календарное планирование по биологии 8 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс) по теме

Шамазова Наталья Сергеевна

Календарное планирование к рабочей программе по биологии УМК В.В. Пасечника для учащихся 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalendarnoe_planirovanie_biologi_8_klass.doc155 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №13

Согласовано:                                                                                                                             Утверждаю

зам.директора  по УВР                                                                                              директор МОУ-СОШ №13                                                                                                                           ___________                                                                                                                                             __________

 "31"августа 2012г.                                                                                                                                                        Приказ от ________ № ____

КАЛЕНДАРНО –ТЕМАТИЧЕСКОЕ

                ПЛАНИРОВАНИЕ

рабочей программы

по предмету биология

Класс 8

УчительШамазова Наталья Сергеевна

Количество часов: всего 68 часов; в неделю 2 часа

Лабораторные работы - 23

Планирование составлено  на основе авторской программы основного общего образования по биологии 6-9 классы, авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова, М., «Дрофа», 2009

Учебник: Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев, «Биология. Человек. 8 класс», М., «Дрофа», 2009

Дата по плану

8А, 8Б

Факт

Факт

Тематика уроков

Лабораторные работы

Изучаемые вопросы

Электронные ресурсы

Задание на дом по учебнику    

Введение -1час

1). Науки, изучающие организм человека. Становление наук о человеке

Биосоциальная сущность человека, предмет и задачи наук о человеке, знакомство с учебником.

История становления наук о человеке.

§1,2

Раздел. Происхождение человека - 3 часа

2).Систематическое положение человека.

Доказательства эволюции, рудимент, атавизм.

Презентация

§3

 3). Историческое прошлое людей.

Этапы эволюции, «антропогенез».

§4

4). Расы человека.

«Раса», «народность», «нация», «народ», антинаучный характер расизма.

Презентация

§5

Раздел. Строение и функции организма – 57 часов

Тема 2.1 Общий обзор организма человека – 1 час

Дата по плану

8А, 8Б

Факт

Факт

Тематика уроков

Лабораторные работы

Изучаемые вопросы

Оборудование и материалы

Задание на дом по учебнику    

5).Общий обзор организма.

Уровни организации организма человека, структура тела, орган, система органов, гормон.

CD 1С «Биология. Человек», ИД

§6

Тема 2.2. Клеточное строение организма. Ткани – 4 часа

6).Клеточное строение организма.

«Внешняя» и «внутренняя» среда организма, гомеостаз, органоиды

CD 1С «Биология. Человек»

§7

7).Физиология клетки

Демонстрация.

«Действие каталазы на разложение пероксида водорода».

Свойства клетки  и процессы происходящие в ней

CD 1С «Биология. Человек»

§8, стр. 33-37

8).Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная

Лаб. работа №1

 «Рассматривание строения тканей под микроскопом».

Ткани (эпителиальная, соединительная, мышечная)


CD 1С «Биология. Человек»

§8, стр. 37-39

9).Ткани: нервная ткань

Нервная ткань

§9

Тема 2.3 Рефлекторная регуляция органов и систем органов – 1 час

10).Рефлекторная регуляция. Лаб. работа №2

«Самонаблюдение мигательного рефлекса. Коленный рефлекс»

Центральная и периферическая НС, рефлекторная дуга, нейронная цепь, чувствительные, вставоч-ные, исполнительные нейроны.

CD 1С «Биология. Человек»

§9

Тема 2.4 Опорно-двигательная система – 7 часов

11).Значение опорно-двигательной системы ее состав. Строение костей. Лаб.  работа №3   

«Микроскопическое строение кости»

Макро- и микроскопическое строение костей.

CD 1С «Биология. Человек», ИД

§10

12).Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей. 

 

Особенности строения скелета, связанные с прямохождением, строение скелета.


Типы соединения костей


CD 1С «Биология. Человек»

§11, 12

13).Строение мышц. Обзор мышц человека.

Лаб. работа №4

«Мышцы человеческого тела» (выполняется в классе или дома)

Микро- и макроскопическое строение мышц, группы мышц

§13

14).Работа скелетных мышц и их регуляция. Лаб. работа № 5

 « Утомление при статической и динамической работе»

Двигательная единица, энергетика мышечного сокращения, механизм регуляции работы мышц-антагонистов.

CD 1С «Биология. Человек»

§14

15).Осанка. Предупреждение плоскостопия. Лаб. работа №6

 «Выявление нарушений осанки»; «Выявление плоскостопия» (выполняется дома)

Причины нарушения осанки, плоскостопие.


