интегрированный урок "Темперамент и личность"
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Топчиева Людмила Михайловна

 

Цель: способствовать формированию представлений о типах ВНД и темпераментах;

 

способствовать обучению умению четко отвечать на вопрос, составлять формулы и графики;

Способствовать обучению умению работать с картой;

Способствовать обучению умению проявлять личностный подход к учебным задачам.

 

Задачи: развивать умение преобразовать материал из одной знаковой системы в другую;

отрабатывать умения делать выводы по собственным исследованиям;

Отрабатывать умение чтения топографической карты.

 

Результат: должны понимать характеристику типов темперамента, опираясь на текст должны уметь конструировать учебный материал, уметь анализировать результаты, полученные в ходе исследовательской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Схема  конспекта  урока

Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.

№ п/п

Этапы работы

Цели, задачи, результаты этапа урока

Содержание этапа

(заполняется педагогом)


Организацион-

ный момент

Цель: создать условия для дальнейшей работы.

Задача: сконцентрировать внимание обучающихся.

Метод стимулирования и мотивации; поисковый.

Результат: готовность к работе.

 

       Приветствие учителя и обучающихся, проверка готовности к уроку.

 

Биолог

 - На доске зашифровано высказывание древнегреческого философа Сократа. Давайте попробуем его расшифровать.


.ЯБЕС ТЕНИВДС ЬТСУП, РИМ ЬТУНИВДС ТЕЧОХ ОТК

          (Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя)

  - Если вы будете активны, деятельностны, дружны, мы достигнем поставленной цели.

       Сегодня урок особенный тем, что объединяет три предмета: биологию, географию и историю. Разбирая биологический материал, мы затронем географические объекты и историческое событие.

        Цель нашего урока – это осознать и осмыслить информацию об особенностях нервной деятельности человека и типах темперамента на примере тех людей, которые сохранены историей.





Изучение нового учебного

материала

Цель: способствовать осознанию основного фактического материала.

Задача: опираясь на теоретический материал, познакомиться с причинами военных действий между Россией и Францией.

Метод: репродуктивный

Прием: яркий эмоциональный рассказ учителя.






















Цель: создать условия для выявления причинно – следственных связей при выборе места решающего сражения

Задача: развивать умения делать выводы.

Метод: репродуктивный

Прием: проблемное изложение материала с использованием вопросов: почему…? В чем…? Какова зависимость…?




Цель: способствовать формированию представлений о типах ВНД и темпераментах

Задачи: развивать умение преобразовать материал из одной знаковой системы в другую

Метод: репродуктивный, частично – поисковый, метод поощрения

Прием: сочетание рассказа учителя и электронной презентации

с выступлением учащегося о Гиппократе и составлением таблицы

Результат: правильное составление таблицы и  понимание ее данных




Историк

      - В рамках данной темы мы поговорим сегодня о великих личностях, вершивших историю в период Отечественной войны 1812 года.

         Великие судьбы непредсказуемы. Кто бы мог предугадать в 1769 году, что только что родившийся корсиканский мальчик создаст со временем во Франции Империю и будет раздавать братьям троны Европы? Кто бы мог предвидеть в 1794 году, что молодой лейтенант, даже не вполне француз, станет в 1800-м году хозяином страны? И кто бы мог утверждать в 1810 году, что пять лет спустя эта звезда померкнет.

         Военные действия в 1812 году между Россией и вторгшейся на ее территорию армией императора Наполеона I Бонапарта закончились почти полным уничтожением наполеоновской армии и переносом военных действий на территорию Польши и Германии в 1813 году.

         «Через 5 лет я буду господином мира. Осталась одна Россия, но я раздавлю ее», - с этими словами Наполеон и его 600-тысячная армия перешли российскую границу.

          Начиная войну, Наполеон планировал приграничное генеральное сражение, но отступавшая русская армия завлекла его далеко от границы. Продвигаясь вглубь России, Наполеон терял свои силы из-за бесконечных нападения со стороны крестьян, оставлявших свои деревни.

          - Какими были эти великие личности, мы разберем по ходу урока.

            Наполеон стремился победить одним ударом, то Кутузов решил применить другую стратегию, сочетавшую в себе, целую систему отдельных сражений. Отводя армию вглубь страны, Кутузов тем самым как бы подготавливал необходимые условия для последующего перехода к активным наступательным действиям.

В этом отношении грандиозное сражение у Бородино сыграло огромную роль.


