Роль педколлектива в формировании личностных результатов освоения основной образовательной программы
материал на тему

Кочетова Ольга Борисовна

Материал для выступления на педсовете будет интересен как представителям администрации школы, руководителям методических объединений и проблемных групп, так и учителям, интересующимся вопросом развития личностных результатов освоения основной образовательной программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_pedkollektiva_v_formirovanii_lichnostnyh_rezultatov.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль педагогического коллектива

в формировании личностных результатов освоения образовательной программы

О.Б.Кочетова, учитель РЯ и Л

Нижнеспасского филиала

Добрый день, уважаемые коллеги!

        Во время подготовки к нашему педсовету мне вспомнился знакомый с детства мультфильм «Баранкин, будь человеком!» Что же значит быть человеком? Какие качества делают человека человеком?

    Как бы вы ответили на него? Размышления педагогов…

     Думаю, что каждый из нас согласится с тем, что к таким качествам относятся и нравственность, и высокие духовные и душевные качества, и целеустремленность, и личностные качества человека.  

     Что мы имеем с вами сегодня?

 Количество хорошистов от ступени к ступени продолжает падать, ребенок в начальной школе учится хорошо, но при поддержке взрослого, без сформированной самостоятельности он просто теряется. А может, учителя средней и старшей школы, принимая детей, не готовы встать на ту ступеньку, откуда и надо начинать работу с детьми, рассчитывая на их самостоятельность, но не работая над её проявлением и закреплением. Вузы продолжают говорить о несамостоятельности наших выпускников, ведущей к неуспешности. Признаем ли мы это? Должна ли сохраняться такая тенденция?

Отсутствие устойчивой системы ценностей у молодежи, несформированность социального статуса личности, социальной зрелости ведет к многочисленным проблемам:

- ухудшению состояния здоровья детей и подростков (10% выпускников могут считать себя совершенно здоровыми);

- проблемам нравственного воспитания (популярны идеи потребительского отношения к жизни);

- проблемам культуры современной молодежи (проблема досуга –интернет зависимость у подростков, низкий уровень речевой культуры при общении в Интернете и др).

   В последнее время мы стали отмечать  такие негативные тенденции, как:

- нарушение взаимоотношений в классных коллективах (группировки, дети-изгои в классе, нежелание фотографироваться на выпуске с классом, унижение человеческого достоинства и т.д)

- нарушение правил внутришкольного распорядка (ненормативная Лесика, курение, кражи, …);

- встревожил всех последний факт поведения девушек - одиннадцатиклассниц   с перцовым баллончиком ( возмутило, что ни у одной из них не возникла мысль: что мы делаем, никто не смог остановить и предупредить, а ведь всегда хуже те, кто наблюдал и ничего не предпринял для этого…) Поднимите руки, кто из КР провел после всего беседы в своих классных коллективах по поводу вопиющего случая? Кто объяснил учащимся, к чему все это могло привести?

      Все то, чем болеет современное общество, переносится в стены школы. Как от этого защититься? Мы не должны с вами расслабляться, а должны вести целенаправленную деятельность по минимизации рисков негативного влияния  социума на еще не окрепшую личность подростка.

    Личностные результаты… Что кроется в этом понятии? Можем ли мы с вами на них влиять на уроке и во внеурочной деятельности? Если можем, то каким образом и когда? Как оценить личностный результат учащегося?

   Личностные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы  в ФГОС включают в себя:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию  и личностному самоопределению;

- сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- систему значимых социальных и межличностных отношений;

- ценностно-смысловые установки, отражающие личностные и гражданские позиции в деятельности;

- социальные компетенции, правосознание, способность ставить цель и строить жизненные планы;

- способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.  

      Этого требует стандарт, к этому мы должны прийти на выходе.

     В соответствии с требованиями новых стандартов достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся. Но нельзя поверить и тому, что личностный результат не оценивается баллами. Он обязательно оценивается в каждом предметном результате, потому что складывается и из ответственного отношения к учебе, и уважительного отношения к делу, стремления к постоянному развитию и совершенствованию. Личностный результат учащегося обязательно отражается в тех отметках, которые он получает.

