Человек и его здоровье. 8 класс
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Методическая разработка к уроку-зачету по темам:"Пищеварительная система", "Опорно-двигательная система", "Дыхательная система", "Кровеносная система".  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chelovek_i_ego_zdorove._urok_8_klass.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА №1

РАЗРАБОТКА   КОНТРОЛЬНО-ОБОБЩАЮЩЕГО   УРОКА  ПО  БИОЛОГИИ


Раздел   «Биология. Человек»     8 класс

Тема: «Человек и его здоровье»

                                                                             

                                                           Разработала: учитель биологии

                                                                          Деркач С.О.

г. Тверь

2011 г.

КОНТРОЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК

«ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ»

Цель урока: обобщить и систематизировать знания по темам : «Опорно-двигательная система», «Внутренняя среда организма», «Пищеварение».

Задачи урока: путем решения логических задач развивать мыслительные способности учащихся; показать прикладное значение биологических знаний в жизни человека; заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация урока «Человек и его здоровье», карточки.

                                              ХОД   УРОКА

  1. Организационный  момент

  1. Актуализация опорных знаний

Итоговый урок сочетает функции повторительно-обобщающего урока и урока проверки и контроля знаний. В ходе занятия учащиеся решают логические задачи, позволяющие уточнить и обобщить приобретенные знания, выявить уровень и глубину усвоения пройденного материала. Одним из важнейших показателей будет уровень активности учащихся.

Учитель: (зачитывает задачу №1)

Ученик: (возможный вариант ответа) кости пожилых людей более подвержены переломам потому, что с возрастом перекладины внутри костей делаются тонкими, редкими, а плотный наружный слой утончается, что приводит к уменьшению их прочности.

С помощью учеников повторяем, что прочность костям придают трубчатое строение и губчатое вещество.

Учитель: (зачитывает задачу №2)

Ученик: (возможный вариант ответа) при самостоятельном вправлении вывиха или соединении костей можно повредить нервы, сосуды, идущие к костям.

Здесь уместно вспомнить первую помощь при вывихах, переломах и растяжения, малоактивные ученики могут получить карточки.

Учитель: (зачитывает задачу 3№)

Ученик: (возможный вариант ответа) при недостатке гемоглобина резко повышается содержание углекислого газа, развивается кислородная недостаточность, при которой организм испытывает недостаток энергии и как следствие появляется утомляемость. Возможна также потеря сознания.

При обсуждении данной задачи необходимо вспомнить о последствиях анемии, (развитие болезней сердца,  выпадение волос, развитие неврозов и т.д.)  о причинах ее появления, а также о том, как правильное питание поможет предотвратить развитие недуга.

Учитель: (зачитывает задачу №4)

Ученик: (возможный вариант ответа) прав тот, кто предлагает ввести сыворотку. Если бактерии столбняка попали в организм, то их действие развивается быстро и для предупреждения болезни необходимо ввести готовые антитела, т.е. сыворотку.

При обсуждении данной задачи можно вспомнить о разнице между естественным и искусственным иммунитетом, а также о необходимости развивать защитные свойства организма. Наименее активные ученики получают карточки.

Учитель: (зачитывает задачу №5)

Ученик: (возможный вариант ответа) на кисти артерии предплечья распадаются на сеть артерий, тыльной и ладонной стороны, из-за чего скорость кровотока в них снижается, поэтому необходимости использования жгута нет, достаточно тугой повязки.

 

Учитель: (зачитывает задачу №6)

Ученик:   (возможный вариант ответа) переохлаждение может произойти за счет испарения воды с сырой одежды, на которое затрачивается тепло организма.

При обсуждении данной задачи необходимо обратить внимание на то, что причиной многих заболеваний является пренебрежение здоровым образом жизни. Терморегуляция нашего организма тесно связана с работой сосудов. Закаливание организма, плавание, прием воздушных ванн в сочетании с активным движением помогает «тренировать» сосуды, а значит улучшать терморегуляцию организма.  

Учитель: (зачитывает задачу №7)

Ученик:   (возможный вариант ответа)  первое блюдо – жидкое – вызывает выделение пищеварительного сока, а следовательно вызывает возбуждение аппетита.

При обсуждении данной задачи необходимо обратить внимание на то, что регулярное и правильное питание – одна из важнейших заповедей здорового образа жизни.  

Учитель: (зачитывает задачу №8)

Ученик:   (возможный вариант ответа) более эффективно введение лекарства внутривенно, лекарства, идущие через пищеварительную систему, подвергаются действиям пищеварительных ферментов и частично теряют свое  воздействие на организм. Кроме того, воздействие лекарств, введенных внутривенно, происходит быстрее, так как лекарства сразу поступают в кровь.  

При обсуждении данной задачи необходимо  напомнить ученикам, что при наличии заболеваний желудочно-кишечного тракта, может нарушаться сам процесс всасывания лекарств, а значит ослабляться сила их воздействия на организм. Это лишний раз напоминает нам о необходимости следовать заповедям здорового образа жизни.

Учитель: (зачитывает задачу №9)

Ученик: (возможный вариант ответа) фермент желудочного сока, расщепляющий белки, может действовать при температуре тела в кислой среде. Если у человека нулевая кислотность, то переваривание белков затруднено. Врач выписывает препараты, содержащие соляную кислоту, в концентрации соответствующей нормальной концентрации желудочного сока.

