УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КАК МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
статья по биологии по теме

Экологическое образование школьников – одна из сложных областей. Знания по современной экологии формируются на стыке нескольких наук – биологии, географии, химии, физики и т.д. Интеграция экологического компонента с базовыми предметами расширяет область естественнонаучных знаний, показывает их связь с жизнью, что повышает интерес учащихся к обучению, ведь формирование ответственного отношения к природе возможно лишь в условиях постоянного взаимодействия с природой, окружающей ребенка, а не только с наглядностью в школьном кабинете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebno1.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КАК МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

     В современном языке слово «экология» употребляется чрезвычайно часто. Мы говорим о плохой экологии города, России и даже… об «экологии культуры». Помимо этих новых смыслов термин «экология» означает еще и давно существующее понятие – наука о доме, в котором живет человек.

Экологическое образование школьников – одна из сложных областей. Знания по современной экологии формируются на стыке нескольких наук – биологии, географии, химии, физики и т.д. Интеграция экологического компонента с базовыми предметами расширяет область естественнонаучных знаний, показывает их связь с жизнью, что повышает интерес учащихся к обучению, ведь формирование ответственного отношения к природе возможно лишь в условиях постоянного взаимодействия с природой, окружающей ребенка, а не только с наглядностью в школьном кабинете. По результатам опроса учащиеся не могли назвать дикорастущие виды растений, как называются породы сельскохозяйственных животных.
  Необходимо заметить, что на сегодняшний день общепризнанных универсальных методик обучения исследовательской деятельности нет.  В то же время практика показывает, что самостоятельные исследования школьникам вполне доступны. Для того, чтобы развить у ребят навыки исследования все наблюдения и исследования должны быть систематичны и планомерны, цель работы – четко сформулирована и посильна для достижения. При этом учитывается общее развитие ученика, имеющийся у него запас знаний и умений. В связи с этим, в исследовательской деятельности, применяется дифференцированный подход к учащимся. С ребятами, имеющими низкие учебные возможности, проводятся простые наблюдения за растениями, животными, природными объектами. С более сильными учащимися проводятся работы исследовательского характера, ставятся несложные эксперименты. Этим учащимся предлагается провести фенологические наблюдения, составить «Календарь природы», подтвердить наблюдением приметы, которые касаются животных, растений, конкретных дат календаря. Ученики с высокими учебными возможностями занимаются творческой работой, в ходе которой ребенок становится в ситуацию «первооткрывателя», добывающего «новые» знания.

     Психологи утверждают, что интерес познания возникает там, где новое может вступить в связь с прошлым опытом, то есть находится в зоне ближайшего развития. Не вызывает интереса как хорошо знакомое, так и совершенно неизвестное. (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Для диагностики и оценки «зоны ближайшего развития» необходимо учитывать учебные возможности, которые являются сложной интегративной системой, куда входят две составляющие: общая обучаемость и интеллектуальная работоспособность. Обучаемость             (Д. Брунер,  И.А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн) определяют как способность школьников к усвоению знаний, умений и навыков, восприимчивость к обучению. На обучаемость влияют и другие особенности психики: внимание, память, мотивация, определенные особенности характера. Степень сформированности тех качеств ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности, определяет уровень обучаемости. (З.И. Калмыкова). Поэтому, подходя к организации учебного процесса в рамках развивающего обучения, мы должны обеспечить внутреннее принятие учащимися большого объема материала. На данном этапе существует много образовательных методик, позволяющих решать данную проблему. Это - создание учащимися разнообразных проектов, рефератов, исследовательских работ. Данные технологии дают возможность самостоятельного поиска решения той или иной проблемы, выработки творческого мышления, а так же самоутверждения среди товарищей.

     На своих уроках я применяю адаптивные технологии личностно – ориентированного, проблемного, модульного обучения. Данные методики использую в целом и частично при разработке педагогической деятельности для отдельных тем, разделов по биологии. Использую умелое сочетание разных форм учебной деятельности: наблюдение, семинары, игры, самостоятельные работы исследовательского характера, защита творческих групп и т. д.

     Одной из педагогических целей моей работы является формирование экологического сознания личности, при котором ученик воспринимает себя как часть природного сообщества, понимает самоценность природы, считает высшей ценностью гармоничное развитие природы и общества.

