Главные вкладки

    МОУ "ЛИЦЕЙ №47" г. САРАТОВ ФЕДОРОВА Л.Н. - УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ - ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ 4 ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА, ЖЕЛЕЗЫ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ.
    методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

    Федорова Лидия Николаевна

    ДАННЫЙ УРОК БЫЛ РАЗРАБОТАН МНОЮ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА В 2012-2013 УЧЕБНОМ ГОДУ. В  ХОДЕ УРОКА УЧАЩИЕСЯ ЗНАКОМЯТСЯ С ЖЕЛЕЗАМИ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ, РАССМАТРИВАЮТ ИХ НА МУЛЯЖАХ . ПРЕДУСМОТРЕНА ГРУППОВАЯ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ. А ТАК ЖЕ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И РАБОТА  С ДОПОЛНИТРЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ.  УЧАШИЕСЯ ПОДГОТОВИЛИ ПРЕЗЕНТАЦИИ И ОЗНАКОМИЛИ  ОДНОКЛАССНИКОВ С НИМИ.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МОУ « ЛИЦЕЙ № 47» Г САРАТОВ.

    УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ ФЕДОРОВА Л.Н.

    ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ.

    ТЕМА: РОЛЬ ГОРМОНОВ В ОБМЕНЕ ВЕЩЕСТВ, РОСТЕ  И   РАЗВИТИИ  

    ЦЕЛИ:

    ОБУЧАЮЩИЕ: - показать роль гормонов в обменных организма человека;

                                 - познакомить учащихся с нарушениями эндокринного аппарата и гуморальной регуляции, с мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения;

    РАЗВИВАЮЩИЕ: - способствовать развитию представлений о важности гуморальной регуляции в жизнедеятельности человека;

                                 - способствовать развитию умений ставить перед собой цели и добиваться их решения;

    ВОСПИТЫВАЮЩИЕ: - способствовать развитию у учащихся заботливого отношения к своему здоровью.

     Оборудование: мультимедийная презентация, таблицы: «Железы внутренней секреции», «Головой мозг в продольном разрезе с изображением подбугорья, гипофиза», «Щитовидная железа». Надпочечники

    МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: частично-поисковый, проблемный.


    Ход урока

    1 Организационный момент

    2Актулизация опорных знаний :

        Напомните тему прошлого урока? - Железы внутренней ,внешней и смешанной секреции

         Что из себя представляет эндокринный аппарат?  (Совокупность желез внешней ,внутренней и смешанной секреции)

       В чем особенности желез внешней секреции? Приведите   пример таких  желез (Выделяют ферменты в полости тела    или на поверхность кожи- слюнные  ,потовые,   молочные ,слезные)

    В чем особенности желез смешанной секреции?

    (выделяют ферменты и гормоны) Назовите их.

    (Поджелудочная и половые)

    В чем особенности   желез внутренней секреции? Перечислите их и показать на таблице?

    (Выделяют    гормоны в       кровь и лимфу) гипофиз , эпифиз, щитовидная железа  , надпочечники

    Что такое гормоны? (Биологически активное вещество, способное действовать в небольших количествах, быстро разрушается ,

      поэтому поступает постоянно)

    А  какое действие оказывают гормоны на организм?

    (Влияют на рост волос,  тканей , сердечный ритм, сужение кровеносных   сосудов ,участвуют в обменных процессах)

    2. Изучение нового материала

    Ребята!

    А от чего зависит ваш рост и развитие?  Как вы считаете? (от гормонов)

    Какую тему урока мы будем изучать, кто мне подскажет? (Роль гормонов в обменных процессах, росте и развитии)

    Что мы должны узнать на нашем уроке?

    (Узнать, какие железы выделяют   гормоны и какое действие оказывают на организм?)

    Дополнительно узнаем о нарушениях гуморальной регуляции и болезнях.

    Включаю мультимедийную презентацию с темой урока.

    Учащиеся сидят по группам 6 человек за столом- 4 стола.

    Раздаю на стол карточки с заданиями, и на  столе    лежат муляжи желез.

    Работа в группах.

    Отчет групп.

     За проделанную работу выставляем оценки. В конце урока старший в группе выставляет оценки за проделанную работу.

    Во время изучения желез , учащиеся заполняют таблицу :

    Роль гормонов в обмене веществ

    Название железы и ее расположение

    Название гормона

    Действие гормона на организм

    На карточке задание:

    1Опишите данную железу по плану:

    Расположение в организме,

    Строение ,значение.

    1Гипофиз – самая главная железа ,так как выделяет гормоны ,которые регулируют работу всех других желез. Например ,гормон полового созревания отвечает за выработку половыми железами мужских и женских гормонов. Гормон ,управляющий работой щитовидной железы ,при его недостаточном выделении может вызвать умственное отставание в развитии человека- кретинизм. Еще она выделяет гормон роста ,который регулирует рост человека. Болезнь  При недостатке этого гормона развивается болезнь карликовость ,а при избытке – гигантизм.

