Элективный курс"Основы цитологии"
рабочая программа по биологии (11 класс) по теме

Гейнц Наталья Ивановна

Пояснительная записка

Рабочая   программа  элективного  курса в  11 классе, составлена на основе  учебно-методического пособия

А.А.Кириленко  «Молекулярная биология».

Предлагаемый элективный курс содержит сведения о клетке - единице живой природы, предназначен для учащихся 10-11 классов, проявляющих интерес к цитологии и биохимии, он поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Изучение элективного курса поможет в выборе дальнейшего обучения и профессиональной деятельности.

Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам. Учащиеся совершенствуют умения подготовки рефератов, докладов, сообщений по избранной теме, отрабатывают технику эксперимента.

Элективный курс рассчитан на 34 часов. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение лабораторных работ, проведение семинаров.

Цель курса:

 формировать умение выявлять, раскрывать, использовать связь строения и функции клетки. Закрепить умения необходимые для проведения лабораторных работ. Привлечь учащихся к самостоятельной работе с дополнительной литературой.

Задача курса:

формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний в биологии, помощь учащимся в удовлетворении интересов, увлекающихся цитологией и биохимией. Подготовка учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Данная программа является основой  для составления календарно – тематического планирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Основы цитологии279.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  КОРЕНОВСКИЙ РАЙОН  КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                            УТВЕРЖДЕНО

                                                                                                                                                                       Решение педсовета протокол № 1                                                                      от 30 августа 2013 года                                                                                                                                                                    Председатель педсовета

    _______________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                 ЭЛЕКТИВНОГО  КУРСА      «Основы цитологии»

Ступень обучения: среднее (полное) общее образование, 11 класс

Количество часов:  34                            Уровень: базовый

Учитель: Гейнц Н.И.

Программа разработана на основе учебно-методического пособия

А.А.Кириленко  «Молекулярная биология», Ростов  -на- Дону. Издательство «Легион», 2011 год.

Пояснительная записка

Рабочая   программа  элективного  курса в  11 классе, составлена на основе  учебно-методического пособия

А.А.Кириленко  «Молекулярная биология».

Предлагаемый элективный курс содержит сведения о клетке - единице живой природы, предназначен для учащихся 10-11 классов, проявляющих интерес к цитологии и биохимии, он поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Изучение элективного курса поможет в выборе дальнейшего обучения и профессиональной деятельности.

Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам. Учащиеся совершенствуют умения подготовки рефератов, докладов, сообщений по избранной теме, отрабатывают технику эксперимента.

Элективный курс рассчитан на 34 часов. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение лабораторных работ, проведение семинаров.

Цель курса:

 формировать умение выявлять, раскрывать, использовать связь строения и функции клетки. Закрепить умения необходимые для проведения лабораторных работ. Привлечь учащихся к самостоятельной работе с дополнительной литературой.

Задача курса:

формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний в биологии, помощь учащимся в удовлетворении интересов, увлекающихся цитологией и биохимией. Подготовка учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Данная программа является основой  для составления календарно – тематического планирования.

Таблица тематического распределения  количества часов:

№ темы

Разделы, темы

Количество часов

Рабочая программа

1.

Методы биологии. Основные этапы научного исследования

1

2.

Знаменательные даты в развитии биологии клетки.

1

3.

Химический состав клетки

16

4.

Строение клетки

5

5.

Метаболизм клетки

9

6.

Эволюция клетки

2

итого

              34

2.Содержание обучения:

Тема 1. Методы биологии. Основные этапы научного исследования

Методы биологии. Основные этапы научного исследования

Тема 2. Знаменательные даты в развитии биологии клетки.

Знаменательные даты в развитии биологии клетки

Тема3 . Химический состав клетки

Элементарный химический состав клетки. Значение важнейших химических элементов для клетки и организма

Химические вещества клетки. Вода, свойства и функции Минеральные соли, функции Биополимеры.

Углеводы, классификация, свойства и функции  Липиды, классификация, свойства и функции

Белки,  строение, свойства и функции. Ферменты Нуклеиновые кислоты

Сравнительная характеристика ДНК и РНК . Правила Чаргаффа .  АТФ.

 Практическая работа  № 1. Решение биологических задач.

Практическая работа № 2. Решение биологических задач.

Практическая работа № 3. Решение биологических задач.

Практическая работа № 4. Решение биологических задач.

Тема 4.       Строение клетки

Клеточная теория. Эукариотическая  клетка.

 Лабораторная работа 1 . Устройство микроскопа и техника микроскопирования

Сравнительная  характеристика  строения  и функций эукариотической и прокариотической клеток

Сравнительная  характеристика   строения клеток эукариот

Лабораторная работа 2.  Особенности строения клеток прокариот и эукариот. Клетки растений и животных.

Тема 5. Метаболизм клетки

Типы питания живых организмов.  Понятие о метаболизме.  Транспорт веществ.  Энергетический обмен.

Пластический обмен. Практическая работа № 3. Решение биологических задач. Фотосинтез.  Хемосинтез.

Тема 6. Эволюция клетки

Теория эволюции прокариот и эукариот

Итоговая конференция "Первичные этапы биологической эволюции на Земле".

Перечень практических работ:

Лабораторная работа 1 . Устройство микроскопа и техника микроскопирования.

Лабораторная работа 2.  Особенности строения клеток прокариот и эукариот. Клетки растений и животных.

Практическая работа № 1. Решение биологических задач.

Практическая работа №2. Решение биологических задач.

Практическая работа №3. Решение биологических задач.

Практическая работа №4. Решение биологических задач.

4. Требования к подготовке учащихся по предмету:

знать

-общие приемы работы с тестовыми заданиями различной сложности по молекулярной биологии, ориентироваться в программном материале, уметь четко формулировать свои мысли.

Уметь

-правильно распределять время при выполнении тестовых работ;

-правильно решать задачи базового и повышенного уровня;

-решать биологические задачи.

- искать нужную  информацию с помощью справочной и энциклопедической литературы и Интернета.

5.Список рекомендуемой  учебно- методической литературы

1.А.А.Кириленко «Молекулярная биология». Ростов- на- Дону. Издательство  «Легион»,  2011 год 

2.Форосин В.Н., Сивоглазов В.И. «Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология». Москва. Издательство «Дрофа», 2003 год 

3. Акимов С.С., АхмалищеваА.Х.,Хренов А.Б. «Биология в таблицах, схемах, рисунках», Москва. Издательство «Лист», 1996год.

4.Либерман Е.А. «Живая клетка». Москва. Издательство «Мир», 1985 г.

