Урок здоровья
классный час по биологии по теме

Безрукова Наталья Геннадьевна

 

 

Сам термин «здоровье» рассмат­ривается как нормальная, правильная деятельность организма, его физичес­кое и психическое благополучие (словарь С.И.Ожегова). В последнее время наряду с этим определением упоминается и социальное благопо­лучие, потому что перемены, произо­шедшие в стране, привели к появле­нию негативных социальных явлений, отражающихся в первую очередь на здоровье людей.

 

ЦЕЛЬ: сформировать у учащихся по­требность вести здоровый образ жизни.

ЗАДАЧИ:

сформировать у учащихся представ­ление о здоровом образе жизни;

вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков в области собственно­го здоровьесбережения;

формировать у учащихся умение вести диалог

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок здоровья

Сегодня все чаще и чаще поднимается вопрос об оздоровлении нации, о том, что современная школа стала «школой болезней". Следуя за техническим прогрессом, она продолжает наращивать объем и интенсивность информации, уходя от проблемы самочувствия, физической и психической переносимости детьми непомерных перегрузок, Каждое десятилетие объем информации удваивается, а каждые семь лет обновляется на 50 процентов, поэтому категория «объем знаний» перестает играть ведущую роль. Вопрос «что учить?» закономерно заменяется вопросом «как учить?». Наряду с этим специалисты констатируют, что наш народ, некогда один из самых здоровых народов планеты, сегодня стал одним из самых больных.

Сам термин «здоровье» рассматривается как нормальная, правильная деятельность организма, его физическое и психическое благополучие (словарь С.И.Ожегова). В последнее время наряду с этим определением упоминается и социальное благополучие, потому что перемены, произошедшие в стране, привели к появлению негативных социальных явлений, отражающихся в первую очередь на здоровье людей.

ЦЕЛЬ: сформировать у учащихся потребность вести здоровый образ жизни.

ЗАДАЧИ:

сформировать у учащихся представление о здоровом образе жизни;

вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков в области собственного здоровьесбережения;

формировать у учащихся умение вести диалог

ОБОРУДОВАНИЕ: стенд «Уголок здоровья».

Ведущий: Здоровый человек редко задумывается над тем, что такое здоровье. Кажется, что ты здоров, всегда будешь таким и не стоит об этом беспокоиться. Между тем здоровье — одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости. Каждый с юных лет должен заботиться о своем здоровье, иметь знания о гигиене и первой медицинской помощи, не вредить своему организму. Плохое здоровье, болезни служат причиной отставания в росте, слабой успеваемости, плохого настроения. Не случайно, на вопрос о том, что является более ценным для человека — богатство или слава, один из древних философов ответил, что ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля.

Обсуждаются вопросы:

1.        Здоровье — благо и счастье для каждого человека, это — необходимое условие благосостояния народа. Здоровье как общественная ценность рассматривается в двух аспектах: нравственном (как одно из наибо лее важных и требующих бережного отношения к себе) и экономическом (для индивида и для общества).

Вопросы:

Какие связи существуют между здоровьем населения и благосостоянием народа? Как вы понимаете термин «здоровье»? Как вы оцениваете здоровье членов вашей семьи? Что вы делаете для укрепления своего здоровья?

2.        Самочувствие человека и озеленённость местности, в которой он живет.

Вопросы:

Дайте оценку озелененности территорий района, в котором вы живете. Составьте список растений, используемых в озеленении, и оцените (используя специальную и научно-популярную литературу) их влияние на среду и человека.

3. В середине прошлого века из всей энергии, которая производилась и потреблялась на Земле, только 4 процента приходилась на долю механизмов, а 96 процентов — на долю мышечной силы человека. В наши дни мышечная энергия в общем энергетическом балансе составляет всего один процент (академик А.И. Берг).

Вопросы:

Назовите виды труда, которые связаны с высокими физическими нагрузками. Насколько физически трудоемка выбранная вами профессия? Это хорошо или плохо? Объясните, почему в наши дни так уменьшилась доля мышечной работы? Как это отразилось на состоянии здоровья людей? Каким физическим трудом занимаешься ты сам?

