Виды учебной деятельности учащихся при работе с учебником и текстами
методическая разработка по биологии (11 класс) на тему

Яценко Галина Петровна

Очень эффективны в использовании, для организации самостоятельной  работы учащихся на уроках, листы с тезисной информацией по основным понятиям и разделам изучаемого материала. Такой вид текста не отвлекает учащихся второстепенной информацией, позволяет сосредоточиться на главных понятиях темы. Но подготовка к этому виду ученической деятельности на уроке должна формироваться этапами и фрагментами на уроках биологии с 8 класса. Листы с тезисной информацией можно использовать для организации работы учащихся на обобщающих и закрепляющих уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_samostoyatelnoy_raboty.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

Виды работ с учебной литературой на уроках биологии в старшей школе.

Учебный предмет  - экология 11 класс   (время выполнения заданий – 25 минут)

                  «..любое органическое существо естественно размножается в столь быстрой прогрессии, что, не подвергайся оно истреблению, потомство одной пары очень скоро заполнило бы весь земной шар».  (Чарльз Дарвин, «Происхождение видов…» 1859 год)

Раздел № 1 Интересная информация.

      Наука, изучающая изменения численности и структуры популяций человека называется демографией.

Численность популяции человека определяется соотношением рождаемости и смертности.

Факторы, которые могли бы влиять на рост численности человечества:

  • климат;
  • хищники,
  • болезни;
  • наличие жизненного пространства и убежищ;
  • дефицит пищевых ресурсов;
  • миграции.

Раздел № 2. Задания для работы с учебником.

Задание № 1. Используя учебник, составьте краткие характеристики факторов, оказывающих влияние на рост численности человеческой популяции.

  • Как называется фактор?
  • Какое влияние оказывает на рост численности человеческой популяции?
  • Какое место занимает среди других факторов?

(учебник экологии  Н.М. Чернова  с. 196 – 199 2006 года издания)

Задание № 2. Используя текст « Примеры и дополнительная информация»,  подтвердите конкретными примерами составленные вами характеристики.

(учебник экологии  Н.М. Чернова  с. 199 – 201 2006 года издания)

Задание № 3. Используя главные мысли темы, составьте вывод по данному уроку.

(учебник экологии  Н.М. Чернова  с. 199  2006 года издания)

Самостоятельная работа с учебником

 Учебный предмет – экология 10 класс ( время выполнения заданий – 25 минут)

Тема : Экологические факторы среды. Типы экологических взаимодействий.

        Проверочная работа № 2.

Задание № 1. Докажите , что орлан – белохвостый может проживать только в воздушно-наземной среде обитания ( в качестве доказательства можно описать приспособления данного организма к среде обитания).

Задание № 2. Приведите доказательства в пользу высказывания «Каждая живая особь создает свою среду обитания». ( задание выполняется по желанию).

Задание № 3. Внимательно прочитайте предложения. Установите о каких типах и видах взаимодействий говорится в них?:

  1. В кишечнике котёнка поселились аскариды.
  2. Волк охотится на зайцев.
  3. Гриб-трутовик поселился на стволе березы.
  4. В гнезде сойки проживают жужелицы.
  5. Сороки доедают остатки пищи уссурийского тигра.
  6. В Уссурийской тайге тигр и большой бурый медведь не уживаются на одной территории.

Задание № 4. Составьте схему взаимодействий в дикой природе между клевером полевым и окружающими его живыми существами.

Виды работ для осуществления контроля усвоением учебного материала.

 Учебный предмет – биология 11 класс.

Тема : Видообразование.   

 ( общее время выполнения работы – 40 минут: 15 минут на уроке, 25 минут – домашняя работа).

Самостоятельная работа с выполнением контрольных заданий.

Задание № 1. Прочитав текст учебного материала, ответьте на предложенные вопросы:

  1. С вашей точки зрения, видообразование – прогрессивное явление в эволюции?

Докажите своё умозаключение.

