Рабочая программа по экологии 11 класс
рабочая программа по биологии (11 класс) по теме

Исправникова Наталия Алексеевна

Рабочая программа по экологии 11 класс. Учебник Мамонтова. Рабочая программа имеет пояснительную записку, тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поурочное планирование экологии 11 класс

Тема урока

Сроки

Планируемый результат

Компетентности

(УУД, ОУУН)

Контроль

Д/З

особенности изучения уч-ся 7 вида

Тема 6. Экология общества ( 12 ч)

Цель: изучение экологического подхода к взаимодействию общества и природы. Рассмотреть особенности освоения человеком природы в различные исторические периоды. Изучить сущность экологических проблем современного общества. Воспитывать у учащихся бережное отношение к окружающей среде. Формировать умения действовать в социальной среде сообразно экологических знаний.

1

Экологический подход к взаимодействию общества и природы

Сентябрь1

Социальная экология. Биосфера и ее устойчивость, экология человека, экологический подход.

умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, оценка, анализ,

План

§38

2

Особенности освоения человеком природы: техника.

Сентябрь 2

Какое место во взаимодействии общества  и природы  занимает техника. Сущность человека , способы его адаптации. Эволюция технологий.

Объяснять, почему должны существовать экологические ограничения  на развития техники.

умение развернуто обосновывать суждения, использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа

Конспект

§39

3

Исторические этапы взаимодействия общества и природы.

Сентябрь 3

Что определяет особенности взаимодействия общества и природы. Знать этапы развития общества : палеолит, неолит, аграрная и промышленная революция.

умение развернуто обосновывать суждения, использование элементов причинно-следственного анализа

Определения

§40

4

Становление системы общество – природа.

Сентябрь 4

Что определяет сущность социоэкосистем. Экосистемы, биосфера, экологическая оболочка Земли.

систематизации информации

определения

§41

5

Сущность экологических проблем

Октябрь 1

Как проявляются противоречия во взаимодействии общества и природы. Потребности человека, природная среда, ресурсы биосферы.

умение развернуто обосновывать суждения, использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа

План

§42

6

Народонаселение.; выдержит ли планета ?

Октябрь 2

Как связана экологическая проблема и рост народанаселения. Продолжительность жизни, человеческие потребности, производство, загрязнение среды.

определение сущностных характеристик изучаемого объекта, использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа

обсуждаем проблему после параграфа.

§43

7

Истощение ресурсов и экологический кризис

Октябрь 3

Какой путь выбрать: экономию традиционных ресурсов или освоение новых.

Полезные ископаемые, горючие и минеральные ресурсы, энергия. Перспективы использования энергии солнца.

использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа

Проверь себя  с 229

§44

8

Загрязнение среды как глобальная проблема

Октябрь 4

Неизбежны ли отходы производства.

Физические, химические, биологические показатели состояния экосистем.

Сравнение, умение анализировать, выделяя главное, устанавливать соответствие, обосновывать

Проверь себя  с  236

§45

9

Культурно- исторические истоки экологического кризиса

Ноябрь 1

От чего зависит наше отношение к природе.

Мифы, религии, деятельность людей по сохранению природы.

Классификация, сравнение, обобщение

Проверь себя  с  241

§46

10

Биосферные функции человека

Ноябрь 3

В чем предназначение человека.

Сущность человека, биосферные процессы.

Обосновывать деятельность человека и устойчивость биосферы.

Сравнение, умение анализировать, выделяя главное, устанавливать соответствие, обосновывать

Конспект

§47

11

Учение о ноосфере

Ноябрь 4

Как меняется состояние биосферы в результате человеческой деятельности.

Биосферная функция человека, наука, общество. Перспективы развития ноосферы.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить анна                  логию

Проверь себя  с 245

§48

12

Законы социальной экологии как нормативы человеческой деятельности.

Декабрь 1

Почему социально –экологические знания могут выполнять нормативную функцию.

Законы классической (биологической) экологии, социоэкосистемы.

Сравнение, умение анализировать, выделяя главное, устанавливать соответствие, обосновывать

Проверь себя  с 248

§49

Тема 7.  На пути к новой цивилизации  (11 ч)

Цель : изучить состояние экологии в современном обществе и поиска путей альтернативного развития. Сформировать знания об политической экологии, экологическом праве, экологической информации. Сформировать умения самостоятельно находить информацию в дополнительных источниках. Воспитывать экологически грамотного человека своей страны.

13

Поиск альтернативных путей развития

Декабрь 2

Что может быть основой нового пути развития.

Экологические проблемы ноосферы.

определение сущностных характеристик изучаемого объекта

Проверь себя  с  252

§50

14

Концепция устойчивого развития.

Декабрь 3

При каких условиях человечество имеет будущее.

Особенности взаимодействия общества и природы в различные эпохи.

определение сущностных характеристик изучаемого объекта, давать определения

Проверь себя  с 256

§51

15

Культура и мораль новой цивилизации

Декабрь 4

Каким должен быть образ жизни людей.

Мировоззрение, отношение к природе в различных культурах.

определение сущностных характеристик изучаемого объекта, давать определения

Проверь себя  с  259

§52

16

Политическая экология

Январь 2

Что изучает политическая экология ?

Устойчивое развитие общества как цель политической экологии. Мораль. Взаимовлияние экологии и политики.

определение сущностных характеристик изучаемого объекта, давать определения

Проверь себя  с 262

§53

17

Экологическое право

Январь 3

Как защитить экологические интересы людей.

Право, политика, государство.

определение сущностных характеристик изучаемого объекта, давать определения

Проверь себя  с 265

§54

18

Экологическая информатика

Январь 4

Роль информатики в понимании и решении экологических проблем.