5. Ермолаев.М.В. «Биологическая химия.» Москва. Издательство "Медицина", 1984 г.

6. РувинскийА.О. « Общая биология». Москва. Издательство "Просвещение", 1993 г.

7. В.Б.Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И.Сонин, Е.Т. Захарова. «Общая биология». Профильный уровень. 10 класс.

8. В.М.Высоцкая. « Поурочные планы» по учебнику В.Б.Захарова, Н.И.Сонина.

9. Фросин В.Н. « Общая биология», 9-11 классы. Тематические тестовые задания. Москва Издательство «Дрофа».2011  (ЕГЭ: шаг за шагом).

10. Н.И.Сонин. «Лучшие нестандартные уроки». Пособие для учителя. Москва Издательство "Дрофа", 2004 год.

11.Вельш У., Шторх Ф. « Введение в цитологию». Перевод с нем. Москва. Издательство «Мир», 1986 г.

               Согласовано                                                                                                                                     Согласовано                Протокол заседания ШМО

           учителейестественно-матнматических наук

        от   29.08.2013 года  № 1                                                                                                                  Заместитель директора по  УМР                                                                                                                                      

            _____________________________                                                                                                

                     « 29»  августа 2013 года                                                                                                                    ____________________________                                                                                                                

                                                                                                                                                                              «_ 30   » августа  2013 года  

     

  Согласовано                                                                                                                      

Заместитель директора  по УМР

                                                                                                           

  ____________________________                                                                                                                

«_  30  »  августа  2013 года  

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  КОРЕНОВСКИЙ РАЙОН

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ

 ПЛАНИРОВАНИЕ

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА    ПО   БИОЛОГИИ 

«Прикладная биология»

   

Класс:        11  

Учитель:   ГейнцН.И.

Количество часов:  всего  34 часа,  в неделю 1 час;

Планирование составлено  на основе рабочей программы  элективного курса по биологии для 11 класса,

утвержденной   решением педагогического совета протокол № 1 от 30.08.2013 года, учитель  - Гейнц Н.И.


урока


Содержание

(разделы, темы)

Количество часов

Дата проведения

Оборудование урока


Планируемая


Фактическая

Тема 1. Методы биологии. Основные этапы научного исследования

1

Методы биологии. Основные этапы научного исследования

02.09-07.09

07.09

Дополнительная литература. Фрагмент диска по теме урока

Тема 2. Знаменательные даты в развитии биологии клетки.

2

Знаменательные даты в развитии биологии клетки

09.09-14.09

14.09

Дополнительная литература. Фрагмент диска по теме урока

Тема3 . Химический состав клетки

16ч

3

Элементарный химический состав клетки.

16.09-21.09

Дополнительная литература. Фрагмент диска по теме урока

Презентация по теме урока Тесты

4

Значение важнейших химических элементов для клетки и организма

23.09 - 28.09

28.09

Дополнительная литература. Фрагмент диска по теме урока

Тесты

5

Химические вещества клетки.

30.09 – 05.10

05.10

Дополнительная литература. Фрагмент диска по теме урока

Презентация по теме урока» Тесты

6

Вода, свойства и функции

07. 10- 12.10

12.10

Таблица: « Строение молекулы воды», Дополнительная литература. Фрагмент диска по теме урока Тесты            

7

Минеральные соли, функции

14. 10- 19.10

19.10

Дополнительная литература. Фрагмент диска по теме урока

8

Биополимеры.

21. 10- 26.10

26.10

Дополнительная литература. Фрагмент диска по теме урока

Динамическое пособие Тесты

9

Углеводы, классификация, свойства и функции

28. 10- 2.11

2.11

Дополнительная литература. Фрагмент диска по теме урока

Презентация по теме урока

10

Липиды, классификация, свойства и функции

11.11. -16.11

16.11

Дополнительная литература. Фрагмент диска по теме урока

Презентация по теме урока

11

Белки,  строение, свойства и функции.

18.11. -23.11

23.11

Дополнительная литература. Фрагмент диска по теме урока

Презентация по теме урока

Динамическое пособие Тесты

12

Ферменты

25.11. -30.11

30.11

Дополнительная литература. Фрагмент диска по теме урока

Тесты

13

Нуклеиновые кислоты

2.12 – 7.12

7.12

Дополнительная литература. Фрагмент диска по теме урока

Презентация по теме урока Тесты

14

Сравнительная характеристика ДНК и РНК

09.12- 14.12

14.12

Дополнительная литература. Фрагмент диска по теме урока

Презентация по теме урока Тесты

15

Правила Чаргаффа. Пр. р. № 1. Решение биологических задач.

16.12- 21.12

21.12

Дополнительная литература. Фрагмент диска по теме урока

Тесты

16

АТФ

23.12- 28.12

28.12

Дополнительная литература. Фрагмент диска по теме урока

Тесты

17

Практическая работа № 2. Решение биологических задач.

13.01-18.01

18.01

Тесты

18

Практическая работа № 3. Решение биологических задач.

20.01-25.01

25.01

Тесты

Тема 4.       Строение клетки

19

Клеточная теория

27.01-01.02

01.02

Дополнительная литература. Фрагмент диска по теме урока

Презентация по теме урока Тесты

20

Эукариотическая  клетка.

 Лабораторная работа 1 . Устройство микроскопа и техника микроскопирования

3.02-08.02

08.02

Дополнительная литература.

Презентация по теме урока

Микроскопы, набор для л. р.

21

Сравнительная  характеристика  строения  и функций эукариотической и прокариотической клеток

10.02 – 15.02

15.02

Дополнительная литература. Фрагмент диска по теме урока

Презентация по теме урока Тесты

22

Сравнительная  характеристика   строения клеток эукариот

17.02 – 22.02

22.02

Таблица: « Строение растительной клетки», Таблица: « Строение митохондрий и пластид  растительной клетки», Тесты

23

Лабораторная работа 2.  Особенности строения клеток прокариот и эукариот. Клетки растений и животных.

24.02- 01.03.

01.03

Микроскопы, набор для л. р.

Тема 5. Метаболизм клетки

24

Типы питания живых организмов

03.03 -08.03

Дополнительная литература. Фрагмент диска по теме урока

Презентация по теме урока Тесты

25

Понятие о метаболизме

10.03- 15.03

15.03

Дополнительная литература. Фрагмент диска по теме урока

Презентация по теме урока Тесты

26

Транспорт веществ

17.03- 22.03

22.03

Презентация по теме урока

27

Энергетический обмен

01.04-05.04

05.04

Таблица: « Этапы энергетического обмена» Дополнительная литература. Фрагмент диска по теме урока

Презентация по теме урока Тесты

28

Энергетический обмен

07.04-12.04

12.04

Таблица: « Этапы энергетического обмена» Дополнительная литература. Фрагмент диска по теме урока

Презентация по теме урока Тесты

29

Пластический обмен.