  1. Перечислите виды видообразования. Что является главной (-ными) причинами возникновения новых видов?
  2. Как, с вашей точки зрения, видообразование связано с приспособленностью?

Задание № 2. Изобразите схематически основные виды видообразования.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ (выполняются как домашняя работа).

  1. Что является материалом для работы естественного отбора?
  2. Что служит движущей силой изменения видов?
  3. Почему в природе существует механизм естественного отбора?

*

Для составления ответов можно использовать учебник биологии с.50 – 55; с. 73 -74.

        

       Очень эффективны в использовании, для организации самостоятельной  работы учащихся на уроках, листы с тезисной информацией по основным понятиям и разделам изучаемого материала. Такой вид текста не отвлекает учащихся второстепенной информацией, позволяет сосредоточиться на главных понятиях темы. Но подготовка к этому виду ученической деятельности на уроке должна формироваться этапами и фрагментами на уроках биологии с 8 класса. Листы с тезисной информацией можно использовать для организации работы учащихся на обобщающих и закрепляющих уроках.

Учебный предмет – экология 11 класс.

Тема: Принципы и правила охраны природы.

        Принципы.

  1. Принцип: явления природы имеют для человека множественное значение и должны оцениваться с разных точек зрения.

Пример:           Лес:  

 I источник древесины, химическое сырье;

 II    место отдыха человека;        

 III водорегулирующее,  почвозащитное, климатообразующее значения.                                                                                                                                                

Следовательно, лесные угодья необходимо использовать, не причиняя вреда II u III  пунктам.

  1.  Принцип: необходим строгий учёт местных условий при использовании и охране природного ресурса.

Пример: Там, где много лесов, допустимы интенсивные рубки, а в  

лесостепях и густо населенных районах России, где лесов мало,

надо лес расходовать бережно и постоянно его восстанавливать.

  1. Принцип: охрана одного объекта означает одновременно охрану других объектов, тесно с ним связанных.

Пример: Охрана озера Байкал предусматривает охрану:

  • Водных ресурсов.
  • Рыбного многообразия.
  • Прибрежной и водной растительности.
  • Речных тюленей (нерп).
  • Рек, впадающих в озеро.
  • Почв побережья и т.д.

ПРАВИЛА.

1.Правило РЕГИОНАЛЬНОСТИ:

Обращение с одним и тем же природным ресурсом в разных районах должно быть различным и зависеть оттого, как этот ресурс в данной местности представлен в настоящее время.

        Вывод по теме:

1.Охрана природы – это комплексное мероприятие.

2.Охране подлежит не сумма отдельных ресурсов, а весь природный комплекс (Экосистема)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование с учетом основных видов учебной деятельности и ФГОСов II поколения к учебнику английского языка “Enjoy English-5 класс М.З. Биболетова, Н.В. Добрынина, Н.Н. Трубанева. Издательство «Титул» 2012 год.

Примерная программа по английскому языку для основной школы ( 5 класс) составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования,...

Виды учебной деятельности при работе в парах

Виды учебной деятельности при работе в парах...

Рубрика Самообразование. Самостоятельная работа и другие виды учебной деятельности. МО.

Самостоятельная работа и другие виды учебной деятельности (Классификация форм учебной деятельности)....

Содержание, виды, методы и формы контроля. Универсальные учебные действия учащихся (УУД). Основные виды учебной деятельности учащихся (информационно-справочный материал для работы по разработке рабочих программ и технологических карт урока)

Учитель химии Якимчик Е.Е.ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа)  Настоящая статья является продолжением ранее опубликованной статьи автора «Классификация методов и форм обучения, типы и структура ...

Виды учебной деятельности учащихся на уроках и дома, которые организует учитель.

Виды учебной деятельности учащихся на уроках и дома, которые организует учитель....

Рабочая программа по геометрии 7 класс. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.

Рабочая программа по геометрии 7 класс. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся....

Виды самостоятельной работы как средство организации учебной деятельности учащихся при обучении математики

Виды самостоятельной работы учащихся на уроке математике и их кратоке содержание....