СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ШКОЛЬНЫЙ ДВОР»
проект по биологии по теме

Дюбо Светлана Ивановна

                 В школе должно быть все пронизано стремлением к красоте, поэтому в настоящее время большое внимание  придается благоустройству городов и сел, территорий, прилегающих к образовательным учреждениям.

                  Ребят необходимо учить чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту. Привлечение  учащихся к проблеме по улучшению экологического состояния школьного двора и пришкольной территории, практической деятельности школьников по созданию зон отдыха, закладке клуб и альпийских горок, что  приведет к развитию бережного отношения к природе, эстетическому восприятию окружающего мира, воспитанию гражданской позиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sots_proekt_dvor.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Куго-Ейская средняя общеобразовательная школа № 5

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ШКОЛЬНЫЙ ДВОР»

Руководитель: учитель биологии Дюбо Светлана Ивановна

2013 г.

Пояснительная записка

«Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, -

значит, пересесть из него просто некуда».

Антуан де Сент-Экзюпери

Школьные годы – это годы бесконечных открытий, удивления, восхищения и, конечно, же труда, труда интеллектуального, духовного, годы формирования жизневосприятия, видения предметов и явлений. И нет, и не может быть ничего благороднее, сложнее и ответственнее, чем обеспечение будущего нашей Родины – воспитание человека, способного изменить мир к лучшему, сделать его чище, добрее, справедливее, научиться  быть по- настоящему счастливым и успешным.  

 Сейчас перед государством, школой, воспитателями и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только здоровым и крепким, не только полноценным членом общества, но и инициативным, думающим работником в будущем, способным на творческий подход к любому делу, за которое бы он и взялся.

В школе должно быть все пронизано стремлением к красоте, поэтому в настоящее время большое внимание  придается благоустройству городов и сел, территорий, прилегающих к образовательным учреждениям. Ребят необходимо учить чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту.

Поэтому  нужно выбирать такие формы деятельности коллектива учащихся, их родителей и педагогов,  которые явились бы развитием творческой деятельности, оказанием практической помощи в оформлении пришкольного двора и воспитанием у школьников бережного отношения к среде обитания.

Школьный двор – часть образовательной среды, в которой протекает процесс социализации, воспитания и развития личности ребенка. Эта среда должна быть функциональна и комфортна, так как является составляющей частью процесса обучения. Кроме этого она должна быть и местом проведения свободного времени.

Школьный двор – это территория детства, и для ребенка очень важно, в каком окружении пройдут такие важные периоды его жизни, как  детство, отрочество, юность. Задача взрослых - сделать эту территорию безопасной, уютной, красивой. Чтобы вырастить детей хорошими людьми, надо сделать их детство счастливым.    Желание учащихся, родителей, сотрудников школы учиться, работать, отдыхать не только  со вкусом оформленных стенах школы, но и радоваться видом ухоженных цветущих клумб, спортивных и игровых площадок, расположенных на школьном дворе, привело к созданию проекта по его благоустройству.

Цель проекта: привлечение  учащихся к проблеме по улучшению экологического состояния школьного двора и пришкольной территории, практической деятельности школьников по созданию зон отдыха, закладке клуб и альпийских горок, что  приведет к развитию бережного отношения к природе, эстетическому восприятию окружающего мира, воспитанию гражданской позиции.

Задачи проекта:

  • сформировать у подрастающего поколения активной гражданской позиции;
  •  воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников;
  •  содействовать нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников;
  •  усилить региональную направленность экологического образования;
  •  привлечь детей к поиску механизмов решения актуальных проблем местного сообщества через разработку и реализацию социально значимых проектов;
  • сформировать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды в микрорайоне школы;
  •  развить инициативу и творчество школьников через организацию социально значимой деятельности – благоустройство пришкольной территории;
  • преобразовать и благоустроить пришкольную территорию;
  •  провести информационно–просветительскую работу по пропаганде экологической культуры учащихся;
  • исследовать различные формы растений, произрастающих на территории хутора, плодовых деревьев и кустарников, цветочных клумб на территории пришкольного участка
  • Обеспечить усвоение учащимися приемов и навыков работы с растительным и  природным материалами;
  • Познакомить учащихся с элементами  ландшафтного дизайна, способами  и методами создания клумб, альпийских горок;
  • Привлечь общественность и местные власти к проблеме благоустройства школьного двора и хутора в целом.

Организаторы проекта

        В реализации проекта принимают участие:

  • МБОУ К-Е СОШ № 5, директор школы Гнида О.П.
  • Учитель биологии МБОУ К-Е СОШ № 5 Дюбо С.И.;
  • Администрация Ильинского сельского поселения , глава поселения Осипов И.В.

