факультатив "Прибор, открывающий тайны"
элективный курс по биологии (5 класс) на тему

Вышинская Нина Ивановна

 

Данный факультатив знакомит учащихся с историей открытия увеличительных приборов, техникой работы с ними,позволят формировать умения  и навыки по  изучению клеточного строения организмов различных систематических групп, технике приготовления простейших микропрепаратов растений и животных для их дальнейшего изучения. Включает пояснительную записку, тематическое планирование, рекомендуемую литературу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pribor_otkryvayushchiy_tayny.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Лицей №113

Дзержинский район

Факультатив по природоведению

для 5-ых классов

«Прибор, открывающий тайны»

                       17 часов (0,5 часа в неделю)

Учитель          

биологии высшей квалификационной категории                    

Вышинская Н.И.

г. Новосибирск 2013

     Пояснительная записка

По программе И.Н. Пономарёвой в пятом классе изучается курс Природа (введение в биологию и экологию), который открывает серию нового поколения учебников по экологии, в основу которых положен системно- структурный подход, являющийся необходимым условием развивающего обучения. Авторы вводят учащихся в мир общих биологических понятий, где начинается  их знакомство с миром микроскопических организмов, а значит, и с микроскопом. В последующих школьных курсах биологии  работе учащихся с микроскопом уделяется значительное место. Есть лабораторные работы, предусматривающие рассматривание микропрепаратов во всех курсах (ботаника, зоология, анатомия, общая биология).  Но, не смотря на это, навык использования этого увеличительного прибора формируется у учащихся с трудом. А работа с микроскопом требует сосредоточенности, спокойствия, терпения  и усердия. Конечно, для того, чтобы рассмотреть микропрепарат, много времени не требуется. А вот для того, чтобы провести наблюдения, зарисовать, сравнить, необходимо довольно много времени и старательности. Поэтому, данный факультатив призван, не только познакомить учащихся с историей открытия увеличительных приборов, но и технике работы с ними.

На занятиях рассматривается вклад учёных разных стран в изобретение и усовершенствование этого прибора, интересные страницы биографии этих учёных, а так же значительный объём практических работ, позволяющий формированию умений  и навыков по  изучению клеточного строения организмов различных систематических групп, технике приготовления простейших микропрепаратов растений и животных для их дальнейшего изучения. Большое внимание уделяется практической направленности данного факультатива. Учащиеся подробно изучат устройство светового микроскопа, научатся с ним работать, готовить временные микропрепараты, делать зарисовки. Каждый ученик сможет рассмотреть детально не только программные микропрепараты, но и те, которые интересуют именно его. На занятиях предполагается формирование первичных навыков научной работы, умение формулировать цели и задачи исследования, искать пути их достижения. Навыки индивидуальной и коллективной работы позволят более успешно заниматься учащимся не только на уроках биологии, но и на других занятиях.

Почти все занятия проходят в форме практических работ с максимальной задействованностью учащихся, что вызывает большой интерес их к данному факультативу.

Также в  данном курсе значительное количество видеозанятий, на которых дети в фильмах знакомятся со строением таких организмов, как дрожжи, простейшие, бактерии, вирусы и т.д., узнают их роль в природе и в жизни человека.

 

       Формы и методы контроля знаний и умений:                                                 

- устная проверка, в результате которой я получаю информацию об уровне подготовки учащихся. Контроль сочетается с дальнейшим углублением и расширением знаний, их углублением и систематизацией. При этом ликвидируются пробелы в учебной подготовке школьников;                                      

- письменные работы в виде развёрнутых ответов на отдельные вопросы;                

- различные тестовые задания;                                                                                - индивидуальные практические работы.

Методы отслеживания познавательного интереса:                                                                            - опрос,                                                                                                                                      

        - анкетирование учащихся.

      Целью данного факультатива является формирование знаний о истории открытия микроскопа и его совершенствовании и развития умений и навыков по технике приготовления микропрепаратов различных организмов.                                                                

     Задачи курса:                                                                                                

   1.Познакомить учащихся с биографией  учёных, сконструировавших микроскопы и интересными фактами из их жизни.                    

 2. Закрепить и расширить навыки практической работы с микроскопом. 

 3.  Сформировать и расширить умения по приготовлению простейших препаратов различных организмов.                                                                

  4. Научить находить сходства и различия в строении клеток организмов  разных систематических категорий.                                                     

    5.Освоить технику консервации и окрашивания микропрепаратов.   

                   

Программа курса

Тема 1. История изучения клеточного строения организмов (3 ч).

Лупа- простейший увеличительный прибор. Р. Гук и его первый микроскоп. Открытие клеточного строения растений. Неемия Грю и его вклад в изучение клетки растений. Открытие Антонио Ван Левенгуком мира одноклеточных организмов. Марчелло Мальпиги и его исследования. Дютроше, Ян Пуркинье, Маттиас Якоб Шлейден и Теодор Шванн и их вклад в становление клеточной теории. Современные световые и электронные микроскопы, их разрешающие возможности.

Практические работы:

1. Устройство и правила работы с лупой ручной и световым микроскопом.

2. Рассматривание готовых микропрепаратов растений и животных.

        Демонстрация портретов учёных, моделей клеток растений, животных, бактерий,    грибов.

Тема 2. Виды препаратов и методика их приготовления (5 ч).

