разработка урока "Вымершие пресмыкающиеся" 7 класс
методическая разработка (биология, 7 класс) по теме

Вышинская Нина Ивановна

Разработка урока по технологии КСО включает задачи урока, оборудование, описание этапов урока и раздаточный материал для работы в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vymershie_presmykayushchiesya.docx105.64 КБ

Предварительный просмотр:

                 7 класс

Тема урока: Вымершие пресмыкающиеся.

Задачи:

  1. Образовательные:

а) расширить знания учащихся на примере древних пресмыкающихся о их расцвете, многообразии, образе жизни и последующем вымирании;

б)  познакомить с гипотезами вымирания этой группы животных.

  1. Развивающие:

а) продолжить формирование коммуникативных умений у  учащихся и их общеучебных навыков: работы с разными источниками информации, умения делать выводы и обобщения;

б) через разнообразные формы деятельности способствовать росту познавательного интереса к предмету.

  1. Воспитательные:

а) используя научные данные формировать диалектико- материалистическое мировоззрение;

б) расширить кругозор учащихся о животных, существовавших

 прошлом.

Методы:

1- репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемный.

Оборудование:

  1. Геохронологическая таблица.
  2. Иллюстрации и рисунки вымерших пресмыкающихся.
  3.  Видеофильм «Динозавры».
  4. Раздаточный материал на столы учащимся: карточки с заданиями.
  5. Дополнительная литература о вымерших пресмыкающихся (приносят учащиеся).
  6. Фломастеры, цветные карандаши, краски.
  7. Альбомные листы.
  8. Маски для динозавров.

Ход урока

Этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Организационные формы обучения

I

Оргмомент

II

Введение в тему

Беседа с элементами рассказа

Ответы на вопросы учителя

фронтальная

III

Изучение нового материала

1. Климатические условия мезозоя, способствовав

шие расцвету пресмыкающихся

Рассказ по таблице, видеофильм

Запись в тетрадь

Фронтальная

2. Многообразие древних пресмыкающихся (динозавр в маске)

  1. 3. Образ жизни динозавров

4. Загадки динозавров

5. Расцвет и последующее вымирание древних пресмыкающихся

6. Обобщение

Индивидуальные задания учащимся по раздаточному материалу

(задания № 1,2)

Объяснение

заданий № 3,4,5; включенный контроль

Объяснение задания №6

Объяснение задания №7, включенный контроль, демонстрация видеофильма

Работа по заданиям и с дополнитель

ной литературой

Работа по заданиям  с дополнитель

ной литературой

Работа в группах по заданиям

Работа в парах по заданиям, просмотр видеофильма,

Записи в тетрадях

Учащиеся обобщают изученный материал

Индивидуаль

ная,

парная, коллективная

Парная

Групповая

Парная и

Индивидуаль

ная

Фронтальная

IV

Закрепление

 Беседа по вопросам

1. Ответы на вопросы

2. Художники отчитываются о проделанной ими работе

Групповая

Индивидуаль

ная

V

Домашнее задание

Объяснение домашнего задания

Запись в дневники, дифференцированные задания из карточек

Фронтальная

Раздаточный материал

Вариант- I

 1. Чудовище высоко несло свою горбоносую голову; большие глаза тускло и мрачно смотрели куда-то вдаль; безгубая широкая пасть обнажала длинный ряд загнутых назад зубов. Спина животного, слегка согнутая, круто спадала в невероятно мощный хвост, подпиравший динозавра сзади. Огромные задние лапы, согнутые в суставах, не уступали в мощности хвосту, подобные двум колоннам, трехпалые, с широко распластанными пальцами, вооруженными кривыми исполинскими когтями. И почти под самой шеей, над наклонно нависшей над землей передней частью туловища, нелепо и беспомощно торчали две тонкие когтистые передние лапы, такие крошечные по сравнению с гигантским туловищем и головой …».

 2. В.А. Обручев. "Плутония": "Животное только на, первый взгляд напоминало носорога, так как обладало маленьким рогом на. переносице. Пара же больших рогов, возвышавшихся на лбу и направленных вперед, придавала ему сходство с некоторыми быками... Голова по сравнению с туловищем была непропорционально велика, достигая чуть ли не двух метров в длину; задняя часть черепа расширялась в плоский и широкий гребень... Передние ноги были значительно короче задних, так что животное двигалось, высоко подняв свой крестец. Массивное туловище его было покрыто панцирем из круглых пластинок, более крупных на спине и боках, мелких на крестце, ногах и брюхе. Туловище оканчивалось недлинным, но толстым хвостом, который служил опорой для задней части тела. От конца морды, представляющей острый клюв, до начала хвоста животное имело около 8 метров..."

3. В желудках окаменелых остатков плезиозавров часто обнаруживают камни (иногда до сотни штук) размером до 10 см в диаметре. Как известно, питались плезиозавры моллюсками и рыбой.

Предположите, какое назначение имели подобные камни в желудках плезиозавров; выдвините и обоснуйте свою гипотезу.

4.  Известно, что толщина лобовой кости у стегоцероса (растительноядный динозавр) достигала 8-10 см.