Учитель: (зачитывает задачу №10)

Ученик:   (возможный вариант ответа) основой действия порошков «Био-С» являются биологически активные ферменты, действующие при температуре тела человека (30 – 40 град. С), при кипячении действие их прекращается.

Учитель: (зачитывает задачу №11)

Ученик:   (возможный вариант ответа) концентрация солей в морской воде выше, чем в плазме крови, то есть морская вода  является гипертоническим раствором по отношению к плазме крови. Поскольку растворитель движется всегда в сторону раствора с более высоким осмотическим давлением, начнется обезвоживание организма.

При обсуждении данной задачи можно разобрать пример благотворного воздействия гипертонического  раствора (10% раствор NaCl) на организм при лечении гнойных ран. Если на рану наложить повязку с гипертоническим раствором, то жидкость из раны будет выходить наружу на повязку, поскольку концентрация солей в ней выше, чем внутри раны. При этом жидкость будет увлекать с собой гной, микробы, отмершие частицы тканей, в результате рана скорее очистится и заживет.

Учитель: (зачитывает задачу №12)

Ученик:  (возможный вариант ответа) удушье у угоревшего наступает потому, что  оксид углерода очень активно связывает гемоглобин, превращая его в стойкое соединение, не способное присоединять и транспортировать кислород.

При обсуждении данной задачи можно подчеркнуть, что 0,1% оксида углерода связывает 80% гемоглобина. Поэтому необходимо быть очень внимательными при растапливании печей, каминов, соблюдать правила безопасности.

Учитель: (зачитывает задачу №13)

Ученик:   (возможный вариант ответа) это обусловлено тем, что при СПИДе повреждаются самые важные клетки Т-лимфоциты, которые отвечают за иммунитет. В результате человек оказывается беззащитным против любой инфекции, опухолевых заболеваний.

Учитель: (зачитывает задачу №14)

Ученик:   (возможный вариант ответа) овощи , фрукты содержат витамины – биологически активные вещества, необходимые организму.

Учитель: (зачитывает задачу №15)

Ученик:   (возможный вариант ответа) все эти предметы, части тела человека содержат большое количество грязи, микробов, которые попадают в ротовую полость и дальше в пищеварительную систему, и могут вызвать инфекционные заболевания.

При обсуждении данной задачи можно напомнить учащимся, какую опасность таят привычки пробовать на рынках немытые фрукты, овощи с грядки, а также купание в водоемах, где это запрещено.

Учитель: (зачитывает задачу №16)

Ученик:   (возможный вариант ответа) болезни печени, при которых нарушаются  все ее функции, приводят к летальному исходу потому, что в печени протекают такие жизненно важные процессы, как поддержание постоянства внутренней среды, обеззараживание ядовитых веществ, запасание избытка веществ в виде жиров и углеводов, образование желчи при переваривании жиров.

При обсуждении данной задачи необходимо напомнить учащимся, что огромный вред печени наносят курение и злоупотребление алкоголем.

Учитель: (зачитывает задачу №17)

Ученик:   (возможный вариант ответа) алкоголь действует на болевые рецепторы и вызывает притупление чувства боли. Но боль – это предупреждение об опасности. Снятие болевых ощущений путем приема алкоголя приводит к мнимому благополучию при продолжающемся патологическом процессе.

Подведение итогов урока.  

                                           

                                    ЛИТЕРАТУРА

  1. Драгомилов. А.Г. Маш Р.Д.  Биология. Человек.  8 класс.  Издательский центр «Вентана-Граф», 2010.
  2. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Универсальные поурочные разработки по биологии (Человек).  8(9) класс. Москва «ВАКО»,  2007
  3. Лернер Г.И.  Биология. Тема   «Человек» Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы.  8-9 классы. Москва. «Эксмо», 2007
  4. Демьянков Е.Н. Биология. Мир человека. Задачи. Дополнительные материалы. ООО «гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Гармоничный человек - здоровый человек» для учащихся 11 класса

Возраст участников17, 18 лет. Мероприятие продолжается 40 минут, используется интерактивная доска.  Подготовлена выставка «Лучшие люди мира». Тема классного часа «Гармоничный человек...

Тематическое планирование БИОЛОГИЯ. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ 8 класс

Тематическое планирование "БИОЛОГИЯ. ЧЕЛОВЕК  И ЕГО ЗДОРОВЬЕ" (68 часов, 2 часа в неделю)Программа: А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: Программы....

Элективный курс по биологии для 10-11 классов "Человек и его здоровье"

Предлагаемая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной общеобразовательной школы, а так же для профильного обучения. Курс рас...

Программа по курсу " Человек и его здоровье" 8 класс

Данный материал  содержит рабочую программу учителя по курсу "Человек и его здоровье", изучаемого учащимися в 8 классе...

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ. Формирование здорового образа жизни подростков Методическое пособие для учителей

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ. Формирование здорового образа жизни подростков:  Питание, двигательная активность, закаливание организма. Вредные привычки и их предупреждение....

Родительское собрание в 5 классе на тему: "Индивидуальное здоровье человека. Как сберечь здоровье ребенка?"

Собрание посвящено главному в жизни каждого человека - здоровью. Обсуждается то, как сберечь здоровье детей. В ходе собрания заслушиваются советы врача, учителя физической культуры и классного руковод...

Курс по выбору «Человек и его здоровье. Влияние компьютера на организм человека» 10 класс

Курс по выбору «Человек и его здоровье. Влияние компьютера на организм человека» призван способствовать формированию убеждений, направленных на созидательную деятельность и сбережение здор...