Основные задачи, которые я поставила для достижения этой цели это:

1. Практически изучить природу  города;

2. Обучить учащихся навыкам исследовательской работы и разным способам обработки результатов;

3. Воспитать бережное отношение к природе;

     Исследовательская деятельность учащихся основывается на:

• жизненном опыте учащихся (знания должны быть личностно значимы);

• наглядности (можно увидеть, потрогать);

• ситуации «успеха» (если вы это запомните, то вам это пригодится).

     Региональная программа предусматривает изучение экологических понятий, фактов, законов преимущественно на местных объектах. К программе подобранно дидактическое сопровождение в виде карточек, тестов, рефератов, коллекций, гербариев, выставочных стендов, исследовательских работ.

     Работа по региональному компоненту в моей педагогической деятельности осуществляется в направлениях:

• На уроке;

• Во внеклассной работе;
• При работе с родителями.  
    Так, в 6 классе в теме «Общее знакомство с растениями» изучение жизненных форм растений происходит на экскурсии по пришкольному участку. В теме «Растительные сообщества» фитоценоз рассматривается на примере фитоценоза Дичковского озера, его прибрежной зоны. В 7 классе в теме «Общие сведения о многообразии животных» понятия темы рассматриваются на сообществах животных, которые знакомы учащимся (кошках, собаках).

     На уроках биологии реальная исследовательская деятельность может быть организованна в процессе выполнения лабораторных работ по инструктивным карточкам, самостоятельных работ с дополнительной литературой, написание и защита рефератов, ролевые игры, имеющие проблемный характер и исследовательскую направленность. Опыт работы показал, что проблемы перехода ученика из пассивного объекта обучения к деятельной творческой личности достаточно эффективно решаются в процессе использования групповой формы организации познавательной деятельности учащихся. Общая схема этих уроков следующая: учащиеся с разным уровнем знаний по предмету объединяются в группы по 3 - 4 человека и получают задания, содержание которых рассчитано на работу всего коллектива. По окончании урока группа составляет отчет и выступает с сообщением о проделанной работе. Каждая группа сама решает, как оформить результаты, как распределить роли. Образовательный процесс в школе предоставляет каждому ученику возможность реализовать себя в познании и учебной деятельности, опираясь на свои способности, склонности, интересы.

     Тематика исследований чрезвычайно разнообразна. Главное, чтобы работа соответствовала интересам ученика, его возрастным, индивидуальным и интеллектуальным возможностям. Для наблюдений и исследований отбираются такие объекты и явления, которые наиболее типично и ярко отражают существенные стороны местных природных условий, доступны для систематических и регулярных наблюдений. Они могут быть использованы в учебном процессе для формирования и развития у учащихся биологических и экологических понятий, логического мышления, познавательных интересов, совершенствование практических умений и навыков.

     Практика показала, что в классе с  разноуровневым составом особенно необходимо умелое сочетание разных форм исследовательской деятельности школьников. (Т.И. Иванова) Наиболее значимы из них, являются:

1. наблюдения над растениями и животными, изучение жизненных функций организма;

2. изучение флоры и фауны местных биоценозов методом наблюдения в природе;

3. фенологические наблюдения;

4. изготовление наглядных пособий по различным разделам;

5. разработка тематических сценариев игр, утренников, вечеров.

