Урок биологии 8 класс "Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей. Скелет человека." по методике КСО
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Ратушняков Владимир Владимирович

изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав и свойства костей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skelet_cheloveka.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Значение опорно-двигательной системы, её состав.

Строение костей. Скелет человека.

Цели урока: изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав и свойства костей.

Задачи урока:

  1. Образовательные

сформировать знания об опорно-двигательной системе человека, о функциях, о строении и свойствах костей, их химическом составе, об особенностях их роста в длину и толщину.

  1. Развивающие

              развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать логическое мышление.

  1. Воспитательные

Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, о необходимости следить за своей осанкой.

Оборудование:

Таблицы, презентация к уроку, модель скелет человека, набор костей, результаты экспериментов по определению химического состава кости, два штатива, два кольца, листы бумаги А-4, интернет ресурсы.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания
  3. Актуализация знаний по теме.
  1. Работа в группах:

4.1. Значение, состав и функции опорно-двигательной системы.

4.2 Типы костей

4.3 Строение кости. Внутреннее строение костей.

4.4 Химический состав кости. Демонстрация опыта.

5. Закрепление и обобщение  пройденного материала.

6. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент (приветствие учителя)
  2. Проверка домашнего задания
  1. 1. Какие клетки составляют нервную ткань?

А. клетки эпителиальной ткани

Б. клетки-спутники

В.клетки соединительной ткани

Г. Нейроны

Д. дендриты

2. Каких клеток больше в нервной ткани?

           А. клетки эпителиальной ткани

Б. клетки-спутники

В.клетки соединительной ткани

Г. Нейроны

Д. дендриты

3. Из каких частей состоит нейрон?

А. тело нейрона с цитоплазмой, ядром органоидами, отростками

Б. один аксон

В.несколько дендритов

Г. Несколько аксонов

4. какие отростки нейрона передают импульс от органов к телу нейрона

А. тело нейрона с цитоплазмой, ядром органоидами, отростками

Б. один аксон

В.несколько дендритов

Г. несколько аксонов

5. Какую функцию выполняют чувствительные нейроны

А. проводят импульс от мозга к органам

Б. передают импульс от органов в мозг

В. Передают импульс внутри мозга от одного нейрона к другому

Г. Опорная и питательная функция внутри мозга

6. какую функцию выполняют двигательные нейроны

А. проводят импульс от мозга к органам

Б. передают импульс от органов в мозг

В. Передают импульс внутри мозга от одного нейрона к другому

Г. Опорная и питательная функция внутри мозга

7. нервная система состоит из нервных клеток, которые называют

А.аксонами

Б. нейронами

В. дендритами

Г. медиаторами

Ответы 1-Б,Г; 2- Б; 3-А; 4-Б; 5-Б; 6-А; 7-Б

  1.  Нарисовать рефлекторную дугу и отметить её составные части. Определение.

  1. Актуализация знаний.

«Движение-это жизнь», - заметил Вольтер. Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорён природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознано уже на четвёртом месяце после рождения – тянуться, хватать различные предметы.

- Благодаря чему же мы перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, ползаем, плаваем, совершаем каждый день многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов?

Всё это обеспечивает костно-мышечная система, или опорно-двигательный аппарат.

Сколько у человека костей? Врачеватели Тибета называли число 360. Древнеиндийский хирург Сунугута полагал, что их 300-306. В одном из апокрифов XI в. утверждается, что их 295. Викинги же насчитывали 219.

 Современные учебники анатомии не указывают точное количество костей у человека. Говорится, что их около 200, точнее, 208-210. Отчего же учёные до сих пор не могут определиться? Дело в том что из-за индивидуальных особенностей у людей бывают дополнительные или, наоборот, отсутствие некоторых(чаще мелкие) косточки либо несколько костей срастаются в единое целое.

