Учебно-методическое пособие "Учись учиться".
учебно-методическое пособие по биологии по теме

Известно, что устают больше оттого, что работают неумело, чем оттого, что работают много.  В пособии отражены алгоритмы и памятки по формированию универсальных учебных действий учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchis_uchitsya.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

  Как работать с текстом учебника при выполнении домашнего задания

  1. Сначала прочитайте про себя или вслух текст учебника медленно, обдумывая каждое слово, обращая внимание на новые слова, термины, а также деля материал на смысловые части.
  2. Запишите в тетрадь определения, новые слова и термины. Их нужно хорошо запомнить.
  3. Выделите в каждой части главную идею, доказательства, иллюстративные данные, второстепенные положения на отдельном листе бумаги или в тетради.
  4. Если встретились непонятные вопросы и вы не нашли ответ на них в учебнике или в другой литературе, запишите в тетради соответствующую страницу и обратитесь за помощью к товарищу или учителю.
  5. Только после того как вы таким образом прочли текст учебника, приступайте к выполнению домашних заданий, требующих ответов в устной и письменной форме.
  6. Проверьте качество усвоения учебного материала и выполнения письменных заданий и, если обнаружите ошибки, внесите необходимые исправления.

                     

                                              Как составлять план текста.

Умение составлять план и работать по нему в классе и дома дает возможность более продуктивно использовать время.

  1. Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
  2. Определите тему и основную мысль текста.
  3. Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.
  4. Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом.  Проследите: всё ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста.
  5. Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, воспроизвести ( пересказать или изложить) текст.
  6. Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана.

Как оформлять записи при проведении практических и лабораторных работ

  1. Укажите название работы.
  2. Запишите формулы и названия исходных веществ. Уравнения реакций и условия их протекания.
  3. Кратко опишите сущность наблюдаемых  явлений, используя их существенные признаки.
  4. Зарисуйте схему или рисунок прибора.
  5. Записи ведите чётко, аккуратно, разборчивым почерком, избегая по мере  возможности исправлений.

Как готовиться к устному высказыванию

  1. Подумайте, с какой целью вы будете говорить.
  2. Определите тему, основную мысль, основной тон вашего высказывания (торжественный, спокойный, критический и т.д.).
  3. Соберите или отберите необходимый материал.
  4. Решите, какой тип речи будет преобладать в вашем высказывании (повествование, описание, рассуждение).  Почему?
  5. Определите возможный стиль вашего высказывания (разговорный, публицистический,  научный, официально-деловой).
  6. Составьте план.
  7. Проговорите своё  высказывание перед зеркалом, следя за тоном, логическими ударениями, темпом речи, громкостью голоса, жестами и мимикой.
  8. Попросите кого-нибудь из друзей послушать вас, учтите их замечания.
  9. Используйте магнитофон, прослушивание записи поможет вам усовершенствовать своё высказывание.

План проведения эксперимента и наблюдения

Эксперимент – научный опыт, попытка сделать, предпринять что-либо.

I. Сформулируй цель проведения эксперимента

  (наблюдения):

  1. Сделай предположение о возможных результатах,      сформулируй гипотезу.
  2. Выясни связи объекта, выбранного для наблюдения, с другими уже изученными объектами.

II. Спланируй проведение эксперимента (наблюдения):

  1. Выясни, какие условия, материалы необходимы для этого.
  2. Составь мысленно схему его проведения.
  3. Выбери самый оптимальный способ фиксирования результатов.

III. Проведи эксперимент (наблюдение):

  1. Последовательно осуществи все этапы эксперимента.
  2. Проведи необходимые  измерения, зарисовки, запиши результаты.
  3. Проверь точность полученных результатов.

IV. Обработай полученные результаты:

  1. Сравни полученный результат с выдвинутой ранее гипотезой.
  2. Сформулируй вывод.
  3. Объясни, что доказывает данный эксперимент, свяжи его с изученными явлениями, теориями, законами.

Учись правильно наблюдать

1. Осмысли цель наблюдения.

2. Уточни предмет наблюдения.

3. Разработай план наблюдения.

4. Определи форму записи наблюдаемых явлений (в процессе наблюдения или сразу после его окончания).