Предположите, какую роль играла такая толстая черепная коробка у стегоцероса.

5. Хищный ящер диметродон носил на спине "парус", образованный длинными остистыми отростками позвонков и натянутой между ними кожей. Он возвышался на полтора метра. Английские физики Брамбелл и Феллгетт после математических расчетов пришли к выводу о том, что "парус" диметродона - солнечный аккумулятор. Поворачивая его боком к солнцу, ящер собирал инфракрасные лучи. Тепло шло на обогрев всей рептилии.

Подумайте, как должен был действовать "парус" в сильную жару и ночью, когда температура воздуха опускалась.

6. Внимательно прочитайте приведенные ниже отрывки из книги известного палеонтолога академика Ю.А. Орлова "В мире древних животных" и вставьте в текст подходящие по смыслу фразы.

 "Коснемся двуногого способа хождения утконосых и всех хищных динозавров. Существует предположение, что он первичен у всех древних динозавров, но что часть их вернулась впоследствии к передвижению при помощи четырех ног. Причина двуногости, возможно, заключалась в приспособлении этих животных к жизни среди ... . Главный орган чувств динозавров и вообще пресмыкающихся и птиц - ... (а не обоняние, столь важное для млекопитающих). Высоко поднятая при двуногом передвижении голова была удобна для ... и хищному динозавру, и прятавшемуся от него растительноядному".

7. Проанализируйте филогенетическое древо архозавров,  подумайте, почему только крокодилы из всех многочисленных потомков текодонтов смогли преодолеть "роковой" для всех остальных архозавров рубеж мелового периода и дожить до современности.

Филогения архозавров

                                       

Задание художникам:

Палеонтологи раскопали останки скелетов вымерших пресмыкающихся и определили их видовую принадлежность. Попробуйте воссоздать внешний вид этих древних животных, пользуясь рисунками их скелетов и информацией о них.

Игуанодонт. Растительноядные динозавры размером до 10 м. Череп удлиненный; зубы двурядные. Первый палец кисти превращен в шип. Ходили на задних ногах. Возможно, перемещались стадами.

Птеродактиль. Хищные летающие ящеры. Передние конечности с удлиненным поясным отделом. Крылья мощные, широкие, в размахе от 10 до 15 м. Хвост рудиментарный, полет маневренный.

V. Домашнее задание:

В некоторых местах земного шара палеонтологам случалось находить скопления (иногда в огромных количествах) скелетов и отдельных костей динозавров в одном месте. Как будто динозавры специально приходили в это место умирать на протяжении многих веков. Одно из таких скоплений костей динозавров найдено в Сахаре, в районе Агадеса. Его красочно описывает итальянский журналист Сандро Оттоленги:

"Прямо перед нами, на верхушке дюны, лежала десятиметровая змея. Чуть дальше шли целые гряды, сложенные, как казалось издалека, из простых камней. Голубые, синие, лазоревые камни — на самом деле кости, скелеты. Та десятиметровая змея тоже была скелетом. За нею виднелся необыкновенных размеров череп, вросший в песок и камни, по соседству десятки, сотни зубов. Все окружающее производило колдовское, фантастическое, ошеломляющее разум впечатление. Вот хвост доисторического чудовища, извивавшийся в последнем конвульсивном движении, вот ребро, кажущееся ветвью могучего дерева, вот какие-то непонятные с первого взгляда кости — голубые, пугающие размерами... Кладбище простирается дальше, чем видит глаз. Сюда, чтобы умереть, пришли динозавры, здесь они прошли последние метры своего долгого отчаянного марафона. Откуда они бежали?.."

Выскажите свое предположение: откуда бежали эти тысячи животных, чтобы умереть всем в одном месте? Да и бежали ли вообще? Сформулируйте и обоснуйте свою гипотезу появления в пустынях Сахара, Гоби и других местах земного шара массовых захоронений доисторических животных.

                               Раздаточный материал

Вариант- II

I. В.А.Обручев. "Плутония": " Молодой ящер был ростом выше человека; его неуклюжее тело покоилось на толстых и длинных ногах и толстом, в конце сразу утолщавшемся хвосте; передние ноги были коротки и имели по пять пальцев с небольшими острыми когтями, тогда как на задних было по три пальца с большими, но тупыми когтями. По всему складу тела было очевидно, что животное предпочитало вертикальное положение тела горизонтальному, так как при последнем его задняя половина поднималась значительно выше передней. Голова была большая, довольно противного вида, с обвисшими мясистыми губами и маленькими глазками..."

2. В.А.Обручев. "Плутония": Животное достигало 8- ми метров в длину и 4-ёх в высоту. Передние ноги были значительно короче задних, и массивное туловище было наклонено вперёд, оканчиваясь поразительно маленькой головой, похожей на голову ящерицы. Вдоль спины тянулись двумя рядами щитки, или пластинки, торчащие вверх и несколько вбок, подобно крышкам. Четыре пары самых крупных поднимались  над туловищем, три пары маленьких- над толстой шеей и две пары над хвостом… Хвост нёс три пары длинных шипов пониже пластин, голая морщинистая кожа чудовища была кое- где усеяна бородавкообразными возвышениями, более многочисленными на шее и голове и более редкими на туловище и голове.