Географ

       - Почему именно у Бородино произошло сражение? Что представляло собой бородинское поле? В чем заключались особенности бородинской позиции? Мы рассмотрим с точки зрения географии. Об этом приготовил рассказ обучающийся (Приложение 1)







Биолог

       - Мы сегодня говорим о существовании психических различий между людьми – различий по глубине эмоций, темпу, энергичности действий и другим особенностям психической жизни, поведения и деятельности, которые относят к темпераменту. Вопрос о том, каковы основания этих различий издавна интересовала врачей и философов. Так возникла наука о темпераментах.

        - Откройте тетради и запишите данную тему «Темперамент и личность». Используя учебник, запишите, что такое темперамент. (Врожденные особенности человека, определяющие характер его психики, степень уравновешенности, эмоциональной подвижности)

        - Еще 2400 лет назад, в V веке до н. э., великий врач Греции Гиппократ, создал свое учение о типах темперамента (рассказ ученика, приложение 2)

 

         - На современном этапе русский физиолог И. П. Павлов создал раздел  науки – физиологию высшей нервной деятельности. Он считал, что основные типы ВНД совпадают с четырьмя типами темперамента, установленными Гиппократом.


          Сейчас в тетради мы составит таблицу типов темперамента по Гиппократу и И. П. Павлову. Для проверки таблицы будем использовать слайд презентации, а для составления прослушанный материал и элементы таблицы, расположенные на доске хаотично.  (Приложение 3)


Тип темперамента


Характеристика типов

Психологические особенности


По Гиппократу

По Павлову




Сангвиник



Преобладание крови


Сильный, уравновешенный, подвижный тип

Веселый, жизнерадостный, миролюбивый, легко переживает неудачи, спокоен к критике

Флегматик

Преобладание слизи

Сильный, уравновешенный неподвижный

Ровен, спокоен, инертен; речь монотонная, без эмоций; трезво оценивает свои действия.

Холерик

Преобладание желчи

Сильный неуравновешенный

Вспыльчив, несдержан, бывает агрессивен; речь эмоциональна

Меланхолик

Преобладание черной желчи

слабый

Легкораним, замкнут, внушаем и впечатлителен; одинок и неконтактен

3

Закрепление учебного

материала

Цель: способствовать обучению умению четко отвечать на вопрос, составлять формулы и графики;

Способствовать обучению умению работать с картой;

Способствовать обучению умению проявлять личностный подход к учебным задачам.

Задачи: отрабатывать умения делать выводы по собственным исследованиям;

Отрабатывать умение чтения топографической карты.

Методы: практический, частично – поисковый,

Приемы: инструктирование, прием анализа и синтеза, формирование выводов и обобщений.

Результат: должны понимать характеристику типов темперамента, опираясь на текст должны уметь конструировать учебный материал, уметь анализировать результаты, полученные в ходе исследовательской деятельности.








Рефлексия:

         - Для закрепления материала мы разделим класс на три группы.

Первая группа будет работать по определению собственного темперамента        с учителем биологии, используя несколько методик определения типов нервной деятельности и темперамента (приложение 4, 5)


Вторая группа будет определять географические объекты местности, и подписать их на контурной карте, определить координаты Бородино, где проходило решающее сражение с учителем географии (приложение 6)


Третья группа, используя подготовленный информационный материал, определит тип темперамента участников сражения – великих полководцев (приложение 7)


          Представители от каждой группы показывают результат своей деятельности.


Биолог

      - В природе практически нет людей одного типа темперамента (опираясь на слайд презентации, заканчивает свой ответ)

      В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни – меланхоликом, относительно влечений, затрагивающие наши интересы – холериком, и, наконец, в исполнении решений – флегматиком.

В. Вундт немецкий психолог, физиолог, философ и языковед

 



Историк (используя презентацию, делает вывод)

       - Любая группа людей работает эффективней. Если в ней есть представители всех четырех темпераментов. Меланхолики первыми чувствую направление поиска, холерики выполняют функцию бесстрашных разведчиков. Сангвиники – источники положительных эмоций, а флегматики анализируют и предлагают решение.


        Завершая урок, выберите себе человечка (из бумаги вырезаны человечки, которые мимикой показывают разное настроение)

4

Задание на дом

 Цель: для закрепления материала проработать теоретический материал учебника

Задача: отработать умения отвечать на вопросы, давать определения понятиям.

 По биологии изучить тему «Особенности ВНД. Эмоции и темперамент». Дополнительно найти еще методики определения типов темперамента и личности.

