План-конспект урока биологии в 9 классе
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме

Литневская Елена Федоровна

План-конспект урока биологии с использованием ЭОР в 9 классе по теме "Биосинтез углеводов - фотосинтез".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Биосинтез углеводов - фотосинтез»

ФИО (полностью)

Литневская Елена Федоровна

Место работы

МОУ-СОШ с. Звонаревка Марксовского района Саратовской области

Должность

учитель

Предмет

биология

Класс                            

9

Тема и номер урока в теме

«Основы учения о клетке» (№11)

Базовый учебник

 И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, Н. М. Чернова

Биология. 9 класс.  

Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.

8. Цель  урока:   углубление знаний о способах питания в органическом мире, об  особенностях пластического обмена веществ на примере фотосинтеза, изучение механизма фотосинтеза, обоснование космической роли зеленых растений.

9. Задачи:

- обучающие:

  1. сформировать понятие о механизме, результатах и особенностях протекания  световой и темновой фазы фотосинтеза;
  2. рассмотреть роль света, воды и углекислого газа в процессе фотосинтеза;
  3. закрепить понятия: пластический обмен, фотосинтез;
  4. изучить взаимосвязь между строением и функцией хлоропластов;
  5. обосновать космическую роль зеленых растений.

- развивающие:

продолжить формирование надпредметных и предметных компетенций  учащихся:

- умение ставить цели самообразовательной деятельности;

- умение анализировать учебный и дополнительный материал, в том числе в электронном виде;
- умение сравнивать объекты, факты, явления;
- умение обобщать и делать выводы;

- умение составлять таблицы, схемы;

-умение соотносить различные компоненты объекта;

- умение устанавливать причинно-следственные связи между строением и функцией органоидов клетки;

- умение использовать ранее полученные знания в новой ситуации;

- умение работать с инструктивными карточками и ЭОРами  разных типов (информационный, практический,  контрольный).

-воспитательные:

  1. продолжить формирование научного мировоззрения;
  2. продолжить формирование познавательной  мотивации, воспитывать системное мышление;
  3. учить коллективной мыслительной и практической работе;
  4.  формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений;
  5. воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам, как коллектива, так и общества в целом.
  6. формировать гордость за отечественных ученых, внесших вклад в развитие научных знаний о процессе фотосинтеза.
  7. способствовать  формированию познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом, осуществлять экологическое воспитание.

  1. Тип урока: Урок формирования новых знаний. Вид урока: проблемный.

11.Формы работы учащихся: эвристическая беседа;

самостоятельная работа в с ЦОР: видеофрагментом, интерактивной моделью, иллюстрациями; поиск ответа на проблемный вопрос;

самостоятельная работа с таблицей, составление схемы, самостоятельный поиск информации по информационному модулю ЦОР.

       12. Необходимое техническое оборудование: компьютер,  интернет.

  1. Структура и ход  урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

1

Организационный момент

Учитель приветствует учащегося.

Ученик приветствуют учителя, готовится к уроку.

1

2

Актуализация знаний и постановка цели урока

И-ЭОР и К-ИОР №1

Метаболизм.

№2 (№143075)

Строение хлоропласта. (№ 143055)

Эвристическая беседа о  видах обмена веществ, о типах питания организмов (автотрофы, гетеротрофы), о способах питания растения (корневой, воздушное питание), о строении хлоропластов.

Акцентирование внимания на эпиграфе урока: «Хлорофилл – это Прометей, который выкрал огонь с небес и подарил людям».
                                              К.А.Тимирязев

Проблемный вопрос. Учитель: «Я держу в руках зелёный лист растения, но это не просто лист – это фабрика фотосинтеза. Каким образом осуществляется ее работа?

Формулирует цель урока:

«Познакомиться с особенностями процесса  фотосинтеза и обосновать космическую роль зеленых растений»

Ученик отвечают на вопросы учителя. Повторяет  виды метаболизма и строение хлоропластов, используя ЭОРы

Смотрит видеофрагмент, записывает тему урока в тетради.

6

3

Объяснение нового материала.

  1. История изучения фотосинтеза

И-ЭОР

№ 3

Портрет К.А.Тимирязева. (№112441)

Опыт Пристли № 4 (№146447)

Лекция учителя п о плану:

  1. Первые опыты по фотосинтезу  Джозефа Пристли.
  2. Постулат Роберта Майера о преобразовании растениями энергии солнечного света в энергию химических связей.
  3. Изучение К.А. Тимирязевым  спектров поглощения хлорофилла. (Демонстрация портрета ученого. Видео)
  4. Раскрытие Мельвином Кальвином сущности процесса ассимиляции CO2. 

Ученик слушает

лекцию, смотрят видео

5

  1. Химизм фотосинтеза

И-ЭОР № 5

Стадии фотосинтеза

(143159)

И-ЭОР № 6

Фотосинтез.

