Урок биологии в 8 классе "Эти чудесные витамины"
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме
Тип урока - Изучение нового материала
Форма урока – эвристическая беседа, групповая поисково-исследовательская работа на этапе изучения нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 8 классе "Эти чудесные витамины"
Цель: раскрыть роль витаминов для организма человека, нормы их потребления и содержания в продуктах питания.
Задачи:
Образовательная: сформировать представление о витаминах и их роли в обмене веществ в организме, понятие об авитаминозах, гиповитаминозах и гипервитаминозах и мерах профилактики; изучить роль витаминов в образовании ферментов.
Развивающая: продолжать развивать логическое мышление, умение сравнивать, делать выводы, переносить имеющиеся знания на новый объект.
Воспитательная: осуществлять гигиеническое и экологическое воспитание школьников; убедить учащихся в том, что витамины – биологически активные вещества, необходимые для жизнедеятельности организма.
Тип урока - Изучение нового материала
Форма урока – эвристическая беседа, групповая поисково-исследовательская работа на этапе изучения нового материала.
Методы обучения
• Словесный (беседа,)
• Наглядный (демонстрация наглядных пособий, образцов витаминных препаратов)
• Практический (работа в группах, определение витаминной ценности продуктов и т.д.).
Оборудование
образцы продуктов, муляжи фруктов и овощей, мультимедиа проектор.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
III. Изложение нового материала:
• Краткие исторические сведения
• Дать понятие витамины.
• Многообразие витаминов.
• Влияние витаминов на организм человека.
• Сохранение витаминов в пище; нормы рационального питания.
IV. Обобщение - закрепление.
V. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Добрый день! Добро пожаловать к нам на урок! Меня зовут Светлана Ивановна и мы с вами проведем урок биологии.
Я уверена, что он будет полезен! Сегодня мы затронем очень интересную и очень важную для каждого из нас тему. А какую ? Попробуем с вами определить
Но прежде ответьте мне на вопрос:
II. Актуализация знаний.
- В чем заключается значение пищи? (Пища содержит питательные вещества, которые выполняют две функции: строительную и энергетическую)
- Скажите пожалуйста какие вещества поступают в наш организм в процессе питания? (органические вещества: белки, жиры и углеводы, вода и минеральные вещества. Витамины)
- Что такое обмен веществ и энергии?один из основных признаков живого. В процессе пластического обмена организм усваивает вещества и накапливает энергию. В процессе энергетического обмена органические вещества в организме распадаются с выделением энергии.
III. Изложение нового материала.
Жизнь и здоровье - самое ценное, что у нас есть. На всю жизнь нам даётся только один организм, и заменить его невозможно! Поэтому необходимо заботиться о себе каждую минуту. Многие заболевания – всего лишь результат неправильного питания. Я надеюсь, что с прошлых уроков, вы уяснили что:
1. питание должно быть правильным
2. экологически чистое - т. е. натуральное, не размениваться на зарубежные яркие упаковки,
3. питание должно быть сбалансированное – это достаточное количество белков, жиров, углеводов, витаминов.
Итак, ребята, мы с вами выяснили, что в организм человека с пищей попадают не только белки, жиры и углеводы, но еще минеральные соли и витамины.
На основании нашей беседы попробуйте определить тему нашего урока (витамины)
Ребята перед нами стоит Проблема «Нужны ли человеку витамины, и в каком количестве?»
Цель нашего урока: раскрыть роль витаминов для организма человека, нормы их потребления и содержания в продуктах питания.
Витамины - это с раннего детства знакомое слово
Что же такое витамины? ( витамины – это органические вещества которые поступают с пищей , необходимые для регуляции обмена веществ нормального течения процессов жизнедеятельности)
В настоящее время известно более 30 витаминов. Их обозначают буквами латинского алфавита. Сегодня на уроке мы поговорим о наиболее известных витаминах А, В, С, Д.
Для этого мы проведем творческую лабораторию, разделимся на 4 группы витаминов, каждая группа получит секретный конверт. Ваша задача используя дополнительный материал из конверта и П. 37 учебника определить:
- Какое значение в организме имеет ваш витамин?
- Суточная потребность витамина.
- Основные источники. ( из вы должны будете выбрать продукты, в которых находится ваш витамин.) ВАЗА С ФРУКТАМИ
Класс условно делится на 4 зоны, по группам витаминов: А, В, С, Д. Работаем 5 минут
Группа 1. Витамин А.
Показывает свою экспозицию фотографии и рисунки, муляжи перца, абрикоса, продукты- морковь, яйца, упаковка от сливочного масла, сыра, упаковка от препарата витамина А или рыбьего жира. Рассказывает о жирорастворимом витамине А, об авитаминозах “куриная слепота” - неспособность видеть в слабоосвещенном помещении.
Группа 2. Витамины группы В.
показывает экспозицию: рисунки, упаковки от молока, кисломолочных продуктов, сыра, яиц, мяса, печени, черный хлеб в полиэтиленовой упаковке, рис, гречневая крупа, овес. Рассказывает о водорастворимых витаминах группы В, об авитаминозах “бери-бери”, что означает “оковы”, которая сопровождается параличами и судорогами.
Группа 3. Витамин С.
