Открытый урок
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Эйтингон Ирина Владимировна

Урок по биологии 8 класс на областной педагогической ассамблеи работников образования юго-восточной зоны Московской области (13.10.2011)

Место проведения: МОУ Дергаевская СОШ № 23

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_biologii_v_8_klasse.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                 

                                            Урок биологии в 8 классе

«Значение физических упражнений для правильного

формирования скелета. Осанка.»

          Задачи урока: Раскрыть условия правильного формирования скелета и мышц, значение двигательной активности для сохранения здоровья, повторить знания об опорно-двигательной системе.

           Цель урока: Доказать необходимость движения:        

1. для жизни человека;

2.для здоровья;

3. для формирования красивой осанки, а отсюда и красивой фигуры.

           Оборудование: макет скелета человека, модели строения позвонков, таблица «Осанка, нарушение осанки», презентация, волновые тренажеры Агашина, портреты ученых.

Звучит песня Высоцкого «Утренняя гимнастика»  

                                                       

Ход урока:

Сообщение темы и цели урока.

Слайд 1.

Сейчас вы слышали веселую песенку про утреннюю гимнастику

Тема нашего урока : «Значение физических упражнений для правильного формирования скелета. Осанка.»

Сегодня на уроке мы рассмотрим очень важные проблемы, касающиеся здоровья. Слайд №3.

Говорить о здоровье нужно в хорошем настроении. (повесить картинку солнышко)

Мотивация учебной деятельности.

Мы живем в XXI веке. Современный человек не представляет себе жизнь без техники: телевизора, компьютера, автомобиля. И все чаще нам, современникам, приходиться слышать о частых болезнях: инфаркт, гипертония, ожирение. Этим и другим заболеваниям чаще подвержены люди, ведущий малоподвижный образ жизни.

Какой же выход?

Слайд 2.- 3.

В современной технике влекущий за собой гиподинамию каждый должен противопоставить:

-оптимальный двигательный режим

- здоровый образ жизни

- отказ от вредных привычек

                                                                                                   

     Слайд 4.

    Цель нашего урока размышление: Доказать необходимость движения:

1. для жизни человека;

2.для здоровья;

3. для формирования красивой осанки, а отсюда и красивой фигуры.

В человеке должно быть все прекрасно.

Вопрос учителя: А давно ли люди стали заботиться о своем здоровье?

Слайд 5.

Первая страничка урока – размышления «Историческая».

Наш класс разбит на три группы по желанию. Каждой группе было дано домашнее задание: Найти материал об истоках фразы «Движение это жизнь».

Слово первой группе. (Портрет Гиппократа)

Слово второй группе. ~Щелчок мышкой~  (Портрет Галена)

Слайд 6.

Слово третьей группе. (Портрет Авиценна) ~Щелчок мышкой~ 

                                                                                                   

Слово учителя:

Таджикский ученый Авиценна утверждал, что занятие физическими упражнениями являются источниками красоты:

«Подвижный, быстрый человек гордиться стройным станом».

                                                                                                   

Слайд 7.

Вторая страничка урока – Рост, развитие скелета и мышц у человека. 

Появился на свет человек – маленькая кроха. Каков у него скелет?

Первая группа занималась проблемой маленьких детей.

Кто отвечает?

Книга Резанова Е.А.  «Биология Человека» стр. 100

Рассмотреть схему формирования прямохождения и изгибов позвоночника в первый год жизни ребенка

~Щелчок мышкой~ 

Вопрос учителя: Как происходит изменение скелета с возрастом?

Слово второй группе.

 

Слайд 8.                                                                                                     

Третья страничка урока – Значение физических упражнений для развития скелета и мышц.

Слово третьей группе.

Вопрос учителя: А есть ли другие способы увеличить скелетные мышцы кроме тренировки (Допинги).

Допинг – это вещество, которое резко поднимает на короткое время мышечную силу. Результат будет лучше не за счет совершенства техники, а за счет приема препарата. За временным повышением работоспособности, может последовать полная инвалидность. В спорте применение этих веществ категорически запрещено.

Слайд 9.

«Человек может жить до 100 лет. Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным отношением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры»

Ну, а теперь вернемся к понятию гиподинамия.