Участники проекта

Участниками проекта являются члены кружка «Юный эколог» и учащиеся МБОУ К-Е СОШ №5, проявившие желание и инициативу в практической реализации проекта.

Педагоги МБОУ К-Е СОШ № 5 и администрация выступают в роли кураторов, координаторов и  инструкторов в сборе материалов по проекту.

Родители учащихся принимают непосредственное участие в жизни учреждения и воспитания своих детей, помогаю им в реализации творческих заданий.

  Администрация МБОУ К-Е СОШ № 5 обеспечивают создание рабочих групп.

Чтобы верно оценить ситуацию, мы рассмотрели ее с разных сторон: экологической, биологическом, социальной, медицинской. В х.Кугейском экологическая и социальная ситуации являются не самыми благоприятными. В неудовлетворительном состоянии находятся дворы и территория всего хутора, что оказывает негативное влияние на внешний облик поселения. Опрос хуторян показал, что 78% недовольны состоянием своих дворов, из них 53% согласны участвовать в благоустройстве прилегающей территории и оказывать посильную помощь школе.

Одним из негативных факторов являются также ухудшение состояния здоровья детей, рост вредных привычек, бесполезное времяпровождение подростков, что может привести к негативным последствиям для будущего всего села.

Имеют место социально-экологические проблемы: недостаточное озеленение пришкольного участка и участков около дворов, невысокий уровень природоохранной активности у школьников и жителей хутора, невысокий культурный уровень общения с природой.

Проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах , благоустроить школьный двор, принять участие в жизни школы. Поэтому активная жизненная позиция детей сейчас важна для будущего всего хутора.      

Экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания, систематизирующим фактором образования, поэтому на наш взгляд, наступил тот период в организации экологического образования, когда повышение его эффективности может быть достигнуто только комплексным, системным подходом – экологизацией  всего учебного заведения,  всех составляющих учебно-воспитательного процесса в школе.

План работы по подготовки проекта

Этап

Сроки исполнения

План реализации

Пути решения

Результаты

Подготовительный

10 января 2013г.

  • Заседания совета школьного самоуправления и создание разновозрастных творческих групп.
  • Заседание членов кружка «Юный эколог» и принятие решения об участии в проекте.

Определение участия в проекте учащихся школы, вовлечении их в группы по разным направлениям.

Принятие решения об участии в проекте «Школьный  двор»

21 января

Заседания общешкольной творческой группы по определению стратегии развития и модернизации школьного двора, по определению доли участия в реализации проекта всех участников проекта.

Создание проектов, планов, схем рисунков, накопление информационных ресурсов для создания комплексного плана модернизации школьного двора.

21-30 января 2013г.

Поиск проблемы:

  • Территория школьного двора обустраивалась и благоустраивалась без четкого плана. Поэтому многие деревья и кустарники стали представлять опасность для учащихся и работников школы.
  • При отсутствии финансов и рабочих рук нет возможности собственными силами благоустроить территорию школьного двора.
  • Малая сельская школа – это социальный и культурный центр поселения, необходимо привлечь в процесс по благоустройству школьного двора местных жителей, родителей учащихся, бывших выпускников школы.

Социальный опрос о путях и перспективах развития школьного двора и его значении в культурной и социальной жизни микрорайона школы

Принятие решения о создании социального проекта «Школьный двор»

20 февраля 2013г.

Обсуждение творческой группы перечня первоочередных работ по реализации проекта.

Сообщение всем группам участником проекта о начале работы творческих групп с 01 марта2013г.

Встречи и обсуждения планов творческих групп с компетентными лицами, администрацией школы, кураторами проекта.

Основной


1 -10 матра

Знакомство учащихся МБОУ К-Е СОШ №5 с идеей проекта и формирование творческих групп

Сбор информации о дизайне школьного двора, способах и методах его озеленения и благоустройства, основных видах клумб: альпийских горках, сменных и стационарных.

Информирование учащихся о создании банка идей

11-30 марта

Выполнение заданий в творческих группах, создание мини проектов, обоснование и сбор посадочного материала.

Организация и проведение конкурса на лучший проект «Альпийская горка», «Зона отдыха», «Цветы нашего двора».

Выбор  учащимися, родителями направлений деятельности

1-30 апреля

Закладка альпийской горки, клумб, зон и уголков отдыха по проектам учащихся, модернизация рабочей группой школьного двора (удаление старых деревьев, очистка пришкольной территории от кустарников и  мусора, приготовление материала для создания альпийской горки). Совместные действия родителей, учащихся и учителей школы по реализации созданных проектов.


Конкурс рисунков «Наш зеленый двор», «Самая красивая клумба»

  1. Создание альпийской горки около центрального входа в здание школы
  2. Создание зон отдыха для учащихся
  3. Очистка границ школьного двора от кустарников и мусора
  4. Создание учебно-опытного участка школы
  5. Ограждение территории школы
  6. Ремонт сооружений спортивной площадки.

