Разработка урока по теме "Кровь и жидкая среда организма"
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Технологическая карта урока с презентацией по теме "Кровь и жидкая среда организма", биология 8 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл creda_organizma.rar572.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Лопаревская средняя общеобразовательная школа

Технологическая карта урока: «Кровь и жидкая среда организма»

Цель: формировать у учащихся убежденность в необходимости здорового образа жизни, как важного условия личного и общественного благополучия

Задачи:

  1. Создать условия для формирования знаний   о жидкой среде организма, составе её основных компонентов, значении гомеостаза для сохранения здоровья человека.
  2. Способствовать развитию навыков  сохранения здоровья на основе знаний о функциях компонентов жидкой среды организма.
  3. способствовать формированию целостного представления о роли   жидкой среды организма  в обеспечении целостности организма.

Тип урока: изучение нового материала  с использованием ЭОР

План урока

№ слайда

Этап урока

Деятельность учителя. Содержание слайда

Деятельность учащихся

Актуализация знаний

Из чего состоит человек?

Какая система органов является наиболее важной?

Что выступает в месте скальпированной раны?

Клеток, межклеточной жидкости, органов и систем органов.

Кровеносная

???

1

Постановка задач урока

Мы должны получить представление о среде в которую погружены все клетки, среду которая обеспечивает связь клеток с внешней средой, т.е с жидкой средой организма

Запись темы урока в тетрадь

2

Изучение нового материла

Из чего же состоит жидкая среда нашего организма?

Работа со слайдом

3

Как образуются компоненты жидкой среды?


Артерии ветвятся на капилляры из которых растворы питательных веществ и кислород проникают в тканевую жидкость. Тканевая жидкость омывает клетки и забирает продукты жизнедеятельности. Из тканевой жидкости растворы проникают в лимфатические капилляры, сливающиеся в лимфатические сосуды. Лимфатические сосуды возвращают воду и вещества в кровь вблизи правого предсердия

Слушают учителя, работают со слайдом

4

Так в чем же особенность крови и тканевой жидкости


  1. Кровь движется по системе замкнутых сосудов и непосредственно не контактирует с клетками ткани. 
  2. Тканевая жидкость образуется из жидкой части крови. Она получила такое название потому, что находится среди тканей тела. Питательные вещества из крови попадают в тканевую жидкость и в клетки. Продукты распада перемещаются в обратном направлении.

Работа со слайдом

Чтение текста слайда

5

Что такое лимфа? Как она образуется?


Избыток тканевой жидкости попадает в вены и лимфатические сосуды. В лимфатических капиллярах она изменяет свой состав и становится лимфой. Лимфа медленно движется по лимфатическим сосудам и в конце концов попадает снова в кровь. Предварительно лимфа проходит через особые образования – лимфатические узлы, где она фильтруется и обеззараживается, обогащается лимфатическими клетками.

Работа со слайдом

Чтение текста слайда

6

Что такое гомеостаз? О чем свидетельствует нарушение гомеостаза?


Жидкости, составляющие внутреннюю среду, обладают постоянным составом – гомеостазом. Он является результатом подвижного равновесия веществ, одни из которых приходят во внутреннюю среду, а другие покидают ее. Так, количество сахара в крови у взрослого человека может колебаться от 0,8 до 1,2 г/л. Большее или меньшее, чем в норме, количество определенных компонентов крови обычно свидетельствует о наличии какого-либо заболевания

Работа со слайдом

Чтение текста слайда

Приводят примеры о необходимости делать анализ крови

Сегодня мы более подробно остановимся на строении и функции крови, ведь именно по анализу состава крови судят о состоянии организма

Просмотр слайда


7

В организме человека кровь

  1. Связывает каждый орган, каждую клетку тела между собой.
  2. Кровь разносит питательные вещества, полученные из пищи в органах пищеварения
  3. Она доставляет к клеткам кислород из легких, а углекислый газ, вредные, отработанные вещества несет к тем органам, которые их обезвреживают или выводят из организма.