5. Наблюдение повтори 2-3 раза  с целью повышения его объективности.

6. При описании наблюдаемых явлений обрати внимание на то, как они протекали во времени и при каких условиях.

7. Помни, что цель описания явлений – выявить наиболее точно и полно их признаки.

8. При описании результатов наблюдений обрати внимание на то, что существенно новое было обнаружено и что общего с ранее известным.

9. Полученные результаты оформи в виде письменного отчета или графически ( в виде рисунков, схем, таблиц).

Учись проводить обобщение

Обобщение- мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах или явлениях.

Порядок обобщения

1. Найди наиболее важные моменты в рассматриваемых фактах или явлениях.

2. Определи их сходство.

3. Установи связь между ними.

4.Сформулируй общий вывод.

Учись работать над понятием

Понятие - логически оформленная мысль о предмете.

Последовательность действий

1. Назови рассматриваемое понятие, дай его определение.

2. Вычлени ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода.

2. Приведи пример, конкретизирующий данное понятие, найди область его применения.

4. Попробуй связать его с другими понятиями данного предмета и смежных с ним дисциплин.

5. Употребляя данное понятие, составь небольшой рассказ.

     

Общий план изучения явления

Явление – то, в чем сказывается, обнаруживается сущность. А также вообще всякое проявление чего-либо.

1. Внешние признаки явления.

2. Условия, при которых оно обнаруживается.

3. Сущность явления и механизм протекания.

4. Связь с другими явлениями.

5. Количественная характеристика (может и не быть).

6. Использование в практике.

Учись разъяснять теорию

Теория – учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества, мышления.

1. Выяви, какие факты, наблюдения послужили основанием для формулирования теории.

2. Назови основные понятия, положения теории.

3. Определи круг явлений, определяемых данной теорией.

4. Приведи опытные и экспериментальные данные, которые могут служить доказательством правильности  теории.

5. Назови области практического применения данной теории.

Учись разъяснять закон

Закон – связь и взаимозависимость  каких - либо явлений объективной действительности.

1. Выяви, между какими явлениями или величинами устанавливает связь данный закон.

2. Опиши пути открытия закона.

3. Приведи формулировку закона.

4. Попытайся записать его в символической форме или через математическое выражение.

5. Приведи доказательства в пользу существования закона.

6. Назови область практического применения данного закона.

Учись проводить сравнение

Сравнить – поставив рядом, сопоставить для установления сходства и различия.

1. Найди ответ на вопрос: кто такой? Что такое?

2. Сопоставь определения двух предметов или явлений.

  Найди основное сходство.

3. Выдели существенные признаки каждого предмета.

4. Сопоставь оба или несколько сравниваемых предметов по одним и тем же выделенным признакам.

5. Выясни все признаки сходства и различия объектов.

6. Найди и объясни причины сходства и различия.

Учись проводить анализ

Анализ – процедура мыслительного и реального расчленения предмета (явления, процесса), а также выделения отдельных частей, признаков, свойств.

Порядок анализа

1. Мысленно расчлени объект, предмет, явление на отдельные составные части, имеющие определенное функциональное значение.

2. Постарайся обнаружить в выделенных блоках характерные особенности, детали изучаемого предмета.

3. Подумай о причинах такого разделения на блоки.

Учись проводить синтез

Синтез – мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.

1. Синтез необходимо начинать с нахождения ответа на вопрос: на основе чего происходит соединение изучаемых частей в единое целое?

2. Для ответа на этот вопрос проведи подробный анализ изучаемых явлений.

3. Найди связи между отдельными частями явления, объедини их, обобщи полученные сведения.

   

Метод ключевых слов
(для изучения большого по объему текста)

Ключевыми словами называются самые важные слова в абзаце. Когда вспоминаешь ключевые слова – сразу вспоминаешь, о чем сказано в нужной части текста.

1. При чтении абзаца выбирается одно или два ключевых (самых важных) слова.

2. После этого выбранные слова записываются в нужной последовательности.

3.  К каждому слову ставится вопрос, который связывает его с соответствующей частью текста.

4. Затем два ключевых слова надо соединить при помощи вопросов, в результате получается цепочка.

