Урок - ролевая игра "Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных"
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Чернышёва Ольга Борисовна

Урок -  ролевая  игра  "Годовой  жизненный  цикл  и  происхождение  земноводных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rolevoy_proekt_-proishozhdenie_zemnovodnyh.docx27.8 КБ

Предварительный просмотр:

 Ролевой  проект

 «Годовой  жизненный  цикл   и  происхождение  земноводных»

                                                                         7  класс

               

Средства  обучения: мультимедийная  презентация  на  тему  «Годовой  жизненный  цикл. Происхождение  земноводных», иллюстрации, рисунки, схемы, 2  компьютера  для  подведения  итогов  работы, интерактивная  доска.

Цели   и  задачи  урока:  на  основе  актуализации  знаний  о  земноводных  сформировать  у  учащихся  понятия  о  взаимосвязи  особенностей  строения с  процессами  жизнедеятельности, о  влиянии  условий  окружающей  среды  на  жизненный  цикл, выявить  особенности  происхождения  этих  животных. Образовательная   задача –  познакомить  учащихся  с  годовым   жизненным  циклом   и  происхождением  земноводных, продолжить  формирование  экологических  знаний  о  взаимосвязи  строения, условий  жизни  и  мест  обитания  амфибий;  воспитательная -  в  ходе  урока  включить  учащихся  в  систему  общественных  отношений (автор-оформитель, эксперт, представитель  издательства); развивающая  задача – формировать  у  учащихся  коммуникативные  умения  и  навыки.

                                                                                         

Методические  рекомендации:

Тип  урока – раскрывающий  содержание; урок  комплексного  применения  знаний, умений, навыков, урок – ролевой  проект.

Основные  термины  и  понятия: земноводные, амфибии, годовой  жизненный  цикл, зимовка, оцепенение, головастик

Основное  содержание  урока

  1. Взаимосвязь  особенностей  строения с  процессами  жизнедеятельности  земноводных.
  2. Влияние  условий  окружающей  среды  на  жизненный  цикл.
  3. Особенности  происхождения   земноводных. 

Форма  организации  познавательной  деятельности

Работа  с  таблицами, иллюстрациями  в  учебник, мультимедийной  презентацией, самостоятельная  работа  с  компьютерной  программой.

Приёмы  деятельности  учителя

Эвристическая  беседа, работа  у  доски, работа  с  раздаточным  материалом, тетрадью, таблицами, мультимедийными  средствами  обучения, обсуждение  темы  урока.

Организация  деятельности  учащегося: самостоятельная    и  групповая  работа.

        

Развитие  умений  учащегося: развиваем  навыки  работы  в  коллективе; умение  самостоятельной  работы  с  рисунками  учебника, таблицами, справочным  материалом, компьютерными  программами; умение  анализировать, делать  выводы.

В  процессе  подготовки  и  проведения  урока  были  учтены  требования  ФГОС, направленные  на  формирование  универсальных  учебных  действий (УУД), а  именно   осмысленно  читать  текст, задавать  вопросы  разного  вида, отвечать  на  вопросы, требующие  сопоставления  информации  из  разных  частей  текста (работа  с  материалом  у  групп  «авторов-оформителей», «представителей  издательства»);  учебно-интеллектуальные  умения - определять  понятия  по  существенным  признакам, выявлять  свойства  объекта, выявлять  критерии  для  сравнения  и  осуществлять  сравнение;  учебно-организационные – оценивать  свою  работу  и  деятельность  одноклассников, организовывать  деятельность  в  группах, определять  наиболее  рациональную  последовательность  индивидуальной  и  коллективной  деятельности; учебно-информационные -  подбирать  и  группировать  материал    по   определённой  теме, создавать  тексты  различных  типов, комментировать  текст, владеть  различными  способами  изложения  текста; учебно-коммуникативные – владеть  приёмами  риторики, уметь  вести  дискуссию, диалог, вырабатывать  общее  решение.

Ход  урока –

1.Организационный  момент

     Перед  школьниками  ставится  задача: написать  страницы  учебника  по  теме  «Годовой  жизненный  цикл. Происхождение  земноводных», используя  биологические  и  экологические  знания    по  теме. Изучение  нового  материала  происходит  в  процессе  работы.

