Главные вкладки

    Авторская разработка "Географо-биологический полевой практикум для учащихся 5-7-х классов"
    методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

    Першина Ольга Владимировна

    Авторская разработка "Географо-биологический полевой практикум для учащихся 5-7-х классов".

    Полевой практикум проводиться с учащимися 5-7 классов, имеющими повышенный интерес к  естественным наукам с 1 марта до середины ноября. Группами не более 15-17 человек. С 1марта до 1 мая ведуться только фенологические наблюдения и с начала мая проводяться исследования и наблюдения в парке "Терлецкая дубрава". Итоги работы подводятся во внеурочное время. Отчетом являются заполненный дневник наблюдений, выступление перед учащимися младшего звена на "неделе биологии" в школе. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon geografo-biologicheskiy_polevoy_praktikum_5-7_klass.doc228.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Москва ВАО

    ГБОУ СОШ № 405

    Географо-биологический полевой практикум

    для учащихся 5-7-х классов

    Работа проводилась в

    парке «Терлецкая дубрава»

    с ______________________20___г. по ___________________________20___г.

                    Руководители:                                Першина О.В.

                                                                     

                    Исследователь:___________________________________________

                                          ______________________________________ класс

    20___г.

    Схематично изобразите план парк – «Терлецкая дубрава».

    Подпишите названия объектов, указанных в плане парка.

    Фенологические наблюдения.

    Опишите состояние погоды на день наблюдения.

    Дата

    Температура

    Облачность

    Виды облаков

    Осадки

    Ветер

    1.


    2.


    3.


    4.


    5.


    6.


    Примечание:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ВЕСНА.

    ·  Используя календарь, узнайте продолжительность дня

    1 марта _________________________

    1 мая ___________________________

    15 марта ________________________

    15 мая __________________________

    1 апреля ________________________

    31 мая __________________________

    15 апреля _______________________

          Что происходит с продолжительностью дня весной?

    _____________________________________________________________________________

    ·  Используя календарь погоды, определите среднюю температуру месяца

    Март_________________  Апрель ______________  Май __________________

         Что происходит с температурой воздуха весной?

    ·  Используя календарь погоды, определите количество дней с осадками

    Март_________________  Апрель ______________  Май _________________

        Каков характер осадков весной?

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ·  Используя календарь погоды, определите количество облачных дней

    Март_________________  Апрель ______________  Май _________________

    С чем связано количество пасмурных и солнечных дней?

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Примечание: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ОСЕНЬ.

            Заполните таблицу «Состояние погоды осенью»

    Дата

    Прод-ть

    дня

    от… до…

    Средняя температура

    Облачность

    Осадки

    Ветер

    1 (сент.)


    2  (окт.)


    3  (нояб.)


            Что происходит с продолжительностью светового дня и температурой осенью? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

            Примечание:  ______________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Природный комплекс.

    Назовите основные компоненты природного комплекса:

    1. _____________________     3. ___________________________

    2.______________________     4. ___________________________

    Назовите виды природных комплексов в парке «Терлецкая дубрава»  

    _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Примечание:  ______________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Изучение природного комплекса (биогеоценоза) луга.

    Изучение растительности луга.

    • Выберите участок луга размером 30м*30м (или 50м*50м), характерный для данной местности
    • Дата наблюдения ___________________________________________
    • Определите количество видов трав на этом участке _________________

    из  них злаков ______________________________________________

    разнотравья _______________________________________________

    • Определите, в какой фазе вегетации находятся травы (прорастание, формирование листьев и стеблей, цветение, формирование плодов, созревание плодов, увядание).

    Злаки

    Разнотравье

    Название

    Фаза вегетации

    Название

    Фаза вегетации

    1

    1

    2

    2

    3

    3

    4

    4

    5

    5

    6

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    • В какой фазе вегетации находятся большинство растений весной?_________________________________________________________________________________________________________________
    • Примечание: ________________________________________________

    _____________________________________________________________

    _____________________________________________________________

    Дата наблюдения ______________________________________________

    • Определите фазу вегетации

    Злаки

    Разнотравье

    Название

    Фаза вегетации

    Название

    Фаза вегетации

    1

    1

    2

    2

    3

    3

    4

    4

    5

    5

    6

    6

    7

    8

    9

    10

    • Как изменилась растительность за период между двумя наблюдениями? ____________________________________________

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Определение фазы вегетации растений луга осенью.

    Дата _____________________________ (сентябрь)

    Злаки

    Разнотравье

    Название

    Фаза вегетации

    Название

    Фаза вегетации

    1

    1

    2

    2

    3

    3

    4

    4

    5

    5

    Дата _____________________________ (октябрь)

    Злаки

    Разнотравье

    Название

    Фаза вегетации

    Название

    Фаза вегетации

    1

    1

    2

    2

    3

    3

    4

    4

    5

    5

            Что происходит с растительностью луга осенью?

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Примечание:  ______________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    • Какие вопросы возникли у Вас при наблюдении?