   

 Слайд 10.                                                                                                   

 Раздать схему о гиподинамии детям.

Повесить плакат на доску. Со словом ГИПОДИНАМИЯ

Можно ли сделать вывод, что «Движение – это жизнь».

Повесить плакат на доску ДВИЖЕНИЕ ЭТО ЖИЗНЬ

Запись в тетради фразы «Движение – это жизнь».

Вопрос учителя: Что же делать, что бы не было гиподинамии?

Ответ: Заниматься физическими упражнениями.

Начинать их нужно делать уже утром, в постели.

Проснулись, подтянулись, улыбнулись (при улыбки задействованы 17, а при плаче 43 мышц лица) – смеяться выгоднее, чем плакать.

Затем идет утренняя зарядка. Само слово зарядка дает заряд бодрости и настроения на весь день. Утренняя зарядка идет на подтягивание, растяжение во все стороны.

Советую ходить пешком. Мудрость гласит: «Пешком ходить – долго жить».

В режим дня нужно включать физические упражнения во время домашней работы.

Занимайтесь бегом, зарядкой под контролем пульса. После бега, пульс не должен превышать 130 ударов в минуту.

     Если во время бега можете разговаривать, нагрузка допустима.

С 14-17 лет идет усиленный рост человека. Вы растете, а сердце не успевает за вами.

Боли в сердце – это сигналы об осторожности в спортивной нагрузке.

Слайд 11.

Четвертая страничка урока: спортивная «Физкульт минутка»

 Мы с вами уже засиделись и что бы не было гиподинамии, проведем спортивную разминку. Комплекс упражнений под музыку проведут учащиеся класса.  ~Щелчок мышкой~  по колокольчику

  Упражнения, способствующие выработке правильной осанки.

Для шейного отдела позвоночника:

1.   Плавные поворота головы вправо и влево, выполнить 6 раз.

2.   Наклоны головы влево, вправо до 6 раз.

3.   Движение головы вперед – назад, как утята, клюющие зерна «Утята» (вместо счета -  «кря-кря»)

4.   Втягивание шеи в плечи и выпрямление вверх – «Боюсь – не боюсь».

Для грудного–пояснично–крестцового отдела позвоночника.

  1. Наклони туловище вправо, влево. (15-20с в быстром темпе)
  2. Наклони туловище вниз, назад.
  3. Вращение туловища влево, вправо.
  4. Положите «Руки на пояс» сведение плеч вперед и отведение назад до касания лопаток.

1.   Движение пальчиками ног – «Веселые пальчики» - пляшут под музыку.

2.   Поочередное разведение пяток и пальцев ног в стороны, сохранения при этом прямые и сведение вместе ноги.

       Пальчик – пятка, топ, топ, топ.

       Пальчик – пятка, скок, скок, скок.

3.   Движение голеностопными суставами к себе и от себя, вперед назад – «топ – топ, шлеп – шлеп»

                                                                                               

Будьте внимательнее! Делайте упражнения с улыбкой. Дышите носом. Кто дышит носом, тот лучше мыслит.

Слайд 12.

Пятая страничка урока: 

Вопрос учителя: От чего зависит красивый стан?

Ответ: От осанки.

Повесить плакат  со словом ОСАНКА

                                                                                                         

Работа с учебником стр.73 §15.

Задания по группам.

Первая группа: Что такое осанка?

Вторая группа: От чего зависит осанка?

Третья группа: Какая осанка считается правильной?

На работу дается 3-5 минут. Разбор ответов.

После ответа 3 группы Слайд 13.                                                                                                         

    Правильная осанка не возникает сама по себе, а ее необходимо     формировать с детства.

Слайд 14.

Ответ на вопрос: Как предупредить нарушение искривления позвоночника?

если стол низок – ученик наклоняется - искривление позвоночника;

если стул высокий, нужно тянуться – ведет к сутулости;

между партой и станом должен проходить кулак;

нарушение осанки происходит при неодинаковой нагрузке, при переносе тяжестей на руки. Нужно носить рюкзак.

   

Есть три степени нарушения осанки:

Слайд 15.