2.Ход  урока.

     На  предыдущем  уроке  учитель  делит  класс  на  группы, распределяя  роли: 3  группы – «авторы – оформители», 4-я  группа – «экспертный  совет», 5-я  группа – «представители  издательства». Все  группы  заранее  знакомятся  с  требованиями  к  учебникам, которые  приведены  в  приложении  №1.Представители  «экспертного  совета»  и  «издательства»  получают  дополнительное  задание – познакомиться  с  фактическим  материалом, который  получают  «авторы – оформители»  (приложение  №2).

В  начале  урока, после  вводного  слова  учителя  группы  получают  задание, на  выполнение которых отводиться  15-20  минут.

     Далее  совместно  с  учителем  проводится  работа  над  заданием: отчёт  о  выполненной  работе  «авторов – оформителей», защита  результатов, оценка  их  работы  «экспертами»  и  «представителями  издательства». На  данном  этапе  работы  школьники  включаются  в  дискуссию.

     Группа  «представителей  издательства»    получает  заказ  на  издание  учебника. Используя  презентации, созданные  каждой  из  групп  «авторов – оформителей», рекомендации  «экспертов», создаётся  компьютерный  вариант  фрагмента  учебника, который  в  дальнейшем  распечатывается, и  каждый  ученик  вклеивает  его  в  тетрадь. Эта  страничка – итог коллективного  труда, где  отражены  знания  учащихся  по  теме.

     Во  время  работы  «экспертной  комиссии»  и  «представителей  издательства»  учащимся  предлагается  разгадать  кроссворд   с  применением  интерактивной  доски.

   

Задания  для  «авторов-оформителей»

  1. Из  данного  учителем  фактического  материала  смонтировать  страницу  учебника, которая  представляет  собой  текст  с  иллюстрациями  и  ссылками  в  тексте.
  2. Подобрать  по  теме  параграфа  материал  для  любознательных.
  3. Составить  в  конце  параграфа  вопросы  для  закрепления  темы.
  4. Подготовиться  к  выступлению  перед  «экспертным  советом»  и  «представителями  издательства».

 Задания  для  «экспертного  совета»

  1. Составить  развёрнутый  план  по  прочитанному  заранее  фактическому  материалу.

  1. Подготовиться  к  оценке  работы  «авторов – оформителей»  с  позиций:

- Научности - найти  ошибки  в материале, представленном  в экспертный  совет, задать, если  необходимо вопросы, уточняющие  размножение, развитие  и  происхождение  земноводных;

- Оформления – достаточно  ли  доступно  изложен  материал параграфа, есть  ли  вопросы  по  проверке  знаний, содержит  ли  текст  иллюстрационный  материал  и  раздел  для  любознательных.

  1. Выслушать  рассказ  «авторов-оформителей»  о  проделанной  работе, вынести  решение  о  доработке  материала  либо  о  его  выходе  в  издательство.

Задания   для  «представителей  издательства».

  1. Выработать образец  выполнения  шмуцтитула.
  2. Выслушать  авторов-оформителей  и  экспертный  совет, вынести решение  о  печати  данного  параграфа.
  3. Выполнить  к  следующему  уроку  компьютерный  вариант  страниц учебника.

Групповая   работа   над   заданием   состоит  из  следующих  этапов:

* Работа  с  источником  информации: учащиеся  анализируют фактический   материал, располагают  его  последовательно соответственно  плану  изучения   темы  «Земноводные», который  включает:

1 – влияние  сезонных  изменений  в  природе  на  жизнь  земноводных;

2 – размножение  земноводных;

3 – развитие  земноводных;

4 – происхождение  земноводных;

* Оформление  результатов;

* Подготовка  выступлений.

Приложение  1.

Требования  к  школьному  учебнику.

Учебник – основное  средство обучения.

Он  содержит  изложение  основ  наук  и  одновременно  позволяет организовать  самостоятельную  деятельность  школьников  по  усвоению учебного  материала, учит  учиться.

Учебник  должен  содержать  изложение  биологической науки, быть доступным  детям, развивать  познавательный  и  практический  интерес.

