Мастер-класс: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Новак Светлана Владимировна

Данная тема помогает активизировать деятельность учащихся на уроках биологии, развивает их познавательную деятельность и  интерес к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Мастер-класс.

Тема: «Активизация познавательной деятельности учащихся

                                   на уроках биологии»

Учитель: Добрый день уважаемые коллеги! Я рада встрече с вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество.  Протягивая вам свои ладошки, я приглашаю к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони, а если нет - отверните их от меня. (прием обратной связи "Ладошки").

Спасибо за поддержку.

 Учитель: Природа. Как часто мы слышим это слово, оно рождает у нас различные ассоциации и образы. Предлагаю Вам, в течение двух минут, на предложенных вам для работы творческих листах, отобразить свое видение природы. (прием  «Ассоциации»)

Учитель: А теперь попрошу всех показать свои работы. Неудивительно, что нет ни одного повторяющегося рисунка, ведь мир природы многолик и неповторим. Для кого-то это волшебный мир цветка или бег волны, для другого - таинственный лес, а в образах третьих - наша уникальная планета.

( Слайды 1 - 5).

- А чем неповторима наша планета?

(Ответы участников, что только на нашей планете есть жизнь).

- А как бы вы ответили на вопрос, что такое природа?

- А теперь давайте заслушаем определение, которое даёт Большой Энциклопедический Словарь.

 (Слайд 6).

Человек -  неотъемлемую часть природы. И, безусловно, мы не можем не знать мир, частью которого являемся, чтобы установить с ним гармоничные отношения. Поэтому с давних времён человек изучает и постигает тайны этого загадочного и неповторимого мира.

 (Слайд7).

Отправимся в путь без сомнений и муки

Чтоб тайны освоить любимой науки

Её изучали до нас очень многие

Но всё же она молода, как всегда

Красавица в мире наук – биология

Наука о жизни!

Вперёд же друзья!

А сколько волшебных творений нам подарила природа! Вот только некоторые из них:

Приём "Самый-самый".

- самое большое сооружение, построенное живыми организмами - Большой барьерный риф в Квинсленде, на северо-восточном побережье Австралии. Он простирается на 2027 км, при ширине до 72 км.

(Слайд 8)

- самый большой цветок- раффлезия Арнольди, диаметр цветка около метра, растёт на островах Суматра, Ява и Калимантан.

( Слайд 9)

 - самое большое животное - синий кит, размер 33метра, масса 140 т, сердце весит 600-700 кг

(Слайд10 )

- самые быстрым наземным млекопитающим является гепард, догоняя добычу, он может развить скорость до 120 км/час

(Слайд11)

- самое толстое дерево-баобаб. При высоте-20м и обхвате ствола-20м, в дереве может скапливаться до 120 тыс. л воды.

(Слайд12)

- самая длинная змея - анаконда, был зарегистрирован экземпляр длиной 11м 43 см

(Слайд 13)

Учитель: Список этот можно продолжать и продолжать. Мы его будем пополнять, изучая волшебную науку-Биологию.

Приём "Четвёртый - лишний".

Как и в любой науке у неё есть свои объекты. Найти объекты изучения Биологии поможет Вам моя подсказка: из предложенных мной объектов найдите лишний и объясните, почему вы так считаете.

 (Слайд 14)

            Камень - гриб-вода-облако

            Гладиолус-клён - пшеница-крокодил

      Бактерии - вода-воздух-снег

  •  Иголка - книга-мимоза-шкаф.    

Учитель: Что же у нас получилось? Мы собрали всех представителей царств живой природы, которые и являются объектами изучения биологии.

(Слайд: 15).

Как вы думаете, почему все они стали объектами изучения биологии? И что изучает, на ваш взгляд, эта наука?

(Все названные объекты-живые организмы, наука, изучающая живую природу - Биология.)

Приём "Что бы это значило?"

Биология раскрывает перед нами много тайн и загадок и чтобы познать их мы должны быть очень наблюдательными. Я предлагаю провести небольшой конкурс " Что бы это значило?"

(Слайд 16,17,18)

  • 16-папоротник
  • 17-лишайник
  • 18-палочник

Учитель: Почему все увиденные существа мы можем назвать живыми?  Предложите ваши гипотезы

(Работа с творческими листами, выдвижение гипотез).

Признаки живых организмов:

  • растут
  • размножаются
  • питаются
  • дышат
  • состоят из клеток

 (Слайд 19)

Учитель: Проникнуть в тайны всех этих процессов помогает нам наука Биология.

Приём "Аукцион идей".

Учитель: А теперь друзья, предлагаю вам стать участниками аукциона, победителями будет та группа, которая выдвинет как можно больше идей, где можно применить биологические знания.

Приём "Мозаика".

- Придумать три самых интересных вопроса, для эрудитов биологии.

Приём "Фантастическая гипотеза".

- Одним предложением представить науку биология.

  (Все участники работают с творческими листами.)

Учитель: На правах ведущего, хочу представить вам моё видение современной биологии, которое я выразила так:

(Слайд 20).

Биология?  - Таит ещё много тайн и загадок.

Биология! - Удивительны и восхитительны творения Природы.

Биология - Путь этой науки долог и неостановим…..

Итог занятия:

- На память о нашей сегодняшней встрече вы оставите мне плод вашего совместного труда  и ваши портретики, показывающие как вы, чувствовали себя на нашей встрече.

Прошу на ваших творческих листах нарисовать:

1. Какими Вы были в начале нашей встречи

2. В конце встречи.

 (Слайд 21).

Из предложенных далее предложений я очень попрошу Вас выбрать 2-наиболее значимых для вас и дополнить их своими мыслями:

- На мастер - классе я……

- Самым интересным для меня сегодня было…..

- В своей дальнейшей работе я…..

- Я пожелал бы ведущему урок учителю….

- Я бы хотел посоветовать……

(Слайд 22).

Предлагаю сравнить два цветка, которые я держу в руках - живой цветок и искусственный. Что вызывает у Вас большее восхищение? Безусловно, живой цветок.

Учитель: Я искренне благодарю вас за нашу совместную работу и очень хочу подарить этот цветок самому активному участнику встречи. Кто он? Подскажите мне.

Думаю, что используемые сегодня на уроке методические приёмы помогут Вам в работе.

Успехов Вам и творчества! До свидания! (Слайд 23).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА: «Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»

В последнее время отмечается падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, формируют правильно...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через задания с экологическим содержанием

стастья по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через задания с экологическим содержанием"...

Тема самообразрвания "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через использование дидактического ресурса личностно-ориентированного образования"

Анализ собственной педагогической деятельности, почти 20-летний опыт работы позволили мне выделить и проанализировать основные проблемы, возникающие перед учителем в процессе реформ, внедрения инновац...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии.

В данной статье описаны основные принципы, методы активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии....

Статья "Познавательные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии."

В статье приводится обзор игр как средства повышения активности учащихся на уроках биологии. Отмечается роль игровых приемов в формировании заинтересованности учащихся к изучению материала урока.Рассм...

«Самостоятельные работы учащихся как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»

     В нашей школе уже длительное время изучение общей биологии в 10-11 классах осуществляется на профильном уровне, т. е. с углубленным изучением предмета. Школьники на профильн...