     Показ слайда.

    2. Группа рассказывает и показывает ,где расположена щитовидная железа.

    Щитовидная железа также вырабатывает несколько гормонов .

    Интересен гормон тироксин, который помогает превращению пищи в энергию,

    Следит за использованием этой энергии ,за мышечной деятельностью, ростом, температурой тела. При избытке этого гормона у человека

    Появляется Базедова болезнь или зоб (худощавость ,выпуклость глаз, выделение железы на шее…)

    Показ слайда

    3  Группа рассказывает и показывает о роли  в организме надпочечников.

    Среди гормонов , выделяемых надпочечниками   адреналин и норадреналин Он увеличивает

     силу и частоту сердечных сокращений,  вызывает  сужение небольших кровеносных сосудов, восстанавливает работу утомленных мышц, снижает двигательную активность пищеварительного тракта ,влияет на углеродный обмен ,расширяет зрачки. Вот почему мы не устаем, не замечаем течение времени и не испытываем голод ,  если заняты интересным делом..Этот гормон еще называют гормоном стресса ,так    он вырабатывается при боли ,гневе ,страхе.

    Показ слайда

    4.  Группа исследует   и рассказывает о значении поджелудочной железы.

    Поджелудочная железа выделяет гормон инсулин, который переводит глюкозу в крахмал, откладывающийся в печени. То есть он снижает уровень сахара в крови .   При не  достаточной выработке этого гормона развивается заболевание сахарный диабет. 

    Показ слайда

    Итак, мы с вами исследовали 4 вида желез внутренней секреции.

    Я хочу вам рассказать еще о половых железах.

     В мужском как ив женском организме выделяются и мужские ,и женские половые гормоны, но в разных количествах – у мужчин больше вырабатывается половой гормон тестерон , а у женщин – женский эстроген  При нарушении этого соотношения у полов появляются  вторичные признаки противоположного пола. Так у мужчин могут увеличиваться  молочные  железы, округлиться  бедра и т.д. И наоборот.

    Показ слайда

    Выполнение  задания на листочках  .

    Закончите предложения .

    1. Железы внутренней секреции выделяют _________________________
    2. Железы внутренней секреции выделяют вещества в ________________
    3. Гуморальная регуляция _______________ нервной (древнее, моложе)
    4. Гормоны – это _______________вещества,  выделяются железами _____________
    5. Гормоны_______________________работой организма.
    6. Гормон роста выделяет___________________________
    7. Если в организме мало йода , то нарушается работа______________________

    1. При избытке гормона щитовидной железы возникает_________________________

    1. Надпочечники выделяют гормон ______________________________

    1. Гормон инсулин выделяется____________________________________

    1.      

    Вывод о работе и значении желез внутренней секреции:


    Действие гормонов на органы


    Активность гормонов


    Гормоны участвуют в поддержке постоянства внутренней среды организма


    Рост и развитие организма


    Адаптация к постоянно меняющимся условиям среды.


     


     


    Домашнее задание


    В тетради выполнить задание №146-147


    Прочитать параграф 45


    По возможности приготовить презентацию


    О вилочковой железе, гипоталамусе и паращитовидной железе.


    Оценки за урок.


    РЕФЛЕКСИЯ:


    Какие новые знания вы получили на уроке?


    Для чего они тебе пригодятся в жизни?


    С каким   настроением вы уходите с урока?



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по теме "Эндокринная система"

    Урок контроля, коррекции и оценки знаний по теие "Эндокринная система" (биология, 8 класс по программе И.Н.Пономарёвой)...

    открытый урок по теме Термодинамическая система. Внутренняя энергия

    презентация урока по теме " термодинамическая система. вунутренняя энергия" в 10 классе профильного обучения по учебнику автора А.В.Грачев...

    конспект открытого урока по теме: Опорные системы животных 6 класс по программе Н.И.Сонин

    Открытый урок биологии 6 класс по программе Н.И. Сонин с использованием  системно-деятельностного подхода в обучении биологии...

    Открытый урок по теме"Лист. Внешнее и внутреннее строение"

    Цель и задачи урока: обобщить  внешнее и внутреннее строение и листа. Виды листьев. Познакомится с листорасположением.Сабақтың жоспары:Сабақтың барасы:Ход урока: Регистрация учащихся Пр...

    Открытый урок по теме "Эндокринная система. Роль эндокринной регуляции", 8 класс.

    Материалы для проведения открытого урока по теме: "Эндокринная система. Роль эндокринной регуляции" включают в себя план-конспект открытого урока и в качестве приложегний: компьютерную презентацию, ма...

    Открытый урок по теме: "Земля и её внутреннее строение"

    Разработка открытого урока по теме: "Земля и её внутренее строение"...

    Презентация "Эндокринная система. Железы внутренней, смешанной и внешней секреции"

    Презентация "Эндокринная система. Железы внутренней, смешанной и внешней секреции"...