Поэтому  учебник  выполняет  разносторонние  функции: обеспечивает школьников  научной  информации; системно  и  последовательно излагает материал; предусматривает  виды  деятельности  для  закрепления  материала  школьниками, т.е. вопросы  и  задания  для закрепления; содержит  не  только  текст, но  и  карты,  иллюстрации, развивает  умения  и  навыки, необходимые  для  самообразования: конспектирования,  обобщения,  выделение  главного,  логическое запоминание.

Приложение  2.

Фактический  материал

     Размножение  земноводных.  

   Размножаются  земноводные  в  мелких, хорошо  прогреваемых  участках  водоёмов.

   Органами  размножения  у  самцов, также  как  и  у  рыб  служат  семенники, у  самок  - яичники. Расположены  они  в  полости  тела. Ко  времени  размножения  многократно  увеличиваются. Созревшие  в  яичниках  яйцеклетки  попадают  в  яйцеводы. Во  время  движения  по  яйцеводу  икринки  покрываются  прозрачной  слизистой  оболочкой  и  через  клоаку  выводятся  наружу. У  самцов,  семенники  имеющие  овальную  форму, выделяют  множество  подвижных  сперматозоидов. Семенная  жидкость  выделяется  наружу  через  клоаку. Оплодотворение  у  земноводных  наружное. Гроздья  оплодотворённой  икры  прикрепляются  к  водным  растениям  или  отдельными  комками  плавают  у  поверхности  воды.

    

Происхождение  земноводных.

  Размножение  земноводных  происходит  также. Как  и  у  костных  рыб. Головастики  больше  похожи  на  рыб, чем  на  своих  взрослых  родителей. У  них  есть  все  те  же  органы, которые  необходимы  рыбам  для  жизни  в  воде. Всё  это  свидетельствует  о  том, что  земноводные  произошли  от  каких-то  древних  костных  рыб.

   Важно, что  скелет  парных  плавников  кистепёрых  рыб  похож  на  скелет  пятипалой  конечности  земноводных.

   Предполагают, что  примитивные  древние  земноводные вели  водный  образ  жизни, питались  и  размножались  в  воде, Однако  они  могли  выходить  на  сушу  и  дышать  воздухом  при  недостатке  кислорода  в  воде, пересыхании  водоёмов. Всё  это  позволило  назвать  их  четвероногими  рыбами. Древние  земноводные  дали  начало  современным  тритонам, саламандрам, лягушкам, жабам.

     Влияние  сезонных  изменений  в  природе  на  жизнь  земноводных.

Годовой  жизненный  цикл  хорошо  выражен  у  земноводных, обитающих  в  умеренных  широтах  с  резкими  сезонными  изменениями  условий  жизни.

   В  начале  осени, при  понижении  среднесуточных  температур  до  +12..+8   С   земноводные  перемещаются  к  местам  зимовок, и  при  дальнейшем  понижении  температуры  в  сентябре-октябре  они  скрываются  в  убежищах. В  поисках  мест  зимовок  отдельные  особи  перемещаются  на  многие  сотни  метров.

   Озёрная, прудовая  и  травяная  лягушки  зимуют  в  водоёмах, собираясь  по  несколько  десятков  особей  вместе, прячутся  под  камнями, среди  водных  растений, закапываются  в  ил. Они  выбирают  глубокие  участки  там, где  водоёмы  не  промерзают  до  дна.

   Жабы, жерлянки, тритоны, саламандры  зимуют  на  суше: забираются  в  ямы, норы  грызунов, прячутся  в  трухе   гниющих  пней, под  камнями.

В  малоснежные  зимы. Когда  земля  промерзает  на  большую  глубину, зимующих  в  ней  амфибий  гибнет  больше, чем  в  водоёмах, так  как  температура  тела  ниже  -1 С  для  них  смертельна. При  небольших  положительных  температурах  зимующие  амфибии  находятся  в  оцепенении: у  них  резко  снижается  обмен  веществ, уменьшается  число  дыхательных  движений  и  сокращений  сердца, в  два-три  раза  сокращается  поглощение  кислорода.