   Недавно введенное сочинение в 11 классе – это экзамен на социальную зрелость выпускника. Оно предлагает школьникам поразмышлять о ценностных ориентирах людей, этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия.  Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть? Что важнее:  любить или быть любимым? Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс. Почему важно уметь контролировать свои эмоции? Когда поражение ценнее победы? Может ли быть неравенство в дружбе? Чем выше степень самостоятельности учащихся в сочинении, тем в большей степени оно становится проявлением личности школьника, выражением его стремлений, интересов, чувств. Такое сочинение для учеников -возможность быть услышанным, а для нас, взрослых, -возможность оценки уровня взаимодействия с нашими учениками, оценка качества нашей работы.  

    Экзамен по РЯ в 9 классе. Задание 15.3 Что такое жестокость? Что такое дружба? Что такое счастье, любовь, красота? И т.д И  эти сочинения становятся проявлением личности девятиклассника, выражением его стремлений, интересов, чувств.

( Что такое счастье? И каждый человек понимает это по-своему. Для кого-то это пятерка в школе, для кого-то –это простая приятная мелочь, для кого-то это семья, работа, которая приносит счастье.   Лично для меня счастье- это когда вся семья, все мои родные и близкие живы и здоровы. Когда мы всей семьей собираемся вместе и проводим с радостью вечера, отправляемся в какие-то путешествия все вместе, я счастлив. Котов М

 Счастье-это когда у человека есть все, о чем он мечтал. Лично для меня счастье – это когда со мной мои близкие, мои друзья, большего и не нужно. Михеев К  

Счастье-это состояние полной духовной удовлетворенности. У каждого человека оно разное. У кого-то –это возможность видеть своих любимых, близких, возможность дарить кому-то радость, любовь, надежду. Для меня счастье – это возможность наблюдать за тем, как солнце сменяет луну, возможность видеть улыбку на лице дорогих мне людей. Они искренне смеются, радуются, а у меня возникает теплое, светлое, яркое  чувство. Климанова А)

    Что можно сказать о 9-классниках, которые написали такие размышления, об их личностном развитии?

      Любовь, взросление, ответственность за себя и за все, что ты делаешь, внутренний мир человека... Как часто мы общаемся с учащимися на эти темы? Какие создаем для этого общения условия?

    Личностные результаты являются предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности школы, предметом оценки нашей с вами репутации. А значит, формирование и достижение личностных результатов - задача и ответственность всего педколлектива.

     Воспитательное взаимодействие учителя и ученика строится иначе, чем передача знания или формирование учебного умения. Воспитание- это всегда обращение  к мотивационно-ценностной системе личности, оно невозможно без воодушевления, доверия, сотрудничества. Мы, педагоги, должны помочь ребенку не просто  приспособиться к окружающему социуму, а личным примером научить его взаимодействовать с окружающими, помогать младшим, сотрудничать с ровесниками, уважать старших, чтобы он мог определяться в социуме самостоятельно. Школа выступает для ребенка первой (вместе с семьей) и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт (опыт взаимопонимания, совместного действия) и помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир. Передача этого опыта происходит всей атмосферой, укладом жизни школы, нормами, по которым она живет. И именно от нас, взрослых, педагогов, зависит, какой опыт ребенок присвоит себе.

Работа в группах ( какими средствами и способами)  прийти к таким результатам

     Перед вами результаты освоения образовательной программы основного общего образования

Результаты освоения образовательной программы

Средства и способы достижения (формы, методы урочной и внеурочной деятельности)

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

• историко-географический образ,  включая представление о территории и границах России, её географических особенностях; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

 

• образ социально-политического устройства —  представление о государственной организации России,  знание государственной символики (герб,  флаг, гимн),  знание государственных праздников;

• знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

Результаты освоения образовательной программы

Средства и способы достижения (формы, методы урочной и внеурочной деятельности)

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

• позитивная моральная самооценка и моральные чувства  —  чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

Результаты освоения образовательной программы

Средства и способы достижения (формы, методы урочной и внеурочной деятельности)

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);

• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

•устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

• готовность к выбору профильного образования.

В рамках когнитивного (знаниевого) компонента будут сформированы

                  Ценностного и эмоционального компонентов

                  Деятельностного (поведенческого) компонента

   

     Я уверена, что мы способны заложить прочный  фундамент, состоящий из личностных качеств, необходимых ребенку для уверенности в себе, для полноценной жизни в обществе, используя весь потенциал школы.