14.04-19.04

19.04

Дополнительная литература. Фрагмент диска по теме урока

Тесты

30

Пластический обмен. Практическая работа № 4 . Решение биологических задач.

21.04-26.04

26.04

Дополнительная литература. Фрагмент диска по теме урока

31

Фотосинтез.  

28.04-03.05

03.05

Дополнительная литература. Фрагмент диска по теме урока

Тесты

32

Хемосинтез

05.05-10.05

10.05

Дополнительная литература. Фрагмент диска по теме урока

Тесты

Тема 6. Эволюция клетки

33

Теория эволюции прокариот и эукариот

12.05-17.05

17.05

Дополнительная литература.

34

Итоговая конференция "Первичные этапы биологической эволюции на Земле".


19.05-24.05

24.05

итого

Л.работ- 3;      ПР. работ- 4

34ч

Приложение

Лабораторные  работы

 к элективному курсу

Лабораторная работа. Тема. Устройство световых микроскопов и техника микроскопирования.

Цель. На основе знаний устройства светового микроскопа освоить технику микроскопирования и приготовления временных микропрепаратов. Ознакомиться с правилами оформления лабораторной работы.

Оборудование. Микроскоп на каждого ученика. Предметные и покровные стекла, пипетки, стаканчики с водой, вата, пинцеты, ножницы, тетрадь, альбом. Схема устройства микроскопа и его частей.

Ход работы.

Рассмотрите основные части микроскопа: механическую, оптическую и осветительную.

К механической части относятся штатив, предметный столик, тубус, револьвер, макро- и микрометрические винты.

Оптическая часть микроскопа представлена окулярами и объективами. Окуляр (лат.okulus -глаз) находится в верхней части тубуса и обращен к глазу.

Это система линз, заключенных в гильзу. По цифре на верхней поверхности окуляра можно судить о кратности его увеличения (х 7, х 10, х 15). Окуляр можно вынуть из тубуса и заменять по мере необходимости. На противоположной стороне тубуса вращающая пластина, или револьвер (лат. rewolvo) - вращаю), в которой три гнезда для объективов. Объектив - система линз, они имеют различную кратность. Различают объектив малого увеличения (х 8), объектив большого увеличения (х 40) и иммерсионный объектив для изучения мелких объектов (х 90).

Общее увеличение микроскопа равно увеличению окуляра, умноженному на увеличение объектива.

Осветительная часть состоит из зеркала, конденсора и диафрагмы.

Конденсор находится между зеркалом и предметным столиком. Он состоит из двух линз. Для перемещения конденсора существует винт, расположенный кпереди от микроскопа и макрометрического винта. При опускании кондесора освещенность уменьшается, приподнимании увеличивается. Меняя положение пластинок диафрагмы, с помощью специальной ручки можно регулировать освещение.

Задание. Зарисовать микроскоп и пометить его части.

Правила работы с микроскопом.

1.Установить микроскоп штативом к себе, предметным столиком от себя.

2.Поставить в рабочее положение объектив малого увеличения.

3.Глядя в окуляр левым глазом, вращайте зеркало в разных направлениях, пока поле зрения не будет освещено ярко и равномерно.

4.Положите на предметный столик приготовленный препарат (покровным стеклом вверх), чтобы объектив находился в центре отверстия предметного столика.

5.Под контролем зрения медленно опустить тубус с помощью макровинта, чтобы объектив находился на расстоянии 2мм от препарата.

6.Смотреть в окуляр и медленно поднимать тубус, пока не появится изображение объекта.

7.Для того чтобы перейти к рассмотрению объекта при большом увеличении микроскопа, надо отцентрировать препарат, т.е. поместить объект в центр поля зрения.

8.Вращая револьвер, перевести в рабочее положение объектив большого увеличения.

9.Опустить тубус под контролем глаза (смотреть не в окуляр, а сбоку) почти до прикосновения с препаратом.

10.Глядя в окуляр, медленно поднимать тубус, пока не появится изображение.

11.Для тонкой фокусировки использовать микроскопический винт.

12.При зарисовке препарата смотреть в окуляр левым глазом.

Задание. Переписать правила работы с микроскопом в тетрадь для лабораторных работ.

Методика приготовления временного препарата.

1.Взять предметное стекло, держа его за боковые грани, положить на стол.

2.Поместить в центр стекла объект, например кусочки ваты длиной 1,5 см. Пипеткой нанести на объект одну каплю воды.

3.На предметное стекло положить покровное стекло.

4.Рассмотреть готовый препарат.

5.Зарисовать в альбом, как выглядят волокна ваты при малом и большом увеличении.

Микроскопирование простейших.

1.Взять воду из давно аквариума. Взять каплю вместе с веточкой водоросли или листочком ряски и смотреть в микроскоп под малым увеличением. Обычно видны разнообразные простейшие: туфельки, амебы - свободно живущие и прикрепленные к водоросли (сувойки). В воде могут быть мелкие черви и ракообразные (циклопы, дафнии). Рассматривая этот препарат, можно потренироваться в наведении микроскопа на движущиеся объекты. ( То есть научиться фиксировать микроскоп).

Правила оформления лабораторной работы.

Необходимым элементом микроскопического изучения объекта является его зарисовка в альбом; иметь альбом 30х21 см и карандаш (простой и цветные).

1.Рисовать можно только на одной стороне листа.

2.До начала зарисовки вверху страницы записать название темы.

3.Рисунок должен быть крупным, детали хорошо различимы.

4.Рисунок должен правильно отображать формы; соотношение объема и размеров отдельных частей и целого.

Сначала надо нарисовать контур объекта (крупно), затем внутри контуры деталей, и после этого четко вырисовать их.

5.Рисовать, четко повторяя все линии объекта. Для этого надо не отрывать глаз от микроскопа, а только переключать внимание с объекта на рисунок (этому надо учиться).

6.К каждому рисунку надо дать обозначение частей. Все надписи должны быть параллельны друг другу. К отдельным частям объекта ставят стрелочки, против каждой писать название. Для выполнения лабораторных работ надо иметь альбом и тетрадь для записи текстового материала и выполнения схем.

Лабораторная работа. Тема. Особенности строения клеток прокариот и эукариот. Клетки растений и животных.

