Педагогический проект «Влияние состояния окружающей среды на здоровье горожан»
проект по экологии (8 класс) по теме

Цели проекта

  1. Изучение состояния окружающей среды в Петродворцовом районе города Санкт-Петербурга и влияние его на здоровье жителей.
  2. Воспитание экологической культуры учащихся
  3. Развитие познавательных способностей, поиска и анализа информации, коммуникативных навыков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение лицей №419

Петродворцового района города Санкт–Петербурга

Педагогический проект

«Влияние состояния окружающей

среды на здоровье горожан»

учитель химии

Ягупова Наталья Михайловна

Содержание

  1. Цели и задачи педагогического проекта                                       3
  2. Способ реализации проекта в учебном процессе                         4
  3. Методические материалы  и разработки занятий проекта          5
  4. Результаты работы                                                                          9
  5. Выводы                                                                                            10
  6. Литература                                                                                      11

Цели и задачи педагогического проекта

Как мало 45 минут для объяснения материала, как мало времени успеть всё рассказать и опросить, уделить внимание всем ученикам, раскрыть их таланты, заинтересовать. Многие учителя будут согласны со мной. А как же воспитание? Порой об этом мы совсем забываем, потому что не успеваем…..

Формулы, уравнения, опыты, законы и задачи. В  перечисленном основа урока химии. Случается урок пройдёт а решена одна задача. Какая воспитательная составляющая была осуществлена? Усердие. Но этого недостаточно.

Дать знания по предмету, научить – задача учителя, которая должна реализоваться во время урока обязательно. Воспитание учеников за частую переходит во внеурочное время.

Педагогические проекты на различные темы позволяют учителю осуществлять воспитательные цели

У современного человека может быть много ценностей духовных, культурных, материальных. Мы учим детей ценить знания, историю, культуру свободу. Учим ставить цели и добиваться их. В наши дни люди стремясь к успеху, совершенно забывают о своём здоровье. Поэтому при выборе темы своего педагогического проекта я сразу определилась с тем, что он будет связан с этой проблемой. Дети должны не только много знать и уметь, они должны быть здоровы, должны здоровье ценить и понимать от чего оно зависит, что на него влияет.

Цели проекта 

  1. Изучение состояния окружающей среды в Петродворцовом районе города Санкт-Петербурга и влияние его на здоровье жителей.
  2. Воспитание экологической культуры учащихся
  3. Развитие познавательных способностей, поиска и анализа информации, коммуникативных навыков

Задачи.

  1. Разработать тематическое содержание занятий по проекту для учащихся.
  2. Подборка материала к занятиям
  3. Разработка методов и способ исследования состояния окружающей среды, а также оценки здоровья людей.
  4. Анализ литературы по данной тематике
  5. Оформление проекта с учащимися и представление его на различных мероприятиях.

Способ реализации проекта в учебном процессе

  1. Элективный курс по химии, экологии, географии и биологии
  2. Внеурочная деятельность.
  3. Индивидуальная работа с учащимися.

В ГБОУ лицей №419 города Санкт-Петербурга уже несколько лет ведет свою работу научное общество учащихся. В рамках этого объединения учеников и учителей реализуется работа над различными проектами. Работа над данным проектом осуществлялась в научном обществе.

В конце учебного года результаты работы были представлены на итоговом заседании научного общества. Были определены лучшие проекты.

Методические материалы

и разработки занятий проекта

Название занятия

Цели занятия

Основное содержание

Применяемые методы

1

Современное понимание окружающей среды

Развить понимание учащимся термина «окружающая среда»

Согласно закону об охране окружающей среды, окружающая среда – это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов

Работа в группах по формулированию вопросов к иллюстрации, обсуждение классификации вопросов .

2

Взаимосвязи в окружающей среде

Способствовать развитию системного мышления и видения мира как сложной системы взаимосвязанных компонентов

Уважение границ биосферы, лимитов природных ресурсов, используемых для развития экономики и общества

Составление схемы взаимоотношений в экологически устойчивом обществе

3

Обсуждение состояния окружающей среды

Акцентировать внимание учащихся на необходимости постоянного мониторинга состояния окружающей среды, выявить показатели качества среды, важные для самих учащихся, актуализировать понимание взаимосвязи человека и окружающей среды, подготовить учащихся к осуждению отдельных аспектов состояния окружающей среды

Индикаторы и показатели состояния окружающей среды, способы мониторинга качества среды, цели проведения мониторинга и оценки состояния окружающей среды

Работа в группах по обсуждению собственных показателей и важных аспектов качества среды, работа с учебным текстом

4

Кому нужна информация о состоянии окружающей среды

Проинформировать учащихся о правах граждан на доступ к экологической информации, стимулировать размышление о важности экологической информации

В каких ситуациях и кому нужна экологическая информация

Обсуждение в группах

5

Качество атмосферного воздуха Санкт-Петербурга

 Стимулировать размышление о проблемах загрязнения воздуха. Расширить представления учащихся о причинах и источниках загрязнения воздуха

Динамика некоторых показателей качества воздуха. Источники загрязнения в Петродворцовом районе

Работа в группах. Создание плаката или другого творческого продукта об источниках и состоянии атмосферного воздуха

6

Санкт-Петербург – город воды

Обратить внимание учащихся на экологическое состояние водных объектов города, помочь им задуматься о связи качества водной среды и качества жизни

Индекс загрязнения воды

Оставление диаграммы « Как работает вода»

7

 Нева – главная водная артерия города

Ознакомить учащихся с экологическим состоянием вод реки Нева

Современное экологическое состояние реки Нева

Работа с учебным текстом

8

Водные объекты Петродворцового района

Ознакомить учащихся с водными ресурсами Петродворцового района и их экологическим состоянием

Этапы очистки воды до питьевого качества. Система подвода воды к фонтанам Нижнего и Верхнего парка Петергофа

Экскурсия по системе прудов, озер и каналов подводящих воду к фонтанам Петергофа. Анализ проб воды.