    Запишите их. _______________________________________________

    __________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

            Экземпляры неизвестных Вам растений возьмите с собой для определения их названий. Сделайте из них гербарий.

    Примечание:  ______________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    _______________________________________________________________

    Для класса.

    Найдите растения и заполните таблицу.

    Растения, имеющие:

    Название

    Мочковатую корневую

    систему

    1.

    2.

    Стержневую корневую

    систему

    1.

    2.

    3.

    Простые листья

    1.

    2.

    3.

    Сложные листья

    1.

    2.

    Прикрепление листьев к стеблю

    с черешком

    1.

    2.

    Прикрепление листьев к стеблю без черешка

    1.

    2.

    Параллельное жилкование

    1.

    2.

    Дуговое жилкование

    1.

    Сетчатое жилкование

    1.

    2.

    3.

    Одиночные цветки

    1.

    2.

    Цветки, собранные в соцветия (назовите соцветие)

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    Наблюдение за животными луга.

    Беспозвоночные луга (черви, улитки).

    Дата ___________________________        Количество ____________________

    Заполните таблицу

    Название

    Место наблюдения

    Жизнедеятельность

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    Какие вопросы возникли при наблюдении? _____________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Дата ___________________________        Количество ____________________

    Заполните таблицу

    Название

    Место наблюдения

    Жизнедеятельность

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    Примечание:  ___________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Насекомые луга.

    Дата ___________________________        Количество ____________________

    Заполните таблицу

    Название

    Место наблюдения

    Жизнедеятельность

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    Какие вопросы возникли при наблюдении? _____________________________

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Примечание:  ___________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Исследование влияния автомобильного транспорта

     на видовой состав луга.

    • Выберите три участка, равные по площади:

    Участок А – вблизи автодороги;

    Участок В – 200 – 500м от дороги;

    Участок С – более 200 – 500м от дороги.

    Заполните таблицу.

    Количество

    видов

    Участок А

    Участок В

    Участок С


    Трав


    Насекомых

    Сделайте выводы:  ____________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________

    _________________________________________________________________

    Птицы луга и лесопарка.

    Дата ___________________________        Количество ____________________

    Опишите птиц (две и более) по плану:

    1. Название _______________________________________________________

    2. Размер (мелкие – как воробей, средние – как голубь, крупные, как сова) и окраска ___________________________________________________________

    ________________________________________________________________

    3. Место наблюдения ______________________________________________

    4. Характер голосов (свист, пение, карканье и т.п.) _______________________

    __________________________________________________________________

    5. Общение с птицами своего и других видов (голосами, игры, драки, конкуренция) ______________________________________________________

    ________________________________________________________________

    6. Кормление (что едят, как добывают пищу) ___________________________

    ________________________________________________________________

    Вопросы, возникшие при наблюдении _________________________________

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Примечание:  _________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Млекопитающие и пресмыкающиеся луга и лесопарка.

    Дата наблюдения ___________________________________________________

    Заполните таблицу «Млекопитающие и пресмыкающиеся лесопарка»

    Название

    Место

    Деятельность


    1.


    2.


    3.

    • Таблицу можно заполнить по опросу посетителей парка.
    • Виды деятельности – скрылись от наблюдателя, грелись на солнце, кормились и т.д.

    Вопросы, возникшие при наблюдении: _________________________________

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________________________________________________________

    Примечание:  _________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Экология луга.

    • Назовите важнейшие факторы и ресурсы среды для:

    Растений:

    Животных:

    1.

    1.

    2.

    2.

    3.

    3.

    4.

    4.

    5.

    5.

    • Между организмами луга выявите:

    Пример:

    - конкуренцию                                               _______________________________

    - хищничество                                        _______________________________

    - паразитизм                                        _______________________________

    - полезно-нейтральные                                _______________________________

    отношения                                                _______________________________

    - организмы, не вступающие                        _______________________________

    во взаимоотношения с другими                _______________________________

                                                            ______________________________

                                                            _______________________________

    Изучение природного комплекса (ПК) леса.

    (биогеоценоза лесопарка).

            Выберите участок лесопарка размером 30м*30м или 50м*50м

    Дата наблюдения _________________________________________

            Количество видов деревьев _______________ из них,

    лиственные ___________,

     хвойные _________________,

    не характерные для данной природной зоны __________________.

            Количество видов кустарников ______________, из них, не характерных для данной природной зоны _______________.

    Заполните таблицу «Состояние деревьев лесопарка».

    Количество деревьев

    Большинство

    Половина

    Менее половины

    1 – 3

    дерева

    Нет


    Покрытых лишайником


    Старых

    Больших (имеют сухие ветки, облетает кора)


    Поражены грибом – трутовиком

    Определение фазы вегетации деревьев лесопарка.

    • набухание почек, распускание почек, формирование листьев и кроны, цветение, развитие плодов, распространение плодов, листопад, покой.