Цель. На основе изучения клеток бактерий (прокариот), растений и животных (эукариот), обнаружить основные черты сходства в строении бактерий, животных и растений как показатель единства организации живых форм.

Оборудование.

1.Микроскоп.

2.Предметные стекла и покровные.

3.Пипетки, стаканы с водой, пинцеты, скальпели, настой йода, водный раствор туши.

4.Фуксин, метиленового синего, настой мяса, рыбы или овощей, пленка лука.

Таблица строения бактериальных, растительных и животных клеток.

Ход работы.

1.Заранее приготовить настой из различных продуктов: мяса, рыбы, белка яйца.

2.Небольшое количество материала измельчить и поместить в колбу, добавить на кончик скальпеля мела. Залить водой на 2/3 объема.

3.Колбу с настоем выдержать в тепле (темнота) 3 - 5 дней. За это время в среде накапливается много разнообразных бактерий.

4.На предметное стекло поместить каплю настоя. Препарат рассмотреть, пользуясь объективом х 40, но можно попробовать и х 90. (Временный препарат готовят по правилам, представленным в предыдущей работе).

5.Добавить каплю туши. На общем фоне клетки бактерий неокрашенные.

6.Зарисовать клетки бактерий.

7.Приготовить временные препараты растительной и животной клеток.

От кусочка луковицы отделить мясистую чешуйку. На внутренней стороне находится тонкая пленка. Снять пленку, отрезать. Положить на предметное стекло, набрать пипеткой раствор йода, капнуть на пленку, накрыть покровным стеклом. Рассмотреть при малом увеличении. Крупные округлые ядра в клетках окрашены йодом в желтый цвет.

Перевести на большое увеличение и найти оболочку клетки. В ядре можно заметить 1 -2 ядрышка, иногда видна зернистая структура цитоплазмы.

Неокрашенные пустоты в цитоплазме клеток представляют собой вакуоли.

8.Зарисовать несколько клеток. Обозначить: 1)оболочку; 2)цитоплазму; 3)ядро; 4) вакуоли (если они видны).

Можно приготовить препарат листа элодеи. Можно увидеть хлоропласты - пластиды зеленого цвета. Ядра в неокрашенных клетках не видны.

9.Клетки животного можно рассмотреть на готовом препарате. Зарисовать. На рисунке должны быть обозначены: 1)оболочка; 2)цитоплазма; 3)ядро.

10.Провести совместное обсуждение.

Какие положения клеточной теории можно подтвердить результатами проведенной работы?

Лабораторная работа. Тема. Обнаружение белков в биологических объектах.

Цель. Доказать присутствие в биологических объектах белков.

Оборудование.

Штатив с пробирками, пипетка, водяная баня, капельница.

Раствор яичного белка, 10% - ный раствор NaOH, 1% сульфата меди, нингидрин (0,5% - ный водный раствор), азотная кислота (концентрированная).

Биуретовая реакция на определение пептидной связи. Метод основан на способности пептидеой связи в щелочной среде образовывать с сульфатом меди окрашенные комплексные соединения.

Ход работы.

1.В пробирку внести 5 капель 1% - го яичного белка (белок фильтруют через марлю, затем разводят дистиллированной водой 1:10), три капли 10% раствора гидроксида натрия и 1 каплю 1% раствора сульфата меди и перемешивают.

Содержимое пробирки приобретает сине - фиолетовое окрашивание.

Нингидриновая реакция. Белки, полипептиды и свободные аминокислоты дают с нингидрином синее или фиолетовое окрашивание.

Ход работы.

1.Взять 5 капель 10% раствора яичного белка, прилить 5 капель 0,5% - го водного раствора нингидрина и нагреть.

Через 2 -3 мин развивается розовое или сине - фиолетовое окрашивание.

Ксантопротеиновая реакция (греч. xantos - желтый). С помощью этой реакции в белке обнаруживают циклические аминокислоты, которые имеют в составе бензольные кольца (триптофан, тирозин и другие).

Ход работы.

1.5 капель 1% - го раствора яичного белка, добавить 3 капли концентрированной азотной кислоты (осторожно) и нагреть. После охлаждения в пробирку добавить 5 - 10 капель 10% - го раствора едкого натра до появления оранжевого окрашивания (оно связано с образованием натриевой соли этих нитросоединений).

Лабораторная работа. Тема. Обнаружение углеводов в биологических объектах.

Цель. Доказать присутствие углеводов в биологических объектах.

Оборудование. Штатив с пробирками. Пипетки, водяная баня.

1% раствор крахмала, 1% раствор сахарозы, 1% раствор фруктозы, 1% раствор йода, растворенного в иодиде калия, нафтол, растворенного в 50 мм спирта (перед употреблением разведенного в 5 раз водой), 1% спиртовой раствор, тимол.

Серная кислота концентрированная, реактив Селиванова: 0,5 г резорцина, растворенного в 100 мл 20% соляной кислоты

Обнаружение крахмала.

Ход работы.

1.В пробирку внести 10 капель 1% - го раствора крахмала и одну каплю 1% раствора йода в иодиде калия.

Наблюдается сине - фиолетовое окрашивание.

Обнаружение углеводов.

С помощью реакции с нафтолом или тимолом обнаруживаются незначительные количества углеводов или углеводные компоненты в сложных соединениях.

Ход работы.

1.В две пробирки внести по 10 капель 1% - го раствора сахарозы.

В одну добавить 3 капли 1% спиртового раствора нафтола. В другую пробирку - 3 капли 1% спиртового раствора тимола. В обе (осторожно) налить 0,5 мл концентрированной серной кислоты и на границе двух жидкостей наблюдать фиолетовое окрашивание в пробирке с нафтолом и красное в пробирке с тимолом.

Обнаружение фруктозы (реакция Селиванова).

Фруктоза при нагревании с соляной кислотой и резорцином дает вишнево - красное окрашивание.

Ход работы.

1.В пробирку налить 10 капель реактива Селиванова 2 капли 1% - го раствора фруктозы и осторожно нагреть (появится красное окрашивание).

Лабораторная работа. Тема. Обнаружение липидов в биологических объектов.

Цель. Доказать присутствие липидов в биологических объектах.

Оборудование.

1.Штатив с пробирками, водяная баня, пипетка , стеклянные стаканчики, палочки, марля.

2.Летицин, спиртовой раствор (желток куриного яйца), холестерин,1% - ный хлороформный раствор, концентрированная серная кислота, ацетон.

Обнаружение лецитина.

Лецитин относится к группе фосфолипидов, входит в состав клеточных оболочек. Составляет основную массу мозговой ткани.

