Полевой практикум МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
элективный курс по экологии (8 класс) на тему

Казабаранова Наталья Владимировна

Полевой практикум

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Полевой практикум

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

(на примере лесной экосистемы) (10 ч, 5 дней по 2 ч)

Тема 1. Влияние леса на микроклимат

Сравнительное изучение температуры воздуха и почвы в лесу и на открытом пространстве.

Изучение изменения скорости ветра в лесу и на открытом пространстве с использованием шкалы Бофорта.

Установление зависимости между плотностью травянистого покрытия и освещенностью в различных участках леса. Визуальная шкала оценки интенсивности освещенности. Проверка полученных результатов с помощью фотоэкспонометра.

Изучение влияния фитонцидов различных растений леса на микроорганизмы с использованием микроскопа.  Наблюдения за действием сока, полученного из хвои сосны и листьев березы, черемухи и др. растений на почвенных простейших.

Тема 2. Организация и проведение мониторинговых работ.

Лишайниковый мониторинг.

Мониторинг  —  проведение систематических наблюдений с целью составления прогноза дальнейших изменений состояния окружающей среды или отдельных ее элементов.

Цель и задачи лесного экологического мониторинга: определение степени загрязнения воздуха в районе практики по видовому составу лишайников.

Простейший тест на чистоту воздуха с использованием трехбалльной шкалы: I  —  слабое загрязнение (исчезают кустистые лишайники); II  —  среднее загрязнение (исчезают листоватые и кустистые лишайники); III  —  сильное загрязнение (исчезают кустистые, листоватые и накипные лишайники — “лишайниковая пустыня”).

Составление карты загрязнения воздуха по видовому составу лишайников.

Оформление результатов наблюдений, полученных в ходе проведения мониторинга. Составление отчета.

Тема 3. Мониторинг на основе изучения эпифитных мхов

Эпифитные мхи (т.е. мхи, поселяющиеся на других растениях, главным образом на стволах и ветвях деревьев).

Закладка пробных площадок по 100 кв. м в различных участках леса. Изготовление квадрат-сеток для определения площади мохового покрытия древесных стволов.

Описание эпифитных мхов на стволах десяти деревьев по выбору в каждом квадрате — стволы обследуются на высоте 130 см; количество видов, жизненность мохового покрытия, наличие спорогонов. Зарисовка или фотографирование различных видов мхов.

Определение площади покрытия каждого исследуемого древесного ствола эпифитными мхами с помощью квадрат-сетки 20 х 20 см.

Оформление результатов наблюдений. Составление карты распространения эпифитных мхов в районе практики.

Сопоставление данных, полученных в результате проведения лишайникового мониторинга и мониторинга с помощью эпифитных мхов.

Тема 4. Хвойные деревья как индикатор загрязнения воздуха.

Комплексная оценка состояния лесной экосистемы. Лесная древесная растительность как индикатор состояния окружающей среды.

Определение уровня загрязнения воздуха по состоянию побегов, хвои и шишек хвойных деревьев (сосны и ели).

Оценка состояния лесной экосистемы в районе практики на основе анализа результатов исследования, проведенного по различным методикам.

Тематика занятий полевого практикума на основе

курса «Экология» (8 класс)

  • Комплексное изучение водной экосистемы (на примере водоема, малой реки и т.д.).
  • Изучение почв своей местности. Влияние человека на почвы.
  • Наземные экосистемы: сравнительная характеристика экосистем своей местности (например, леса и луга).
  • Изучение приспособленности организмов к различным средам жизни.
  • Влияние деятельности человека на окружающую среду (комплексная характеристика).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие экологического кружка "Радонежье". Воспитание и формирование здорового образа жизни, направленного и на улучшение состояния окружающей среды. "Экологическая составляющая "проблем 2012".

Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духов-но-нравственную и социальную ценность, с...

Описание состояния окружающей среды.6 кл

Урок развития речи по русскому языку по учебнику М.М. Разумовской, 6 класс...

Конспекты по экологии с контрольными вопросами по темам: № 1: Введение. Современное состояние окружающей среды, № 2: Глобальные проблемы экологии, № 3: Принципы рационального природопользования.

Конспекты по экологии по темам: 1.Введение. Современное состояние окружающей среды., 2.Глобальные проблемы экологии., 3.Принципы рационального природопользования. К конспектам прилагаются контрольные ...

План- конспект урока по русскому языку"Описание состояния окружающей среды".

План- конспект урока по русскому языку" Описание состояния окружающей среды"....

Педагогический проект «Влияние состояния окружающей среды на здоровье горожан»

Цели проектаИзучение состояния окружающей среды в Петродворцовом районе города Санкт-Петербурга и влияние его на здоровье жителей.Воспитание экологической культуры учащихсяРазвитие познавательных спос...

Брошюра "Оценка состояния окружающей среды в районе Самарово города Ханты-Мансийска методом палиноиндикации"

         Целью нашей работы стало определение состояния природной среды Самарово города Ханты-Мансийска с помощью палиноиндикации....