Рабочие тетради как средство обучения биологии по УМК Н.И. Сонина (из опыта работы)
статья по биологии по теме

Богомолова Ирина Петровна

            Для реализации целей и задач  биологического образования созданы разные линии УМК. Обязательным компонентом учебных комплектов являются рабочие тетради.  В век всеобщих ИКТ, которые широко используются во всех областях человеческой деятельности  и в школе также, рабочие тетради остаются  важным средством при обучении биологии, они и сегодня не утратили своей актуальности. Образовательный и социальный эффекты, полученные в результате их применения показывают, что они по праву вошли в классификацию важных средств обучения. Рабочие тетради можно рассматривать как средство развития познавательной активности и организации самостоятельной работы учащихся. В своей работе я рассказываю о том, как я их использую в учебном процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                   

                     

                              Рабочие тетради 

     как средство обучения биологии

              по УМК Н. И. Сонина 

                                (из опыта работы)  

                                                    Автор: Богомолова И.П.,

                                                    учитель  биологии

                                                    МОУ «Гимназия № 7»

                                                    Волжского района

                                                    города Саратова                                                      

                                                   

                                                               

                                                 

2013

                                          Оглавление

                                                                                              Стр.

1. Введение                                                                                       3

2. Рабочие тетради как средство обучения биологии                  5

3.Заключение                                                                                    9

4.Список литературы                                                                       10

5. Приложение                                                                                  11

Введение

   В настоящее время в системе среднего образования, в том числе и биологического, на первое место выходят проблемы, связанные с обновлением структуры и содержания общего образования, обеспечивающие достижение нового его качества. Эти проблемы требуют изменения приоритетов в биологическом образовании, переосмысление целей и приведения его содержания в соответствие с новыми потребностями общества, мировыми тенденциями, достижениями науки о жизни на современном этапе.    

 Успехи биологической науки в ХХ - ХХI вв. убедительно свидетельствуют о том, что человечество вступило в новый век - век биологии. Достижения биологической науки позволяют утверждать, что она в настоящее время становится лидером в естествознании и занимает ключевые позиции в медицине, здравоохранении, гигиене, охране окружающей среды, обеспечении населения продуктами питания, лекарственными препаратами. По мере развития биологической науки и внедрения ее в производство будет возрастать число людей, для которых биологическое образование окажется элементом их профессиональной подготовки.

 Биологическое образование - важнейший и необходимый компонент развития личности, представляющий собой не только способ общения и взаимодействия с окружающими, но и основу подготовки к будущей профессии, интеллектуального и творческого развития, понимания законов мироздания, являющийся первичным элементом сохранения здоровья человека и общества, основой биосферного понимания существования жизни и человека на планете Земля, охраны природной среды и рационального природопользования.

     Главной задачей биологического образования, с учетом новых приоритетов, является утверждение и развитие у школьников «биологического мышления», навыков самостоятельного усвоения и критического анализа новых сведений, умения строить научные гипотезы и планировать эксперименты по их проверке. Полноценное биологическое образование немыслимо без широкой эрудиции, умения масштабно мыслить, философски подходить ко всем проблемам естествознания.

       Школьный курс биологии – важный компонент естественно-научного образования. Он вносит весомый вклад в решение задач общего образования, обеспечивая формирование у учащихся биологической картины мира, научного мировоззрения, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, привитие ценностных ориентаций, подготовку к жизни.
   Для реализации цели и задач биологического образования созданы разные линии УМК. Обязательным компонентом учебных комплектов являются рабочие тетради.  В век всеобщих ИКТ, которые широко используются во всех областях человеческой деятельности и в школе также, рабочие тетради остаются важным средством при обучении биологии, они и сегодня не утратили своей актуальности. Образовательный и социальный эффекты, полученные в результате   их применения,  показывает, что они по праву вошли в классификацию  важных средств обучения.  Рабочие тетради можно рассматривать как средство развития познавательной активности и организации самостоятельной работы учащихся.

В своей работе я использую тетради с печатной основой, начиная  с 1999г. с учащимися 5-ых  классов. В то время это были тетради большого формата с большим количеством ярких крупных рисунков и разнообразными заданиями. Позже размер уменьшился, соответственно, уменьшился и объем материала в тексте. Но, несмотря на все изменения, рабочие тетради    представляют большой интерес.  В своей работе я расскажу о том, как я их использую в учебном процессе.

       

 

     Глава I. Рабочие тетради как средство обучения биологии.