Презентация

§15

16).Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Виды повреждения скелета, меры доврачебной помощи при повреждениях скелета.

CD 1С «Биология. Человек»

§16

Тема 2.5 Внутренняя среда организма – 3 часа

17). Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. Лаб. раб. №7

«Микропрепараты крови человека и лягушки»

Состав крови, форменные элементы, механизм свертывания.

CD 1С «Биология. Человек»

§17

18)Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

Иммунитет, антигены, антитела, «воспаление», «общее заболевание».

CD 1С «Биология. Человек»

§18

 19)Иммунология на службе здоровья.

Вакцина, сыворотка, «естественный и искус-ственный иммунитет», группы крови.

§19

Тема 2.6 Кровеносная система и лимфатические системы -6 часов

20).Транспортные системы организма.

Связь строения и функций органов кровеносной и лимфатической системы.

§20

21).Круги кровообращения. 

Лаб. работа№8.

Лаб. работа№9

 «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение»;  «Положение венозных клапанов».

Биологическое значение изменения состава крови при прохождении ее по большому и малому кругам кровообращения

CD 1С «Биология. Человек»

§21

22).Строение и работа сердца.

Строение сердца, сердечный цикл, автоматизм работы сердца.

CD 1С «Биология. Человек»

§22

23).Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.

Лаб. работа №10

Лаб. работа №11


 «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»  «Опыты, выясняющие природу пульса»

Изменение скорости кро-вотока, постоянство артериального давления, гипертония, гипотония

§23

24).Гигиена сердечно – сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов.

Лаб. работа №12 

 «Реакция сердечно- сосудистой системы на дозированную нагрузку».

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов

§24

25).Первая помощь при кровотечениях

Типы кровотечений, правила наложения жгута, закрутки

§25

Тема 2.7 Дыхательная система -5 часов

26).Значение дыхания.

Связь строения и функций органов дыхания, функциональная связь дыхательной и кровеносной систем

§26

27).Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание.

Газообмен, физиоло-гический смысл кровеносной и дыхательной систем.

CD 1С «Биология. Человек»

§27

28).Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

Лаб. работа №13

 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»

Нейрогуморальная регуляция дыхания, источники загрязнения атмосферы.

CD 1С «Биология. Человек»

§28

 29).Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья.

Лаб. раб. №14

 «Функциональные пробы с задержкой дыхания»

Причины остановки дыхания, приемы восстановления дыхания.

CD 1С «Биология. Человек»

§29

30).Контрольно-обобщающий урок по темам «Внутренняя среда организма», «Кровеносная и лимфатическая системы», «Дыхание»

Тема 2.8 Пищеварительная система – 6 часов

31).Питание и пищеварение.

Значение пищеварения, «пластический обмен», «энергетический обмен», «биологическое окисле-ние».

§30

32).Пищеварение в ротовой полости.

Значение ферментов, строение и типы зубов, санитарно-гигиенические навыки

CD 1С «Биология. Человек»

§31

33).Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока.

Лаб. работа № 15

 «Действие слюны на крахмал».

Изменение пищевой массы в желудке и кишечнике

CD 1С «Биология. Человек»

§32

34). Пищеварение в кишечнике. Барьерная роль печени. Аппендикс. Первая помощь при подозрении на аппендицит.

Механизм всасывания в тонком кишечнике, барьерная роль печени.


CD 1С «Биология. Человек»

§33

35).Регуляция пищеварения.

Метод фистул, взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции, «мнимое кормление», «аппетитный сок».

CD 1С «Биология. Человек»

§34

36).Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.

Гигиена питания

§35

Тема 2.9 Обмен веществ и энергии – 3 часа

37).Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ.

Обмен воды, минеральных солей, белков, жиров, углеводов.

§36

38). Витамины.

Витамины, авитаминоз, гипо- и гиперавитаминоз.

Презентация

§37

39)Энергозатраты человека и пищевой рацион.

Лаб. работа №16

 «Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена».

Основной, общий обмен, энергетическая емкость пищи

§38

40). Лаб. работа №17 «Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат»

Нормы питания, правила составления пищевых рационов.


§38 повт.

Тема 2.10 Покровные органы. Теплорегуляция – 3 часа

41).Кожа – наружный покровный орган.

Взаимосвязь строения и функций органов на примере кожи, покровной система.

CD 1С «Биология. Человек»

§39

42).Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

Причины и признаки кожных заболеваний, доврачебная помощь при ожогах и обморожениях.

§40

43).Терморегуляция организма. Закаливание.

Поддержка постоянной температуры тела, причины теплового и солнечного ударов, первая помощь при перегревании.