Запись значения крови в тетрадь

8-9

Количество крови у человека зависит от возраста и массы тела, у взрослого человека оно составляет примерно 5-6 л. Свежая кровь – это красная непрозрачная жидкость, состоящая из плазмы и форменных элементов. Различают красные кровяные клетки (эритроциты), белые кровяные клетки (лейкоциты) и кровяные пластинки (тромбоциты)

Запись состава крови в тетрадь

Работа со слайдом

10

Плазма - это желтоватая полупрозрачная жидкость, состоящая из воды, минеральных веществ, белков, жиров, углеводов и некоторых других веществ. Основная часть плазмы – вода. Из органов пищеварения  в плазму крови поступают питательные вещества, которые она разносит ко всем органам тела. Вредные вещества и избыток воды из разных частей тела плазма доставляет к органам выделения.

В плазме крови имеется белок фибриноген, который при свертывании крови превращается в нерастворимые нити фибрина и образует сгусток, препятствующий кровотечению из ран.

Запись состава плазмы в тетрадь по слайду

11-12

Тромб- кровяные  пластинки. Они участвуют в свертывании крови. Это очень мелкие образования. Когда кровь из раны вытекает на поверхность кожи, кровяные пластинки склеиваются и разрушаются, а содержащиеся в них ферменты попадают в плазму крови. При наличии солей кальция и витамина K плазменный белок фибриноген образует нити фибрина. В них застревают эритроциты и другие клетки крови, и образуется тромб . Он-то и не дает крови вытекать наружу.

Запись значения тромбоцитов в тетрадь, работа со слайдом с изображением тромба

13

Эритроциты - красные кровяные клетки. Это многочисленные клетки крови, видимые только в микроскоп. В  1 мм3  их содержится до 5 млн.

Окраска красных кровяных клеток, эритроцитов, зависит от содержащегося в них гемоглобина. Гемоглобин способен легко соединяться с кислородом и легко отдавать его.

 У млекопитающих (и человека в том числе) эритроциты не имеют ядра, что увеличивает поверхность соприкосновения эритроцита с воздухом легочных пузырьков и увеличивает его полезный объем. Углекислый газ от тканей к легким  частично переносит плазма крови, частично – гемоглобин эритроцитов.

Запись в тетрадь по слайду.

Работа со слайдом

14-15

Лейкоциты- белые кровяные клетки. Лейкоциты  имеют ядро. В 1 мм3 крови их  6-8 тыс. Лейкоциты легко проникают через стенки сосудов в ткани. Особенно много их скапливается в пораженных местах. Приблизившись к микробам, они поглощают, а затем уничтожают их, при этом часто погибая. Гной,  образующийся при воспалительных процессах, содержит множество погибших микробов и белых клеток крови.


.

Запись в тетрадь по слайду.

Работа со слайдом

16

Наряду с фагоцитами в крови есть лейкоциты, уничтожающие микробов иными способами- это лимфоциты. Каковы они? Нарисуйте его

Читают текст слайда

рисуют

Подготовка к закреплению

Каковы же функции и состав жидкой среды организма?

Каково строение и функции крови?

Фронтальная беседа

17

Закрепление и обобщение знаний и умений

Внутреннюю среду организма человека составляют кровь, тканевая жидкость и лимфа. Они непрерывно циркулируют: в тканях часть плазмы крови покидает кровеносные сосуды и превращается в тканевую жидкость, избыток тканевой жидкости всасывается лимфатическими капиллярами и в виде лимфы оттекает по лимфатическим сосудам снова в кровь. Предварительно лимфа очищается в лимфатических узлах.

Учащиеся работают с текстом выводов, помечая какой материал они знали раньше, какой узнали, какой им не понятен.