   Линия учебников по биологии для основной и средней школы создана    авторским коллективом, работающим в рамках оригинальной авторской программы Н.И. Сонина, А.А. Плешакова, В.Б. Захарова и построена по концентрическому принципу. Все учебники линии прекрасно иллюстрированы, содержат множество обобщающих схем и таблиц, содержательный текст -  это сыграло немаловажную роль  при выборе УМК, когда в 1999 г. образовалась наша гимназия. К каждому учебнику изданы методические пособия и рабочие тетради для учителя, дидактические материалы, сборники разработок уроков, составленных учителями – практиками и методистами. Изданы: справочное пособие «Биология в таблицах» 6-11 классы и  «Биология. Большой справочник для школьников  и поступающих в ВУЗы».  Изданы пособия серии «Темы школьного курса» к учебнику 7 класса «Многообразие живых организмов»,  содержащие более развернутое, чем в учебнике, изложение тем и дополнительную информацию о многообразии и образе жизни живых организмов. Некоторые ребята, наиболее любознательные, ими активно  пользуются при подготовке к урокам.

     Для учащихся  изданы: тетради для оценки качества знаний, альбомы – задачники, тестовые задания, электронные издания, основу которых составляет набор готовых уроков – презентаций по материалам учебников и  обширный дополнительный материал.  Все эти издания вместе с рабочими тетрадями позволяют  формировать необходимые знания, умения, навыки у учащихся; создавать условия для самостоятельной работы.      

    Система уроков в этом УМК сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации,  вот поэтому, на мой взгляд, этот УМК позволит успешно работать и при переходе на новые стандарты.

      В тетради включены различные вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволяет определить сформированность умений у учащихся узнавать биологические объекты, которые изучаются в той или иной теме, а также их органы и другие структурные компоненты. Это позволит иметь возможность логически излагать материал, отслеживать причинно – следственные связи предмета, формировать политехнические основы знаний для перехода от учебно – познавательной к учебно – практической деятельности.  Учащиеся имеют возможность приобретения дополнительных знаний за счет сэкономленного времени с одной стороны, а с другой – возможность углубления  знаний, что позволяют повысить производительность учебной деятельности, увеличивать объемы учебной информации,  развивать   творческие способности учащихся.

    Для формирования творческого мышления важно ознакомить учащихся с основными методами научного познания. Для этого  в рабочих тетрадях имеется ряд заданий на сравнение, выделение признаков, систематизацию, формирование умений и понятий.

     Рабочие тетради данного УМК  имеют яркие красочные обложки с изображением объектов живой природы, что позволяет привлечь к ним внимание учащихся, отличает от тетрадей других линий,  включает в  работу  их зрительную память (см. Приложения №1, 2, 3, 4).

       Роль обучения повышается в условиях самостоятельности учащихся.
Когда учащийся сам продумал материал, применил теорию на практике,
оценил изученные вопросы, выработал свое отношение к ним, то усвоенные знания, выводы приобретают личностный смысл. Самостоятельность обеспечивается,  главным образом, методикой обучения, именно методика способна заставить учащихся думать, творчески подходить к решению тех или иных вопросов, вырабатывать  самостоятельные взгляды, прочные умения,  знания, навыки. Самостоятельное нахождение правильного решения, тренировка по вопросам и заданиям способствует формированию чувства удовлетворения, которое делает обучение не утомительной нагрузкой, а интересной работой. Заданий такого типа в рабочих тетрадях не мало.
      В  приложении № 5 показаны примеры заданий из рабочей тетради к учебнику 9 класса «Биология. Общие закономерности», направленных на  систематизацию и  совершенствование навыков самостоятельной учебной деятельности. Задание № 4 можно использовать и на повторение материала, изученного в 6 и 7 классах,   и для самостоятельной работы с учебником при изучении новой темы  «Эукариотическая клетка».  При выполнении заданий № 10 и №11 формируются различные общеучебные действия: смысловое чтение как осмысление цели чтения, поиск и выделение необходимой информации, извлечение необходимой информации из текста, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; при этом, еще происходит анализ объектов с целью выделения существенных признаков,  их сравнение.  

        В теме «Главные направления эволюции» предлагаются задания, которые продолжают развивать умения ориентироваться в структуре текста учебника (№ 5)  и формулировать понятия и термины (№ 2, № 4,  № 8). Материал темы достаточно сложен, его объем  значителен, можно предложить ребятам работу в парах, при этом формируются коммуникативные УДД: планирование сотрудничества, определение цели и функций, способов взаимодействия. Кроме того, формируются и логические действия (см. Приложение № 6).

