Контрольно-обобщающий урок по теме "Закономерности наследования признаков"
учебно-методический материал по биологии (9 класс) по теме

Обобщение уроков очень важно, это не только повторение, закрепление материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrolno.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольно-обобщающий урок по теме "Закономерности наследования признаков"

Третьякова Лариса Ивановна, учитель биологии 

Цель урока: обобщить и проверить знания о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, её формах (дети сами ставят задачу урока).

Систематизировать знания учащихся об основных законах генетики.

Продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуаций успеха

Оборудование: модели генетических законов, презентация, магнитная доска, таблицы.

Методы:

  1. Словесный - беседа на основе знаний учащихся.
  2. Наглядный - демонстрация таблиц дополнительной литературы.
  3. Практический - решение задач.

Методические приемы 

  1. Логический - выявление общих признаков, формирование выводов.
  2. Организационный - фронтальная, групповая и индивидуальная работа учащихся.
  3. Технические - использование таблиц, мультимедиа комплекса.

На доске: тема, Д/з, эпиграф.

“Воспроизведение жизни это и есть наследственность, в ней проявляется инвариантная сторона жизненных явлений, принцип сохранения жизни”. Академик Н.П.Дубинин

Структура обобщающего урока: Вводное слово учителя – групповая работа – выполнение заданий – выступления учащихся – рецензии ответов – оценка групповой работы – подведение итогов.

Этап 1.

Блиц – опрос (мозговой штурм): каждой группе поочередно задаётся вопрос, правильно отвечающий получает балл, обсуждение – 20 сек, если требуется время. Баллы заносим в лист успеха.

Раскрыть понятия: (1 балл)

  1. Генетика
  2. Ген
  3. Локус
  4. Мутация
  5. Наследственность
  6. Изменчивоть
  7. Генотип
  8. Фенотип
  9. Аллельные гены
  10. Доминантный признак
  11. Рецессивный признак
  12. Гибрид
  13. Дупликация
  14. Делеция
  15. Инверсия
  16. Транслокация
  17. Центрическое слиянии
  18. Полиплоидия
  19. Взаимодействие неаллельных генов, при котором происходит подавление генов одной аллели генами другой. (Эпистаз)
  20. Взаимодействие неаллельных генов, при котором ген одной аллельной пары способствует проявлению действия генов другой аллельной пары. (Комплементарность)
  21. Взаимодействие неаллельных генов, при котором один ген определяет развитие нескольких признаков. (Плейотропия)
  22. Взаимодействие неаллельных генов, когда один и тот же признак определяется несколькими аллелями. (Полиомерия).
  23. Назвать: АА; аа; Аа; АаВв.
  24. Сколько гамет даёт: гомозигота, гетерозигота, дигетерозигота?

Этап 2. А) Вопросы для групп (ученики сами распределяют их между собой)

Группа 1 (3)

  1. Охарактеризовать гибридологический метод наследственности.(2 балла)
  2. Что такое анализирующее скрещивание и с какой целью его проводят? (3 балла)
  3. В чем сущность закона чистота гамет? (2 балла)
  4. Каковы причины генных мутаций? Приведите примеры.(4 балла)
  5. Каковы причины хромосомных мутаций? Какие виды хромосомных мутаций вам известны? (4 балла)
  6. В чем сущность и причины комбинативной изменчивости? (4 балла)

Группа 2 (4)

  1. В чем сущность наследования, сцепленного с полом? (2 балла)
  2. В чем отличие хромосомного набора самца от хромосомного набора самки? (2 балла)
  3. Кто является основоположником мутационной теории и каковы её основные
    положения? (4 балла)
  4. В чем сущность закона гомологических рядов и каково его значение? (4 балла)
  5. В чем сходство и отличие модификационной и мутационной изменчивости? (5 баллов)
  6. Каково значение и отличие изменчивости для эволюционного процесса и для развития сельского хозяйства? (4 балла)

B) “Задай вопрос” другой группе: (за “толстый” вопрос – 4 балла, за тонкий – 2 балл).

“Толстые” вопросы (4 балла)

В чем различие... Что будет если... Почему вы думаете, что... Объясните почему... “Тонкие” вопросы (2 балл) Что называется... Верно ли, что... Когда...

Вопросы суждения (4 балла): Почему...

С) “Золотые вопросы” (5 баллов): 

  1. Может ли в семье, где родители голубоглазые родиться ребёнок с карими глазами? И почему?
  2. Может ли в семье, где родители имеют карие глаза родиться ребёнок с голубыми глазами? И почему?
  3. Действительна ли реплика невысокого брюнета, что в молодости он был голубоглазый блондин? И почему?
  4. Зависит частота мутаций от пола и возраста?
  5. Почему такими заболеваниями как дальтонизм, гемофилия особенно часто страдают мужчины?