5. Ее необходимо записать и выучить.

6. Пересказывая заданный текст, опираются именно на эту цепочку.

Метод "5П"
(для подготовки устных ответов)

Этот метод был разработан американскими психологами. По их мнению, он позволяет сосредоточиться на самом основном в изучаемом тексте и помогает лучше его запомнить.

1П – просмотри текст (бегло);

2П – придумай к нему вопросы;

3П – пометь карандашом самые важные места;

4П – перескажи текст (используя ключевые слова);

5П – просмотри текст повторно.

Как подготовить самостоятельно ответы на вопросы семинара

  1. Внимательно прочитайте вопрос или задание;

  1. Попытайтесь ответить на него, не заглядывая в учебник, используя имеющие знания;

  1. Прочитайте страницы учебника, указанные в рекомендациях к семинару, найдите в них ответ на поставленный вопрос, осмыслите прочитанное и, если не все понятно, обратитесь  за консультацией к учителю;

  1. Прочитайте соответствующий материал в рекомендованной литературе;

  1. Продумайте  устно полное содержание ответа на вопрос;

  1. Зафиксируйте письменно результат самостоятельной подготовки, записав план выступления или его тезисы, конспект ответа;

  1. Продумайте содержание выступления; оно должно быть кратким, логичным, доказательным, если возможно, связанным с личным опытом; желательно, чтобы оно сопровождалось иллюстрациями.

Учись решать задачи

    1)   Внимательно прочитать  условие задачи, найти данные и  

          искомые  (что дано, что надо найти или что надо  

          доказать);

    2)   Найти способы решения задачи;

    3)    Повторить  формулы  для   решения   данной   задачи   и

           использовать их при решении;

    4)   Записать кратко данные и искомые, используя

          математические и химические знаки;

    5)    записать   по   пунктам   решение,   обосновывая  

           каждый   пункт  определениями и пояснениями;

    6)  если решение задачи вызывает затруднения, надо:

          а)  проверить, правильно ли использованы все данные    

               задачи,

          б)  проверить правильность используемой формулы,

          в) сравнить все решенные  задачи  с  данной,  найти          

              общие  свойства  и постараться использовать  их  в        

              решении задачи.

Учись

делать выписки из литературы

  1. Выписки делаются для того, чтобы собрать  во  время  чтения  интересные  выражения, выводы и их доказательства, статистические данные, а также  факты  и примеры, которые имеют отношение к изучаемому вопросу.

  1. Выписки лучше  всего  делать  на  отдельных  карточках,  которые  можно  систематизировать по темам.

  1. Выписывая на карточку цитату, которая вам понравилась  или  необходима, укажите название книги или статьи, откуда она  взята,  фамилию  автора,  год  издания книги, номер страницы.

Тезисы.

    Работая над учебниками и книгами, целесообразно делать  записи  в  виде  тезисов. Если план только указывает на перечень  вопросов,  о  которых  идет речь в книге или статье, не раскрывая их сущности, то тезисы в сжатой  форме  передают содержание книги или статьи.

  1. Прежде чем  приступить  к  составлению  тезисов, нужно найти в тексте основные  положения  и  их  доказательства,  а затем кратко и понятно их сформулировать.
  2. Методы работы по  составлению  тезисов  схожи  с  методами  работы  над  планом.
  3. Сначала текст читают и делят его на логически законченные части,  т.е.  составляют  план.  
  4. Затем  находят  в  тексте   основные   мысли   и   их

          аргументацию, которые и дают ответ на вопросы плана.

Конспект.

    Конспект — это сжатый, последовательный пересказ содержания  параграфа, раздела книги. Он включает в себя основные положения, доказательства  их,  а также фактический материал (примеры, цитаты, статистические данные  и  др.).

1. При конспектировании надо избегать распространенной  ошибки, которая заключается в том, что конспект составляется сразу, в  ходе  первого чтения,  когда  неизвестно  содержание  последующих  страниц.

2.Приступать  к конспектированию следует после того, как прочитана статья или  раздел  книги и составлен план — основа конспекта.

 

3.Затем нужно своими словами или  словами

автора передать смысл прочитанного.

