Авторская разработка "Географо-биологический полевой практикум для учащихся 5-7-х классов"
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Першина Ольга Владимировна

Авторская разработка "Географо-биологический полевой практикум для учащихся 5-7-х классов".

Полевой практикум проводиться с учащимися 5-7 классов, имеющими повышенный интерес к  естественным наукам с 1 марта до середины ноября. Группами не более 15-17 человек. С 1марта до 1 мая ведуться только фенологические наблюдения и с начала мая проводяться исследования и наблюдения в парке "Терлецкая дубрава". Итоги работы подводятся во внеурочное время. Отчетом являются заполненный дневник наблюдений, выступление перед учащимися младшего звена на "неделе биологии" в школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografo-biologicheskiy_polevoy_praktikum_5-7_klass.doc228.5 КБ
Реклама
Подготовка к ЕГЭ за 4 месяца

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

попробовать бесплатно, онлайн, 40 минут

Подробнее >


Предварительный просмотр:

Москва ВАО

ГБОУ СОШ № 405

Географо-биологический полевой практикум

для учащихся 5-7-х классов

Работа проводилась в

парке «Терлецкая дубрава»

с ______________________20___г. по ___________________________20___г.

                Руководители:                                Першина О.В.

                                                                 

                Исследователь:___________________________________________

                                      ______________________________________ класс

20___г.

Схематично изобразите план парк – «Терлецкая дубрава».

Подпишите названия объектов, указанных в плане парка.

Фенологические наблюдения.

Опишите состояние погоды на день наблюдения.

Дата

Температура

Облачность

Виды облаков

Осадки

Ветер

1.


2.


3.


4.


5.


6.


Примечание:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВЕСНА.

·  Используя календарь, узнайте продолжительность дня

1 марта _________________________

1 мая ___________________________

15 марта ________________________

15 мая __________________________

1 апреля ________________________

31 мая __________________________

15 апреля _______________________

      Что происходит с продолжительностью дня весной?

_____________________________________________________________________________

·  Используя календарь погоды, определите среднюю температуру месяца

Март_________________  Апрель ______________  Май __________________

     Что происходит с температурой воздуха весной?

·  Используя календарь погоды, определите количество дней с осадками

Март_________________  Апрель ______________  Май _________________

    Каков характер осадков весной?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

·  Используя календарь погоды, определите количество облачных дней

Март_________________  Апрель ______________  Май _________________

С чем связано количество пасмурных и солнечных дней?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примечание: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОСЕНЬ.

        Заполните таблицу «Состояние погоды осенью»

Дата

Прод-ть

дня

от… до…

Средняя температура

Облачность

Осадки

Ветер

1 (сент.)


2  (окт.)


3  (нояб.)


        Что происходит с продолжительностью светового дня и температурой осенью? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Примечание:  ______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Природный комплекс.

Назовите основные компоненты природного комплекса:

  1. _____________________     3. ___________________________

2.______________________     4. ___________________________

Назовите виды природных комплексов в парке «Терлецкая дубрава»  

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примечание:  ______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Изучение природного комплекса (биогеоценоза) луга.

Изучение растительности луга.

  • Выберите участок луга размером 30м*30м (или 50м*50м), характерный для данной местности
  • Дата наблюдения ___________________________________________
  • Определите количество видов трав на этом участке _________________

из  них злаков ______________________________________________

разнотравья _______________________________________________

  • Определите, в какой фазе вегетации находятся травы (прорастание, формирование листьев и стеблей, цветение, формирование плодов, созревание плодов, увядание).

Злаки

Разнотравье

Название

Фаза вегетации

Название

Фаза вегетации

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

7

8

9

10

11

12

13

14

  • В какой фазе вегетации находятся большинство растений весной?_________________________________________________________________________________________________________________
  • Примечание: ________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Дата наблюдения ______________________________________________

  • Определите фазу вегетации

Злаки

Разнотравье

Название

Фаза вегетации

Название

Фаза вегетации

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

7

8

9

10

  • Как изменилась растительность за период между двумя наблюдениями? ____________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Определение фазы вегетации растений луга осенью.

Дата _____________________________ (сентябрь)

Злаки

Разнотравье

Название

Фаза вегетации

Название

Фаза вегетации

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

Дата _____________________________ (октябрь)

Злаки

Разнотравье

Название

Фаза вегетации

Название

Фаза вегетации

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

        Что происходит с растительностью луга осенью?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примечание:  ______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Какие вопросы возникли у Вас при наблюдении?