9

Экологическое состояние почв

Показать учащимся взаимосвязь между экологическим состоянием почв и качеством воды, воздуха и растительного мира

Роль почв в городе. Необходимость сохранения городских почв. Состояние городских почв

Анализ образцов почв района.

10

Причины загрязнения почв и их устранение

Помочь осознать основные причины загрязнения городских почв и последствия этого процесса

Загрязнение почв влияет на здоровье человека

Работа в группах

11

Обсуждаем проблемы отходов

Привлечь внимание учащихся к проблеме отходов. Выяснить уровень представлений и заинтересованности этой темой

Причины проблем, связанных с отходами. Взаимосвязи социального, природного и экономического аспектов окружающей среды

Работа с фотографиями.

Сбор мнений и эмоциональных откликов учащихся.

12

Влияние отходов на нашу жизнь

Способствовать развитию понимания сути проблемы отходов

Последствия захоронения отходов на свалках. Опасности, связанные с отходами

Работа в группах по анализу учебного текста

13

Что нам делать с отходами?

Познакомить учащихся с различными подходами, применяемыми при решении проблемы отходов. Стимулировать критическое осмысление эффективности различных решений

Различные подходы к решению проблемы отходов.

Групповая работа по обсуждению стимульных материалов

14

Здоровье и окружающая среда

Актуализировать и систематизировать знания школьников о взаимосвязи здоровья человека и состояния окружающей среды

Состояние окружающей среды – один из основных факторов, определяющий здоровье человека. Многие наши повседневные действия оказывают влияние на окружающую среду и, через неё – на наше здоровье

Обсуждение изображений на фотографиях

15

Состояние среды обитания и её влияние на здоровье людей

Развить понимание учащимися взаимосвязи здоровья людей и различных событий и явлений

Последствия происходящие в городе событий для здоровья людей

Работа в группах. Презентация работ

16

Состояние здоровья жителей Петродворцового района

Влияние состояния воздуха, воды и почвы на здоровье горожан

Заболевания человека, вызванные загрязнением окружающей среды

Составление анкеты –вопросника о здоровье жителей Петродворцового района

17

Город и здоровье

Анализ работы над проектом. Систематизация полученной информации и знаний

Подготовка доклада и презентации к выступлению на заседании Научного общества

18

Итоговое занятие

Подготовка к выступлению

Занятия рассчитаны для учащихся с 5 по  8 класс.

Результаты работы

  1. Оформлен доклад на тему «Влияние окружающей среды на здоровье горожан»
  2. Создана презентация «Влияние окружающей среды на здоровье горожан»
  3. Защита доклада и презентации на заседании Научного общества лицея, на районном этапе олимпиады по экологии

Выводы

Результатом реализации данного проекта  является решение следующих задач.

  1. Развитие интереса школьников к вопросам окружающей среды.
  2. Развитие понимания причин, проявлений, последствий и путей решения экологических проблем.
  3. Развитие коммуникативных навыков, критического и системного мышления, умения анализировать информацию, определять и высказывать собственную точку зрения на обсуждаемые вопросы.
  4. Развитие понимания окружающей среды как сложной системы взаимозависимых компонентов, понимания роли лимитов природы как факторов, определяющего пределы развития экономики и общества.
  5. Развитие понимания ценности здоровья человека и его зависимости от состояния окружающей среды.

Литература

  1. Алексеев С. В., Гущина Э. В. Город и окружающая среда: Пособие для учителя. Под ред.С. В. Алексеева. – СПб.: Крисмас+ 2003.
  2. Экологическая обстановка в Санкт-Петербурге. Под ред.Д. А. Голубева, Н. Д. Сорокина.- СПб.: Формат Т, 2010
  3. Алексеев С. В., Тутынина Е. В. Школьый экологический мониторинг в Санкт-Петербурге: состояние, проблемы, перспективы. – СПб.: Политехника, 2005
  4. Окружающая среда Санкт- Петербурга: книга для детей и их родителей. Научно-популярное издание. СПб. ООО « Сезам – Принт»,2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "ВЛИЯНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА"

познакомить учащихся с современным состоянием окружающей среды и влиянием его на здоровье человека....

ВЛИЯНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

: познакомить учащихся с современным состоянием окружающей среды и влиянием его на здоровье человека....

ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

ЦЕЛЬ: Сформировать представление о влиянии некоторых экологических факторов на состояние сердечнососудистой системы....

Занятие по ОБЖ "Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека"

Цель: Показать учащимся в ходе выполнения практических заданий влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека, рассмотреть основные способы защиты от неблагоприятных факторов среды, сох...

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье

Для проведения интегрированного урока...

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье

Для проведения уроков в 8 - 11 классе...

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 7 «Здоровье человека и факторы, на него влияющие», урок 32 «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека».

Данная презентация иллюстрирует тридцать второй урок ОБЖ в 6 классе  «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для...