4.Конспект   должен   быть   кратким,   сжатым,  ясным    и    логически  последовательным.   Он  должен передавать  содержание   конспектируемого  источника без искажения.    

 

5. Конспектированием  можно  овладеть  успешно в том случае, если научиться составлять план и тезисы.

Учись слушать

Что  же  надо  предпринять,  чтобы услышанное  сохранилось  в  памяти  надолго?  Для  этого  нужно :

1. Внимательно следить за ходом мысли лектора, не  отвлекаться,  воспринимать  то,  что  вы

слышите, т. е. быть активным слушателем

Основа умения слушать  —  это  внимание.

2.  Важным  средством  достижения  активности внимания при слушании является ведение записей. К дословной записи  не  надо  стремиться.  Записать  рассказ учителя  слово  в  слово  невозможно,  потому  что  устная  речь   опережает

письменную.

3. В процессе слушания нужно понимать  и  записывать

то, о чем говорит учитель или лектор, выделять главные мысли и связывать  их между собой. Это достигается при неослабном внимании, при  мобилизации  воли и терпенья.

4.  Записывание  в  процессе  слушания  следует  начать  с  тренировок   по составлению плана по рассказу учителя.  После  прослушанной  лекции  полезно пересказать  ее  своими  словами  или  уточнить  правильность  записанных основных положений.

 5.  По мере овладения навыками  составления  простого  плана  переходите  к  более развернутым записям, т. е. к составлению  сложного  плана.  К  каждому пункту простого плана записываются более подробные сведения. Это могут  быть

на первых порах имена, даты,  названия,  цифры,  а  затем  отдельные  факты, примеры.

 6.  Следующий этап овладения навыками записи — конспектирование. В конспект вносят не только положения, узловые  вопросы,  но  и  существенные  примеры,

факты, которые были  использованы  лектором  для  раскрытия  темы.  Конспект кратко, но связно передает содержание рассказа или лекции.

 7. Основные мысли при конспектировании надо формулировать своими  словами, записывать вопросы, возникшие в процессе  слушания,  отмечать  непонятные  и

трудные места.

   8. Общие выводы, сделанные лектором, также следует занести в конспект.

    В процессе слушания и записывания воспринимаемый материал целесообразно классифицировать следующим образом:

|План            /   Основные положения,   |Поле (для записывания|

|                     |раскрывающие пункты   |собственных мыслей,  |

|                     |плана                                    |вопросов к                    |

|                     |                                               |докладчику, лектору) |

|                     |                                               |                                        |

 9. Краткость  записи  в  процессе   конспектирования   достигается   путем сокращенного  написания  часто  употребляемых  слов.  Каждый  из  вас  может

выработать  и  пользоваться  своей  системой  сокращенного  написания  слов.

Приведем наиболее принятые сокращения:

    в т. ч.— в том числе,

    гл. обр.— главным образом,

    т. н.— так называемый,

    т. д.— так далее,

    др.— другие,

    пром.— промышленность,

    с. хоз.— сельское хозяйство,

    см.— смотри,

    > — больше,

    < — меньше,

      — возрастает, вверх,

      — убывает, вниз.

 

 10.  Работа  над  конспектом  должна  продолжаться  после  лекции.   Следует дополнить конспект сведениями, выводами, которые  вы  не  успели записать  в процессе слушания. Кроме этого, надо дописать сокращенные слова,  расставить

знаки  препинания,  по  возможности  исправить   стиль,   описки,   уточнить возникшие вопросы.

              При   временных  неудачах не следует огорчаться.

 Помните: процесс одновременного  слушания  и записывания —          

                          трудный вид умственной работы.

Надо упорно трудиться  —  и  вы обязательно добьетесь успеха!

Подготовка доклада (сообщения)

   

    Научный доклад  строится  на  основе  изучения  литературы,  поэтому  и подготовка к нему имеет свою специфику.

  1. Очень важно  отчётливо  уяснить  тему  доклада,  точно  определить  круг вопросов, которые надо осветить в докладе, чтобы знать, что именно искать  в каждом  источнике информации.  

  1. Подобранную для доклада литературу просмотрите по оглавлению, и отметьте те главы и страницы, материал которых будет  использован  в  докладе.  После такой предварительной работы вы убедитесь, что для доклада вам не нужны  все названные  книги,  а  достаточно  только нескольких.  Их  и  надо   использовать.