Заполните таблицу.

Определите число и типы гамет; соотношение генотипов и фенотипов в потомстве

Генотипы скрещиваемых особей

Гаметы скрещиваемых особей

Соотношение генотипов в потомстве

Соотношение фенотипов в потомстве

Первый родитель

Второй родитель

AA х aa

 

 

 

 

АА х Аа

 

 

 

 

Аa х Aа

 

 

 

 

AABB х ааbb

 

 

 

 

АаBb х АаBb

 

 

 

 

Ааbb х ааBb

 

 

 

 

АаВb x aabb

 

 

 

 

Этап 3. Работа с моделями (работа в парах) (4 + 4 баллов) Один человек от группы

У доски на моделях представить законы Г.Менделя.

  1. первый закон Г.Менделя.
  2. второй закон Г.Менделя
  3. третий закон Г.Менделя.
  4. закон Моргана
  5. Задача на определение группы крови (кодоминирование)

Проблемные вопросы Можно включить в этап работы с моделями или раздать по группам. 

  1. Почему Г.Мендель, не будучи биологом, открыл законы наследования, хотя до него это пыталось сделать много талантливых ученых?
  2. Как будет происходить наследование, если организмы будут отличаться двумя признаками?
  3. Почему законы Г.Менделя не всегда выполняются?
  4. Почему одни признаки проявляются в первом поколении гибридов, а другие нет?
  5. Всегда ли в семье могут совпадать группы детей и родителей? Разъяснить почему?

Этап 4: решите задачу: (работают другие учащиеся группы самостоятельно)

У тыквы желтая окраска плодов (А) доминирует над белой (а), а гладкая форма (В) над ребристой (в), напишите ход следующих расщеплений.

  1. Растение с желтыми гладкими плодами скрещивается с растением с белыми и ребристыми плодами. В потомстве все плоды желтые и гладкие. Каковы генотипы
    родителей гибридов? (
    3 балла)
  2. Фенотипы родителей-те же, но результат иной. В потомстве 25% желтых гладких, 25% желтых ребристых, 25% белых гладких, 25% белых ребристых. (4 балла)
  3. Фенотипы родителей те же, но результат иной, в потомстве 50% желтых гладких, 50% желтых ребристых растений. Каковы генотипы родителей и гибридов? (5 баллов)
  4. Перед судебно-медицинской экспертизой поставлена задача выявить: является ли мальчик, имеющий в семье супругов Р, родным или приёмным. Исследования крови мужа, жены и ребёнка показало: жена – АВ (IY) группа крови, муж – О (I) группа крови, ребёнок – О (1).Какое заключение должен дать эксперт и на чем оно будет основано? (5 баллов)
  5. У матери I группа крови, у отца IV. Могут ли дети унаследовать группу крови одного из родителей? (4 балла)
  6. Ваша задача и решение к ней (5 баллов).

Этап 5: домашнее задание.  Определите характер наследования признака и укажите генотипы всех членов родословной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: «Генетика пола. Сцепленное наследование признаков». 10 класс

Тема: «Генетика пола. Сцепленное наследование признаков». 10 класс . Презентация....

Урок по биологии в 9 классе "Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем. (Виды скрещивания. решение генетических задач)

Данная презентация способствует изучению учащимися законов Менделя , имеются формулировки законов, показано решение задач пр полном и неполном доминировании, анализирующем скрещивании. Есть элементы и...

Урок биологии в 10 классе "Закономерности наследования признаков"

Урок позволяет закрепить знания генетических терминов и генетических законов, проверить степень сформированности у учащихся умений применять генетическую символику и решать генетические задачи....

Методическая разработка урока на тему "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом" в 9классе

Методическая разработка содержит конспект урока, презентацию и тексты задач на наследование признаков сцепленных с полом.материал можно использовать для проведения урока по общей биологии в 9 классе....

урок по биологии"Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

Данная презентация  является ЭОР при объяснении темы""Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом" для лучшего усвоения темы....

Презентация на тему "Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом. Решение задач на сцепленное с полом наследование". Урок биологии 9 и 10 класс.

Данная презентация может быть использована на уроках биологии в 9 и 10 классах, при изучении темы "Генетика".В данной презентации даются определения понятий аутосомы и половые хромосомы.На примере муш...

Разработка урока "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

План урока "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"...