     С учащимися 5 – х и 6 – х классов мы изучили растительность, произрастающую на территории школы, города. Выяснили, какие жизненные формы растений встречаются; сколько видов деревьев, травянистых дикорастущих растений. В 7 – м и 8 – м классе мы изучали проблему, касающуюся бездомных животных в нашем городе. С учащимися 9 – го класса мы начали изучать более глобальные вопросы экологии, например, экологию воздушного бассейна (в  2010 году исследовательская работа «Чем мы дышим?» занимает 3 место в области; 2011 год-«Влияние бытовых отходов на экологию города»-1 место в районе). По полученным данным были составлены графики, диаграммы, таблицы, которые применяются на уроках.
   Ежегодно в нашей школе проводятся предметные недели, посвященные определенной теме: «Домашние животные», «Комнатные растения», «Мир глазами детей», «Цветы вокруг нас» и т. д. Во время этих мероприятий учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, выпускают экологические календари, проводят викторины, беседы, утренники, вечера.
   Одной из новых форм работы является формирование экологического отряда в школьном летнем лагере.В 2011 году на базе экологического отряда  началась реализация программы «Эколог и я» (автор-Краснова Е.В.) для учащихся 5-7 классов. На этих занятиях была организована работа с микроскопами, определителями и дополнительной литературой. Основной формой обучения стала экскурсия. Данные приемы обучения позволяют развивать наблюдательность у школьников, умение обрабатывать полученные результаты, делать выводы, самостоятельно добывать знания. На практических занятиях изготовили коллекции насекомых, гербарии растений леса и водных растений. Параллельно с этим школьники углубляют свои знания о разнообразии растений и животных, о влиянии факторов природы на рост и развитие живых организмов, о взаимодействии человека и окружающей среды. В результате работы экологического отряда был собран материал для научно – исследовательских работ.

     Использование новых информационных технологий в процессе обучения позволяет добиться качественно более высокого уровня наглядности уроков, в том числе и биологии. Изучение реальных событий и процессов в условиях школьного обучения часто просто физически невозможно. В данном случае незаменимым средством имитации может стать компьютер, который позволит имитировать функцию управления изучаемыми процессами, прослеживая в соответствии с заложенной в программы моделью различные последствия принимаемых решений.

     Кроме использования компьютера для демонстрации труднопроходимых опытов, его можно применять для моделирования сложных биологических и экологических процессов, выделяя их основные моменты. В теме «Экосистемы» можно смоделировать последствия «выпадения» какого – либо звена из цепи питания, изучаемой экосистемы или возможные варианты изменения биоценозов под влиянием хозяйственной деятельности человека. Работа с подобными моделями будет способствовать более глубокому пониманию изучаемого материала и развитию у школьников навыков исследовательской работы.
    Серьезную научную проблему можно представить в виде презентаций исследовательских работ, с использованием анимации, видеофильмов, фотографий и т.д. Данную методику можно применить для учебных проектов, для оформления исследовательских работ в виде презентаций и буклетов.
    Диагностические исследования учащихся школы показали наличие потребностей и возможностей учащихся заниматься научно-исследовательской работой. Психолог школы утверждает, что научно-исследовательская деятельность повышает стрессоустойчивость, способствует эмоциональному благополучию, улучшает коммуникативные навыки, раскрывает творческие способности, формирует чувство ответственности и самостоятельности. Таким образом, организация научно-исследовательской деятельности педагогов и учащихся способствует развитию социально-активной личности субъектов образовательного процесса. Научно-исследовательская деятельность учащихся и учителей создает в учебном заведении новую образовательную среду, является важнейшим фактором развития школы как инновационного учебного заведения нового типа.
             
                           

                                                    Архипова Е.В.( семинар «Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации российского образования»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая тема "Формирование учебно-познавательных компенсаций средствами современных педагогических технологий в рамках учебной дисциплины Химия"

Школа не должна научить на всю жизнь, школа должна научить учиться всю жизнь. И процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. В ин...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ СЕМИНАР учителей технологии в рамках регионального методического объединения учителей технологии «ТЕМП» «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ТЕХНОЛОГИИ» 24.02.2015

На данном семинаре рассматривался современный урок технологии и его анализ.Современный урок технологии - это урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её...

Формы диссеминации педагогического опыта в рамках региональной инновационной площадки по формированию культуры экологической безопасности

Статья посвящена различным формам распространения пдагогического опыта участников региональной инновационной площадки по формированию культуры экологической безопасности, реализуемой на базе Волжского...

Проект в рамках региональной программы "Эффективный регион", "Оптимизация процесса подготовки к уроку физической культуры"

Описание проблемы:Длительное время выдачи инвентаряЗадержка проведения образовательной деятельности  в спортивном зале,Отсутствие свободных площадей для хранения спортивного инвентаряКлючевой рис...

Приказ о создании образцового учреждения и рабочей группы в рамках региональной программы "Эффективный регион"

Приказ о создании образцового учреждения и рабочей группы в рамках региональной программы "Эффективный регион"...