Рубрика Самообразование. Самостоятельная работа и другие виды учебной деятельности. МО.
презентация к уроку по теме

Самостоятельная работа и другие виды учебной деятельности (Классификация форм учебной деятельности).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatrabotaformyuchebndeyat2016-1.ppsx172.27 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самостоятельная работа и другие виды учебной деятельности Прокопова Е.М. МБОУ СОШ № 15 г.Усолье-Сибирское Иркутской области

Слайд 2

Логическая структура любой деятельности, в том числе учебной, включает в себя формы , методы и средства деятельности. Формы учения (обучения) можно определить как механизмы упорядочения учебного процесса в отношении позиций его субъектов, их функций, а также завершенности циклов, структурных единиц обучения во времени.

Слайд 3

Механизм организации обучения в пределах целостной образовательной программы – начального образования, общего среднего образования, высшего образования и т.д. определяют как СИСТЕМУ ОБУЧЕНИЯ . Система обучения предполагает различные формы учебной деятельности . Рассмотрим подробно одну из форм учебной деятельности: По участию или неучастию педагога (педагогов) в процессе обучения.

Слайд 4

Классификация системы обучения по участию или неучастию педагога (педагогов) в процессе учения (обучения) :

Слайд 5

1. Самоучение (самообразование) – целенаправленная учебная деятельность, управляемая самой личностью без участия педагога. Основными формами самоучения являются: изучение литературы – учебной, научной, художественной, и т.д., прослушивание лекций, докладов, концертов, фонограмм, консультации специалистов, просмотр спектаклей, кинофильмов, посещение музеев, выставок и т.д., различные виды практической учебной деятельности – опыты, эксперименты, самостоятельное овладение теми или иными видами работ, орудиями труда и т.п. Самоучение – составной компонент системы непрерывного образования – выступает, в том числе, как связующее звено между базовым общим и профессиональным образованием и периодическим повышением квалификации и переподготовки специалистов.

Слайд 6

2. Самостоятельная учебная работа – высшая форма учебной деятельности (также, как и самоучение ). А. Дистервег : «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. …»

Слайд 7

Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность , осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем.

Слайд 8

Самостоятельная учебная работа ПО ДИДАКТИЧЕСКИМ ЦЕЛЯМ ОБУЧАЮЩИЕ КОНТРОЛИРУЮЩИЕ

Слайд 9

Самостоятельная учебная работа ПО УРОВНЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ОБРАЗЦУ РЕКОНСТРУКТИВНО-ВАРИАТИВНЫЕ ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЕ (ЭВРИСТИЧЕСКИЕ) ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ (ТВОРЧЕСКИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ)

Слайд 10

ПО СТЕПЕНИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ФРОНТАЛЬНЫЕ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ОБЩЕКЛАССНЫЕ ГРУППОВЫЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ Самостоятельная учебная работа

Слайд 11

ПО ИСТОЧНИКУ И МЕТОДУ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЗНАНИЯ РАБОТА С КНИГОЙ ЛАБОРАТОРНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПОДГОТОВКА ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ Самостоятельная учебная работа

Слайд 12

Самостоятельная учебная работа ПО ФОРМЕ ВЫПОЛНЕНИЯ УСТНЫЕ ПИСЬМЕННЫЕ

Слайд 13

Самостоятельная учебная работа ПО МЕСТУ ВЫПОЛНЕНИЯ КЛАССНЫЕ НЕСКОЛЬКО МИНУТ В ТЕЧЕНИЕ УРОКА ДОМАШНИЕ

Слайд 14

Самостоятельная учебная работа

Слайд 15

Самостоятельная учебная работа

Слайд 16

Самостоятельная учебная работа

Слайд 17

3. Учение с помощью педагога (педагогов) можно подразделить (классифицировать) на : индивидуализированные системы учения-обучения ( индивидуальная форма обучения, индивидуально-групповая форма, собственно индивидуализированные системы (формы) обучения) коллективные системы ( коллективная классно-урочная система обучения, лекционно-семинарская система обучения) .

