Конспект урока по теме : "Семейства покрытосеменных"
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Корикова Марина Александровна

Конспект урока для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeystva_pokrytosemennyh.docx17.63 КБ
Office presentation icon prilozhenie_k_konspektu_no2.ppt711 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Семейства покрытосеменных (цветковых)», 6 класс

 Цели урока:

Образовательная:

  1. познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности покрытосеменных растений;
  2. классификация покрытосеменных растений.

Развивающая:

  1. продолжать формировать умение сравнивать различные отделы растения, находить черты усложнения, эволюционное представление о развитии растительного мира от простого к сложному.

Воспитательная:

  1. воспитывать бережное отношение к растениям, стремление к охране цветковых растений.

Оборудование:

  1. гербарные экземпляры покрытосеменных растений;
  2. коллекция плодов;
  3. компьютер, проектор, экран;
  4. электронные учебные пособия по семействам и презентация учителя.

Тип урока: изучение нового материала .

Ход урока.

1. Актуализация знаний учащихся. Совершение путешествия в страну «Легумия».

Задание классу: из предложенных растений выбрать те, которые размножаются семенами и те, которые размножаются спорами.

Семенами

 

Спорами

сосна

 

мхи

ель

 

хвощи

 

 

папоротники

2. Объявление темы и целей урока.

2.1. Выявление отличительных черт покрытосеменных и голосеменных растений.

Сегодня на уроке мы знакомимся с отделом покрытосеменных растений. Второе название этих растений - цветковые растения.

Задание классу: в тексте параграфа 17 найти, от какой группы растений произошли покрытосеменные растения. (Ответ: от древних голосеменных растений.)

Учитель: к отделу цветковых растений относится 250 тысяч видов. Это самая молодая группа растений и самая многочисленная. Мы должны выяснить, почему эта группа растений заняли господствующее положение на Земле.

Рассмотрите коллекцию цветковых растений, найдите органы растений, которые были у голосеменных растений (корень, стебель, листья).

- Какой орган появился у цветковых растений? (Цветок.)

Вывод: главное отличие покрытосеменных растений: появление цветка-органа семенного размножения.

Просмотр фильма «Цветок».

Вопрос: чем покрыто семя у цветковых растений? (Плодом.)

- Чем отличается семя покрытосеменного растения от семени голосеменного растения? (У голосеменных растений семена лежат открыто, на поверхности чешуи шишек.)

2.2. Жизненные формы покрытосеменных растений.

Работа по презентации.

Задание: найти в тексте учебника ответ на вопрос «Какие жизненные форма встречаются у покрытосеменных растений?» (Ответ: деревья, кустарники, кустарнички, травы.)

2.3. Классификация покрытосеменных растений.

Работа по презентации.

Вопрос: на какие группы делятся цветковые растения? (Ответ: класс, семейство, род.)

- Какие классы цветковых растений существуют? (Ответ: однодольные, двудольные.)

Работа с таблицей.

Двудольные растения

Однодольные растения

  1. Зародыш семени с двумя семядолями.
  2. Запасные питательные вещества семени находятся в зародыше или эндосперме.
  3. Листья обычно имеют перистое и пальчатое жилкование.
  4. Черешок листа редко бывает влагалищным.
  5. Проводящая система в стебле имеет кольцевое строение. Кольцом слоя камбия обеспечивается рост стебля в толщину.
  6. Зародышевый корешок семени быстро развивается в главный корень.
  7. Обычно древесные и травянистые формы.
  1. Зародыш семени с одной семядолей.
  2. Запасные питательные вещества семени находятся в эндосперме, у некоторых – в зародыше.
  3. Листья обычно имеют параллельное и дуговое жилкование.
  4. Черешок листа слабо выражен, но часто представлен как листовое влагалище.
  5. Проводящая система в стебле состоит из многих отдельных пучков. Кольца камбия и роста стебля в толщину нет.
  6. Зародышевый корешок развит слабо, и при прорастании от стеблевой части побега обычно отходят сразу несколько придаточных корней, которые формируют мочковатую корневую систему.
  7. Обычно травы, редко древесные формы.