    Весной. С  наступлением  тепла, в  конце  марта  и  в  апреле, амфибии  переходят  к  активному  образу  жизни, покидают  места  зимовок  и  направляются  к  местам  размножения. Эти  весенние  перемещения  проходят  довольно  дружно, животные  преодолевают  сотни  метров, добираясь  до  мелких, хорошо  прогреваемых  солнцем  водоёмов.

   После  размножения  бурые  лягушки, жабы, квакши  переходят  на  свои  обычные  летние  места  обитания  на  лугах, в  полях, огородах. Садах  и  т.д.  Тритоны  и  жерлянки  проводят  в  водоёмах  ещё  2-3  месяца, а  затем  переходят  на  сушу.

Основные  понятия

    Годовой  жизненный  цикл, зимовка, оцепенение, головастик

    

     Развитие  земноводных.

   Развитие  зародыша  лягушки  в  икринке  продолжается  полторы  недели.  Затем  зародыш  разрывает  оболочку  икринки, и  наружу  выходит  личинка – головастик. По  внешнему  виду  и  образу  жизни  головастик  похож  на  рыбу, У  него  есть  жабры. Двухкамерное  сердце  и  один  круг  кровообращения, органы  боковой  линии.

   В  процессе  развития  в  головастике  происходят  важные  изменения. Развиваются  сначала  задние, а  потом  и  передние  конечности. Появляются  лёгкие, и  головастик  всё  чаще  и  чаще  поднимается  к  поверхности  воды  для  дыхания. В  связи  с  развитием  лёгких  образуется  второй  круг  кровообращения, сердце  становится  трёхкамерным. Хвост  постепенно  уменьшается. Головастик  становится  похожим  но  взрослую  лягушку. Лягушонок  от  растительного  питания  переходит  к  потреблению  животной  пищи  (становится  плотоядным)  и  покидает  водоём.

  От  времени  откладывания  икры  до  превращения  головастика  в  лягушку  проходит  2-3  месяца.

   У  взрослых  лягушек  хвоста  нет. Они  начинают  размножаться  в  возрасте  3-4  лет.

 Текст  в  рамке  представляет  собой  краткое  изложение  основного  содержания  параграфа

Земноводные – раздельнополые  животные, размножающиеся  в  воде. Оплодотворение  наружное. Самка  вымётывает  икру, самцы  выделяют  семенную  жидкость. Развитие  с  превращением: из  икринок  выходят  похожие  на  рыб  головастики, которые  в  ходе  развития  превращаются  во  взрослое  земноводное. Образ  жизни  земноводных   меняется  в  зависимости  от  сезонных  условий  обитания. Земноводные  произошли  около  350  млн  лет  назад  от  древних  кистепёрых  рыб  рипистидий. Первые  примитивные  земноводные  сохраняли  многие  типично  рыбьи  черты. От  них  произошли  современные  амфибии.

Информация  для  любознательных.

     Известно, что  некоторые  древние  костные  рыбы  использовали  конечности (парные  плавники)   для  переползания  из  одного  водоёма  в  другой. У  них  появились  примитивные  лёгочные  мешки, которыми  рыбы  пользовались  для  дыхания  пи  недостатке  кислорода  в  воде  и  при  пересыхании  водоёма. Наибольшее  сходство  существует  между  древними  амфибиями, появившимися  около  350  млн  лет  назад  и  древними  пресноводными  кистепёрыми – рипидистиями. Об  их  строении  можно  судить  по  сохранившейся  до  настоящего  времени  морской  кистепёрой  рыбе – латимерии.

Информация  для  любознательных.

Видимо, именно  от  древних  рептистидий  возникли  первые  земноводные (ихтиостеги), по  внешнему  строению  напоминавшие  современные  хвостатых  амфибий. Они  имели  конечности,  характерные  для  наземных  позвоночных, и  хорошо  развитые  пояса  конечностей. Широкая  сплюснутая  голова, широко  расходящиеся  концы  челюстей  позволили  предположить, что  воздух  они  затягивали  в  лёгкие  за  счёт  опускания  дна  ротовой  полости. У  ихтиостег  сохранились  типичные  рыбьи  черты: череп  с  типично  рыбьими  костями; остатки (рудименты)  жаберной  крышки; длинный  хвост  и  органы  боковой  линии.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...