Заключительный

Апрель-май 2013г.

Посадка растений на клумбы, закладка опытов на учебно-опытном участке, высадка деревьев и кустарников, благоустройство памятника погибшим в ВОВ в непосредственной близости от школьного двора и посадка луковичных растений на его клумбы.

Конкурс на лучшее озеленение памятника погибшим в ВОВ.

Составление фотоотчета  по результатам проекта.  Участие в районном конкурсе «Чистый  двор-2013»

                                 

Реализация проекта

Действие

Сроки

План действий

Фамилии исполнителей

1.

Сбор информации

Январь 2013г.

Сбор материала из сети Интернет.

Члены кружка «Юный эколог»

Учитель биологии Дюбо С.И.

2.

Создание творческих групп

Январь 2013г.

Создание рабочих групп для выполнения работ по благоустройству школьного двора.

Формирование творческих групп по интересам:

1 гр.-5 чел.

2 гр.-5 чел.

3 гр.- 5 чел.

4 гр.- 5 чел.

5 гр.-5 чел.

Школьное самоуправление, администрация школы

3.

Проведения опроса и анкетирования среди учащихся и родителей по вопросам модернизаци школьного двора

Январь 2013г.

Проведение анкетирования учащихся, родителей и жителей микрорайона школы

Зиновьева Т.В

Члены кружка»Юный эколог»

4.

Реализация первого этапа проекта силами рабочих групп

Февраль-апрель 2013г.

  1. Удалениесухих деревьев и хвороста на территории школы
  2. Очистка границ школьного двора от кустарников и мусора.
  3. Создание  учебно-опытного участка школы.
  4. Ограждение территории школы
  5. Ремонт сооружений спортивной площадки .

Завхоз школы-Петленко О.Т.

5.

Обработка собранного материала и утверждение проектов учащихся

Март 2013г.

  1. Создание альпийской горки и стационарных клумб.
  2. Посадка луковичных и многолетников.
  3. Создание зон отдыха по проектам  учащихся.
  4. Посадка декоративных деревьев и кустарников.

Учителя технологии Доценко В.С. и Поляков А.В.

Учитель биологии Дюбо С.И.

6.

Реализация второго этапа проекта

Апрель-май

    Благоустройство памятника воинам, погибшим в годы Великой  Отечественной войны.

Учителя технологии Доценко В.С. и Поляков А.В.

7.

Посадка семенного материала и посадка деревьев, кустарников.

апрель

Посадка растений на клумбу, закладка опытов на УОУ.

Учителя технологии Доценко В.С. и Поляков А.В.

Учитель биологии Дюбо С.И.

8.

Анализ проведенной работы

Май- июнь

Подведение итогов проекта «Школьный двор»

Администрация школы

9.

Срок реализации проекта

6 месяцев

Руководитель проекта совместно с учащимися, родителями и администрацией школы работает над реализацией проекта.

Дюбо С.И. школьное самоуправление, члены кружка «Юный эколог»

Работа творческих групп

   1 группа.

  1. Отвечает  за сбор информации по возможным способам модернизации школьного двора, занимается анализом различных  планов и готовых проектов школьных дворов по материалам библиотек, интернета.
  2. Систематизирует  собранный материала для выбора наиболее приемлемого и материально обоснованного в условиях  МБОУ К-Е СОШ № 5
  3. Составляет фотоотчет по результатам реализации проекта.

        (Староста группы – Лысенко Анастасия, 9 класс)

2 группа.

  1.  Отвечает за организацию и проведение анкетирования учащихся, родителей и жителей микрорайона школы.
  2. Производит анализ исследования и составляет оценку предложений.
  3. Работает с группой №1 и составляет общий макет будущего плана школьного двора.

(Староста группы –Кисель Анастасия, 8 класс).

 3 группа.

  1.  Отвечает за организацию и проведение конкурсов:  «Альпийская горка», «Зона отдыха», «Цветы нашего двора», на лучшее озеленение памятника погибшим в ВОВ, конкурс рисунков «Наш зеленый двор», «Самая красивая клумба», конкурс сочинений;
  2. Выбирает лучшие проекты для реализации социально-педагогического проекта «школьный двор».

(староста Гнида Елизавета).

 4 группа.

  1. Отвечает за создание и озеленение на территории школьного двора альпийской горки и стационарных клумб, зон отдыха.
  2. Высаживает многолетние растения, луковичные декоративные культуры, подбирает семенной материал для весенней посадки на клумбы школы.

(Староста Воронкин  Дмитрий)

5группа.

  1. Отвечает  за организацию и благоустройство памятника погибшим в ВОВ и выполняет работы по озеленению клумб.
  2. Производит посадку луковичных растений на территории памятника в апреле месяце текущего года.