4.        Городской транспорт и здоровье горожан неразрывно переплетены. Автобусы, троллейбусы дают непомерно большую на грузку на нервную систему человека, с од ной стороны, а с другой — почти снимают на грузку с мускулатуры, создавая гиподинамию. В этой ситуации велосипед все громче заявляет о себе как средство борьбы с гиподинамией, прост в использовании и обслуживании, не загрязняет окружающую среду и занимает мало места на шоссе.

Вопросы:

Есть ли у вас велосипед? Подумайте, какие еще меры можно принять для борьбы с гиподинамией.

5.        Сигаретный дым — распространенный вид загрязнения воздуха. Раздражители, со держащиеся в дыме, вызывают изменения слизистой оболочки дыхательных путей, сужение их просвета.

Вопросы:

Как эти изменения влияют на здоровье человека? Почему от него особенно страдают дети? Подготовьте выступление о вреде курения на самого курильщика и окружающих его людей

6.        Обильная пища и сидячий образ жизни вредны для здоровья. Наше время ученые называют веком  «сидячей  цивилизации», «эпидемией двойных подбородков».

Вопросы:

Объясните, почему ученые дали такие определения нашему веку? Как здоровье может зависеть от веса человека? Как вы оцениваете свое здоровье?

7.        Побыть наедине с природой, отдохнуть от физического и эмоционального напряжения, побродить по речному берегу, посмотреть на звездное небо не сквозь паутину электрических проводов, а сквозь кроны деревьев... Это стремление городского чело века понятно. Но оно накладывает и определенные обязательства: дорожить природой родных мест и приумножать ее богатства.

Вопросы:

Стремитесь ли вы провести свободные дни на природе? Где вы чаще бываете? Какие ощущения возникают у вас при общении с природой? Правильно ли вы ведете себя в гостях у природы?

Ведущий: Эмоциональная устойчивость — основа основ жизни. Сохранять спокойствие даже в стрессовой ситуации вам поможет техника вентиляции эмоций.

Представьте, что ваша грудная клетка — это дверной проем. Вдох — сквозняк, выдох— сквозняк меняет направление. Грудная клетка является проемом для гуляющего сквозняка, который легко и быстро вентилирует ваши эмоции.

Например, ваш обидчик произносит несправедливые или грубые слова. Но, как только в вас начнет расти чувство гнева, распахните дверцу для гуляющего сквозняка, который легко унесет обидные выражения. Они не прилипнут к вашей душе, не вонзятся в нее занозами, а будут выдуваться сквозняками: вдох — сквозняк, выдох — сквозняк.

 

Однако необходимо не только подавлять отрицательные эмоции, но и уметь использовать эмоции положительные. Пользу от последних человек чувствует интуитивно. Его всегда тянет туда, где радостно и весело. Самая лучшая служба безопасности для нашей психики — это юмор. Он способствует выбросу эндоморфинов — веществ, отвечающих за наше настроение, жизненный тонус и позитивное мышление. Люди, обладающие чувством юмора, дольше не стареют, меньше болеют, быстрее выздоравливают. Во время смеха в крови резко увеличивается количество антител и повышается сопротивляемость организма инфекциям. Смех — отличная нагрузка для мышц плеч, грудной клетки, брюшного пресса. Смех способствует очищению дыхательных путей, лечит головную боль, избавляет от бессонницы.

Свойства юмора:

  1. вызывает релаксацию;
  2. повышает энергию;

—        способствует продуктивности мышле ния;

  1. положительно влияет на здоровье;
  2. делает нас психологически более за щищенными.

Ведущий:  Подумайте,  из каких компонентов складывается здоровье, от чего оно зависит? (Коллективное составление схемы):

КОМПОНЕНТЫ ЗДОРОВЬЯ

Ведущий: Как вы думаете, какие органы наиболее уязвимы при работе за компьютером? Как обезопасить их?

(Глаза, кисти рук, позвоночник)

ДЛЯ ГЛАЗ ВРЕДНО:

  1. читать лежа;
  2. тереть глаза грязными руками;
  3. близко и долго смотреть телевизор;
  4. долго работать на компьютере;
  5. читать в транспорте.

ПРАВИЛА БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗРЕНИЮ:

  1. умываться по утрам;
  2. смотреть телевизор не более 1 — 1,5 часа в день;
  3. сидеть не ближе 3 м от телевизора;
  4. не читать лежа;
  5. не читать в транспорте;
  6. оберегать глаза от попаданий в него инородных предметов;
  7. при чтении и письме свет должен осве щать страницу слева;
  8. расстояние от глаз до текста должно быть 30 — 35 см;
  9. употреблять в пищу достаточное коли чество растительных продуктов  (морковь, лук, петрушку, помидоры, сладкий красный перец);
  10. делать гимнастику для глаз;
  11. укреплять глаза, глядя на восходящее (заходящее) солнце.

ЕСЛИ ВЫ НОСИТЕ ОЧКИ:

  1. не переживайте! Со временем зрение может улучшиться;
  2. берегите свои «вторые» глаза;
  3. на кладите стеклами вниз;
  4. регулярно мойте теплой водой с мы лом;

—        снимайте  очки   во  время  занятий спортом.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ

  1. Зажмурьте глаза, потом откройте их. Повторить 5 раз.
  2. Делайте круговые движения глазами. Повторить 10 раз.
  3. «Напишите» глазами дату своего рождения.
  4. Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем указательного пальца: мед ленно приближайте его к кончику носа, а за тем медленно отводите его обратно. 5 раз.
  1. Смотреть в окно в даль в течение 1 ми нуты.
  2. Быстро поморгать (1—2 мин.) (улучшается кровообращение глаза).
  3. Расслабление (пальминг (изоляция глаз от света), психологический настрой). Посмотрите на буквенную таблицу и запомните строчку, которую вы видите без напряжения.

Разогрейте ладони на уровне солнечного сплетения. Сложите их «чашечками», закройте глаза, приложите ладони на центр глазного яблока, основание мизинца правой и левой руки на переносицу. Локти на столе, поза удобная. Спина прямая, голову не наклоняйте.

Легкое тепло пошло от ладоней в глаза. Представьте что-нибудь приятное, радостное, улыбнитесь. (Звучит музыка фэн-шуй. Слышны звуки ветра и воды, колокольчиков и флейты).

Темноту под ладонями усиливайте. Сила ночи — в расслаблении. Вот вам встретился водопад, смывающий грязь и напряжение. Представьте встречу с самым приятным для вас человеком. (Некоторое время после очень медленно сказанных слов звучит музыка).

Медленно открывайте глаза. Посмотрите на таблицу без напряжения. Поднимите руки те, у кого наблюдается улучшение зрения.

РАБОТА УЧАЩИХСЯ:

Составить индивидуальный  план  оздоровления (Что я могу делать каждый день для укрепления своего здоровья?) Пример:

  1. Проходить хотя бы 1 остановку пешком.
  2. Ужинать не позже чем за 2 часа до сна.
  3. Не курить.
  1. Потягиваться после сна, 10 минут в день уделять физическим упражнениям.
  2. Принимать контрастный душ, на ночь мыть ноги холодной водой.
  3. Говорить каждый день добрые слова близким.
  4. И т.д.

РЕФЛЕКСИЯ: что полезно и что вредно для вашего здоровья? Что нового вы сегодня узнали? Захотелось ли вам всерьез изменить свои привычки с целью стать более здоровыми?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок здоровья по информатике и ИКТ:"Курить - здоровью вредить"

Урок информатики с практической работой с электронными таблицами, охватывающий такую проблему как курение.Работа содержит презентацию, план урока и раздаточный материал....

Урок здоровья "Новое поколение за здоровый образ жизни!"

Урок предназначен для учащихся старших классов по теме "Здоровый образ жизни"...

Урок здоровья «Влияние газированных напитков на здоровье человека»

Урок здоровья «Влияние газированных напитков на здоровье человека»...

Методическая разработка урока здоровья на английском языке "Здоровый образ жизни" (5 класс)

Методическая разработка урока здоровья ориентирована для учащихся 5 класса. В данной разработке учащимся предлагается ва форме дискуссии обсудить, какие функции выполняют наши части тела, а также как ...

УРОК ЗДОРОВЬЯ «Докажем мы: на самом деле, здоровый дух – в здоровом теле!»

УРОК ЗДОРОВЬЯ«Докажем  мы: на самом деле, здоровый дух – в здоровом теле!» звучит песня о здоровье голос за кадром Сегодня праздник в 31-ой школе!Пусть возвестят ...

Классный час: Урок здоровья «В здоровом теле – здоровый дух!»

Цели:1.     Закрепить ранее полученные знания по сохранению и укреплению здоровья.2.     Показать преимущества здорового образа жизни, вызвать у детей желание з...