слабовыраженное отклонение от нормы, при контроле за собой все это проходит (подойти к стене, постоять, занятие с гностической палкой)

затрагивает мышцы, исправить может лечебная физкультура, массаж

затрагивает скелет, лечение с трудом, корсет или операция.

Слайд 16. 

Какое страшное искривление позвоночника – сколиоз.

~Щелчок мышкой~ 

Слайд 17. 

Повесить плакат со словом сколиоз  

   

   Слайд 18.

Показать барельефную модель внутренних органов.

Показать рентгеновский снимок со сколиозом.

Неправильное положение костей приводит к смещению или сдавливанию внутренних органов, что затрудняет их кровоснабжение и затрудняет работу.

Привычка горбиться, сутулиться, неправильно сидеть за столом может привести к неравномерному распределению нагрузок на отдельные позвонки. В этом случае с возрастом межпозвоночные хрящевые диски истончаются, деформируются и смещаются, защемляя нерв.

Слайд 19.

Заболевание Остеохондроз

Развивается болезнь – остеохондроз: человеку трудно ходить и нагибаться, по ночам его мучают боли, и он не может уснуть. Болезнь может начаться и в молодом возрасте (до 30 лет).

Повесить плакат со словом остеохондроз

Показать модель позвонков

Слайд 20.

Шестая страничка урока – У кого и почему возникает искревление позвоночника

Ответ ищем в СКЕЛЕТЕ. Работа по карточкам в группах

Слайд 21.

 

Вопросы для 1 группы.

№1. Сколько позвонков в скелете у человека?

№2. Сколько изгибов имеет позвоночник человека?

№3. Когда завершается рост и окостенение костей человека?

 

 Вопросы для 2 группы.

№1. Что находится между телами позвонков?

№2. Есть ли изгибы в скелете позвоночника у других млекопитающих?

№3. В каком возрасте чаще всего возникает нарушение в скелете?

  

 Вопросы для 3 группы.

№1. К какому типу соединения костей относится соединение между телами позвонков?

№2. Возможно ли нарушение осанки у животных?

№3. В каком возрасте кости человека самые крепкие?

 Опрос детей по порядку

Вывод: Дефекты осанки чаще возникают детей школьников в тот период жизни, когда в позвонках и в других костях грудной клетки еще много хрящевой ткани, а также происходит самый интенсивный рост и развитие мышц.

     По данным обследования школьников, лишь одна треть считается здоровым, особенно тревожно обстоят дела с подростками 15-17 лет.   Причины: не полноценное питание, нарушение экологии, гиподинамия.

Во многих школах проводят физминутки, и в нашей школе для этого используют на уроках тренажер Агашина.

Показать применение тренажера.

Седьмая страничка урока лабораторная работа

Слайд 22.

Рабочая тетрадь – стр. 25 №55  

1. Выявление нарушений осанки Оборудование сантиметровая лента
Ход работы: измерьте расстояние между самыми отдаленными точками левого и правого плеча, отступя на 3 СМ вниз от плечевого сустава

Со стороны груди (А)                        А/Б

Со стороны спины (Б)          

Если  А/Б ≥ 1 – сутулости нет

Сделать запись в тетради  

Слайд 23.

Объяснение учителя как выявить нарушение осанки в области поясничного изгиба ( эта часть работы выполняется дома и оформляется в тетради дома)

Слайд 24.

Есть еще нарушения скелета у человека это нарушение свода стопы – плоскостопие

Повесить плакат со словом «ПЛОСКОСТОПИЕ»

Слайд 25.

Плоскостопие находится в зависимости от массы тела,  от высоты каблука (3-5 СМ) плохо подобранной обуви.

Дома выполнить третью часть лабораторной работы и записать ее в тетради.

Слайд 26.

Если будет выявлено плоскостопие, то для этого предлагается данные упражнения .

     Заключение урока обратить внимание учащихся на слова записанные на плакатах Запомнить  уметь объяснить эти термины.

Доделать дома лабораторную работу. Выучить параграф №15.

Рефлексия.

Слайд 27.

«Поставь перед собой 100 учителей и они окажутся бессильными, если ты сам не можешь заставить себя и требовать от себя .»

Сухомлинский В.А.

Все зависит от ВАС!

Слайд 28.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...