Экскурсии
статья по биологии (6 класс) по теме
В этой статье я расскажу как я использую в своей работе экскурсии по предмету. Я считаю, что школьная экскурсия является формой учебно- воспитательной работы с классом.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Экскурсии.
В своей педагогической практике я стараюсь на уроках развивать интерес к биологии через экскурсии. Школьная экскурсия есть форма учебно-воспитательной работы с классом или группой обучающихся, проводимая во время урока или вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту. Экскурсии входят в систему уроков по ряду тем, изучаемых в основном весной или осенью в курсах ботаники, зоологии, общей биологии. Содержание экскурсий имеет непосредственную связь с пройденным на уроках материалом, и в то же время полученные представления, результаты наблюдений и собранный материал можно использовать на многих последующих уроках. Я заранее в рабочей программе определяю сроки проведения экскурсий, а на соответственных уроках перед намеченной экскурсией, создаю для обучающихся ситуацию необходимости ознакомления с изученными явлениями в живой природе. При этом выделяю вопросы, которые нужно выяснить в природе, даю определённые задания: индивидуальные и групповые. Я обязательно предусматриваю и обратную связь с экскурсией после её проведения: что следует потом вспомнить из увиденного и как использовать собранный материал для демонстраций и практических работ. Мы сейчас очень много на своих уроках используем ЦОР, но ведь экскурсии имеют большое познавательное и воспитывающее значение. Они расширяют и улучшают знания обучающихся. Они видят растения и животных в естественной среде: растения – в связи с почвой, животных – в связи с растениями, получая представление о биоценозах, о целостности природы в определённое время года. На экскурсиях обучающиеся испытывают эмоции эстетического характера. Живое восприятие красоты природы вызывает любовь к природе и к Родине. Экскурсии воспитывают коллектив обучающихся в иной, отличительной от школьной, обстановке и в процессе необычной познавательной деятельности. Я очень люблю проводить экскурсии с обучающимися. Мы составляем планы-маршруты, отчётные таблицы по экскурсиям. Собираем гербарный материал, фотографируем, делаем презентации. Затем всё это используем на уроках. Для себя я нашла полезные советы по проведению экскурсий, выработанные на Павловской инструкторской экскурсионной станции.
Десять заповедей экскурсионного дела.
- Помни, что экскурсия не прогулка, а обязательная часть учебных занятий.
- Изучи место, куда ведёшь экскурсию, наметь её тему и составь план.
- Выдерживай тему экскурсии.
- Рассказывай только о том, что можно показать.
- Избегай длинный объяснений.
- Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.
- Не забрасывай экскурсантов многими названиями, они их забудут.
- Умей правильно показывать объекты, всем должно быть всё видно.
- следующей проработкой материала.
Вот такие заповеди.
Примерный план-маршрут экскурсии в 6 классе на тему « Жизнь растений весной».
Основные части содержания экскурсии. | Методы. | Маршрут и объекты. |
1. Признаки весны. | Беседа. | Дорога. Общие признаки весны. |
2. Условия раннего цветения растений. | Беседа. | Обрыв, канава. Мать-и-мачеха и другие. |
3. Жизнь травянистых растений в лесу. | Практическая работа. | Опушка леса. Ветреница, медуница, гусиный лук, чистяк, кислица и др. |
4. Жизнь дерева весной. | Беседа и работа обучающихся по определению почек, побегов. | Опушка леса. Берёза. |
5. Цветение кустарников и деревьев. | Практическая работа. | Лес. Ива, ольха, тополь и др. |
6. Летопись жизни дерева. | Беседа и практическая работа обучающихся. | Пни деревьев. |
7. Задания. | Обработка собранного материала. |
В своей педагогической практике я провожу экскурсии в Краеведческий музей, ботанический сад, сотрудничаю с Областным детским экологическим центром, где собран богатейший материал по ботанике, зоологии.
Особенно интересно проводить экскурсии по ботанике. В процессе преподавания биологии испытывается постоянная потребность в общении с природой. И по каждой теме курса ботаники можно было бы проводить экскурсии показать обучающимся изучаемые растения и явления в природе, но приходится ограничиваться 2-3 экскурсиями в год. В 6 классе я провожу экскурсии: осенью по теме « Общее знакомство с цветковыми растениями». Рядом с нашей школой начинается лесной массив, который выходит на Кумысную поляну. На этой экскурсии мы знакомимся с важнейшими формами и органами типичных для нашего региона растений, их развитием, долголетием и условиями жизни. Особое внимание обращаем на цветущие растения. Обучающиеся собирают растения с цветками, соцветиями, плодами. Проводим наблюдения за способами распространения плодов и семян, за сезонными признаками наступающей осени. Обязательно провожу экскурсию « Растения и почва» по теме «Корень». Весной обязательно провожу экскурсию «Условия выращивания растений в парниках и теплицах». В нашем городе прекрасный экологический центр, куда мы выезжаем на экскурсии. Эта экскурсия может быть по теме «Растение - целостный организм». Мы изучаем устройство парника, теплиц, посев, пикировка, пересадка, уход за растениями, растения субтропиков, тропиков, растущие в оранжереях экологического центра. Весной очень часто провожу уроки на пришкольном участке. Изучаем многообразие растительного мира, знакомимся с представителями разных семейств и классов. С экскурсии или с уроков на пришкольном участке обучающиеся приносят материал для морфологического описания, определения в классе, оформления гербария. Я считаю, что проводимые экскурсии в лес, на луг имеют огромное значение и для учителя. Дело в том, что необходимость быть в курсе научной информации отодвигает перед учителем непосредственное познание живой природы на второй план. Оказавшись вместе с детьми лицом к лицу с природой, он ясно ощущает свою обязанность как натуралиста – знать и понимать живой мир. Проведение экскурсии заставляет нас собирать коллекции, составлять гербарий, заниматься определением, совершенствовать свои знания, которые так нам необходимы. Поэтому не надо бояться проводить экскурсии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Удивительный мир камней.Экскурсия в кладовую Земли. Урок - экскурсия
Подробнее узнать о тайнах минералов и горных пород, выяснить их значение в природе, хозяйстве и жизни человека; расширение кругозора в области геологии. Выяснение количественного состава минералов ...

Горные породы, минералы, полезные ископаемые. (маленькая экскурсия в мир камней) Горные породы, минералы, полезные ископаемые. (маленькая экскурсия в мир камней)
Конспект урока...

Экскурсия, как форма внеклассной работы. При подготовке и проведении классных часов используются различные методы и приемы. В нашем классе стало традицией ежегодно организовывать экскурсии. В зависимости от характера объекта экскурсии делятся на три вид
Экскурсия, как форма внеклассной работы. При подготовке и проведении классных часов используются различные методы и приемы. В нашем классе стало традицией ежегодно организовывать экскурсии. В зав...
Урок-экскурсия в 9 классе "Экскурсия по городу Кораблино, приуроченная к 50-летию со дня основания города"
ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДУ КОРАБЛИНО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ, ПРИУРОЧЕННАЯ К 50-ЛЕТИЮ со дня основания города МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ1 остановка. Начало экскурсии. Место: пересечение улиц Школьной и Садовой. Объекты ...

Экскурсия по краеведению "Использование QR-кодов в обзорной экскурсии по городу"
Экскурсия по краеведению на тему "Использование QR-кодов на мобильных устройствах в обзорной экскурсии по городу"...
