урок 8 класса тема: "Строение и значение кожи"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Ровчакова Наталья Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Строение и значение кожи.

Цель: сформировать у учащихся знания о строении и функциях кожи.

Оборудование:  таблица «Кожа человека», лупы, рельефная модель    «Строение кожи».

                                             

                                                   Ход урока.

 1. Организационный момент.

2.  Актуализация опорных знаний:

         Работа по карточкам.

_____________________________________________________________________________________

  Карточка 1.

Соотнеси органы выделения с их функциями.                                                                                     Органы                                                                              Функции                                  

                                                                           

А. Почки                                                            1. Выведение мочи из почек.

Б. Мочеточники                                                2. Образование первичной мочи.

В. Мочевой пузырь                                           3. Образование вторичной мочи.

Г. Почечная лоханка                                         4. Накопление вторичной мочи перед ее поступлением

                                                                                В пузырь.

Д. Мальпигиев клубочек                                  5. Накопление мочи.

Е. Мочеиспускательный канал                        6. Выведение мочи из организма.

                                                                            7. Поддержание постоянства внутренней среды

                                                                                организма и выведение продуктов распада.

______________________________________________________________________________________

  Карточка 2.

Соотнесите показатели жизненных функций с диагнозами заболеваний.

           Диагноз                                                             Показатели жизненных функций.

А. Рахит                                                           1. Повышенная кислотность желудочного сока.

Б. Болезнь бери-бери                                      2. Избыток глюкозы в крови и моче.

В. Цинга                                                           3. Появление не растворимых солей в моче.

Г. Гастрит                                                         4. Увеличение количества гормона тироксина.

Д. Сахарный диабет                                        5. Авитаминоз С.

Е. Уремия                                                         6. Судороги, паралич, авитаминоз В1.

Ж. Желчекаменная болезнь                            7. Повышенное содержание азота в крови.

З. Базедова болезнь                                          8. Авитаминоз D.

______________________________________________________________________________________

3. Фронтальная беседа с классом.

1. Какими органами и какое значение имеет выведение продуктов обмена из организма?

2. С какой целью при проверке здоровья и при многих заболеваниях люди делают анализ мочи?

3. В моче больного было обнаружено много сахара. Что можно предположить?

4. Почки составляют 1/ 160 часть массы тела, а потребляют 1/11 часть поступившего в организм кислорода. О чем это говорит?

5. У человека обнаружено заболевание почек, а врач рекомендует ему лечить гнилые зубы и ангину. Объясните, чем вызвана рекомендация врача?

6. Почему у людей страдающих почечными заболеваниями, бывают отеки?

4. Активизация познавательной деятельности.

             Сегодня на уроке познакомимся с еще одним органом человеческого тела. Его название определите с помощью подсказок.

1. Это сложный орган со многими функциями.

2. Его масса у взрослого человека достигает 2,7 кг.

3. Это самый тяжелый орган человеческого тела.

4. Его называют зеркалом здоровья и болезни.

5. Этот орган является своеобразным экраном, на который проецируются, процессы, происходящие в организме.

6. Этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь.

7. Этот орган тесно связан с нервной системой.

8. Этот орган совместно с нервной системой развивается из одного наружного зародышевого листка

9. В нем заложены многочисленные нервные рецепторы, воспринимающие различные внешние раздражения.

10. этот орган формирует роговые образования – ногти и волосы.

5. Изучение новой темы.

      У человека и животных кожа представляет собой специальное образование, служащее границей между живым организмом и окружающей средой, ограждающее его от различных внешних влияний, позволяющее сохранять постоянство внутренней среды организма. Площадь поверхности кожи в среднем 1,5 – 2 м кв. Кожа выполняет ряд разнообразных функций: защитную, терморегуляторную, выделительную чувствительную, является депо крови.

      Какие особенности строения кожи позволяют выполнять столь разнообразные функции? Чтобы разобраться в этом, прочитайте статью «Строение кожи» и заполните в тетради таблицу.