Ход работы.

1.В сухую пробирку налить 10 капель ацетона; в стаканчик положить ? желтка куриного яйца.

Помешивая палочкой, по каплям прилить 40 мл горячего спирта.

Когда раствор остынет, отфильтровать его в сухую пробирку. Фильтрат должен быть прозрачным. Реактив надо готовить перед употреблением. Выпадает белый осадок.

Обнаружение холестерина.

Холестерин - жироподобное вещество, для организма имеет большое значение. Входит в мембраны многих органов и тканей, является предшественником желчных кислот, витамина D, половых гормонов, гормонов коры надпочечников. В основе реакции лежит его способность отдавать воду и конденсироваться в окрашенные соединения.

Ход работы.

1.В сухую пробирку налить 10 капель 1% - го хлороформного раствора холестерина и (осторожно) по стенке сосуда налить 0,5 мл концентрированной серной кислоты. Встряхнуть (осторожно). Появляется красно - оранжевое окрашивание верхнего хлороформного слоя.

Лабораторная работа. Тема. Доказательства функционирования белков как биокатализаторов (ферментов).

Цель. Доказать каталитическое действие белков - ферментов, показать их высокую специфичность, наивысшую активность в физиологической среде.

Оборудование. Штатив с пробирками, пипетки на 1 мл, водяная баня, термостат.

1% раствор крахмала, раствор сахарозы, 1% - ный раствор йода в иодиде калия, 5% раствор сульфата меди, 10% раствор гидроксида натрия, 2% раствор сахарозы, 0,2% раствор соляной кислоты.

Ход работы.

1.Ферментативный гидролиз крахмала.

В качестве фермента, гидролизующего крахмал на его составные части (мальтозу, глюкозу), выступает амилаза слюны. Оценка результатов опыта проводится с помощью цветных реакций с йодом реакции Троммера.

Негидролизованный крахмал дает синее окрашивание с йодом и отрицательную реакцию Троммера. Продукты гидролиза крахмала не дают реакции с йодом, но положительно реагируют на реактив Троммера.

1.В две пробирки налить по 10 капель 1% - го раствора крахмала.

2.В одну из них (пробирка № 1) внести 4 капли воды (контроль).

Во вторую (пробирка № 2) внести 4 капли раствора слюны, развести в 5 раз слюну.

3.Перемешать и поставить на водяную баню или термостат на 15 мин. при 37 град.С.

4.Из пробирки взять 4 капли исследуемого вещества и внести в 2 разные пробирки.

5.В одну добавить одну каплю 1% - ного раствора йода в иодиде калия.

В другую добавить одну каплю 5% -ного раствора сульфата меди и 4 капли 10% - ного раствора гидроксида натри и осторожно нагреть до кипения (реакция Троммера).

6.Точно также выполняем с содержимым пробирки № 2. Результат должен показать, что в присутствии воды гидролиза крахмала не происходит и реакция с йодом должна быть положительной. Реакция Троммера - отрицательной (гидроксид оксида меди - голубой цвет). В присутствии амилазы слюны результаты должны быть противоположными, так как произошел гидролиз крахмала.

Нет реакции с йодом и произошло окрашивание в кирпично - красный цвет (оксид меди I) в реакции Троммера.

II. Специфичность действия ферментов.

Каждый фермент действует только на одно вещество или группу сходных субстратов. Это обусловлено соответствием структуры фермента, его активного центра и структуры субстрата. Например, амилаза действует только на крахмал.

Приготовление сахарозы.

1.100 г дрожжей растереть и залить водой (400мл). Через 2ч отфильтровать и хранить в холодильнике.

2.В две пробирке (№ 1 и № 2) внести по 10 капель 1% - ного раствора крахмала.

В пробирки № 3 и № 4 внести по 10 капель 2 % - ного раствора сахарозы.

3.В пробирки № 1 и № 3 добавить 4 капли раствора слюны, разведенной в 5 раз.

В пробирки № 2 и № 4 внести 4 капли сахарозы.

4.Перемешать и оставить в термостате на 15 мин при температуре 37 град. С.

5.Затем с содержимым всех четырех пробирок проделать реакции с йодом и Троммера

Определение специфичности действия ферментов

Номер пробирки

Субстрат

Фермент

Реакция с йодом

Реакция Троммера

1

2

3

4

Крахмал

Крахмал

Сахароза

Сахароза

Амилаза

Сахароза

Амилаза

Сахароза

 

 

В выводах надо отметить, в какой пробирке и при каких условиях обнаружено действие ферментов и почему.

III. Влияние pH среды на активность ферментов.

Для каждого фермента существует определенное значение реакции среды, при котором он проявляет наивысшую активность. Изменение pH среды вызывает снижение или полное торможение деятельности фермента.

1.В 8 пробирок прилить по 1 мл дистиллированной воды.

2.В пробирку № 1 внести 1 мл 0,2 % - го раствора соляной кислоты. Перемешать.

3.Отобрать из пробирки № 1 один мл смеси и перенести в пробирку № 2. Перемешать, отлить 1 мл и перенести в пробирку № 3 и т. д.

4.Из пробирки № 8 отобрать 1 мл и вылить. Получим различные pH среды.

4.В каждую пробирку добавить по 2 мл 1% - го раствора крахмала и по 1 мл раствора слюны, разведенного 1: 10.

5.Пробирки встряхнуть и поставить в термостат на 15 мин при 37 град. С.

6.Охладить и добавить во все пробирки по одной капле 1% - го раствора йода в йодиде калия.

Полный гидролиз произойдет в пробирках № 5 и № 6, где pH среды раствора находится в пределах 6,8 - 7,2, т.е. оптимальных для действия амилазы.

Лабораторная работа. Тема. Выделение дезоксинуклеопротеида из ткани селезенки (печени). Качественная реакция на ДНК.

Цель. Доказать, что в большом количестве нуклеиновые кислоты содержаться в виде соединения с белками (дезоксинуклопротеид - ДНП), в тканях, богатых ядрами (селезенка, зобная железа).

Оборудование. Штатив с пробирками, ступка с пестиком, стеклянный порошок, пипетка, кристаллизатор, мерные цилиндры на 50 мл и 300 мл, пипетки вместимостью 1 мл, деревянные палочки с насечками, водяная баня, марля для фильтрования, хлорид натрия, 5 % - ный раствор, содержащий 0,04 % трехзамещенного нитрата натрия, 0,4 % - ный раствор гидроксида натрия, дифениламиновый реактив (1 г дифениламина растворить в 100 мл ледяной уксусной кислоты. К раствору прибавить 2,75 мл концентрированной кислоты)., селезенка (печень свежая или мороженая. РНК дрожжевая, свежеприготовленный 0,1 % раствор.