Слайд 18

1. Индивидуализированные формы (системы ) : - индивидуальная форма обучения - предполагает работу учителя с отдельным учеником индивидуально, часто на дому. (В XVIII – XIX вв. - в семейном воспитании среди зажиточных слоев общества в виде гувернерства , которое отчасти возродилось и сегодня). В настоящее время индивидуальное обучение служит формой дополнительной работы, чаще с нуждающимися в особой помощи детьми, в том числе с теми, кто в силу заболевания, инвалидности не может посещать школьные занятия. Кроме того, в индивидуальной форме строится обучение в музыкальном образовании – учитель музыкальной школы, преподаватель музыкального училища занимаются с каждым учеником отдельно. Индивидуальное обучение является основной формой работы научного руководителя, консультанта с аспирантами и докторантами. - индивидуально-групповая форма , когда ученики разного возраста, уровня подготовленности собираются в одном месте и один педагог, поочередно работая с каждым и давая ему задания, может обучать группу учащихся. Индивидуально-групповая форма является сегодня, в частности, основной в сельской малокомплектной школе. Кроме того, она практикуется в ВУЗах в работе со студентами старших курсов на выпускающих кафедрах, в курсовом и дипломном проектировании, а также в работе руководителя научной школы с аспирантами и молодыми учеными. - собственно индивидуализированные системы (формы) обучения – довольно широкий класс систем обучения, которые стали складываться с начала XX века. Системы индивидуального обучения организуют индивидуальное продвижение по общей для данного контингента учащихся программе. Они, как правило, характеризуются определенной обособленностью в работе отдельных учащихся.

Слайд 19

Реализация индивидуализированного обучения осуществлялась и осуществляется в различных модификациях: Дальтон-план (начало XX в. – 30е гг. XX в.); бригадно-лабораторный метод (по сути это – форма), применялся в СССР в общеобразовательных школах, а также в ВУЗах и техникумах в 20-х – начале 30-х гг. XX в; Батавия-план ( Batavia Plan ), широкое распространение получил в начале XX в.; Келлера план – персонализированная система обучения, предложенная в 1968 г. в обобщенном виде как общедидактическая система учебной работы в высшей школе. Существует также и множество других вариантов систем индивидуализированного обучения. В том числе – системы полного усвоения , получившие широкое распространение во многих странах мира. В настоящее время различные формы индивидуализированного обучения широко применяются на занятиях в компьютерных классах , а также при выполнении лабораторных, лабораторно-практических практических работ в учреждениях как общего, так и профессионального образования.

Слайд 20

2. Коллективные системы учения-обучения ( - коллективная классно-урочная система обучения; - лекционно-семинарская система обучения) - коллективная классно-урочная система обучения . Теоретически концепция классно-урочной системы обучения, ее важнейшие характеристики были обоснованы в XVII в. великим чешским педагогом Яном Амосом Коменским. Классно-урочной системе присущи следующие характерные черты : • в группы (классы) постоянного состава входят учащиеся, примерно одинаковые по возрасту и уровню подготовленности к обучению. Учитель работает со всем классом (фронтально) или с группами внутри классов, давая им разные задания; • основной формой обучения является урок – отрезок обучения в 40-45 минут, представляющий относительно законченный по содержанию и способу построения единицу учебного процесса; • всё содержание образования делится на отдельные дисциплины; • весь период обучения разделен на учебные годы, четверти, учебные дни, каникулы, а занятия ведутся по единому плану и расписанию; • учитель осуществляет руководство учебной деятельностью, объясняет новый материал, дает задания, контролирует их выполнение.

Слайд 21

Достоинства классно-урочной системы : четкая организованность и упорядоченность учебной работы, организующая роль педагога, экономичность обучения Серьезные недостатки : ограниченные возможности индивидуального подхода, ориентация на «среднего» ученика, работа в едином для всех темпе, преимущественно вербальный (словесный) характер деятельности, определенная искусственность в делении всех занятий на 40-45 минутные отрезки.