Запишите их. _______________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Экземпляры неизвестных Вам растений возьмите с собой для определения их названий. Сделайте из них гербарий.

Примечание:  ______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________

Для класса.

Найдите растения и заполните таблицу.

Растения, имеющие:

Название

Мочковатую корневую

систему

1.

2.

Стержневую корневую

систему

1.

2.

3.

Простые листья

1.

2.

3.

Сложные листья

1.

2.

Прикрепление листьев к стеблю

с черешком

1.

2.

Прикрепление листьев к стеблю без черешка

1.

2.

Параллельное жилкование

1.

2.

Дуговое жилкование

1.

Сетчатое жилкование

1.

2.

3.

Одиночные цветки

1.

2.

Цветки, собранные в соцветия (назовите соцветие)

1.

2.

3.

4.

5.

Наблюдение за животными луга.

Беспозвоночные луга (черви, улитки).

Дата ___________________________        Количество ____________________

Заполните таблицу

Название

Место наблюдения

Жизнедеятельность

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Какие вопросы возникли при наблюдении? _____________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата ___________________________        Количество ____________________

Заполните таблицу

Название

Место наблюдения

Жизнедеятельность

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Примечание:  ___________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Насекомые луга.

Дата ___________________________        Количество ____________________

Заполните таблицу

Название

Место наблюдения

Жизнедеятельность

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Какие вопросы возникли при наблюдении? _____________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примечание:  ___________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование влияния автомобильного транспорта

 на видовой состав луга.

  • Выберите три участка, равные по площади:

Участок А – вблизи автодороги;

Участок В – 200 – 500м от дороги;

Участок С – более 200 – 500м от дороги.

Заполните таблицу.

Количество

видов

Участок А

Участок В

Участок С


Трав


Насекомых

Сделайте выводы:  ____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Птицы луга и лесопарка.

Дата ___________________________        Количество ____________________

Опишите птиц (две и более) по плану:

1. Название _______________________________________________________

2. Размер (мелкие – как воробей, средние – как голубь, крупные, как сова) и окраска ___________________________________________________________

________________________________________________________________

3. Место наблюдения ______________________________________________

4. Характер голосов (свист, пение, карканье и т.п.) _______________________

__________________________________________________________________

5. Общение с птицами своего и других видов (голосами, игры, драки, конкуренция) ______________________________________________________

________________________________________________________________

6. Кормление (что едят, как добывают пищу) ___________________________

________________________________________________________________

Вопросы, возникшие при наблюдении _________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примечание:  _________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Млекопитающие и пресмыкающиеся луга и лесопарка.

Дата наблюдения ___________________________________________________

Заполните таблицу «Млекопитающие и пресмыкающиеся лесопарка»

Название

Место

Деятельность


1.


2.


3.

  • Таблицу можно заполнить по опросу посетителей парка.
  • Виды деятельности – скрылись от наблюдателя, грелись на солнце, кормились и т.д.

Вопросы, возникшие при наблюдении: _________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

Примечание:  _________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экология луга.

  • Назовите важнейшие факторы и ресурсы среды для:

Растений:

Животных:

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

  • Между организмами луга выявите:

Пример:

- конкуренцию                                               _______________________________

- хищничество                                        _______________________________

- паразитизм                                        _______________________________

- полезно-нейтральные                                _______________________________

отношения                                                _______________________________

- организмы, не вступающие                        _______________________________

во взаимоотношения с другими                _______________________________

                                                        ______________________________

                                                        _______________________________

Изучение природного комплекса (ПК) леса.

(биогеоценоза лесопарка).

        Выберите участок лесопарка размером 30м*30м или 50м*50м

Дата наблюдения _________________________________________

        Количество видов деревьев _______________ из них,

лиственные ___________,

 хвойные _________________,

не характерные для данной природной зоны __________________.

        Количество видов кустарников ______________, из них, не характерных для данной природной зоны _______________.

Заполните таблицу «Состояние деревьев лесопарка».

Количество деревьев

Большинство

Половина

Менее половины

1 – 3

дерева

Нет


Покрытых лишайником


Старых

Больших (имеют сухие ветки, облетает кора)


Поражены грибом – трутовиком

Определение фазы вегетации деревьев лесопарка.

  • набухание почек, распускание почек, формирование листьев и кроны, цветение, развитие плодов, распространение плодов, листопад, покой.