(Староста Стороженко Яна)

Ожидаемый результат:

  1. Повышение уровня заинтересованности  учащихся в защите и сохранении природной среды.
  2.  Развитие организаторских способностей учащихся.
  3. Привлечение внимания населения хутора Кугейский  к проблемам озеленения и благоустройства территории, сохранения экологической безопасности по месту жительства.
  4. Пропаганда экологической культуры учащихся.
  5. Расширение видового разнообразия растений на пришкольном участке для повышения образовательной среды.
  6. Использование пришкольного участка на уроках биологии, географии, физики, изо, трудового обучения.
  7. Создание альпийской горки около центрального входа в здание школы.
  8. Создание зон отдыха для учащихся.
  9. Очистка границ школьного двора от кустарников и мусора.
  10. Ограждение школьного двора.
  11. Ремонт сооружений спортивной площадки .
  12. Посадка семенного материала, многолетних растений на созданные клумбы.

Эффективность  реализации проекта:

1.  Клумбы и зелёные насаждения облагородят территорию, которая будет приятна для глаз учащихся, учителей, родителей и гостей школы.

2. Удаление старых деревьев и кустарников позволит омолодить школьный двор.

3. Создание зон отдыха позволит учащимся  проводить время на переменах, организовывать праздники и соревнования,   а окружающие  цветники  будут своей красотой и гармонией положительно влиять на настроение учащихся и эффективность учебного процесса.

4. Создание  учебно-опытного участка позволит решить целый ряд проблем: расширение списка опытов, проводимых в рамках предмета биологии, будет стимулировать учащихся к научно-практической деятельности.

5. Школьный двор и прилегающая к нему территория станет по-настоящему общественным и культурным центром хутора .

Результативность проекта

      В ходе реализации проекта «Школьный двор» были выполнены следующие работы:

  1. сформированы творческие группы по разным направления деятельности, на подготовительном этапе проведена ландшафтная организация школьной территории, выбраны растения для озеленения,  проведен сбор информации и опрос школьников, жильцов микрорайона для оценки экологической обстановки и др;
  2. выкорчеваны погибшие деревья и кустарники;
  3. проведена очистка пришкольной территории от бытового мусора (организованы общешкольные субботники);
  4. составлен эскиз ландшафтного дизайна пришкольного участка;
  5. на территории пришкольного участка разбито две клумбы с цветами;
  6. проведено озеленение территории (высажено 10 сосен);
  7. проводилась разъяснительная работа среди учащихся и сельчан;
  8. проведены  уроки экологической направленности (по региональному компоненту);

Срок реализации проекта

I этап – подготовительный (январь-февраль 2013 года)

II этап – основной (март-май 2013 год )

III этап заключительный (май-июнь 2013года)

Заключение

Создать единый комплекс, где можно было бы реализовать все свои способности, запросы, интересы, идеальную модель маленького мира цветов – таков был замысел авторов данного проекта. Двор для нас – это мир, где каждый чувствует себя комфортно, имеет широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, обретение опыта жизненного созидательного успеха.

          Таким образом, наш школьный двор – это универсальное средство, которое одновременно выполняет ряд функций: познавательную, развивающую, духовно-нравственную, функцию социального закаливания, гражданского становления личности, функцию проектирования собственной деятельности.

           Целостное восприятие природы, а именно такое восприятие развивает школьная территория, открывает путь к новому мировоззрению, осознанию роли и места своего Я.

         Становясь участниками проекта, школьники попытаются проявить  себя в различных социальных ролях, что содействует их успешной социализации в обществе. Проект «Школьный двор» является эффективным средством формирования активной гражданской позиции школьников и их экологической культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Школьный двор"

Несомненно, основная часть детства и юности каждого человека проходит в школе. Об этом времени созданы десятки песен, ведь школьные годы – начало нашей осознанной жизни. Лучшие друзья, первая любовь, ...

Социально-педагогический проект "Школьный двор"

Школьный двор – часть образовательной среды, в которой протекает процесс социализации, воспитания и развития личности ребенка. Эта среда должна быть функциональна и комфортна, так как яв...

Проект "Школьный двор"

Проект по улучшению школьного двора....

Проект "Школьный двор - красота и гармония"

Проект благоустройства и озеленения пришкольной территориии...

Проект "Школьный двор - зима"

Свой пришкольный участок летом в этом году мы украсили не только большим разнообразием цветочно-декоративных растений, но и новыми элементами ландшафтного дизайна. Нам удалось сделать территорию...

Школьный проект " Школьный двор-территория радости" в рамках конкурса социальных проектов «Измени свой город к лучшему»

Цель проекта:привлечь внимание обучающихся школы, сотрудников и родителей к участию  в социально – значимой деятельности по созданию экологического пространства школы, рассмотреть решение п...