Человек и его здоровье. 8 класс
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
Методическая разработка к уроку-зачету по темам:"Пищеварительная система", "Опорно-двигательная система", "Дыхательная система", "Кровеносная система".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
РАЗРАБОТКА КОНТРОЛЬНО-ОБОБЩАЮЩЕГО УРОКА ПО БИОЛОГИИ
Раздел «Биология. Человек» 8 класс
Тема: «Человек и его здоровье»
Разработала: учитель биологии
Деркач С.О.
г. Тверь
2011 г.
КОНТРОЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК
«ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ»
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по темам : «Опорно-двигательная система», «Внутренняя среда организма», «Пищеварение».
Задачи урока: путем решения логических задач развивать мыслительные способности учащихся; показать прикладное значение биологических знаний в жизни человека; заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация урока «Человек и его здоровье», карточки.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
- Актуализация опорных знаний
Итоговый урок сочетает функции повторительно-обобщающего урока и урока проверки и контроля знаний. В ходе занятия учащиеся решают логические задачи, позволяющие уточнить и обобщить приобретенные знания, выявить уровень и глубину усвоения пройденного материала. Одним из важнейших показателей будет уровень активности учащихся.
Учитель: (зачитывает задачу №1)
Ученик: (возможный вариант ответа) кости пожилых людей более подвержены переломам потому, что с возрастом перекладины внутри костей делаются тонкими, редкими, а плотный наружный слой утончается, что приводит к уменьшению их прочности.
С помощью учеников повторяем, что прочность костям придают трубчатое строение и губчатое вещество.
Учитель: (зачитывает задачу №2)
Ученик: (возможный вариант ответа) при самостоятельном вправлении вывиха или соединении костей можно повредить нервы, сосуды, идущие к костям.
Здесь уместно вспомнить первую помощь при вывихах, переломах и растяжения, малоактивные ученики могут получить карточки.
Учитель: (зачитывает задачу 3№)
Ученик: (возможный вариант ответа) при недостатке гемоглобина резко повышается содержание углекислого газа, развивается кислородная недостаточность, при которой организм испытывает недостаток энергии и как следствие появляется утомляемость. Возможна также потеря сознания.
При обсуждении данной задачи необходимо вспомнить о последствиях анемии, (развитие болезней сердца, выпадение волос, развитие неврозов и т.д.) о причинах ее появления, а также о том, как правильное питание поможет предотвратить развитие недуга.
Учитель: (зачитывает задачу №4)
Ученик: (возможный вариант ответа) прав тот, кто предлагает ввести сыворотку. Если бактерии столбняка попали в организм, то их действие развивается быстро и для предупреждения болезни необходимо ввести готовые антитела, т.е. сыворотку.
При обсуждении данной задачи можно вспомнить о разнице между естественным и искусственным иммунитетом, а также о необходимости развивать защитные свойства организма. Наименее активные ученики получают карточки.
Учитель: (зачитывает задачу №5)
Ученик: (возможный вариант ответа) на кисти артерии предплечья распадаются на сеть артерий, тыльной и ладонной стороны, из-за чего скорость кровотока в них снижается, поэтому необходимости использования жгута нет, достаточно тугой повязки.
Учитель: (зачитывает задачу №6)
Ученик: (возможный вариант ответа) переохлаждение может произойти за счет испарения воды с сырой одежды, на которое затрачивается тепло организма.
При обсуждении данной задачи необходимо обратить внимание на то, что причиной многих заболеваний является пренебрежение здоровым образом жизни. Терморегуляция нашего организма тесно связана с работой сосудов. Закаливание организма, плавание, прием воздушных ванн в сочетании с активным движением помогает «тренировать» сосуды, а значит улучшать терморегуляцию организма.
Учитель: (зачитывает задачу №7)
Ученик: (возможный вариант ответа) первое блюдо – жидкое – вызывает выделение пищеварительного сока, а следовательно вызывает возбуждение аппетита.
При обсуждении данной задачи необходимо обратить внимание на то, что регулярное и правильное питание – одна из важнейших заповедей здорового образа жизни.
Учитель: (зачитывает задачу №8)
Ученик: (возможный вариант ответа) более эффективно введение лекарства внутривенно, лекарства, идущие через пищеварительную систему, подвергаются действиям пищеварительных ферментов и частично теряют свое воздействие на организм. Кроме того, воздействие лекарств, введенных внутривенно, происходит быстрее, так как лекарства сразу поступают в кровь.
При обсуждении данной задачи необходимо напомнить ученикам, что при наличии заболеваний желудочно-кишечного тракта, может нарушаться сам процесс всасывания лекарств, а значит ослабляться сила их воздействия на организм. Это лишний раз напоминает нам о необходимости следовать заповедям здорового образа жизни.
Учитель: (зачитывает задачу №9)
Ученик: (возможный вариант ответа) фермент желудочного сока, расщепляющий белки, может действовать при температуре тела в кислой среде. Если у человека нулевая кислотность, то переваривание белков затруднено. Врач выписывает препараты, содержащие соляную кислоту, в концентрации соответствующей нормальной концентрации желудочного сока.
Учитель: (зачитывает задачу №10)
Ученик: (возможный вариант ответа) основой действия порошков «Био-С» являются биологически активные ферменты, действующие при температуре тела человека (30 – 40 град. С), при кипячении действие их прекращается.