§41

Тема 2.11 Выделительная система-2 часа

44).Выделение.

Строение и функции мочевыделительной системы, структурные особенности нефрона

CD 1С «Биология. Человек»

§42

45).Контрольно-обобщающий урок по темам «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии», «Покровные органы. Терморегуляция». «Выделение»

Тема 2.12 Нервная система человека – 5 часов

46).Значение нервной системы.

Роль НС,

§43

47).Строение нервной системы. Спинной мозг.

Строение и функции спинного мозга, «рефлекс».

CD 1С «Биология. Человек»

§44

48). Строение головного мозга.

Лаб. работа №18

Лаб. работа №19

 «Пальценосовая проба». «Рефлексы продолговатого и среднего мозга»

Строение, функции, отделы головного мозга

CD 1С «Биология. Человек»

§45

49).Функции переднего мозга.

Строение и функции промежуточного мозга и коры больших полушарий, старая и новая кора.

§46

50).Соматический и автономный отделы нервной системы.

Лаб. работа №20

 «Штриховое раздражение кожи»

Соматическая и вегетативная НС, симпатический и парасимпатический отделы.

§47

Тема 2.13 Анализаторы – 5 часов

51).Анализаторы.

Различие между понятиями «анализатор», «орган чувств».

§48

52). Зрительный анализатор.

Лаб. работа №21

 «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением»              

Строение и функции глаза, оптическая система глаза, «бинокулярное зрение»

CD 1С «Биология. Человек»

§49

53). Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

Причина и профилактика глазных заболеваний, привычка здорового образа жизни.

Презентация

§50

54).Слуховой анализатор.

Механизм слухового анализатора, правила гигиены слуха и обосновать их.

CD 1С «Биология. Человек»

§51

55). Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.

Строение и функции органов равновесия, обоняния, вкуса, кожно-мышечной чувствительности

§52

Тема 2.14 Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика -5 часов

56).Вклад отечественных учёных в разработку  учения о высшей нервной деятельности

Значение метода условных рефлексов, понятие о торможении условных рефлексов.

§53

57).Врождённые и приобретённые программы поведения.

Безусловные рефлексы, инстинкты, динамичный стереотип

§54

58).Сон и сновидения.

Физиология сна, гигиена сна.

§55

59).Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы.

Лаб. работа № 22

 «Выработка навыка зеркального письма»

ВНД, речь, память, познавательные процессы, осознанные действия и интуиция.

§56

60).Воля, эмоции, внимание.

Лаб. работа №23 

 «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях»

Воля, эмоции, внимание.


§57

Тема 2.15 Железы внутренней секреции- 4 часа

61).Роль эндокринной регуляции.

Гуморальная регуляция, железы внутренней, внешней, смешанной секреции

Презентация

§58

62).Функция желёз внутренней секреции.

Гипо- и гиперфункция желез, эндокринная система

§59

63). Итоговая контрольная работа за курс 8 класса

Раздел. Индивидуальное развитие организмов – 5 часов

64).Жизненные циклы. Размножение.

Размножение-свойство живого, преимущество полового размножения над бесполым.

§60

65).Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.

Биогенетический закон Геккеля-Мюллера, беременность

CD 1С «Биология. Человек»

§61

66).Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём.

ЗППП

Презентация

§62

67). Развитие ребёнка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности.

Физическое и психическое

Развитие, биологическая и социальная зрелость, «индивид», «личность», темперамент и характер. Механизм развития способностей.

§63

68). Здоровье – величайшая ценность для личности и общества

Значение здорового образа жизни

§64

Итого

68 часов

23 лаб. работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарное планирование физкультура 5 класс

Планирование составлено по новому требованию. Адаптирована к Республике Саха....

ДОКЛАДЫ "ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ учителя изобразительного искусства" КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ "ДЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ИЗО.ИССК ШКОЛЫ ИСКУССТВ 0,1,2,3 кл"

ДОКЛАД 1: краткое описание материалов и манипуляций с ними во время изодеятельности (для работы с детьми от 2-х лет до 18)ДОКЛАД 2: краткий обзор концепций по изобразительному искусству в современной ...

календарное планирование по биологии 7 класс

Календарное планирование к рабочей программе по биологии УМК В.В. Пасечника для учащихся 7 класса...

календарное планирование по биологии 9 класс

Календарное планирование к рабочей программе по биологии  УМК В.В. Пасечника для учащихся 9 класса...

Календарное планирование краеведение 8 класс

Календарное планирование к рабочей программе по краеведению 8 класс...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)

Количество часов: всего _105  часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...

Календарное планирование на 11 класс

Календарное планирование на 11 класс...