    Дата _____________________________ (май)

    Название

    Фаза вегетации

    Название

    Фаза вегетации

    1

    1

    2

    2

    3

    3

    4

    4

    5

    5

            В какой фазе вегетации находятся большинство деревьев весной? _________________________________________________________________________________________________________________________________

    _______________________________________________________________

    Дата _____________________________ (июль)

    Название

    Фаза вегетации

    Название

    Фаза вегетации

    1

    1

    2

    2

    3

    3

    4

    4

    5

    5

    В какой фазе вегетации находятся большинство деревьев лесопарка летом?______________________________________________________________________________________________________________________________

    Дата _____________________________ (сентябрь)

    Название

    Фаза вегетации

    Название

    Фаза вегетации

    1

    1

    2

    2

    3

    3

    4

    4

    5

    5

    В какой фазе вегетации находятся большинство деревьев ранней осенью?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Дата _____________________________ (октябрь-ноябрь)

    Название

    Фаза вегетации

    Название

    Фаза вегетации

    1

    1

    2

    2

    3

    3

    4

    4

    5

    5

    В какой фазе вегетации находятся большинство деревьев поздней осенью?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Примечание: ______________________________________________________

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Заполните таблицу «Ярусность леса»

    Название яруса

    Название растений

    Название животных


    1.


    2.


    3.


    4.


    5.

            

    В каком ярусе встречается наибольшее количество видов растений, животных? ________________________________________________________

    Заполните таблицу «Травянистый ярус леса»

    Весна

    Лето

    Ранняя осень

    Поздняя осень

    Количество

    Из них цветущие

            Охарактеризуйте изменение растительного яруса по сезонам года _____

    _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

            Опишите жизнь насекомых и других животных травянистого (или выбранного вами) яруса леса _________________________________________

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Изучение почвы лесопарка.

            Определите, какой тип почвы обладает в данной местности? _________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

            Возьмите образцы почв луга и леса, исследуйте ее и заполните таблицу.

    «Почвы лесопарка и луга»

    Характеристика

    Луг

    Лесопарк


    Цвет


    Влажность


    Структура

    Количество корней

    Растений

    Организмы в

    Почве

            Определите, можно ли отнести почву к живой или неживой природе? Почему?

    _________________________________________________________________

     

    Исследование пресноводного водоема.

    Пруд.

    • Дата исследования __________________________________________
    • Название ________________________________________________
    • Размер (в шагах) _________________________________________
    • Сточный или бессточный (подчеркнуть)
    • Водный режим. Покрытие льдом полное, частичное или отсутствует (подчеркнуть).
    • Прозрачность воды. Мутная, слабо прозрачная, прозрачная (подчеркнуть).
    • Цвет воды ________________________________________________
    • Характер берегов. Обрывистые, крутые, пологие (подчеркнуть)
    • Заросшие кустарником, травой, чистые (подчеркнуть)

    Возьмите пробы грунта, исследуйте их. Заполните таблицу.

    «Характеристика грунта пруда»

    Состав

    Размер (мм)

    Наличие

    Характеристика

    Валуны

    Более 100

    Галька

    10 - 100

    Гравий

    2 - 10

    Песок

    0,05 - 2

    Глина

    Менее 0,05

    Ил

    Отложение органического происхождения

    Примечание: _______________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

            

    Соберите коллекцию минералов. Если возможно, определите их название. Как они здесь появились?

    Изучение органического мира пруда.

            Сделайте наблюдения и запишите в таблицу те организмы, которые вы увидели на пруду.

            Дата наблюдения ____________________________________________

    Под водой

    На поверхности

    и у воды


    Продуценты


    Консументы

    I порядка


    Консументы

    II порядка


    Всеядные


    Детрифаги

            Какую группу организмов наблюдать не удалось ___________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     

            Ваши впечатления и выводы о проделанной работе:  

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Летний полевой практикум (фотолетопись)

    На основании договора от 25.05.2011 года между Управлением образования, культуры и спорта администрации городского округа «Поронайский» с   ФГУ «Государственный природный заповедник «Поронай...

    Экологический дневник полевого практикума

    Для получения детьми непосредственного опыта общения с природой в летний период крайне желательно организовывать полевой практикум. Полевой дневник поможет ребятам научиться фиксировать свои наблюдени...

    Полевой практикум "Северо-Запад России"

    РАУГ (Российская Ассоциация Учителей географии) организовала очередной ежегодный практикум по маршруту Санкт-Петербург - Мурманск....

    Полевой практикум МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

    Полевой практикумМЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ...

    Летний полевой практикум

    Данная методическая разработка является дополнением к программе «Твой дом», объединения «Игровая экология», для детей младшего школьного возраста в летний период времени. Разработка предста...

    Военно-полевые сборы с учащимися юношами 10-х классов

    План проведения воено-полевых сборов...

    Полевой практикум на территории памятника природы «Грачёвская лесная дача» для 8-ых классов.

    Методическая разработка практикума для учащихся 8-ых классов...