Источники информации:

1) Резанова Е.А., Антонова И. П., Резанов А. А. Биология человека в таблицах и схемах, - М.: Издат – Школа,1998

2) Залесский К.А. Наполеоновские войны 1799-1815. Биографический энциклопедический словарь, Москва, 2003

3) http://rufact.org

     4) http://cpsy.ru/cit7.htm

     5) http://1812w.ru/1812ru.php

    6) http://www.abc-people.com/typework/history/doch1-8.htm

       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Типы темперамента Выполнила Топчиева Л. М. учитель биологии МБОУ СОШ № 2 г. Волжского

Слайд 2

В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни - меланхоликом, относительно влечений, глубоко затрагивающих наши интересы, - холериком, и, наконец, в исполнении решений - флегматиком. В.Вундт (1832 - 1920), немецкий психолог, физиолог, философ и языковед

Слайд 3

Учение гиппократа Еще 2400 лет назад, в V веке до н. э., великий врач Греции Гиппократ, в роду которого было 17 поколений врачей, создал свое учение о типах темперамента. Он утверждал, что люди различаются соотношением четырёх основных соков организма - крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи. Каждая жидкость имеет особые свойства и особое назначение. Свойство крови – теплота; Свойство флегмы – холод; Свойство желтой желчи - сухость; Свойство черной желчи – сырость.

Слайд 4

Типы темперамента

Слайд 5

Учение Павлова о типах темперамента И. П. Павлов - русский ученый, физиолог. Создал новый раздел науки - физиологию высшей нервной деятельности, на основе открытого им условного рефлекса. Л ауреат Нобелевской премии (1904 год) в области медицины и физиологии. И. П. Павлов считал , что основные типы высшей нервной деятельности совпадают с четырьмя типами темперамента, установленными Гиппократом

Слайд 6

Типы ВНД по Павлову

Слайд 7

сангвиник Сильный , уравновешенный, подвижный тип. Быстро и легко приспосабливается к изменчивым условиям жизни. В ысокая сопротивляемость трудностям жизни. Настроение чаще всего веселое, жизнерадостное, устойчивое. В отношениях общительный, быстро сходится с людьми.

Слайд 8

флегматик Сильный , уравновешенный, инертный. В поведении ровен, спокоен, редко выходит из себя, не склонен к аффектам. Настроение устойчивое, отсутствуют резкие проявления радости и печали. Очень терпелив, не тратит сил попусту, последователен и обстоятелен. Трезво оценивает свои действия. С людьми сходится с трудом. Друзей не много, но дружбе верен .

Слайд 9

холерик Сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения. Холерик хорошо адаптируется к новым условиям, но с осложнениями, иногда с раздражением. Отличается большой жизненной энергией, но ему не хватает самообладания; он вспыльчив и несдержан. Действия холерика порывисты, двигательные реакции выразительные, сильные, быстрые, резкие. Речь громкая, резкая, выразительная.

Слайд 10

меланхолик Слабый тип. Адаптируется медленно и трудно, теряется в новой обстановке. Медленно включается и переключается с одного дела на другое, часто отвлекается, при появлении трудностей теряется. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию. В нормальных условиях жизни меланхолик - человек глубокий, содержательный .



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Стратегия выбора места битвы вблизи села Бородино

Первоначально позиция была намечена у Колоцкого монастыря, но при детальном осмотре она была признана неудачной. На этом месте был оставлен арьергард Коновницына, а армия отошла по направлению к Бородину. В 12 километрах от него полковник Толь наметил новую позицию, но Кутузову она не понравилась, ибо местность изобиловала лесами, мешавшими маневрировать коннице и пехоте. Опередив армию, Кутузов прибыл в Бородино и там окончательно выбрал позицию для сражения. 
            Бородинское поле расположено в 124 километрах от Москвы. Это холмистая, пересеченная значительным количеством речек и ручьев, местность. Восточная часть Бородинского поля более возвышенна. Здесь, в окрестностях села Бородино, деревень Горки и Семеновское, множество курганов и холмов, господствующих над окружающей местностью. Через село Бородино протекает река Колоча, которая впадает в реку Москву. Река, местами очень мелкая, имеет высокий, обрывистый берег на всем протяжении ниже села Бородино.
 