Ход работы.

1.Выделение дезоксинуклеопротеида (ДНП) из ткани селезенки (печени).

Метод основан на способности ДНП растворяться в солевых растворах большой ионной силы и выпадать в осадок при снижении их концентрации.

2 - 3 г ткани селезенки тщательно растереть в ступке со стеклянным порошком, постепенно приливая 35 - 40 мл раствора хлорида натрия.

Полученный вязкий раствор профильтровать через два слоя марли в кристаллизатор. Цилиндром отмерить шестикратный (по отношению к фильтрату) объем дистиллированной воды и медленно вылить в фильтрат.

Образовавшиеся нити ДНП осторожно наматывать на деревянную палочку, перенести в пробирку для использования.

2.Качественная реакция на ДНК.

Метод основан на способности дезоксирибозы, которая входит в ДНК дезоксирибонуклеопротеида, образовывать соединения синего цвета с дифениламином при нагревании в среде, которая содержит смесь ледяной уксусной кислоты и концетрированной серной кислот.

С рибозой РНК аналогичная реакция дает зеленое окрашивание.

К 1/4 части осадка ДНП прилить 1 мл 0,4 % - го раствора гидроксида натрия (до растворения). Добавить 0,5 % мл дифениламинового реактива. Содержимое пробирки перемешать и поставить на кипящую водяную баню (15 - 20 мин).

Аналогичную реакцию выполнить в другой пробирке с 1 мл раствора РНК.

Отметить характерное окрашивание.

Лабораторная работа. Тема. Физиологические свойства клеточной мембраны.

Цель. Показать, что клеточная мембрана обладает избирательной проницаемостью. Наглядно продемонстрировать роль мембраны в процессе фагоцитоза и пиноцитоза, а также ознакомиться с плазмолизом клетки - процессом отделения протопласта (содержимого клетки) от клеточных стенок.

Оборудование.

Микроскопы, покровные и предметные стекла, скальпели, препаровальные иглы, фильтровальная бумага, пипетки, тушь.

Культура инфузорий или культура ткани на питательной среде, культура амеб, кусочки растения элодеи.

Растворы хлористого калия, растворы хлористого кальция, хлористого магния, 2 % - ный раствор альбумина, 10 % - ный раствор хлорида натрия, дистиллированная вода.

Ход работы.

1.В слабый раствор хлорида натрия или калия поместить инфузории или кусочки культивируемой ткани.

2.Приготовить препарат для микроскопа.

3.Можно увидеть сморщивание клеток, указывает на проницаемость клеточной оболочки. В данном случае вода из клетки выходит в окружающую среду.

4.Перенести клетки в каплю дистиллированной воды или оттянуть из - под покровного стекла раствор при помощи фильтровальной бумаги и заменить его на дистиллированную воду. Пронаблюдать, как клетки набухают, так как в них поступает вода.

5.Поместить инфузории или кусочки культивируемой ткани в раствор хлорида кальция или хлорида магния небольшой концентрации.

Инфузории и культивируемые клетки продолжают жить. Ионы кальция и магния понижают проницаемость клеточной оболочки. Передвижение воды через оболочку не происходит.

6.Поместить амеб в каплю 2 % - го раствора альбумина (белок куриного яйца).

Приготовить препарат для микроскопа. Через некоторое время на поверхности амеб образовываются пузырьки, выпячивания, канальцы. Создается впечатление, что поверхность амеб "кипит". Это сопровождается интенсивным движением жидкости у поверхности мембраны.

Пузырьки жидкости окружаются выступами цитоплазмы, которые затем смыкаются. Пиноцитозные пузырьки иногда появляются внезапно. Это говорит о том, что капельки жидкости вместе с растворимым в ней веществом захватывается быстро. Пиноцитоз вызывают вещества, которые понижают поверхностное натяжение клеточной оболочки. Например, аминокислоты, некоторые соли.

7.В каплю жидкости, в которой находятся амебы, ввести немного туши. Приготовить препарат. Через некоторое время амебы начинают медленно передвигаться в сторону крупинок туши, выпуская псевдоподии (ложноножки).

Крупинки туши прикрепляются к поверхности псевдоподий, окружаются ими и через некоторое время оказываются погруженными в цитоплазму.

Под микроскопом наблюдается явление фагоцитоза у амебы.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  КОРЕНОВСКИЙ РАЙОН  КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                            УТВЕРЖДЕНО

                                                                                                                                                                       Решение педсовета протокол № 1                                                                      от 30 августа 2011 года                                                                                                                                                                    Председатель педсовета

    _______________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                 ЭЛЕКТИВНОГО  КУРСА      «Избранные главы биологии.

Биология растений, грибов, лишайников».

Ступень обучения: среднее (полное) общее образование, 10 класс

Количество часов:  34                            Уровень: базовый

Учитель: Лисунова  Вера Григорьевна

Программа разработана на основе программы  элективного курса  

 И.Б.Агафоновой,  В.И. Сивоглазова   «Биология растений, грибов, лишайников». Москва. Издательство «Дрофа», 2006 год.

Пояснительная записка

Элективный курс «Избранные главы биологии. Биология растений, грибов, лишайников» предназначен для учащихся 10—11  классов средних школ. Курс поможет не только организовать и провести интересный элективный курс, но и даст возможность подготовить учащихся к вступительным экзаменам по биологии.

Курс биологии растений, или ботанику, изучают в 6—7 классах, когда ученики еще не знакомы с общебиологическими закономерностями, с основами генетики, цитологии, эволюции, экологии. В связи с этим многие вопросы, знание которых является обязательным для абитуриентов, в основной школе рассматриваются упрощенно или вообще опускаются. Особую сложность для учащихся при подготовке к вступительным экзаменам представляет самостоятельное изучение разнообразия растительных тканей, первичного и вторичного строения стебля и корня, циклов развития мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений. Это связано с тем, что в 6—7 классах учащиеся еще не владеют знаниями о половом и бесполом размножении, о чередовании поколений, отсутствуют необходимые базовые знания по другим предметам. Все это приводит к поверхностному изучению многих важных вопросов курса ботаники. При подготовке к единому государственному тестированию и конкурсным экзаменам в вузы учащимся для ответа на вопросы по разделу «Ботаника» необходимо использовать знания курса общей биологии. Однако большинство учащихся не могут спроецировать информацию, полученную в старшей школе, на те основы ботаники, которые они изучали несколько лет назад. Данный элективный курс— это ботаника на уровне старшей школы. Элективный курс «Биология растений,  грибов, лишайников» не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности на примере строения и развития растительных организмов.