На уроках биологии мы будем изучать следующие семейства класса двудольных растений: крестоцветные, розоцветные, пасленовые, бобовые, сложноцветные. У класса однодольных растений- лилейные и злаковые. Характеризовать семейства мы будем по плану: формула цветка, соцветия, плоды, предстовители.

3. Закрепление нового материала и проверка уровня усвоения.

Решение кголоволомки в тетради, а задания на слайде.

Домашнее задание :з аписи и схемы в тетради.  

Приложение: презентация.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Путешествие в страну Легумия» Урок по разделу «Систематика покрытосеменных» 6 класс

Слайд 2

Цели урока: Образовательная: изучить характерные признаки покрытосеменных. Развивающая: развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать, заполнять таблицы. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе.

Слайд 3

ХОД УРОКА: Здравствуйте, приглашаю вас совершить путешествие в страну, которой на географической карте нет. И всё же она существует. Иногда она огромная глазами не охватить,иногда крохотная – такая, что уместится на подоконнике. Страну называют Легумией. Это страна полной тишины. Когда её жители болеют или хотят пить, помощи они просят беззвучно. Если вы позаботитесь о них,они в долгу не останутся : неблагодарных среди легумов нет. Но заботится о них надо больше всего весной и летом.Поздней осенью в Легумии почти никто не остаётся. Путешествовать по этой стране можно только пешком . «Легум» в переводе с французского – овощ, а страна Легумия – огород.

Слайд 4

В добрый путь! 1 систематические единицы 2 характеристика семейств 3 систематика представителей семейств 4 головоломка «цветковые»

Слайд 5

СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ «Двойные, или бинарные названия видов в 18 веке ввёл шведский учёный – натуралист Карл Линней. В 1753 году он опубликовал большой труд «Виды растений», где впервые применил двойные обозначения видов.

Слайд 6

Вспомним систематические единицы

Слайд 7

Систематика растений ЦАРСТВО ОТДЕЛ КЛАСС ПОРЯДОК СЕМЕЙСТВО РОД ВИД

Слайд 8

ВИД - это Наименьшая единица систематики РОД - это Совокупность сходных видов СЕМЕЙСТВО - ЭТО Совокупность сходных родов

Слайд 9

ПОРЯДОК -это Совокупность сходных семейств КЛАСС - это Совокупность сходных порядков ОТДЕЛ - это Совокупность сходных классов ЦАРСТВО - это Наивысшая единица систематики

Слайд 10

ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙСТВ Мотыльковые Формула цветка : Ч(5)Л3+(2)Т(9) +1П1 Соцветие – кисть и головка Плод – боб Представители : фасоль, соя, горох, люпин, душистый горошек

Слайд 11

КРЕСТОЦВЕТНЫЕ Формула цветка : Ч2+2Л4Т2+4П1 Соцветие – кисть, в верхней части переходящая в щиток Плод – стручок Представители : пастушья сумка, капуста

Слайд 12

РОЗОЦВЕТНЫЕ Формула цветка : Ч5Л5Т10+10+5П1 Соцветия – разнообразные Плоды – сухие и сочные Представители : шиповник, роза, яблоня, слива, вишня

Слайд 13

ПАСЛЁНОВЫЕ Формула цветка : Ч(5)Л(5)Т5П1 Соцветия – разнообразные Плод – коробочка или ягода Представители : паслён, табак душистый, баклажан

Слайд 14

ЛИЛЕЙНЫЕ Формула цветка : Ок3+3Т3П1 Соцветия – разнообразные Плод – коробочка Представители : лук, чеснок, лилия, тюльпан

Слайд 15

ЗЛАКИ Формула цветка : Ок(2)+2Т3П1 Соцветия – колос Плод – зерновка Представители : пырей, пшеница, просо, кукуруза