18

Основные функции выполняет кровь. Она течет по замкнутым кругам кровообращения и приносит тканям кислород и питательные вещества, а также уносит продукты распада. Кровь доставляет к органам гормоны и другие гуморальные регуляторы.

19

Кровь состоит из жидкой плазмы и форменных элементов: тромбоцитов, эритроцитов и лейкоцитов. Тромбоциты участвуют в свертывании крови. Эритроциты содержат гемоглобин, который присоединяет кислород в легких и отдает его тканям. Углекислый газ частично переносится от тканей к легким гемоглобином, частично – плазмой крови. Лейкоциты выполняют защитную функцию. Одни из них – фагоциты – поглощают (пожирают) микроорганизмы и таким образом уничтожают их, лимфоциты поражают их химическими веществами – антителами. Постоянство внутренней среды называют гомеостазом.

20

Контроль знаний и умений

Заполняют таблицу

21

Проверяют правильность заполнения таблицы

Рефлексия

Учащиеся зачитывают, что они знали до урока, что узнали, в чем продолжают сомневаться

Домашнее задание  

параграф 17  учебника «Биология человека» (Д.В.Колесов, Р.Д.Маш)

Записывают Д/З

Приложение

Прочитайте и отметьте, что вы знали до урока (З), узнали во время урока (У), в чем продолжаете сомневаться(С)


Внутреннюю среду организма человека составляют кровь, тканевая жидкость и лимфа. Они непрерывно циркулируют: в тканях часть плазмы крови покидает кровеносные сосуды и превращается в тканевую жидкость, избыток тканевой жидкости всасывается лимфатическими капиллярами и в виде лимфы оттекает по лимфатическим сосудам снова в кровь. Предварительно лимфа очищается в лимфатических узлах.


Основную транспортную функцию выполняет кровь. Она течет по замкнутым кругам кровообращения и приносит тканям кислород и питательные вещества, а также уносит продукты распада. Кровь доставляет к органам гормоны и другие гуморальные регуляторы.


Кровь состоит из жидкой плазмы и форменных элементов: тромбоцитов, эритроцитов и лейкоцитов. Тромбоциты участвуют в свертывании крови. Эритроциты содержат гемоглобин, который присоединяет кислород в легких и отдает его тканям. Углекислый газ частично переносится от тканей к легким гемоглобином, частично – плазмой крови. Лейкоциты выполняют защитную функцию. Одни из них – фагоциты – поглощают (пожирают) микроорганизмы и таким образом уничтожают их, лимфоциты поражают их химическими веществами – антителами. Постоянство внутренней среды называют гомеостазом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме: "Индивидуальное развитие организма"

Цель урока: Создать условия для формирования знаний об этапах индивидуального развития организмов. Задачи: Образовательные: сформировать знания об основных стадиях эмбрионального периода развития жи...

Методическая разработка урока по теме "Типы взаимодействия организмов"

Предлагаю методическую разработку урока биологии для 11 класса "Типы взаимодействия организмов" и презентацию с соответствующими примерами....

Методическая разработка урока по теме "Формы размножения организмов"

Урок по теме "Формы размножения организмов"  изучение полового и бесполого способа размножения  живых организмов с использованием презентации....

Методическая разработка урока по биологии "Внутренняя среда организма. Кровь". 8 класс

Данный урок знакомит обучающихся с понятием "внутренняя среда организма, с составом внутренней среды, показывает ее роль в организме. Развивает знания о составе крови и ее функциях, о роли свертывании...

Методическая разработка урока биологии 5 класс "Живые организмы. Что это такое?"

 Данная методическая разработка - это один из вариантов проведения урока по теме "Живые организмы. Что это такое?" по учебнику Природоведение. Введение в биологию. 5 кл. Здесь отражена попытка реализо...

Разработка урока по теме "Классификация живых организмов" 7 класс

Урок разработан в соответствии с ФГОС, подобран материал для практической работы на уроке по определению видовой принадлежности органзмов. К уроку создана презентация....