Дата _____________________________ (май)

Название

Фаза вегетации

Название

Фаза вегетации

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

        В какой фазе вегетации находятся большинство деревьев весной? _________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________

Дата _____________________________ (июль)

Название

Фаза вегетации

Название

Фаза вегетации

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

В какой фазе вегетации находятся большинство деревьев лесопарка летом?______________________________________________________________________________________________________________________________

Дата _____________________________ (сентябрь)

Название

Фаза вегетации

Название

Фаза вегетации

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

В какой фазе вегетации находятся большинство деревьев ранней осенью?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата _____________________________ (октябрь-ноябрь)

Название

Фаза вегетации

Название

Фаза вегетации

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

В какой фазе вегетации находятся большинство деревьев поздней осенью?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Примечание: ______________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заполните таблицу «Ярусность леса»

Название яруса

Название растений

Название животных


1.


2.


3.


4.


5.

        

В каком ярусе встречается наибольшее количество видов растений, животных? ________________________________________________________

Заполните таблицу «Травянистый ярус леса»

Весна

Лето

Ранняя осень

Поздняя осень

Количество

Из них цветущие

        Охарактеризуйте изменение растительного яруса по сезонам года _____

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Опишите жизнь насекомых и других животных травянистого (или выбранного вами) яруса леса _________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Изучение почвы лесопарка.

        Определите, какой тип почвы обладает в данной местности? _________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

        Возьмите образцы почв луга и леса, исследуйте ее и заполните таблицу.

«Почвы лесопарка и луга»

Характеристика

Луг

Лесопарк


Цвет


Влажность


Структура

Количество корней

Растений

Организмы в

Почве

        Определите, можно ли отнести почву к живой или неживой природе? Почему?

_________________________________________________________________

 

Исследование пресноводного водоема.

Пруд.

  • Дата исследования __________________________________________
  • Название ________________________________________________
  • Размер (в шагах) _________________________________________
  • Сточный или бессточный (подчеркнуть)
  • Водный режим. Покрытие льдом полное, частичное или отсутствует (подчеркнуть).
  • Прозрачность воды. Мутная, слабо прозрачная, прозрачная (подчеркнуть).
  • Цвет воды ________________________________________________
  • Характер берегов. Обрывистые, крутые, пологие (подчеркнуть)
  • Заросшие кустарником, травой, чистые (подчеркнуть)

Возьмите пробы грунта, исследуйте их. Заполните таблицу.

«Характеристика грунта пруда»

Состав

Размер (мм)

Наличие

Характеристика

Валуны

Более 100

Галька

10 - 100

Гравий

2 - 10

Песок

0,05 - 2

Глина

Менее 0,05

Ил

Отложение органического происхождения

Примечание: _______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        

Соберите коллекцию минералов. Если возможно, определите их название. Как они здесь появились?

Изучение органического мира пруда.

        Сделайте наблюдения и запишите в таблицу те организмы, которые вы увидели на пруду.

        Дата наблюдения ____________________________________________

Под водой

На поверхности

и у воды


Продуценты


Консументы

I порядка


Консументы

II порядка


Всеядные


Детрифаги

        Какую группу организмов наблюдать не удалось ___________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

        Ваши впечатления и выводы о проделанной работе:  

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Летний полевой практикум (фотолетопись)

На основании договора от 25.05.2011 года между Управлением образования, культуры и спорта администрации городского округа «Поронайский» с   ФГУ «Государственный природный заповедник «Поронай...

Экологический дневник полевого практикума

Для получения детьми непосредственного опыта общения с природой в летний период крайне желательно организовывать полевой практикум. Полевой дневник поможет ребятам научиться фиксировать свои наблюдени...

Полевой практикум "Северо-Запад России"

РАУГ (Российская Ассоциация Учителей географии) организовала очередной ежегодный практикум по маршруту Санкт-Петербург - Мурманск....

Полевой практикум МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Полевой практикумМЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ...

Летний полевой практикум

Данная методическая разработка является дополнением к программе «Твой дом», объединения «Игровая экология», для детей младшего школьного возраста в летний период времени. Разработка предста...

Военно-полевые сборы с учащимися юношами 10-х классов

План проведения воено-полевых сборов...

Полевой практикум на территории памятника природы «Грачёвская лесная дача» для 8-ых классов.

Методическая разработка практикума для учащихся 8-ых классов...