(№137644)

Лекция учителя (продолжение)

  1. Световая фаза фотосинтеза
  2. Темновая фаза фотосинтеза
  3. Значение фотосинтеза

Демонстрация схемы «Стадии фотосинтеза» и особенностей световой и темновой фазы.

Ученик слушает лекцию, фиксируют основные моменты.

15

4

Закрепление учебного материала.

  1. Обобщение.
  2. Беседа. Формулирование ответа на проблемный вопрос урока.
  3. Заполнение сравнительной таблицы «Фазы фотосинтеза».
  4. Тестирование

И-ЭОР

№ 7

Схема процесса фотосинтеза

(№ 1321194)

К-ЭОР

№ 8

Пластиды. Фотосинтез. Пластический обмен

Учитель направляет, контролирует, координирует, организует беседу и работу с ЭОРами.

Использует на этапе закрепления вопросы и задания:

  1. Какой процесс называют фотосинтезом? Объясни почему?
  2. Сравни процессы пластического обмена – биосинтез белков и фотосинтез. Выяви черты сходства и отличия.
  3. Можно ли лист считать фабрикой фотосинтеза, объясни почему?

Ученик  самостоятельно работает  с ЭОРами, проходит тестирование.

13

5.

Подведение итогов урока

Делает вывод об активности работы учащегося на уроке, ставит отметку.

2

6.

Домашнее задание.

И-ЭОР

№ 9. Схема фотосинтеза.

(№ 143701)

Объясняет домашнее задание, выставляет его на своем сайте или в электронном дневнике.

Самостоятельная работа с ЭОРами

3

Приложение к плану-конспекту урока

«Биосинтез углеводов - фотосинтез»

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Строение хлоропласта. (№ 143055)

Информационный, контрольный, мультимедиа

Демонстрационный, тестовый

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4ae299c5-1201-4e06-8eef-7b0413abfbca/?from=cfafb0ab-542f-43b1-9b26-9f0213b752e6&interface=pupil&class=51&subject=29&rub_guid[]=cfafb0ab-542f-43b1-9b26-9f0213b752e6

2

Метаболизм (№143075)

информационный

Мультимедиа, схема

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8d909e9a-cb66-4319-af69-39a572f16aa2/?from=cfafb0ab-542f-43b1-9b26-9f0213b752e6&interface=pupil&class=51&subject=29

3

Портрет К.А.Тимирязева (№112441)

информационный

Текст с иллюстрацией

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ada9d817-9f1a-4588-8a82-cb70be69405e/?interface=catalog

4

Опыт Пристли (№146447)

информационный

Анимация, моделирование

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/da127169-310a-0510-a274-7930bfc0f98c/?from=da9175fd-22fa-068f-2e58-74406ac727c3&interface=pupil&class=51&subject=29

5

Стадии фотосинтеза

(143159)

информационный

Мультимедиа, схема

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/20da35a0-0a01-022a-0110-195c1cd7b338/?from=cfafb0ab-542f-43b1-9b26-9f0213b752e6&interface=pupil&class=51&subject=29

6

Фотосинтез в растительной клетке (№188)

информационный

Текст, иллюстрации, гиперссылки, без дикторского текста

http://fcior.edu.ru/card/9217/fotosintez-v-rastitelnoy-kletke.html

7

Фотосинтез.

(№137644)

Информационный

Анимация, дикторский текст

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/00000487-1000-4ddd-d288-220046bc4321/?from=000001a5-a000-4ddd-5fde-0c0046b1db9c&interface=pupil&class=51&subject=29&rub_guid[]=000001a5-a000-4ddd-5fde-0c0046b1db9c

8

Пластиды

Фотосинтез. Пластический обмен.

контрольный

тестирование

http://fcior.edu.ru/card/7601/plastidy-fotosintez-plasticheskiy-obmen-v-kletke.html

9

Схема фотосинтеза.

(№ 143701)

информационный

Анимация, без текста и дикторского текста

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d55fce07-1e4b-4b20-9491-5a61a47b2d29/?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока биологии:": Строение и многообразие бактерий."

·       Тип урока:·       По ведущей дидактической цели:  урок изучения нового материала;·       По спосо...

План - конспект интегрированного урока (биология, физика) по теме : «мы живём в мире звуков»

Обобщить и расширить знания учащихся о звуке,  механизме его образования ивосприятия         животными         орга...

План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока

План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока. На уроке учащиеся систематизируют свои знания по теме, выполняя различные виды заданий, просматривая фрагменты из...

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...

План-конспект открытого урока в 3 классе. школы с углубленным изучением английского языка. УМК И.Н.Верещагина, Т.А.Притыкина. Тема урока «Одежда. Времена года».

Урок разработан с целью повторить и закрепить слова по пройденной теме "Одежда", ввести новую тему «Времена года» и новые слова,  организовать их первичную тренировку, ...

План-конспект открытого урока в 6 классе «Миногонты дзырдарæзт фалхат кæныны урок.»

laquo;Нæртон дзырдтæн сæ фæлмæдæр у Мад!»                                         ...