          Вы спросите, а есть ли у нас для этого ресурсы? Мой ответ: да. Наши ресурсы: Его Величество урок (занятие)! Большую часть школьной жизни ребенок проживает на уроке (занятии). Главная задача учителя- понимать, какой результат он формирует, и уметь умело управлять этим процессом! Все элементы урока: актуальное и современное содержание учебного материала, активные формы работы на уроке, продуктивные методы обучения – всё это инструменты, с помощью которых учитель повышает мотивацию учения школьника, учит его учиться, а значит, формирует его личность.

       Обучение на современном уроке должно делать голову ученика не только хорошо наполненной, главное -хорошо устроенной! По мнению известного педагога Виноградовой, овладение только «знаниевой» стороной процесса обучения ведет к надкусыванию яблока только с одного бока. Учебный процесс должен научить детей применять полученные знания, владеть способами добывания новых знаний, умением находить у себя ошибки и устанавливать их причины. На  каждом из этапов урока мы формируем и развиваем какое-то личностное умение.

На этапе подготовки- социализацию и нравственность

На этапе проверки домашнего задания- компетентность, долг и труд

На этапе актуализации – формирование научного мировоззрения

На этапе усвоения новых знаний – взаимопонимание, сотрудничество и социализацию

На этапе физкультминутки – формирование экологического мышления и здорового образа жизни

На этапе первичной проверки и применения знаний – умение общаться и учиться

На этапе рефлексии – самооценку, компетентность и нравственность.

 Очень важны формы и методы, которые мы используем на уроке. При групповой, парной, индивидуальной работе ученик имеет все возможности для выхода на личностный результат.  А успех ученика на уроке задает и его эмоциональный настрой. И здесь я хочу обратиться к словам классика. Л.Н.Толстой сказал: «Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно, для того чтобы он учился охотно, нужно:

1)чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно

2) чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях

 А какие условия наши ученики считают для себя выгодными и комфортными? Комфортным условием обучения является ситуация, когда на уроках они могут помогать друг другу и когда учитель поощряет ученика за хорошо выполненную работу. Желание учиться, по мнению детей, возникает и тогда, когда на уроке используются учебно-познавательные игры и у ученика есть возможность выбирать различные способы действий на уроке. Комфортно на уроке ученик ощущает себя и тогда, если содержание задач и вопросов для урока взято из реальной жизни, а также, если работа на уроке дает возможность прогнозировать свою деятельность.

  В наших с вами руках есть еще один мощный инструмент, с помощью которого мы точно можем формировать личностные результаты учащихся- либо повышать мотивацию к обучению, либо вовсе отбить желание учиться. Домашнее задание – это важный вопрос и для учителей, и для детей и их родителей. Ведь урок начинается и заканчивается именно домашним заданием. И оно должно быть реальным для самостоятельного выполнения, интересным и ,главное, его объем должен быть посильным. Ведь мы же понимаем, что если задаем очень большо        й объем заданий, то это принесет больше вреда, чем пользы. Ответственный ребенок будет стараться сделать все и в какой-то момент просто возненавидит то, что он делает. Не секрет, что к выполнению сложных и объемных домашних заданий подключаются родители.  

                           Сформировать  нравственные, патриотические чувства, ценности здорового и безопасного образа жизни, экологическую культуру можно  личным примером, т.к детям нужны не поучения, а примеры. Ребенок просто не поверит взрослым, которые поддерживают нормы двойной морали (учитель говорит детям: не опаздывайте, а сам опаздывает, не курите, а сам курит, не сорите, а сам проходит мимо валяющейся бумажки в коридоре, мы приглашаем их на репетицию, а сами туда не приходим, не говорите по телефону, а сами во время урока принимаем звонки и т.д). Мы требуем безукоризненного выполнения домашнего задания от ученика на уроке, а сами часто задаем это задание после звонка, в спешке, без комментариев, не продумав дифференцированный подход, а значит – сами недостаточно хорошо выполнили своё домашнее задание. Даже в рамках открытых, конкурсных уроков, когда мы к ним готовимся по-особому, этап подведения итогов урока и домашнее задание проводится после звонка или отсутствует вообще.