Показывает свою экспозицию: рисунки, муляжи лимона, яблока, помидор, овощи картофель, лук, банка с квашенной капустой, варенье из смородины, витаминные препараты аскорбиновой кислоты. Рассказывает о витамине С, об авитаминозах – цинга, которым болели большинство мореплавателей во время своих путешествий, При этом заболевании кровоточат десны, зубы начинают шататься и выпадать, человек слабеет и может погибнуть.
Группа 4. Витамин Д.
показывает свою экспозицию: плакаты, рисунки, фотографии, упаковки от витаминных препаратов витамина Д, продуктов – масла сливочного, яиц, печени. Рассказывает о витамине Д, об авитаминозах – рахите, когда кости теряют прочность и искривляются, снижается тонус мышц, организм становится менее устойчивым к инфекционным заболеваниям.
Итак, время вышло. Прошу группы раскрыть секрет вашего витамина.
- А к какой группе витаминов относится ваш витамин?( водорастворимые С, В и жирорастворимыеА,D)
Ребята, а у меня такая проблема раньше у меня был красивый маникюр, но последнее время ногти мои почему- то слоятся и не растут нужной длины . Как вы думаете в чем причина? (не достаточно витамина).
- К чему ведет недостаток витаминов? ( к особому нарушению обмена веществ- гиповитаминозу. В некоторых случаях гиповитаминозы развиваются при достаточном содержании витаминов в пище, но при плохом их усвоении органами пищеварения. )
- А если витамин совсем отсутствует в организме? ( авитаминоз)
- Иногда бывает, что передозировка витамина и тогда наступает интоксикация – гипервитаминоз
При длительном хранении овощей и фруктов количество витаминов снижается. Большую роль в сохранении витаминов играет правильное приготовление пищи.
При высокой температуре:
- мясо теряет от 15% до 60% витаминов группы В;
- овощи теряют 20% витаминов группы В, и 40% витаминов группы С.
IV. Закрепление обобщение нового материала.
- А теперь давайте вспомним, какая проблема стояла перед нами в начале урока? («Нужны ли человеку витамины, и в каком количестве?»)
- Скажите решили мы эту проблему? Нужны ли человеку витамины и в каком количестве?
V. Подведение итогов урока.
Молодцы, а теперь я предлагаю вам оценить друг друга. В начале урока каждый из вас получил жетончик в виде лимончика. Отдайте свой лимончик тому, кто на ваш взгляд был сегодня на уроке самым активным.
Рефлексия.
Ребята, вы сегодня молодцы!
Хочу я вам сказать, что помогли вы мне
и ставлю всем вам 5,
Работали вы дружно - как коллектив один
За это вам вот этот - безвредный витамин,
Но хоть безвредный он - смотрите в оба
На этикетке справа- норма!
А при уходе можете оставить смайлик – впечатления
Для мне так нужного сегодня вдохновенья!
VI. Домашнее задание:
В магазине мы покупаем сок, который часто рекламируют по телевидению. Предлагаю вам провести частное расследование и сделать вывод
( изучите состав сока).
Список литературы:
1. Колесов, Д.В. (и др.). Биология. Человек. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. \ Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – М.: Дрофа: 2002. – 332 с. – С.188.
2. Зверева, И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – Пособие для учащихся. – М.: “Просвещение”: 1983. – 223 с. – С. 119-124.
3. Муртазин, Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. Человек и его здоровье. – Книга для учителя. – М.: “Просвещение”: 1989. – 192 с. – С.125.
4. Хрипкова, А.Г. Пособие для учителя.- М.: “Просвещение”:1975. – 403 с.- С.226-231.
5. Энциклопедический словарь юного биолога. Для среднего и старшего школьного возраста. Составитель Аспиз, М.Е. – М.: Педагогика: 1986. – 352 с. – С.65-67.
6. Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса. – Методическое пособие. – Часть 2. – Физиологические и психологические аспекты здоровьесберегающего урока. – Под общей редакцией Казина Э.М., Заруба Н.А., Ред. Коллегия: Никифорова О.А., Федоров А.И. – Кемерово: 2004. – 193 с. – С.50, С.90.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/05/picture-39443.jpg)
Разработка урока биологии по теме «Витамины» с использованием ИКТ. 8 класс.
Разработка урока биологии по теме «Витамины» с использованием ИКТ. 8 класс. ...
урок биологии по теме "Витамины" 8 класс учебник Драгомилов Маш
Урок соответствует современным требованиям. С использованием элементов критического мышления, проектных технологий, проблемного обучения, современных технических средств обучения....
Урок биологии по теме "Витамины" в 8 классе по программе В.В. Пасечника
Знакомство учащихся с разнообразными витаминами, их функциями, источниками витаминов. Урок прививает культуру ЗОЖ, повышает творческую активность учащихся, помогает запоминать продукты по содержанию в...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/25/picture-108792-1424890968.jpg)
Использование элементов технологии модульного обучения на уроке биологии по теме "Витамины"
Проект урока с использованием элементов модульно-блочной технологии. Урок соответствует требованиям ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/09/picture-135933-1389279722.jpg)
Презентация к уроку биологии на тему "Витамины".
Цель: изучить многообразие, значение витаминов и их содержание в продуктах питания.Задачи:образовательная: выявить многообразие и значение витаминов, их роли в обмене веществ;развивающая: формировать ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/09/picture-135933-1389279722.jpg)
Презентация к уроку биологии на тему "Витамины".
Цель: изучить многообразие, значение витаминов и их содержание в продуктах питания.Задачи:образовательная: выявить многообразие и значение витаминов, их роли в обмене веществ;развивающая: формировать ...