3. В Бандере (штат Техас, США) были найдены отпечатки следов по меньшей мере двадцати трех бронтозавров в глине, которая, окаменев, сохранила их в неизменном виде до наших дней. Исследования показали, что все отпечатки были сделаны одновременно. К тому же более крупные следы располагались по краям, а более мелкие — ближе к центру.

Предположите, какие выводы об образе жизни бронтозавров должны были сделать ученые на основании фактов, изложенных выше; обоснуйте свою точку зрения.

4. Берт Лестор Тейлор, житель Чикаго, сочинил занимательное четверостишье о стегозавре:

Мозгов был двойной комплект, и они занимали

такие места: Один в голове, как у всех, другой -

у начала хвоста.

Этот зверь мог сказать о себе самом,

Что всегда он был крепок задним умом.

Поясните, что хотел сказать автор.

5. Ученые предполагают, что животные, у которых нет врагов, обречены на вымирание. Докажите или опровергните эту точку зрения, используя свои познания об образе жизни динозавров.

6.  Внимательно прочитайте приведенные ниже отрывки из книги известного палеонтолога академика ЮАОрлова "В мире древних животных" и вставьте в текст подходящие по смыслу фразы.

"Игуанодонты были, видимо, приспособлены к обитанию во влажных, богатых растительностью местах, которые, возможно, могли служить убежищем для многих растительноядных динозавров, лишенных сильных защитных средств. Отпечатки задних, снабженных копытами и плавательными перепонками лап игуанодонтов говорят о приспособленности этих животных к ... . У игуанодонтов нет особых защитных средств, это также побуждает предполагать, что игуанодонты должны были бы обитать в местах, где легко прятаться от хищных динозавров, типично "сухопутных" по строению конечностей. Такими местами могли быть ..., где игуанодонты могли находить и корм, и убежище...".

7. Внимательно рассмотрите изображенную на рисунке схему развития жизни на Земле.

Отметьте на нем те периоды, которые соответствуют "золотому веку" пресмыкающихся. Какую часть от общей спирали жизни занимает "золотой век"? Какие факторы окружающей среды способствовали господству пресмыкающихся на Земле?

Задание художникам:

Палеонтологи раскопали останки скелетов вымерших пресмыкающихся и определили их видовую принадлежность. Попробуйте воссоздать внешний вид этих древних животных, пользуясь рисунками их скелетов и информацией о них

         

Карнозавр. Хищные динозавры размером 5 — 15 м. Череп массивный, высокий; зубы крупные, кинжаловидные; шея относительно короткая; передние конечности резко укорочены, задние — массивные.

Плиозавр. Водные хищные пресмыкающиеся. Длина тела — до 15 м. Характерна крупная голова (длина черепа — до 4 м), недлинная шея, сильные зубы. Конечности — ласты.

                            V. Домашнее задание:

Известный французский палеонтолог Ж.Кювье в начале прошлого века дал подробное описание множества вымерших животных и изложил свою точку зрения на причины их гибели. По мнению ученого, каждый геологический период имел свой животный мир, обособленный от предшествующего и последующего. Он считал, что между . разными формами органической жизни не было эволюционной преемственности. Просто-напросто жизнь в конце каждого периода уничтожалась некоей катастрофой, но затем возникала заново......

Идея катастроф получила широкое распространение. Так, в 1849 г. палеонтолог д'Орбиньи насчитал в истории Земли 27 подобных эпох.       

По мнению последователей Кювье, одна из подобных катастроф произошла в конце мелового периода и явилась причиной гибели динозавров. Вот примерный перечень катастроф, на основе которых ученые пытаются строить свои предположения:

1. Взрыв звезды, расположенной недалеко от Земли.

2. Глобальная эпидемия (эпизоотия).

3. Слишком высокое содержание в атмосфере кислорода (следствие перепроизводства его растениями).            

4. Резкое охлаждение океана вследствие катастрофического сползания в него гигантских масс льда в полярных областях.

5. Столкновение Земли с астероидом диаметром свыше 10 км.  

Выберите наиболее реальную, на ваш взгляд, гипотезу и попытайтесь обосновать ее или, напротив, опровергнуть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для 7 класса "Аукцион оценок по физике"

Данная методическая разработка предназначена для использования на уроках физики в 7 классе при изучении тем: «Механическое движение», «Скорость, путь и время движения», «Инерция»....

Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс

Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....

Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс

Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....

Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"

Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...

Разработка урока 7 класс "Северный Ледовитый океан"

Разработка урока по теме "Северный Ледовитый океан" для учащихся 7 классов. Урок построен по технологии личностно-ориентированного обучения.Тип урока:  урок новых знаний.Цель урока: выделить особ...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

Методическая разработка (физика, 8 класс) по теме: Урок – соревнование «Изменение агрегатных состояний вещества» 8 класс (2 часа)

Тип урока: урок – соревнование, обобщение полученных знаний. Пояснительная записка:1.     Класс делится на 7-8 творческих групп по 3 человека в каждой.2....