Препараты временные и постоянные. Фиксация. Обезвоживание. Заливка. Изготовление срезов. Срезы, сделанные вручную. Микротом и техника работы с ним. Окрашивание. Временные (раствор йода, анилина гидрохлорид) и постоянные (анилиновый синий, метиленовый синий) красители и окрашиваемый ими материал. Микроскопия в тёмном поле. Люминесцентная микроскопия и её варианты.                                                                                                       Практические работы:                                                                                                             

1. Микропрепараты, их виды и методика приготовления.                                                        2. Приготовление микропрепарата чешуйки лука.                                                     

3. Приготовление и рассматривание микропрепарата поперечного среза листа разных растений.                                                                                                               

4. Инфузория туфелька под микроскопом.                                                                                                        Тема 3. Организмы под микроскопом (6ч).                                            Растения и их вегетативные органы. Клеточное строение вегетативных

органов: корень, побег. Клеточное строение цветка и плодов. Плесневые грибы: мукор и пеницилл. Дрожжи. Простейшие под микроскопом: амёба, эвглена зелёная, инфузория- туфелька.  Органы животных и их части под микроскопом.                                                                                                               Практические работы:                                                                                                     

1. Рассматривание клеточного строения стебля      (травянистых и древесных  растений).                                                                                                                             2. Плоды под микроскопом (зерновка пшеницы, плоды рябины).                                       3. Дрожжи под микроскопом.                                                                                                 4. Рассматривание плесневых грибов под микроскопом: мукора, пеницилла.       5. Простейшие под микроскопом (эвглена, амёба и другие).                                         6. Рассматривание органов и их частей многоклеточных организмов под микроскопом (конечность пчелы, членики плоских червей, чешуйки бабочек)     7. Изучение движения цитоплазмы под микроскопом.

          Тема 4. Индивидуальные исследования учащихся (3 ч).

Проект. Выбор темы индивидуального исследования. Постановка целей и задач. Индивидуальные исследования учащихся (наблюдение за делением дрожжей, строение пыльцы цветков разных растений, зародышевые корешки разных растений, форма чешуек разных видов бабочек, строение клеток комнатных растений и растений аквариума и т.д.). Творческие отчёты учащихся по выбранным темам исследования.  

    Требования к учащимся                                                                                            Учащиеся, закончившие факультатив, должны знать:                                                     

- историю создания и усовершенствования микроскопа;                                             

- краткие биографии учёных, внёсших вклад в развитие микроскопа;                              - строение светового микроскопа и функциональное назначение каждой его части, правила работы  с ним;                                                                                        

- особенности строение клеток микроскопических организмов и изучаемых объектов;                                                                                                                                            - методы приготовления простейших микропрепаратов; 

                                           должны уметь:                                                                                                                               - готовить  микропрепараты различных организмов; -                                                    окрашивать приготовленные микропрепараты красителями;                                                - вести наблюдения за объектами, делать их зарисовки, записи;                                 

- находить сходство и различия в строении различных микроорганизмов.

Предполагаемый результат:

Индивидуальные исследования учащихся по исследованию объектов под микроскопом.

План занятий:

1. Роберт Гук и его первый микроскоп. Антоний Ван Левенгук и его открытия.

2. Современные микроскопы, правила работы с ними.

3. Клеточная теория Т. Шванна и М. Шлейдена.

4. Готовые и временные микропрепараты, их особенности.

5. Метод срезов растительных тканей. Клетки и ткани растений.

6. Микроскопия в тёмном поле и люминесцентная микроскопия.

7. Методика окрашивания и консервации микропрепаратов.

8. Эти непростые клетки чешуйки лука.

9. Растения под микроскопом.

10. Дрожжи под микроскопом.

11. Плесневые грибы: их разнообразие.

12. Простейшие  под микроскопом.

13. Сверкающая радуга (рассматривание чешуек бабочек).

14. Наблюдения за живыми объектами

15. Выбор темы проекта, постановка целей и задач.

16. Индивидуальные исследования учащихся.

17. Творческие отчёты учащихся по их индивидуальным исследованиям.

Литература:

для учителя:

1. Билай В.И. Победители невидимых,

2. Журнал Биология в школе №5 1993г.

3. Биологический эксперимент в школе. М, Просвещение, 1990.

4. Гончаров О.В. Лабораторный практикум по зоологии. Саратов, Лицей, 2002.

5.  Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор «Биология» 3тома. Москва, «Мир», 1990

6. Интернет- источники

для учащихся:

дополнительная

1.  Детская энциклопедия «Аванта- Плюс»

2. Детская энциклопедия под редакцией В.Ф. Натали; т.4.

3. Андреева Е «Невидимые друзья и враги»

4.  Махлин М.Д., Солоницына Л.П. Аквариум в школе. М, Просвещение,1984.

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Прибор, открывающий тайну"

Презентация к уроку "Прибор, открывающий тайну" к уроку в 5 классе....

Тема урока: Прибор, открывающий невидимое.5 класс биология ФГОС

СХЕМА ПЛАНА УРОКА на основе системно-деятельного метода обучения Тема урока: Прибор, открывающий невидимое.           формулируется выбранная тема п...

Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"

Технологическая  карта -это трудность для начинающих  учителей  ,работающих во ФГОС ООО...

Методическая разработка урока биологии в 6 классе "Прибор открывающий невидимое"

Метдическая разработтка урока составлена в соответсвии с требованиями ФГОС ООО...

Микроскоп - прибор, открывающий тайны. КВН. 5 класс.

КВН  по биологии в 5 классе проводится на уроке с целью диагностики познавательной активности учащихся. В форме игры ребята повторяют правила работы с микроскопом и основные его части, а также пр...

карта урока "Прибор, открывающий невидимое!

Урок в 5 классе по биологии с использованием ФГОС....