Экологические проблемы, информация, информационное общество.

определение сущностных характеристик изучаемого объекта, давать определения

Проверь себя  с 269

§55

19

Экологизация экономики

Февраль 1

Возможности организации производства, не наносящего ущерба природе.

Производство, природные ресурсы, загрязнение среды.

определение сущностных характеристик изучаемого объекта, давать определения

Проверь себя  с  273

§56

20

Инженерная экология

Февраль 2

Гармонизация взаимодействия техники и биосферы.

 Техника, техносфера, техническое освоение природы.

Сравнение, умение анализировать, выделяя главное, устанавливать соответствие, обосновывать

Проверь себя  с  275

§57

21

Безотходное и экологическое производство

Февраль 3

Воспроизводство истощающихся ресурсов природы.

Истощение природных ресурсов, экологичность техники.

Сравнение, умение анализировать, выделяя главное, устанавливать соответствие, обосновывать

Проверь себя  с 278

§58

22

Биотехнология

Февраль 4

Могут ли биологические системы выполнять функции технических.

Естественные и искусственные системы, генетика.

Сравнение, умение анализировать, выделяя главное, устанавливать соответствие, обосновывать

Проверь себя  с  281

§59

23

Освоение космоса и проблемы экологии

Март 1

Экологический смысл освоения космоса.

Пространственная ограниченность Земли. Техническое освоение природы.

систематизации информации

Проверь себя  с  283

§60

Тема 8. Экологический мониторинг . Практикум. (10 ч)

Цель : познакомить с экологическим мониторингом на примере мониторинга воды, воздуха, почвы. Развивать умения применять полученные знания на практике. Формировать способность определять сущностные характеристики изучаемого объекта. Воспитывать бережное отношение к природе как неотемлимой части человека.

24

Экологический мониторинг воды

Март 2

Экологический мониторинг воды. Природная и водопроводная вода и её характеристики

определение сущностных характеристик изучаемого объекта, давать определения

конспект

25

Практические работы

№ 1. Исследование водопроводной воды методами химического и органолептического анализа.

Март 3

Органолептические свойства воды и методы их изучения. Ознакомление с методами химического и физического анализа воды.

Сравнение, умение анализировать, выделяя главное, устанавливать соответствие, обосновывать

оформление

§21

26

Экскурсии к водоёму: Комплексная оценка экологического состояния водоема с помощью моллюсков и ботанических объектов.

Апрель 1

Основные принципы биологического исследования водоёма (экологические типы населения водоёма и их значение, времена года и их значение при биологическом исследовании). Растения-макрофиты, как биоиндикаторы состояния водоёма.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить анна                  логию

оформление

27

Экологический мониторинг воздуха

Апрель 2

Характеристика атмосферного воздуха. Роль атмосферы в природных  процессах. Источники загрязнения атмосферы, их характеристика.

Сравнение, умение анализировать, выделяя главное, устанавливать соответствие, обосновывать

конспект

28

Практические работы

№ 2. Лихеноиндикация загрязнённости воздуха

Апрель 3

 Лихеноиндикация загрязнённости воздуха методом учета их экологических групп, видов лишайников и методом трансплантации лишайников.

Растения-индикаторы загрязнённости окружающей среды. Изучение методов анализа качественной характеристики воздушной среды. Общие принципы проведения мониторинговых исследования воздуха.

умение развернуто обосновывать суждения, использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа

оформление

29

Экскурсии в  парк, окрестности школы зоны для взятия лишайников для трансплантации.

Апрель 4

Роль атмосферы в природных  процессах. Источники загрязнения атмосферы, их характеристика. Растения-индикаторы загрязнённости окружающей среды. Изучение методов анализа качественной характеристики воздушной среды. Общие принципы проведения мониторинговых исследования воздуха.

Сравнение, умение анализировать, выделяя главное, устанавливать соответствие, обосновывать.

оформление

30

Мониторинг почвы

Май 1

Почва и её характеристики. Знакомство с методами изучения состояния  почвы (химические, метод гранулометрического анализа, биоиндикационные, аппликационные методы).

Классификация, сравнение, обобщение

конспект

31

Практические работы

№ 3. Определение механического состава почвы и ее параметров.

Май 2

Знакомство с методами изучения состояния  почвы (химические, метод гранулометрического анализа, биоиндикационные, аппликационные методы).

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить анна                  логию

оформление

32

Практические работы

№4. Химический анализ кислотности почвы.

Май 3

Растения-индикаторы кислотности почвы, почвенного плодородия, грунтовых вод, дефицита или избытка химических элементов в почве.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы и умозаключения

оформление

33

Экскурсии в природу с целью отработки методики исследования, взятия проб и описания объектов в природе.

Май 4

Знакомство с методами изучения состояния  почвы (химические, метод гранулометрического анализа, биоиндикационные, аппликационные методы). Растения-индикаторы кислотности почвы, почвенного плодородия, грунтовых вод, дефицита или избытка химических элементов в почве.

оформление

34

Резервное время


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс

Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной   школы и рассчитана  на 135  занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...

Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...

Рабочая программа по экологии 6 класс

  Данная программа предназначена для учащихся 6-х классов общеобразовательной школы, составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений, ...

Рабочая программа по экологии 7 класс

Данная  программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе программы «Экология животных» авт. Т.С.Сухова, В.И.Строганов Москва,...

Рабочая программа по экологии 6-8 класс

составлена на основе   авторских программ по экологии:6 класс - «Экология растений», И.М. Швец7 класс - «Экология животных», И.М. Швец8 класс – «Экология человека. Культура здоровья», М.З, Ф...

Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.

Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...

Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"

ммм     Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...