Данная программа является основой  для составления календарно – тематического планирования.

Таблица тематического распределения  количества часов:

№ темы

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1.

Ботаника- наука о растениях

1

1

2.

Растительная клетка

1

1

3.

Ткани и вегетативные органы высших растений

11

12

4.

Размножение высших растений

1

1

5.

 Низшие растения. Водоросли

2

2

6.

Высшие споровые растения

4

4

7.

Семенные растения

10

10

8.

Грибы

2

2

9.

Лишайники

1

1

итого

33

              34

2.Содержание обучения,  перечень практических работ, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету

3.Список рекомендуемой учебно- методической литературы

1.И.Б.Агафоновой,  В.И. Сивоглазова   «Биология растений, грибов, лишайников». Москва. Издательство «Дрофа», 2006 год.

2. Форосин В.Н., Сивоглазов В.И. «Готовимся к единому гсударственному экзамену. Растения. Грибы. Лишайники»  Москва. Издательство «Дрофа», 2005 год 

3. Гэлстон А. Дэвис М. «Жизнь зеленых растений». Москва. Издательство «Мир», 1983год.

4. Егорова Т.А., Клунова С.М.  «Основы биотехнологии». Москва. Издательство «Академия» , 2003 год

5. Билич Г.Л. Крыжановский В.А. Биология. Ботаника. Москва. Издательство «Оникс 21 век», 2002 год

6.Форосин В.Н., Сивоглазов В.И. «Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология». Москва. Издательство «Дрофа», 2003 год 

 7.Курсанов Л.И. и др.  «Ботаника: анатомия и морфология растений»  Москва. Издательство  «Просвещение», 1966 год     

8. Акимов С.С., АхмалищеваА.Х., Хренов А.Б. «Биология в таблицах, схемах, рисунках», Москва. Издательство «Лист», 1996год.

9.Либерман Е.А. «Живая клетка». Москва. Издательство «Мир», 1985 г.

10. РувинскийА.О. « Общая биология». Москва. Издательство "Просвещение", 1993 г.

               Согласовано                                                                                                                                                              Согласовано                Протокол заседания творческой группы

           учителей естествознания        от   25.08.2011 года  № 1                                                                   Заместитель директора по  УВР                                                                                                                                      

            _____________________________                                                                                                

                     « 25»  августа 2011 года                                                                                                                    ____________________________                                                                                                                

                                                                                                                                                                              «_ 26    » августа  2011 года  

 

 Согласовано                                                                                                                      

Заместитель директора  по УВР

                                                                                                           

  ____________________________                                                                                                                

«_  31   »  августа  2011 года  

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  КОРЕНОВСКИЙ РАЙОН

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ

 ПЛАНИРОВАНИЕ

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА    ПО   БИОЛОГИИ 

«Избранные главы биологии.

Биология растений, грибов, лишайников».

Класс:        10  

Учитель:   ЛИСУНОВА ВЕРА ГРИГОРЬЕВНА

Количество часов:  всего  34 часа,  в неделю 1 час;

Планирование составлено  на основе рабочей программы  элективного курса по биологии для 10 класса,

утвержденной   решением педагогического совета протокол № 1 от 30.08.2011 года, учитель  - Лисунова    В.Г.

 


урока


Содержание

(разделы, темы)

Количество часов

Дата проведения

Оборудование урока


Планируемая


Фактическая

Тема 1. Ботаника- наука о растениях

1

Предмет ботаники. Краткая история ботаники. Разделы ботаники. Значение растений в природе и жизни человека. Принципы биологической классификации. Отличительные признаки растений.

01.09- 03.09

Дополнительная литература. Фрагмент диска по теме урока

Тема2. Растительная клетка

2

Строение растительной клетки.

05.09-10.09

Дополнительная литература. Фрагмент диска по теме урока

Тема3. Ткани и вегетативные органы высших растений .

12ч

3

Строение различных клеток растительного организма. Особенности клеток различных тканей. 

12.09-17.09

Дополнительная литература. Фрагмент диска по теме урока

Презентация по теме урока Тесты

Микроскопы, набор для л.р.

4

Общая характеристика тканей растений. Образовательные и покровные ткани.

19.09 - 24.09

Дополнительная литература. Фрагмент диска по теме урока

Тесты

5

Основные, механические и выделительные ткани.

26.09 – 01.10

. Фрагмент диска по теме урока

Презентация по теме урока» Тесты

6

Проводящие ткани.

Л.Р.№ 1 Строение основной и проводящей ткани листа

03. 10- 08.10

 Фрагмент диска по теме урока Тесты    

 Микроскопы, набор для л. р.      

7

Строение тканей растительного организма. Органы высших растений.

10. 10- 15.10

Дополнительная литература. Фрагмент диска по теме урока

Микроскопы, набор для л.р.

8

Происхождение органов. Корень. Корневые системы. Строение корня Видоизменения корней. Питание и дыхание корня. Функции корней

17. 10- 22.10

 Фрагмент диска по теме урока

Динамическое пособие Тесты

9

 Побег: строение,  ветвление

24. 10- 29.10

Дополнительная литература. Фрагмент диска по теме урока

10

Почки, строение, значение, функции.

31.10. -05.11

Дополнительная литература. Фрагмент диска по теме урока

Презентация по теме урока

11

Строение и функции стебля. Видоизменения побегов.

14.11. -19.11

Дополнительная литература. Фрагмент диска по теме урока

Презентация по теме урока

Тесты

12

Лист. Многообразие листьев.

21.11. -26.11

Дополнительная литература. Фрагмент диска по теме урока

Тесты

13

Анатомическое строение листа

Л.Р.№ 2 « Строение кожицы листа»

28.11 – 03.12

 Фрагмент диска по теме урока

Презентация по теме урока Тесты

 Микроскопы, набор для л. р.

14

Газообмен и транспирация. Видоизменения листьев. Листопад.

05.12- 10.12

Дополнительная литература. Фрагмент диска по теме урока

Тесты

Тема 4. Размножение высших растений

15

Размножение высших растений. Бесполое размножение: спорообразование. Вегетативное размножение. Половое размножение.

12.12- 17.12

Дополнительная литература. Фрагмент диска по теме урока

Тесты

Тема 5. Низшие растения. Водоросли 


16

Водоросли. Общая характеристика. Местообитание. Особенности строения. Одноклеточные и колониальные водоросли. Многоклеточные водоросли. Л.Р.№ 3 « Строение хламидомонады»

19.12- 24.12

 Дополнительная литература. Фрагмент диска по теме урока

Тесты

Микроскопы, набор для л. р.