                                        Строение и функции кожи.

Слой кожи

 Особенности строения

                Функции

( Один их учащихся показывает основные части кожи на рельефной таблице «Кожа человека».

Учащиеся в парах проверяют правильность заполнения таблицы и оценивают друг друга.)

    Проведите самонаблюдение.

1. рассмотрите без лупы. А потом с ее помощью кожу тыльной стороны кисти руки. Сожмите рыку в кулак. Что произойдет со складками кожи в области сустава? Каково значение этих складок кожи?

2. Оттяните кожу на тыльной стороне кисти, Какие свойства кожи вы обнаружили?

3. Рассмотрите строение ногтя, Как можно доказать отсутствие в ногтях кровеносных сосудов и нервных окончаний?

4. Рассмотрите узоры на подушечках пальцев, Почему по отпечаткам пальцев можно установить личность человека? Почему подушечки пальцев обладают большой чувствительностью?

( Обсуждение результатов работы, в ходе которого учащиеся формулируют выводы.)

1. Кожные складки связаны с функциями суставов пальцев, благодаря которым человек может захватывать предметы ( связано строение и его функции)

2. Кожа богата мышечными и эластичными волокнами, обладающими способностью противостоять давлению.

3. Мельчайшие кожные складки, бороздки, линии образуют узор, который индивидуален для каждого организма.

4. В углублении бороздок располагается большое количество кожных рецепторов, которые обуславливают высокую чувствительность пальцев.

Эпителиальные клетки образуют не только надкостницу, но и ногти, волосы, сальные и потовые железы. Сальные железы располагающиеся в коже (дерме) , имеют микроскопически малые размеры. На каждом квадратном сантиметре кожи их насчитывается несколько десятков. А на коже носа лба, верхней губы – даже более сотни. Лишь кожа ладонь и подошв лишена сальных желез.

Сальные железы вырабатывают жировой секрет, который придает наружному слою кожи эластичность, защищает его от высыхания, образование трещин и разрывов, препятствует размоканию рогового слоя во влажной среде, ограничивает испарение влаги с поверхности тела.

Кроме того, кожное сало содержит особые вещества которые обладают способностью подавлять развитие вредных микробов.

                Потовые железы имеют вид трубочек, свернутых на концах в клубочек. Эти образования выполняют выделительную функцию. Количество потовых желез доходит до 2 млн. Потоотделение

Имеет большое значение и в процессах теплорегуляции.

   1. Сообщение о  строении волос.

   2.Сообщение о строении ногтя.

   3. Сообщение о нервных рецепторах.

  4. Сообщение жировой ткани.

6. Общие выводы урока.

        1. Какие функции выполняет кожа?

         2. Из каких слоев состоит кожа?

         3. Что предохраняет кожу от механических разрывов и повреждений?

         4. Какие образования имеет кожа?

7. Домашнее задание.

     Стр.-

Индивидуальное задание на следующий урок.

Сделать рисунки, ребусы, кроссворды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме "Строение и значение опорно-двигательной системы"

Урок раскрывает строение и значение опорно-двигательной системы, построен с использованием технологии трезменой системы обучения и ИКТ....

Разработка урока для учащихся 8 класса по теме «Строение, функции и гигиена кожи»

Разработка урока по теме «Строение, функции и гигиена кожи» построена  с использованием  метода инцидента кейс-технологии. Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информа...

Урок по теме "Строение и функции кожи"

Проблемный урок по биологии 8 класс по теме: "Строение и функции кожи"....

Открытый урок по теме "Строение и функции кожи". 8-й класс

Открытый урок по теме   "Строение и функции кожи". 8-й класс...

Урок по теме «Строение и функции кожи» 8 класс

Разработка урока по биологии по технологии развития критическогомышления...

Разработка урока на тему "Строение и функция кожи"

Цель урока "Изучить взаимосвязь строения и функции кожи, и значение ее для организма. Изучение и первичное закрепление знаний о строении и функциях кожи"....