Слайд 22

Классно-урочная система может иметь различные модификации . Так, одна из современных модификаций классно-урочной системы заключается в том, что создаются классы, группы для изучения конкретного предмета , курса у конкретного учителя, преподавателя. Группа, класс как собрание студентов, учащихся, участвующих в одном занятии, после окончания занятия распадается и собирается в следующий раз только на следующем занятии по данному предмету, курсу у данного учителя, преподавателя. После сдачи экзамена, зачета группа расформировывается. Такая форма обучения – условно называемая «предметная» – может быть в максимальной степени адаптирована к запросам и возможностям каждого учащегося, студента, дает возможность естественным образом разделить их по интересам, темпу изучения материала так, что каждый класс, каждая группа будет иметь относительно однородный состав: способный студент не будет страдать от скуки, а слабый получит оптимальную для него методику обучения. Такие классы, группы могут состоять и из учащихся разных возрастов, студентов разных курсов.

Слайд 23

- лекционно-семинарская система обучения (ее еще называют курсовой ). Начиная с XIII – XIV веков, когда в Европе возникли первые университеты, и до сих пор – основная форма обучения в высших учебных заведениях. Лекционно-семинарская система рассчитана на более высокий уровень интеллектуального развития обучающихся (студентов) и отличается большей степенью самостоятельности студентов . В тоже время, у лекционно-семинарской системы есть много сходных черт с классно-урочной: • в учебные группы постоянного состава входят студенты, примерно одинаковые по возрасту и уровню подготовленности (для лекций однородные группы объединяются в потоки); • основными формами занятий являются лекции, семинары, практические занятия и лабораторные работы одинаковой продолжительности 1,5 часа (или «пара» – 2 раза по 40-45 минут). Занятия представляют собой относительно законченные по содержанию и построению единицы учебного процесса; • все содержание обучения делится на отдельные дисциплины; • весь период обучения делится на учебные годы (курсы), семестры (полугодия), учебные дни, каникулы; а занятия ведутся по единому плану и расписанию; • контроль осуществляется, в основном, в конце каждого семестра в виде зачетных и экзаменационных сессий.

Слайд 24

Разновидностью лекционно-семинарской (курсовой) системы является предметно-курсовая система обучения , которая чаще всего применяется при заочном и очно-заочном обучении. Она предполагает такую организацию учебного процесса, при которой дисциплины учебного плана и соответствующие им итоговые зачеты и экзамены распределяются по годам обучения (курсам) с соблюдением преемственности, а зачеты и экзамены в пределах одного курса сдаются учащимися и студентами по мере индивидуальной готовности. На основе этой системы организовывалось ранее высшее заочное образование, а также обучение в вечерних (открытых) общеобразовательных школах.

Слайд 25

Литература: А.М.Новиков, акад. РАО, Д.А.Новиков, член-корр.РАН: Методология. – М.: СИНТЕГ . – 668 с. 2. Источники Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент учебно-тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности.

Учебно-тематическое планирование в 3 классе с определением основных видов учебной деятельности (предметная, метапредметная)...

Освоение новых видов учебной деятельности

Освоение новых видов учебной деятельности...

Здоровьесберегающие технологии в школе. Виды учебной деятельности: рациональный уровень их продолжительности и чередования.

Как оптимально безвредно организовать учебный процесс? Рациональный уровень продолжительности и чередования видов учебной деятельности в рамках одного урока....

Тематическое планирование с учетом основных видов учебной деятельности и ФГОСов II поколения к учебнику английского языка “Enjoy English-5 класс М.З. Биболетова, Н.В. Добрынина, Н.Н. Трубанева. Издательство «Титул» 2012 год.

Примерная программа по английскому языку для основной школы ( 5 класс) составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования,...

Содержание, виды, методы и формы контроля. Универсальные учебные действия учащихся (УУД). Основные виды учебной деятельности учащихся (информационно-справочный материал для работы по разработке рабочих программ и технологических карт урока)

Учитель химии Якимчик Е.Е.ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа)  Настоящая статья является продолжением ранее опубликованной статьи автора «Классификация методов и форм обучения, типы и структура ...

Отличие исследовательской работы от других видов творческой деятельности

Продолжение методической работы по исследовательской деятельности учащихся...