         В   рабочей тетради к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс» в темах  «Кости скелета» и « Строение скелета» предлагаются разные виды работ: обозначение  немых рисунков после работы с  текстом и рисунками учебника, с таблицами, с моделью черепа; выполнение письменного задания в работе № 97, а № 95 - требующий размышления,   можно задать в качестве домашнего задания.                                                                                                                            

       Начиная с 6 класса, в тетради включены лабораторные работы. В рабочей тетради к учебнику Н. И. Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс» имеется лабораторная работа «Органические вещества семени», в которой учащимся даны вопросы и задания и рядом располагается место для наблюдений и выводов. По такому принципу созданы почти все лабораторные работы. Задания построены таким образом, что работая над ними,  ребята  выполняют их  поэтапно, последовательно и не могут не производить всех операций. Возможные ошибки на каждом этапе сразу заметны и исправляются на месте, где они была совершены. Примеры лабораторных работ в рабочих тетрадях для разных классов приведены в приложении   № 8 для 6 класса; в приложении № 9 - № 95 для 7 класса; в приложении № 10 - № 137  для 8 класса. В приложении № 9 приведен пример задания (№ 96), которое у отдельных учащихся вызывает затруднения. Оно предусматривает  соотнесение того, что уже известно и  должно быть усвоено  ими (название органов и принадлежность их к системам в целом), и того, что еще неизвестно (какие системы изображены и местонахождение органов в этих системах, их названия). Разные виды учебных действий должны быть  сформированы или формируются у учащихся  при выполнении таких работ.

        Авторы рабочих тетрадей   предлагают и  другие виды заданий, которые способствуют приобретению знаний и понятий путем заполнения схем, таблиц, построения или заполнения диаграмм, формируя исполнительские  действия (см. Приложение № 11, задания № 111-114 в тетради для 8 класса).

        В рабочей тетради к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» также имеются задания, которые формируют у учащихся умение работать с текстом и иллюстрациями учебника при заполнении таблиц (задание № 3). Но, кроме них, имеются работы, при выполнении которых, дети учатся устанавливать соответствие между содержанием первого и второго столбцов (см. Приложение № 12, задание  №2 и  Приложение № 13, задание № 1). Здесь же имеется задание № 5, для выполнения  которого рекомендуется использование  дополнительной литературы или Интернет – ресурсов.  Такие работы вызывают у ребят огромный интерес, развивают любознательность, желание найти материал, выходящий за рамки учебника. На примере работ №  6 и  № 7  можно  учить ребят классификации живых  растений и животных (см. Приложение № 14).

      В рабочей тетради по общей биологии к учебнику В. И. Сивоглазова,  И.Б Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы» в теме «Обмен веществ и превращение энергии. Энергетический обмен» даны разнообразные виды заданий, в которых вырабатываются и познавательные УДД, и регулятивные, и логические (см. Приложение № 15).

       Все рабочие тетради дополнены тестовыми заданиями, составленными в     полном соответствии с заданиями единого государственного экзамена. Работа с тетрадями помогает ученикам лучше усвоить содержание курса и подготовиться к ГИА и ЕГЭ. Тестовые задания  содержат уровни А и В, располагаются  они после каждой темы. Проверка знаний учащихся позволяет осуществлять обратную связь между учащимися и учителем, дает конкретный материал для анализа полноты и качества знаний, помогает своевременно увидеть проблемы, недочеты, ошибки в знаниях учащихся. (Приложение № 16, № 17) Проверяя и анализируя знания учеников, преподаватель имеет возможность судить о завершенности или незавершенности процесса обучения по отдельным разделам учебной программы. Благодаря рабочим тетрадям учитель может какую-то часть работы по контролю, диагностике и исправлению обнаруженных недостатков в мыслительной деятельности отдельных учащихся провести прямо на уроке.

 С внедрением в педагогический процесс рабочих тетрадей контроль может осуществляться как индивидуально, так и одновременно за работой учащихся отдельной  группы или всего класса; учащийся может проходить контроль абсолютно самостоятельно, в любое удобное для него время в домашних условиях. Преподавателю достаточно просмотреть запись в тетради  и оценить выполненную работу.

      В рабочих тетрадях не даются ответы к заданиям. Это изменяет отношение учащихся к процессу выполнения заданий, требует более осмысленного чтения учебника, критического отношения к полученным результатам, усиливает общение учащихся между собой. Очень важна и другая причина отсутствия ответов: коллективно или в группах обсуждать разные пути решения и искать правильные ответы.