  1. Изучение подобранных  материалов  заканчивается  составлением  простого плана каждого источника  в  отдельности.  
  2. Затем,  объединяя  общие  вопросы, составляется сводный план, который нужно положить в основу доклада.

Памятка

учащимся при выполнении домашнего задания

    1.  Соблюдайте режим, поскольку занятия в одно и то же время  облегчают умственную работу.  Наиболее  продуктивными  бывают  занятия с утра или после отдыха.

    2.  Свежий воздух  значительно  повышает  работоспособность  организма. Занимайтесь в проветренной комнате при  нормальном  освещении.  Свет  должен

падать на стол слева и освещать рабочую часть стола, а не ваше лицо.

    3.  Во время занятий  сохраняйте  правильную  позу.  Это  предупреждает преждевременное утомление. Не опирайтесь грудью о край стола, руки  положите на стол.

    4.  Делайте краткие перерывы на 10—15 минут после каждого часа  работы, а  также  между  занятиями  по  разным  предметам.  Это  позволит   избежать перенапряжения и поможет лучше усвоить материал.

    5.   Чередуйте умственную работу с физической. Смена занятий —  хороший отдых.  Научитесь правильно отдыхать.

    6.  Сделайте все, чтобы в помещении, где  вы  работаете,  было относительно  тихо. Помните,    что     разговоры     посторонних,  включенный    радиоприемник, телефон, телевизор   отвлекают   от работы.

    7.  Всё необходимые для занятий пособия подготовьте  заранее,  ненужные предметы уберите со стола, чтобы они не мешали вам во время работы .

    8. Читайте бегло, но не торопливо. Это одно  из  условий  сознательного чтения.

    9.   Читайте выразительно, потому    что     неправильное  произношение слов часто влечет  за  собой  искажение  содержания  читаемого.  Старайтесь, понять  смысл   каждого  предложения  путем  постановки  вопросов  

(о   чем говорится? и др.).

    10.  Установите ход  мысли:  идет  ли  она  от  основного  положения  к доказательствам или наоборот.

    11.  Если при чтении книги, или  учебника  что-то  осталось  не  совсем ясным, обратитесь к дополнительным источникам, наведите точные  справки    и  выясните   вопрос  до конца.

    12.  Если в работе встретились   затруднения,    не    расстраивайтесь, сделайте перерыв, подумайте над вопросом и возьмитесь за работу снова.

    13.  К условиям успешной умственной работы относятся и  психологические факторы, которые следует  учитывать.  Это  целеустремленность,  вдохновение, усилие  воли,  самостоятельность  и  настойчивость   в   труде.   Старайтесь

выработать у себя такие качества.

    14.  Работу над  докладом,  сочинением,  чертежом  не  откладывайте  на последний  день.  Распределите  ее  равномерно  по  частям  в  течение  всех

отведенных дней. Выполнив работу, проверьте ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое занятие № 3 Тема: « Подготовка спасателя в школе. Организация, проведение и контроль выполнения учебно-тренировочных заданий на учебных станциях».

Данное занятие является этапом реализации Программы дополнительного образования  Гимназии 622 Санкт-Петербурга "Спасатель" . Программа содержит элементы Программы ВОСВОД Санкт_петербурга "Водная ...

учебно-методическое пособие "Учимся считать быстро"

Пособие включает упражнения и задания для развития устных счётно-вычислительных навыков у учащихся 5-9 классов коррекционной школы 8 вида....

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно- методическое пособие «Учимся говорить на французском языке»

Целью данного учебно-методического пособия является помощь учителям французского языка для проведения учебных занятий, занятий по внеурочной деятельности, для проведения школьных праздников или меропр...

Протокол Иволгинский дацан Региональный конкурс учебно-методических материалов и разработок по духовно-нравственному просвещению и воспитанию учащихся. - Авторские учебно-методические продукты

Иволгинский дацан Региональный конкурс учебно-методических материалов и разработок по духовно-нравственному просвещению и воспитанию учащихся. - Авторские учебно-методические продукты...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУДб.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕОУДб.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК...