«Формирование экологической культуры как элемент освоения основной образовательной программы»
статья по биологии (6 класс) по теме

Николаева Катерина Фаддеевна

Вашему вниманию предлагается методический материал по теме: «Формирование экологической культуры как элемент освоения основной образовательной программы» для 6 класса.
Материал подготовлен: Николаева К.Ф.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_ekologicheskoy_kultury_nikolaeva.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование экологической культуры как элемент освоения основной образовательной программы.

Николаева Катерина Фаддеевна, учитель биологии

Тезисы к выступлению на ноябрьской конференции

Процесс экологического воспитания заключается в последовательном формировании у людей экологической грамотности, экологического образования,  экологической компетентности и экологической культуры. Важным условием этой задачи является создание целостного эколого-образовательного пространства, реализующего новые требования к образовательному процессу.  Данный вопрос получает свое развитие с введением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования, нормативы закрепляющие интеграцию обучения, его культурологическую, гуманистическую направленность, ориентацию на реальные жизненные проблемы, формирование качеств личности школьника, как созидателя новых общечеловеческих ценностей.

  Одним из элементов, отражающих  личностные результаты освоения основной образовательной программы, является сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.  

  Тема "Лишайники"- одна из самых коротких в курсе биологии 6 класса. Но, нельзя преувеличить ее значение, так как именно эта тема дает правильное понимание характера взаимоотношений между        организмами-партнерами, уточняет понятие о симбиозе, служит ярким примером приспособленности организмов к определенной внешней среде и друг к другу, говорит о роли их в биоценозе как "пионеров" живого. Это одна из многих тем, знакомящих учащихся с понятием биомониторинга, а, значит, о связи живое-человек-живое.

Известно, что самое прочное здание-то, которое вы строите сами и для себя. То же относится и к знаниям. Возможность самим создать продукт знания, собрать его из хаоса частичных знаний позволяет такая форма обучения как мастерская.

Для создания атмосферы готовности к строительству нового знания было дано домашнее задание: "конкурирующим фирмам" прорекламировать свою "продукцию" (грибы и водоросли) ярко, емко, грамотно. После представления реклам дается задание (он является индуктором): взять у каждого из организмов, то, что он может делать, и создать проект возможного организма, который может жить автономно. Работа идет индивидуально, затем в парах, далее в группах; результат группы предъявляется классу. Эта социализация рождает вопрос "Может ли быть такое на самом деле?" И оказывается, что природа создала это "чудо" более ста миллионов лет назад.

В ответ на возникшие в ходе создания и обсуждения проекта вопросы выдаются карточки с информацией о строении, свойствах, местообитании и размножении лишайников; о заказнике на острове Вормси в Эстонии,  о   мониторинге. Потребность в дополнительной информации может возникнуть при получении карточки с текстом из Библии о манне небесной.

Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъективности образования, можно говорить о построении личностного ориентированного обучения (смотри информационные карточки).

В результате появляется конечный продукт мастерской построения знаний - знание о маленьком организме, который нужен всему живому.

В результате эта небольшая тема вносит весомый вклад в формирования устойчивой мотивации к предмету и рост мотивации к личностному развитию в сфере экологической культуры.

Информационные карточки

Лишайник - единый организм, состоящий из гриба и водоросли, живущих в симбиозе.

От грибов получают Н20 с растворенными минеральными веществами; водоросли в процессе фотосинтеза образуют органические вещества.

Размножаются: частицами слоевища и спорами_ с помощью специальных клеток, которые разрастаются в слоевище, оно разрывается и их группа разносится ветром и водой.

Лишайники имеют очень древнюю историю, они появились на Земле более 100 млн. лет назад. Живут всюду: в Антарктиде, в горах, в полярной тундре, в лесах Дальнего Востока и даже в пустыне.

... а поутру лежала роса около стана. Роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое как иней на земле. И увидели сыны Израилевы, и говорили друг другу: что это? Что не знали. И Моисей сказал им: это хлеб, который господь дал вам в пищу. (Вторая книга Моисея. Исход.)

В  1772 г. русский ботаник Паллас доказал, что "манна" - это лишайник, перекатываемый ветром по пустыням Африки и малой Азии. У нас встречался в Киргизских степях и Туркмении. Он назвал его лихэн экскулентус-лишайник съедобный.

Ни в жаре, ни в холоде не могут жить без чистого воздуха.

Стоит только атмосфере стать загрязненной, как лишайники гибнут.

К субстрату они равнодушны, некоторые растут даже на оконном стекле, но растут медленно: корка наклонного лишайника увеличивается за год на 1-8 мм., потравленное оленями тундровое пастбище восстанавливается 10-30 лет.

Мониторинг-диагностика состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека.

У берегов Эстонии есть остров Варлей, где в 1982 г. был

организован первый заказник, где взяты под охрану лишайники.

Лишайники используют в медицине для получения слизистых отваров, в парфюмерии для получения эфирных масел (духи, одеколон "Шипр. ")

Из лишайников получают красивые и стойкие краски для тканей и пряжи. Из одного вида лишайников  можно добывать лакмус-краску, краснеющую в кислой среде и синеющую в щелочной.

Некоторые лишайники вместо водорослей содержат клетки

сине-зеленых цианобактерий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка метапредметных результатов освоения основных образовательных программ основного общего образования.

Составление метапредметных заданий для  уроков  биологии и их оценивание....

Формирование и развитие личностных результатов в процессе освоения основной образовательной программы на уроках информатики

Формирование и развитие личностных результатов в процессе освоения основной образовательной программы на уроках информатики...

Роль педколлектива в формировании личностных результатов освоения основной образовательной программы

Материал для выступления на педсовете будет интересен как представителям администрации школы, руководителям методических объединений и проблемных групп, так и учителям, интересующимся вопросом развити...

Реализация требований к основной образовательной программе по математике: формирование УУД, инновационная система оценки, результаты освоения основных образовательных программ, структура основных образовательных программ.

В основе построения рабочей программы по математике лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое вним...

Кодификатор проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения единого государственного экзамена по ХИМИИ

Кодификатор проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения единого государственного экзамена по ХИМИ...

Универсальный кодификатор распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основных образовательных программ общего образования и элементов содержания по английскому языку

Кодификатор распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основных образовательных программ общего образования и элементов содержания по английскому языку,  используемых...