Слайд 16

СЛОЖНОЦВЕТНЫЕ Формула цветка : Ч5Л(5)Т5П1 Соцветия – разнообразные Плод – семянка Представители : подсолнечник, одуванчик, георгин

Слайд 17

СИСТЕМАТИКА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СЕМЕЙСТВ ЛАНДЫШ МАЙСКИЙ ЦАРСТВО : РАСТЕНИЯ ОТДЕЛ : ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ КЛАСС : ОДНОДОЛЬНЫЕ СЕМЕЙСТВО : ЛИЛЕЙНЫЕ РОД : ЛАНДЫШ ВИД : ЛАНДЫШ МАЙСКИЙ

Слайд 18

КАПУСТА КОЧАННАЯ ЦАРСТВО : РАСТЕНИЯ ОТДЕЛ : ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ КЛАСС : ДВУДОЛЬНЫЕ СЕМЕЙСТВО : КРЕСТОЦВЕТНЫЕ РОД : КАПУСТА ВИД : КАПУСТА КОЧАННАЯ

Слайд 19

ВОПРОСЫ ГОЛОВОЛОМКИ Семейство растений из класса однодольных, число частей цветка у которых кратно четырём, а плод стручок. Класс цветковых, семя которых состоит из двух семядолей. Систематическая категория, в которую объединяются близкородственные роды растений. Тип корневой системы, который имеют растения из класса двудольных.

Слайд 20

5. Семейство растений из класса однодольных, которые имеют плод зерновку. 6. Систематическая категория, в которую объединяются сходные классы. 7. Тип жилкования, который имеют листья однодольных растений. 8. Класс цветковых, к которому относятся растения с мочковатой корневой системой. 9. Орган растения, по особенностям строения которого цветковые растения делят на семейства.

Слайд 21

РЕШЕНИЕ ГОЛОВОЛОМКИ ЦВЕТКОВЫЕ сложно ц ветные д в удольные сем е йство с т ержневая зла к и о тдел дуго в ое однодольн ы е цв е ток

Слайд 22

Список литературы Пономарёва И.Н. Биология:растения, бактерии, грибы, лишайники: учебник для 6 класса общеобразовательной школы .-М.:Вентана – граф,2001. Реймерс Н.Ф.Основные биологические понятия и термины :В2-х т.-М.:Мир,1990. Грин Н.,Стаут.,Тейлор.,Биология.-М.:Мир,1990 Мамонтов С.Г.Биология:Справ.издание.-М.:Высш.шк.,1992

Слайд 23

ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ ! В 7 КЛАССЕ ЖЕЛАЕМ УСПЕХА !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект урока по теме "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые"

В конспекте дано описание действий учителя и ученика. Интересная и занимательная информация к уроку. Конспект содержит необходимую информацию для самостоятельной работы учеников на уроке....

Обобщающий урок по теме «Семейства растений отдела Покрытосеменные"

Презентация к обобщающему уроку  «Семейства растений  отдела Покрытосеменные"...

Конспект урока по теме : «Класс двудольные. Семейство крестоцветные»

Урок по теме ««Класс двудольные. Семейство крестоцветные» проводится в 6 классе по учебнику В.В.Пасечника и имел следующую цель: изучить представителей семейства крестоцветных, их отличительные черты....

Разработка конспекта урока по теме: Характеристика класса Однодольные . Изучение растении семейства Злаковые

Разработка конспекта урока по теме: Характеристика класса Однодольные . Изучение растении семейства  Злаковые.Викторина Двудольные растения .. Общая  характеристика однодольных.  Основн...

конспект открытого урока по теме : "семейство розоцветные" 7 класс коррекционной школы 8 вида

В конспекте использованы коррекционно- развивающие упражнения. К конспекту дана презентация....

Конспект урока с использованием элементов игровой технологии по теме "Обобщение по теме "Семейства покрытосеменных растений класса Двудольные""

Использование игровой технологии на уроках в 5, 6 классах способствует развитию познавательного интереса обучающихся, усвоению материала в легкой и доступной форме. Часто игровые технологии используют...