17

Размножение водорослей. Бесполое и половое размножение. Чередование поколений Л.Р.№ 4 « Строение спирогиры»

09.01-14.01

Дополнительная литература. Фрагмент диска по теме урока

Тесты

 Микроскопы, набор для л. р.

Тема 6. Высшие споровые растения

18

Отдел Моховидные, общая характеристика, особенности строения и развития, происхождение Л.Р.№ 5 « Строение мха кукушкин лен»

Л.Р.№ 6 « Строение мха сфагнума»

16.01-21.01

Дополнительная литература.

Презентация по теме урока

Микроскопы, набор для л. р.

19

Отдел Плауновидные, общая характеристика, особенности строения и развития, происхождение

23.01-28.01

Дополнительная литература. Фрагмент диска по теме урока

Тесты

20

Отдел Хвощевидные,  общая характеристика, особенности строения и развития, происхождение Л.Р.№ 7 « Строение хвоща»

30.01-04.02

Таблица: « Строение растительной клетки», Таблица: « Строение митохондрий и пластид  растительной клетки»,

 Микроскопы, набор для л. р.

21

Отдел Папоротниковидные, общая характеристика, особенности строения и развития, происхождение Л.Р № 8 « Строение папоротника»

06.02 – 11.02

Гербарий

Тесты

 Микроскопы, набор для л. р.

Тема7. Семенные растения

10 ч

22

Семенные растения. Общая характеристика. Происхождение. Особенности строения.

Отдел Голосеменные растения. Общая характеристика. Класс хвойные.

13.02 – 18.02

Дополнительная литература. Фрагмент диска по теме урока

Презентация по теме урока Тесты

23

Сосна обыкновенная. Жизненный цикл сосны обыкновенной. Характерные отличия размножения голосеменных от размножения. Споровых растений. Значение голосеменных Л.Р.№ 9 « Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян сосны»

20.02- 25.02

Дополнительная литература. Фрагмент диска по теме урока

Презентация по теме урока Тесты

24

Отдел Покрытосеменные или цветковые. Общая характеристика.

Появление цветка, строение Наличие завязи. Редукция гаметофитов Л.Р.№ 10 « Строение однодольного и двудольного растения»

27.02 -03.03

Презентация по теме урока

Фрагмент диска по теме урока

25

 Многообразие цветков. Соцветия Спорогенез и гаметогенез. Микроспорогенез и развитие мужского гаметофита. Мегаспорогенез и развитие женского гаметофита. Л.Р.№ 11 « Строение цветка шиповника»

Л.Р.№ 12 « Строение соцветий»

05.03- 10.03

Дополнительная литература. Фрагмент диска по теме урока

Презентация по теме урока Тесты

26

Двойное оплодотворение. Развитие проводящих тканей. Разнообразие жизненных форм

12.03- 17.03

Дополнительная литература. Фрагмент диска по теме урока

Презентация по теме урока Тесты

27

 Цветение. Опыление. Оплодотворение. Семя и плод.

19.03- 24.03

Дополнительная литература. Фрагмент диска по теме урока

Тесты

28

Строение семени. Ткани семени. Семенная кожура. Прорастание семян. Плод. Л.Р.№ 13 « Строение семени однодольных и двудольных растений»

02.04- 07.04

Дополнительная литература. Фрагмент диска по теме урока

Набор семян

29

 Классификация плодов Распространение плодов и семян Л.Р.№14 « Многообразие плодов»

09.04-14.04

Дополнительная литература. Фрагмент диска по теме урока

Тесты

30

Систематика покрытосеменных. Сравнительная характеристика двудольных и однодольных растений. Различия между представителями классов . Характеристика основных семейств. Значение покрытосеменных.

16.04-21.04

Дополнительная литература. Фрагмент диска по теме урока

Тесты

Тема8. Грибы

31

Грибы: общая характеристика. Сходство с животными и с растениями. Строение грибов. Низшие грибы. Высшие грибы. Питание грибов. Размножение грибов. Л.Р.№ 15 « Строение плесневого гриба мукора»,Л.Р.№ 16 « Строение дрожжей»

23.04-28.04

Дополнительная литература. Фрагмент диска по теме урока

Тесты

Микроскопы, набор для л. р.

32

Многообразие грибов. Отдел Хитридиомикота. Отдел Зигомикота. Отдел Аскомикота. Отдел Базидиомикота. Несовершенные грибы. Значение грибов. Л.Р.№ 17 « Строение плодового тела шляпочного гриба»

30.04 -12.05

Дополнительная литература. Фрагмент диска по теме урока

Тесты

Тема 9. Лишайники

33

Общая характеристика лишайников. Слоевище. Морфологические типы лишайников:накипные, листоватые, кустистые. Размножение лишайников. Значение лишайников.

14.05-19.05

Дополнительная литература. Фрагмент диска по теме урока

Тесты

итого

Л.Р. работ-17

34ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Основы православной культуры"

Элективный курс "Основы православной культуры". Программа курса предлагается учащимся 9 – 10 классов общеобразовательной школы. Она направлена на развитие жизненных навыков старшеклассников, связан...

Элективный курс "Основы ономастики"

Автор: Голайденко А.Г. - учитель русского языка и литературы МОУ СОШ№14 г.Губахи Пермского края Элективный курс по русскому языку в 10 классе «О...

Элективный курс "Основы здорового образа жизни".

Элективный курс "Основы здорового образа жизни"для 5 класса....

программа элективного курса "Основы избирательного права" 9 класс

Вопросы избирательного права включены в обязательный минимум содержания обществоведческого образования, отражены в программах и учебниках по обществознанию. Однако эти вопросы  представлены не полно, ...

Дополнительная презентация "Основы аранжировки цветов"к элективному курсу "Основы фитодизайна", 9 класс

Дополнительная презентация "Основы аранжировки цветов" к элективному курсу "Основы фитодизайна", 9 класс...

Презентация «Основы композиции» по элективному курсу «Основы дизайна» в 10 классе

Типы композиций. Динамика и статика, ритм композиционных элементов. Основные типы композиций: симметричная и ассиметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст, баланс масс и динамическое рав...

Презентация «Основы цветоведения» по элективному курсу «Основы дизайна» в 10 классе

Образ и цвет в дизайне. Цветовой акцент в композиции. Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Сближенность цветов и контраст. Цветовой нюанс и градации цвета. Цветовой акцент, ритм цв...