    Меняться должны и формы внеклассной, внеурочной деятельности. Если после урока нет углубления в форме творческих студий, индивидуального взаимодействия педагога и ребенка, практической профессионально ориентированной деятельности, то механически подготовить к сдаче ЕГЭ и ОГЭ можно, но удовлетворить познавательные потребности и развить задатки не удастся. Мы должны создать для ученика свою среду, такую, чтобы, проживая в ней школьные годы, он выходил в большую жизнь и был адекватен окружающей его реальности. Организуя воспитательный процесс, мы должны все свои силы, время, творчество отдать увлекательной совместной с детьми деятельности по освоению  мира естественных отношений.   Доказано, что в классах, где учитель оказывает ученику не только учебную поддержку, но и эмоциональную, качество образования учеников выше. Настоящее воспитание – это культивирование достоинств, а не выкорчевывание недостатков. Если вы учите ребенка и у него возникают проблемы, а вместо поддержки он слышит ваше неодобрение (лентяй, глупый, когда ты поумнеешь), будьте уверены, при таком подходе он никогда не достигнет успехов в вашем предмете. Более того, он его возненавидит, а себя станет считать неспособным и глупым. И с этим ему предстоит жить. Даже если во взрослой жизни такой человек проявит недюжинные способности в чем-то другом и добьется высокого положения, ему будет очень трудно справиться с неуверенностью в себе, заложенной нерадивыми педагогами в глубоком детстве. Вспомните, когда вы в последний раз разговаривали с  таким ребенком по душам. Не на уровне «Ты выполнил Д\з, а с настоящим интересом к его мыслям, его проблемам. Сколько раз похвалили его или поддержали, если у него что-то не получается. Сколько раз сказали, как верите в его успех. Ведь самые лучшие педагоги добивались блестящих результатов в обучении не только из-за новаторских методик, а благодаря безусловной любви и чуткости к детям. Без любви – все ничто.

     Путин в своем обращении к Федеральному собранию отмечает: «Нельзя имитировать внимание к людям. Нельзя имитировать преподавательскую деятельность, медицинскую, социальную помощь. Надо учиться уважать себя и вспомнить такое важное понятие, как репутация, что из репутации конкретных больниц, школ, университетов, социальных учреждений складывается общая репутация страны»

     Личностный результат, на мой взгляд, -это самый главный результат, который должен быть сформирован в школе. Если мы сделаем ставку на формирование личностного результата, обязательно повысится и качество образования в целом.

    А теперь я хочу вернуться к тому, с чего начинала, к Баранкину. Помните, чем закончился мультфильм? «Мы хотим навеки стать человеком!»- сказали герои мультфильма. Человек станет человеком только с помощью человека. А наша с вами задача-помочь маленькому человеку  в этом.  

  От того, как прошло детство, кто вел за руку в детские годы, что вошло в разум и сердце из окружающего мира- от этого в решающей степени зависит, каким он станет человеком. (В .Сухомлинский)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка метапредметных результатов освоения основных образовательных программ основного общего образования.

Составление метапредметных заданий для  уроков  биологии и их оценивание....

Разработка урока с учетом требований к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы: урок немецкого языка в 7 классе (общеобразовательном) по теме "Сообщения в чате"

Вашему вниманию предлагается разработка урока немецкого языка в 7 классе (изучение с 5 класса). УМК "Горизонты 7", раздел 3. Тема урока "Сообщения в чате". Урок соответствует требованиям ФГОС к л...

"Химические реакции" Разработка урока для 8 класса с учетом требований к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы

Основная цель занятия: изучить химические реакции на основе одного из признаков - выделения или поглощения тепла.Задачи урока:  Образовательные: повторить признаки физических явлений , способы ра...

Реализация требований к основной образовательной программе по математике: формирование УУД, инновационная система оценки, результаты освоения основных образовательных программ, структура основных образовательных программ.

В основе построения рабочей программы по математике лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое вним...

Уровень личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы учащимися

Уровень личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы учащимися...

Личностные результаты освоения основных образовательных программ общего образования: нормативные требования и практика их реализации на уроке иностранного языка в школе

Одна из основных целей образовательного процесса – всестороннее развитие личности. Федеральный государственный образовательный стандарт [18], представляющий собой «совокупность требований,...

Уровень личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы учащихся

Уровень личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы учащимися...