Учитель: (зачитывает задачу №11)
Ученик: (возможный вариант ответа) концентрация солей в морской воде выше, чем в плазме крови, то есть морская вода является гипертоническим раствором по отношению к плазме крови. Поскольку растворитель движется всегда в сторону раствора с более высоким осмотическим давлением, начнется обезвоживание организма.
При обсуждении данной задачи можно разобрать пример благотворного воздействия гипертонического раствора (10% раствор NaCl) на организм при лечении гнойных ран. Если на рану наложить повязку с гипертоническим раствором, то жидкость из раны будет выходить наружу на повязку, поскольку концентрация солей в ней выше, чем внутри раны. При этом жидкость будет увлекать с собой гной, микробы, отмершие частицы тканей, в результате рана скорее очистится и заживет.
Учитель: (зачитывает задачу №12)
Ученик: (возможный вариант ответа) удушье у угоревшего наступает потому, что оксид углерода очень активно связывает гемоглобин, превращая его в стойкое соединение, не способное присоединять и транспортировать кислород.
При обсуждении данной задачи можно подчеркнуть, что 0,1% оксида углерода связывает 80% гемоглобина. Поэтому необходимо быть очень внимательными при растапливании печей, каминов, соблюдать правила безопасности.
Учитель: (зачитывает задачу №13)
Ученик: (возможный вариант ответа) это обусловлено тем, что при СПИДе повреждаются самые важные клетки Т-лимфоциты, которые отвечают за иммунитет. В результате человек оказывается беззащитным против любой инфекции, опухолевых заболеваний.
Учитель: (зачитывает задачу №14)
Ученик: (возможный вариант ответа) овощи , фрукты содержат витамины – биологически активные вещества, необходимые организму.
Учитель: (зачитывает задачу №15)
Ученик: (возможный вариант ответа) все эти предметы, части тела человека содержат большое количество грязи, микробов, которые попадают в ротовую полость и дальше в пищеварительную систему, и могут вызвать инфекционные заболевания.
При обсуждении данной задачи можно напомнить учащимся, какую опасность таят привычки пробовать на рынках немытые фрукты, овощи с грядки, а также купание в водоемах, где это запрещено.
Учитель: (зачитывает задачу №16)
Ученик: (возможный вариант ответа) болезни печени, при которых нарушаются все ее функции, приводят к летальному исходу потому, что в печени протекают такие жизненно важные процессы, как поддержание постоянства внутренней среды, обеззараживание ядовитых веществ, запасание избытка веществ в виде жиров и углеводов, образование желчи при переваривании жиров.
При обсуждении данной задачи необходимо напомнить учащимся, что огромный вред печени наносят курение и злоупотребление алкоголем.
Учитель: (зачитывает задачу №17)
Ученик: (возможный вариант ответа) алкоголь действует на болевые рецепторы и вызывает притупление чувства боли. Но боль – это предупреждение об опасности. Снятие болевых ощущений путем приема алкоголя приводит к мнимому благополучию при продолжающемся патологическом процессе.
Подведение итогов урока.
ЛИТЕРАТУРА
- Драгомилов. А.Г. Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2010.
- Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Универсальные поурочные разработки по биологии (Человек). 8(9) класс. Москва «ВАКО», 2007
- Лернер Г.И. Биология. Тема «Человек» Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы. 8-9 классы. Москва. «Эксмо», 2007
- Демьянков Е.Н. Биология. Мир человека. Задачи. Дополнительные материалы. ООО «гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/29/picture-61979-1569766319.jpg)
Классный час «Гармоничный человек - здоровый человек» для учащихся 11 класса
Возраст участников17, 18 лет. Мероприятие продолжается 40 минут, используется интерактивная доска. Подготовлена выставка «Лучшие люди мира». Тема классного часа «Гармоничный человек...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/07/picture-99885-1686103630.jpg)
Тематическое планирование БИОЛОГИЯ. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ 8 класс
Тематическое планирование "БИОЛОГИЯ. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ" (68 часов, 2 часа в неделю)Программа: А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: Программы....
Элективный курс по биологии для 10-11 классов "Человек и его здоровье"
Предлагаемая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной общеобразовательной школы, а так же для профильного обучения. Курс рас...
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/12/picture-18696.jpg)
Программа по курсу " Человек и его здоровье" 8 класс
Данный материал содержит рабочую программу учителя по курсу "Человек и его здоровье", изучаемого учащимися в 8 классе...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/05/picture-137777-1352118668.jpg)
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ. Формирование здорового образа жизни подростков Методическое пособие для учителей
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ. Формирование здорового образа жизни подростков: Питание, двигательная активность, закаливание организма. Вредные привычки и их предупреждение....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/09/picture-993045-1515526036.jpg)
Родительское собрание в 5 классе на тему: "Индивидуальное здоровье человека. Как сберечь здоровье ребенка?"
Собрание посвящено главному в жизни каждого человека - здоровью. Обсуждается то, как сберечь здоровье детей. В ходе собрания заслушиваются советы врача, учителя физической культуры и классного руковод...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/25/picture-1074309-1540483119.jpg)
Курс по выбору «Человек и его здоровье. Влияние компьютера на организм человека» 10 класс
Курс по выбору «Человек и его здоровье. Влияние компьютера на организм человека» призван способствовать формированию убеждений, направленных на созидательную деятельность и сбережение здор...