            Избранная в окрестностях села Бородино позиция имела важные преимущества. Ее правый фланг был надежно прикрыт высоким берегом реки Колоча, достигавшим более чем 20-метровой высоты. Холмы и курганы были удобны для артиллерийских батарей. Большинство притоков реки Колоча — речка Война, ручьи Семеновский, Каменка, Огник и другие — пересекали Бородинское поле с юга на север, на их берегах рос густой кустарник, и здесь могли быть подготовлены позиции для стрелков. В глубине позиции местность была лесистой, и здесь могли скрытно расположиться сильные резервы. Левый же фланг подходил вплотную к лесу, поросшему густым кустарником и местами заболоченному. Лес прикрывал русскую позицию слева и являлся естественным препятствием для неприятельской пехоты и конницы в случаи их попытки совершить обход русских войск с этой стороны. Но в левом фланге заключалась и слабость этой позиции: он был открыт для фронтального удара.



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Гиппократ и его учение о типах темперамента

Еще 2400 лет назад, в V веке до н. э., великий врач Греции Гиппократ, в роду которого было 17 поколений врачей, создал свое учение о типах темперамента. Он утверждал, что люди различаются соотношением четырёх основных соков организма - крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи,  входящих в его состав. Каждая жидкость имеет особые свойства и особое назначение.
             Свойство крови – теплота; назначение её согревать организм. 
Свойство флегмы – холод, а назначение – охлаждать организм. 
Свойство желтой желчи – сухость; назначение – поддерживать сухость в организме, подсушивать его.
Свойство черной желчи – сырость, а назначение – поддерживать сырость, влагу в организме.
             Оптимальное соотношение этих соков определяет здоровье, тогда как их непропорциональное смешение становится источником различных заболеваний.

Это учение было принято древней медициной и философией и господствовало в науке более двух тысячелетий. Затем оно постепенно вышло из рамок медицины и стало использоваться для объяснения индивидуальных особенностей не только больных, но и здоровых людей.
В психологической характеристике четырех традиционных типов темперамента можно увидеть отчетливо выраженное проявление данных свойств. Каждый тип темперамента соответственно характеризуется по всем выделенным психологическим особенностям и их различным сочетаниям. Однако в чистом виде, как правило, типы темперамента в жизни не встречаются, и можно говорить только о преобладании тех или других его черт.



Предварительный просмотр:

Приложение 4.

Определение типов нервной системы (теппинг-тест Е. П. Ильина)

Дано 8 квадратов.

В правую руку (для правшей) и левую (для левшей) берётся карандаш таким образом, чтобы большой палец сверху упирался в торец карандаша.

В крайнем случае, можно работать ручкой, но без кнопки в верхней части. Желательно верх карандаша перемотать пластырем. Локоть держится на весу, без опоры на стол. Задание состоит в том, чтобы по команде в максимальном темпе стучать в каждом квадратике 5 с, стараясь поставить как можно больше точек.

По команде учителя «Дальше!» необходимо сразу перейти в следующий квадрат — согласно схеме:

    

                           для правшей                                                                                для левшей

После окончания эксперимента подсчитай количество точек, проставленных в каждом квадратике. Результат записывается в углу каждого квадрата.

Построй график. На оси абсцисс (горизонтальной линии) отмечаются номера квадратов, на оси ординат (вертикальной линии) отмечается количество проставленных точек в каждом квадратике.

Далее восстанавливаются перпендикуляры из отметок на оси абсцисс, обозначающих номера квадратов, и из отметок на оси ординат, соответствующих количеству точек, проставленных испытуемым в этом квадратике. Точки пересечения этих перпендикуляров соединяются линиями, образующими график.

Например, при результате: в 1 квадрате - 35 точек; во 2-29; 3-42; 4 - 31; 5-38; 6 - 30; 7-27; 8 - 25 -график будет выглядеть следующим образом:

                    1 кв         2 кв      3 кв        4 кв      5 кв         6 кв       7 кв        8 кв

Далее из точки на оси ординат, где отмечено количество точек в 1 квадратике, восстанавливается перпендикуляр (горизонтальная линия) и анализируется положение полученного индивидуального графика относительно этой линии.

Е. П. Ильин выделяет пять типов графиков, соответствующих пяти типам нервной системы/

I        — сильный (выпуклый график);

II        — среднесильный;

III        — средний (ровный, промежуточный тип);

IV        — среднеслабый (выгнутый);

V        — слабый (нисходящий график).

На рисунке представлен общий вид графиков каждого типа (при интерпретации индивидуальных графиков следует обращать внимание на их положение относительно горизонтальной линии, начинающейся на том месте оси ординат, которое обозначает количество точек в первом квадрате).

В соответствии с образцами определи свой тип нервной системы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Темперамент полководцев и ход исторического сражения Выполнила презентацию Топчиева Л. М., учитель биологии МБОУ СОШ № 2 г. Волжский

Слайд 2

Гроза двенадцатого года Настала - кто тут нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима иль русский бог? А.С. Пушкин

Слайд 3

Густой дым и пар кровавый затмили полдневное солнце. Какие-то тусклые, неверные сумерки лежали над полем ужасов, над нивой смерти. В этих сумерках ничего не было видно, кроме грозных колонн, наступающих и разбитых...

