Урок биологии в 8 классе "Работа сердца"
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Астахова Лариса Николаевна

УМК Н.И. Сонин

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_serdtsa.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа сердца.

Задачи: углубить и обобщить знания учащихся о причине неутомимости работы сердца, стадиях сердечного цикла и их характеристиках, особенностях регуляции работы сердца: автоматизме, нервной и гуморальной регуляции. Продолжить развитие интеллектуальных умений через развитие биологических задач, требующих логического мышления. Продолжить формирование умений анализировать, обобщать, работать с различными источниками информации, умений устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, логически мыслить , оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме. Воспитание бережного отношения ко всему живому, культуры труда, навыков общения и взаимоуважения.  

Тип урока: комбинированный.

          Методы обучения:  

1. По источнику знаний:

Объяснительно-иллюстративные - рассказ, самостоятельная работа с учебником, беседа, демонстрация таблиц.

Репродуктивные – составление схем, таблиц, решение биологических задач, тестовых заданий.

2. По характеру деятельности учителя - проблемные.

3. По характеру деятельности учащихся – частично-поисковые

Оборудование:   таблицы: Строение сердца, Схема кровообращения.

 

I. Проверка знаний.

Выполнение задания учащимися по инструктивной карточке.

«Органы кровообращения».

Задание 1

Заполните таблицу.

«Взаимосвязь строения и функций органов кровеносной системы».

Органы

Функции

Соответствие строения функциям

 Предсердие

Левый желудочек

Правый желудочек

Аорта

Капилляры

Вены большого круга

Задание 2.

Сформулируйте по памяти признаки кругов кровообращения человека. Затем выберите из каждой колонки по одному соответствующему ответу, начиная с первого, и запишите их в виде ряда последовательных цифр.

1. Большой круг




2. Малый круг

   

3. Правый желудочек + левое предсердие


4. Правый желудочек и правое предсердие


5. Левый желудочек и правое предсердие


6. Левый желудочек и левое предсердие

7. Легочная артерия и легочная вена




8. Аорта и полые вены

9. Капилляры в легких





10. Капилляры во всех частях тела

11.Артериальная кровь превращается в венозную.



12. Венозная кровь превращается в артериальную

 

II. Изучение нового материала.

Учитель: Нет такого органа, который был бы изучен так же хорошо, как сердце, но оно всё ещё таит в себе удивительные загадки, не решенные, и по сей день. Во все века сердце было в почете у поэтов, мыслителей, врачей. Сколько стихов, поэм, песен написано о нем!

Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово-красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе, все земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело

(Э. Межелайтис «Сердце»)

 

Среди ярких имен эпохи Возрождения видное место занимает имя Андрея Везалия - врача, основателя научной анатомии. Блестящие исследования Везалия привели его к столкновению с католической церковью.

Однажды Везалий вскрывал труп, чтобы установить причину смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа увидели слабо сокращающееся сердце! Инквизиция обвинила Везалия во вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которого он не вернулся. Но почему же все-таки сокращалось сердце трупа? Неужели такой выдающийся врач, каким был Везалий, принял за мертвеца живого человека?

Ответить на этот вопрос не мог никто, даже сам Везалий, ведь уровень знаний той эпохи был еще очень низок. Ответ на него человечество получило только через три столетия.

Постановка проблемы

- Нам сегодня на уроке предстоит дать ответ на вопрос, который долгое время оставался без ответа.

- Почему сердце работает в течение всей жизни без утомления? (Записано на доске, учащиеся записывают в тетрадях).

Учащиеся высказывают свои мнения, почему сердце продолжалось биться.

 Поисковая самостоятельная работа с текстом учебника с. 130 и рисунком на с.131 «Сердечный цикл»

Заполните таблицу:

«Сердечный цикл»

Фазы сердечного цикла

Длительность (сек)

Движение крови

Состояние створчатых клапанов

Состояние полулунных клапанов

1. Сокращение предсердий

2. Сокращение желудочков

3. Расслабление

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Учащиеся делают вывод.

Организуется поисковая самостоятельная работа с текстом учебника с 131.Прочитайте тест учебника на с.131. Выясните, как регулируется работа сердца. Составьте самостоятельно схему, отражающую регуляцию работы сердца.

Закрепление - работа с информационными карточками (по группам)  

1   - Сердце сокращается 60-70 раз в минуту и при каждом сокращении выбрасывает в сосуды 60-70 см3 крови. Но частота сердечных сокращений зависит от характера деятельности человека. Если человек спокойно лежит или сидит, деятельность сердца замедляется. Если он занят легким физическим трудом, работа сердца ускоряется, а при тяжелой физической нагрузке частота сердечных сокращений резко увеличивается. Например, у спортсменов-бегунов во время бега на спортивных соревнованиях частота сердечных сокращений может доходить до 250 в минуту. Чем вы это можете объяснить?

2   - У детей и у взрослых сердце сокращается с разной частотой: у детей до года 100-200 сокращений в минуту, в 10 лет - 90, а в 20 лет и старше - 60-70; после 60 лет число сокращений учащается и доходит до 90-95. Как вы можете объяснить данные факты?

3   - Сердце работает ритмично, чередуя труд и отдых. Половину жизни отдыхает, половину работает. Работоспособность и неутомимость работы сердца можно объяснить чередованием сокращения и расслабления отделов сердца и их автоматией.   Как вы поняли это понятие, объясните классу.

