренное (11-20) Сырки творожные сладкие мороженое. Картофель, зеленый горошек, свекла. Виноград, вишня, черешня, гранаты, яблоки, соки фруктовые. Малое (2-4,9) Кабачки, капуста, морковь, тыква, арбуз, дыня. Груша, персики, мандарины. Клубника, крыжовник, смородина, черника. Очень малое (менее 2) Молоко, кефир, сметана, творог. Огурцы, редис, салат, лук зеленый, томаты. Лимоны, клюква. Грибы свежие.

Слайд 24

Это необходимо знать! Суточная норма потребления углеводов: - 450-500 г норма потребления делится на- потребление моносахаридов –до 100 г; клетчатки –до 30 г; сахаридов и крахмала – до 370 г.

Слайд 25

ВИТАМИНЫ Витамины – это особые вещества, отсутствие которых в пище вызывает заболевание человека. Они помогают усваивать пищу и участвуют в биохимических реакциях организма. В настоящее время известно около 30витаминов,которые делятся на две группы

Слайд 26

это интересно Заслуга в открытии витаминов принадлежит Николаю Ивановичу Лунину. А впервые понятие «витамины» в 1912году впервые ввел польский Ученый Казимеж Функ. Витамины играют большую роль в жизнедеятельности нашего организма. И если они поступают в организм в недостаточном количестве - наступает гиповитаминоз, а если вообще не поступают в организм - авитаминоз, а если в избыточном количестве – гипервитаминоз.

Слайд 27

Кладезь витаминов фруктовые плоды и ягоды. .

Слайд 28

Ежевика Существует 400 видов. В съедобных плодах сахара, органические кислоты, витамины КЛУБНИКА Ученые выяснили, что с помощью вкусной ягоды клубники можно повысить устойчивость кровяных клеток к внешнему воздействию и повлиять на состав крови. Если в течение месяца употреблять клубнику, улучшается качество крови и уменьшается риск заболеваний, таких, как рак, диабет и сердечно-сосудистые. В клубнике много фенольных соединений, обладающих антиоксидантными и нейтрализующими свойствами. Ученые рекомендуют ежедневно съедать 200 грамм клубники

Слайд 29

Помни! Питание человека зависит от возраста, характера труда, пола, аппетита, вкуса, воспитания, обычаев семьи, географических и экономических факторов, и не менее важное доступности. Полноценное, разумное, правильное, регулярное питание - все это основа рационального питания.

Слайд 30

Принципы рационального питания. Правильный режим питания – принимать пищу в одни и те же часы ( 3- 5 раз). Умеренность в употреблении пищи : не недоедать и не переедать. Разнообразное питание : чередование пищи растительного и животного происхождения.

Слайд 31

Давайте помнить всегда! Полноценное питание невозможно без знаний химического состава пищи, пищевой ценности и правил составления рациона питания Не забывать о культуре питания. Пища должна быть вкусно приготовлена и красиво оформлена. Еда – это топливо, на котором работает организм, и знать об этом топливе, уметь грамотно его использовать должен любой, а особенно молодой человек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок "Разговор о правильном питании"

Урок по теме "Витамины. Чудесные вещества" 2 класс...

Презентация + план конспект урока по геометрии "Правильный многоугольник" в 9 классе.

Материал содержит презентацию и план - конспект урока по геометрии в 9 классе "Правильный многоугольник"....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "РАЗГОВОР ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"

На данном уроке, как итог курса химии и биологии, обобщаются  и   закрепляются знания об изученных веществах  на примере исследования состава и свойств  различных со...

Конспект урока "Разговор о каникулах"

Представлены цели, задачи урока, дан подобный план урока по всем его этапам....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "РАЗГОВОР ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"

На данном уроке, как итог курса химии и биологии, обобщаются  и   закрепляются знания об изученных веществах  на примере исследования состава и свойств  различных со...

Урок "Разговор о правильном питании" "Овощи, ягоды и фрукты - витаминные продукты"

Цель: Обобщение знаний детей о многообразии овощей, ягод и фруктов, их значение для организма....

Конспект урока по предмету "Биология" по теме " Значение питания. Пищевые продукты. Питательные вещества", 9 класс.

Изучить значение питания для человека, состав пищи, её происхождения  учащимся 9 класса, коррекционной школы 8 вида....