     В целом, повышение  эффективности обучения  при использовании в учебном процессе рабочих тетрадей  достигается в условиях активного привлечения учащихся к самостоятельной работе, включения в процесс анализа применения приобретенных знаний, формулирования выводов, проверки результатов  работы.

     

  .

 

                                           Заключение.

        Выбранная мною тема помогает добиваться от учеников результатов в процессе обучения. Использование в учебном процессе рабочих тетрадей и других форм работы на уроках и дома позволяет формировать и развивать интерес к биологии у большинства учащихся 5-11 классов. Очень важно, чтобы рабочие тетради имелись у каждого из учеников в классе, тогда повышается успешность работы с ними.

        В гимназии нет классов, изучающих биологию на профильном уровне, но в течение ряда лет  наши выпускники продолжают свое обучение в лицеях,  средних специальных учебных заведениях,  ВУЗах с биологическим, медицинским профилем.

        Школьники среднего звена имеют возможность использовать полученные знания и умения  в повседневной жизни: в период летней практики на территории гимназии, на своих садово–огородных участках, ухаживая за комнатными растениями в своих квартирах.

        Благодаря выбранным формам и методам удается заинтересовать детей, приходящих из разных школ, обучающихся по разным УМК.

       В 2011-2011 учебном году на заседании  кафедры учителей  естественно-математического цикла был  проанализирован и обобщен мой опыт работы по применению  рабочих тетрадей  при изучении биологии. В ходе обсуждения коллеги сделали  вывод, что такая форма работы вполне результативна.

     

                                Список  литературы:

  1. М.М. Гуменюк. Автор-составитель. Биология. 9 класс: поурочные планы по учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.- Волгоград: Учитель.2008. – 331с.
  2.  Т.В. Козачек. Автор- -составитель. Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Человек». – Волгоград: Учитель, 2007. – 328с.
  3.  Рабочие тетради 5 -11 классы из УМК  Н. И. Сонина.
  4. Н.И. Сонин «Лучшие нестандартные уроки. Биология.6 класс». «Айрис Пресс», Москва, 2003
  5. Интернет – ресурсы:www.bio.1 september.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приложение № 1

Слайд 2

Приложение № 2

Слайд 3

Приложение № 3

Слайд 4

Приложение № 4

Слайд 5

Задания, направленные на систематизацию и совершенствование навыков самостоятельной учебной деятельности. Приложение № 5 .

Слайд 6

Задания, предлагаемые учащимся, направленные на развитие умения ориентироваться в структуре текста учебника и формулировать понятия и термины. Приложение № 6

Слайд 7

Приложение № 7

Слайд 8

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Приложение № 8

Слайд 9

Приложение № 9

Слайд 10

Приложение № 10

Слайд 11

Приложение № 11

Слайд 12

Задания на соответствие и классификацию живых организмов. Приложение № 12

Слайд 13

Приложение № 13

Слайд 14

Приложение № 14

Слайд 15

Приложение № 15

Слайд 16

Приложение №16

Слайд 17

Для подготовки к ЕГЭ авторы тетрадей размещают тренировочные задания уровней А и В. Приложение № 17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие тетради как средство повышения эффективности учебного процесса

В настоящее время актуальными становятся требования к личным качествам современного обучающегося – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого ма...

статья "Реализация идеи преемственности при формировании исследовательских умений у обучающихся средствами естественно-научного образования в сельской школе (из опыта работы)"

Статья "Реализация идеи преемственности при формировании исследовательских умений у обучающихся средствами естественно-научного образования в сельской школе" предназначена педагогам и раскрывает систе...

Рабочая тетрадь как средство обеспечения требований ФГОС нового поколения»

В условиях перехода профессионального образования на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения происходит смена образовательной парадигмы, - от парадигмы знаний, умений и ...

Методические рекомендации по использованию рабочей тетради как средства дифференциации обучающихся с умственной отсталостью на уроках биологии

Методические рекомендации по использованию рабочей тетради как средства дифференциации обучающихся с умственной отсталостью на уроках биологии...

Рабочая тетрадь как средство ознакомления учащихся с основами безопасности работы в сети Интернете

Методическое пособие для учителей по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности в сети Интернет (ОБЖИ)»1. Здоровье и компьютер , здоровье и Интернет2. Безопасность в Интернете...

Исследовательская работа в 9 классах по теме «История средств массовой информации» на уроках английского языка. Из опыта работы учителя английского языка Александровой Ирины Владимировны.

Исследовательская деятельность, это деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, ...