Слайд 4

Лица войны Наполеон не похож на остальных, он выделяется на фоне других. Он разрушитель старых норм и создатель новых. Он тот, кто за свою жизнь сделал больше, чем многие народы за многие сотни лет. Его можно сравнить с Цезарем и Македонским. Все они горели желанием изменить этот мир, имея при этом четкие цели. Он просчитывал то, что действительно было возможно и реально. Еще в ранней юности в нем были видны и злоба, и скрытая агрессия, и какая-то нечеловеческая сдержанность и собранность. И, безусловно, он был тщеславен и амбициозен

Слайд 5

Лица войны Победитель Наполеона Михаил Илларионович Кутузов был типичным флегматиком. Он часто подвергался критике за нежелание действовать более решительно и наступательно, за предпочтение иметь верную победу в ущерб громкой славе. В октябре 1812 года, когда Москва была захвачена французами, генерал Беннигсен в доносе Александру I писал, что Кутузов ничего не делает и много спит. На что в военном ведомстве ответили: "Это не наше дело. Пусть спит. Каждый час сна этого старца неумолимо приближает нас к победе".

Слайд 6

Лица войны Багратион был образцом профессионального военного, любим армией, отличался спокойствием в опасности, выдающейся храбростью и глубоким знанием военного искусства. Неустрашим в сражении, равнодушен к опасности. Не всегда предприимчив, приступая к делу; решителен в продолжении его. Неутомим в трудах. Блюдет спокойствие подчиненным.

Слайд 7

Лица войны НЕЙ ( Ney ) Мишель, маршал Франции Имя генерала стало популярно во Франции и ее армии задолго до того, как Бонапарт пришел к власти. За ярко-рыжий цвет волос солдаты прозвали Нея " огнеголовым " и на войне восхищались его "горячей головой". Маршал Франции Мишель Ней был типичным наполеоновским полководцем. Его личная храбрость порой приводила к ошибкам в сражениях, но она же не раз даровала ему на поле брани победу. Он был одним из тех военных вождей, за которым бесстрашно шли в самый тяжелый бой солдаты и офицеры.

Слайд 8

Лица войны Барклай-де-Толли Михаил Богданович, князь, известный русский полководец, шотландского происхождения. Обладал холодной вежливостью и неумением дружить. Ну и зависть, конечно, была: беден, не родовит, но до генерала взлетел чуть не в одночасье. Он ясно предвидел, что война будет "ужаснейшая по намерениям, единственная по роду своему и важнейшая по последствиям", но ради осторожности не считал возможным "предварить публику о критическом положении отечества" и предпочел перенести оскорбления и нападки, "спокойно ожидая оправданий от самых последствий".

Слайд 9

Лица войны РАЕВСКИЙ Николай Николаевич, генерал от кавалерии. Из древнего дворянского рода. Сын полковника; внучатый племянник князя Г.А. Потемкина. «Этот русский генерал сделан из материала, из которого делаются маршалы», – сказал о нём Наполеон. Военную службу начал в возрасте 14 лет прапорщиком в армии Потемкина Г. А. Пользовался большой популярностью и авторитетом среди солдат и офицеров русской армии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка, истории и литературы в 10 классе «Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале».

Целью урока является обучение содержательно-языковому анализу текста, формирование у учащихся понятия значимости роли личности в историческом процессе, систематизация материала об исторических личност...

Интегрированный урок русского языка, литературы и истории в 10 классе"Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале".

Интегрированные уроки - одна из инновационных педагогических технологий в современном образовании. Эффективность интегрированный уроков проявляется в том, что даже слабые ученики с интересом участвуют...

Интегрированный урок по литературе и истории России в 8 классе «Два Александра: поэт и царь» (Эпоха. Личность. Деяния)

Урок истории и литературы знакомит учащихся 8 класса с эпохой начало царствования Александра I, условиями воспитания, становления характеров и взглядов Александра I и Александра Пушкина....

Презентация к интегрированному уроку обществознания в 7 классе по теме: «Психологический портрет личности: темперамент и характер»

Презентация к уроку обществознания по теме: "Психологический портрет личности: темперамент и характер" 7 класс...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ  (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОУ СОШ С УИОП №16 Г. КОМОСОМЛЬСКА-НА-АМУРЕ)Происх...