Рассматриваем нервную регуляцию

Рассматриваем гуморальную регуляцию

  Наряду с нервной системой, на работу сердца влияют химические вещества. «Как называется такая регуляция?» - спрашивает учитель. (Гуморальная).

- Какие гормоны оказывают влияние на работу сердца? (Адреналин усиливает работу сердца, ацетилхолин угнетает сердечную деятельность).

Вывод:   работа сердца регулируется нервной системой и гуморальной.

Учитель: Что необходимо для выполнения любой работы?

Ответ: Энергия.

Учитель: Откуда сердце получает энергию?

Учитель: Масса сердца человека составляет 1/200 часть от массы тела, а крови проходит через сердца 1/20 часть, т.е. в 10 раз больше.

Вопрос: О чем это говорит?

Ответ: В сердце идет интенсивный обмен веществ, в результате которого освобождается энергия, необходимая для его работы.

Учитель:  За день, если человек не совершает тяжелой работы, сердце сокращается свыше 100000 раз; за год - около 40000000 раз, а за 70 лет жизни - почти 3000000000 раз.

Возвращаемся к проблемному вопросу.  Сердце – удивительный и надежный мотор, насос, который работает в течение всей жизни, без остановки и «ремонта». Давайте попробуем объяснить в чем причина такой неутомимости и работоспособности сердца, его мышц?

 учащиеся приходят к выводу:

работоспособность и неутомимость сердца объясняется:

- ритмичностью работы

- автоматизмом

- нервной и гуморальной регуляцией

- интенсивностью обмена веществ в сердечной мышце

- количество в крови солей Са и К

- сердце продолжало биться т.к. иногда после смерти автоматическая деятельность сердечных узлов ( источником автоматизма служат особые мышечные клетки, обычно расположенные в правом предсердии) в слабом виде сохраняется еще некоторое время. Это бывает редко, очень редко, но именно на такой случай натолкнулся А. Везалий при вскрытии трупа.

III. Закрепление.

 

«Работа сердца».

Выберите правильные ответы на вопросы:

  1. Отделы сердца, в которых происходит расслабление при выталкивании крови из сердца.

А) Левый желудочек

Б) Левое предсердие

В) Правый желудочек

Г) Правое предсердие

  1. Отделы сердца, в которых происходит сокращение при выталкивании крови из сердца.

А) Левый желудочек

Б) Левое предсердие

В) Правый желудочек

Г) Правое предсердие

  1. В каком состоянии находятся сердечные клапаны при сокращении предсердий?

А) Полулунные клапаны открыты, створчатые закрыты

Б) Полулунные клапаны закрыты, створчатые открыты

В) Все клапаны открыты

Г) Все клапаны закрыты

  1. В каком состоянии находятся сердечные клапаны при сокращении желудочков?

А) Полулунные клапаны открыты, створчатые закрыты

Б) Полулунные клапаны закрыты, створчатые открыты

В) Все клапаны открыты

  1. В каком состоянии находятся сердечные клапаны при  одновременном расслаблении предсердий и желудочков?

А) Полулунные клапаны открыты, створчатые закрыты

Б) Полулунные клапаны закрыты, створчатые открыты

В) Все клапаны открыты

Г) Все клапаны закрыты

  1. Как происходит движение крови при сокращении предсердий?

А) Кровь переходит из предсердий в желудочки

Б)  Кровь переходит из желудочков в сосуды

В) Кровь переходит в предсердия и желудочки

  1. Как происходит движение крови при сокращении желудочков?

А) Кровь переходит из предсердий в желудочки

Б)  Кровь переходит из желудочков в сосуды

В) Кровь переходит в предсердия и желудочки

  1. Как происходит движение крови при  расслаблении сердца?

А) Кровь переходит из предсердий в желудочки

Б)  Кровь переходит из желудочков в сосуды

В) Кровь переходит в предсердия и желудочки

Учитель выставляет оценки за устные ответы и работу на уроке.

Домашнее задание: изучить материал учебника с. 130-131; выполнить задания 2,3 рубрики «Проверьте свои знания» с.132.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку биологии в 8кл. "строение и работа сердца"

урок+презентация по теме "строение и работа сердца" предназначена для учителей работающих в 8 классах. в уроке определены цели и задачи, приложен тест для индивидуальной работы на уроке, поставлены во...

Урок биологии в 8 классе Тема: «Прости меня, сердце моё»

Задачи:Образовательные: раскрыть причины сердечно – сосудистых заболеваний; показать роль тренировки сердца для сохранения здоровья и профилактики сердечно – сосудистых заболеваний.  Раскры...

Урок биологии в 8 классе тема "Работа сердца".

Урок проводится в 8 классе Цель урока: Знать: строение, механизм, регуляцию работы сердца. Уметь: ориентироваться в понятиях и терминах. Научиться: определять работоспособность сердца.   За...

урок биологии 8 класс "Строение и работа сердца"

Данный урок предусматривает самостоятельную работу с технологической картой...

урок биологии 8 класс "Строение и работа сердца"

Данный урок предусматривает самостоятельную работу с технологической картой...

Конспект урока биологии с использованием ЦОР по теме: "Строение и работа сердца"

Урок был проведен в рамках районного семинара учителей биологии по теме: "Использование межпредметных связей на уроках биологии"...

Презентация к уроку биологии на тему: Строение и работа сердца 8 класс

Презентация "Строение и работа сердца" является наглядным материалом к проведению урока.Она сопровождает рассказ учителя на протяжении издожения нового материала....