  1. Работа в группах

I группа

Задание: Познакомиться с текстом параграфа 10 с.46-47, дополнительным материалом. Ответьте на вопрос: «Что собой представляет система опоры и движения? Почему скелет и мышцы объединяют в одну систему органов? Каково её значение? Какие функции она выполняет?»    Составьте информационные схемы:

Опорно-двигательная система

Скелет – 210 костей                   Мышцы – 600           Связочный аппарат

Пассивная часть                      Активная часть

Функции ОДС

                   Биологические                                                                  Механические

                «Депо»Са, Р, Мg                                                                   Опора

               Минеральный обмен                                                             Защита

               Кроветворение                                                                       Движение

II группа

Задание. Используя текст параграфа 10 с.48-49 «Типы костей», таблицы скелет человека, ответьте на вопросы; «Какие типы костей участвуют в построении скелета? Какими особенностями строения они характеризуются? Какой имеют химический состав?»  Подготовьте информационную таблицу

Типы костей (классифицируют с учётом внешней формы, структуры и характера развития)

Трубчатые

Губчатые

Плоские (или широкие)

Длинные (плечевая, лучевая, локтевая и т.д.)

Короткие (кости пясти, плюсны и фаланги пальцев)

Длинные (рёбра, грудина)

Короткие (позвонки, кости запястья и предплюсны)

(лопатки, тазовые кости, кости свода черепа)

Находится в скелете конечностей

Одновременно необходима большая подвижность и прочность

Состоят из губчатого вещества, полости не имеют, снаружи -тонкий слой компактного вещества

С одной стороны вогнуты, с другой – выпуклы, ширина и длина их значительно преобладает над толщиной

Проведите эксперименты, доказывающие химический состав кости.

  1. Сжигание костей на огне (выжигание органических веществ) твёрдость и хрупкость;
  2. Косточку положить на 2-3 дня в 2-5% раствор соляной кислоты – упругость и эластичность.

III группа

Задание. Используя текст параграфа 10 с.47-48, презентацию, рис. 18 с.46 и рис.19  с.49 рассмотрите макроскопическое строение кости конечности и поясните немой рисунок-схему «Строение длинной трубчатой кости»

Надкостница

Плотное вещество кости

Губчатое вещество кости

Полость кости

Может ли трубчатое строение обеспечить кости большую прочность? (проведите два испытания:

на стол выставляются два штатива с кольцами, расположенными вертикально, один лист бумаги сворачивается в полоску, другой – в трубку.

1 испытание: бумажную полоску просовывают в кольца и укрепляют так, что её середина свободно провисает между кольцами. Вешаем на неё чашку от аптекарских весов, которую нагружаем грузом до тех пор пока лист не согнётся.

2  испытание: между кольцами закладываем трубку и сразу вешаем чашку с грузом, который согнул бумажную полоску. Затем нагружаем до критической величины. Сравните полученные результаты, сделайте выводы.

Рассмотрите микроскопическое строение компактного вещества кости. Есть ли закономерность в расположении пластинок губчатого вещества? Что представляют собой пластинки губчатого вещества?

IV группа

Задание. Познакомьтесь с содержанием параграфа 11. Ответьте на вопросы в начале параграфа, используя модель «Скелет человека». Из каких отделов состоит скелет человека? Найдите их на модели. Объясните роль каждого из них в организме человека. Объясните значение S – образного изгиба позвоночника человека.

V. Закрепление изученного материала

- Что узнал нового и важного для себя?

- Чему научились?

- Какие выводы сделали?

VI. Домашнее задание: параграф 10, 11

.

I группа

Задание: Познакомиться с текстом параграфа 10 с.46-47, дополнительным материалом. Ответьте на вопрос: «Что собой представляет система опоры и движения? Почему скелет и мышцы объединяют в одну систему органов? Каково её значение? Какие функции она выполняет?»    Составьте информационные схемы:

Опорно-двигательная система

Функции ОДС

II группа

Задание. Используя текст параграфа 10 с.48-49 «Типы костей», таблицы скелет человека, ответьте на вопросы; «Какие типы костей участвуют в построении скелета? Какими особенностями строения они характеризуются? Какой имеют химический состав?»  Подготовьте информационную таблицу

Типы костей (классифицируют с учётом внешней формы, структуры и характера развития)

Трубчатые

Губчатые

Плоские (или широкие)

Проведите эксперименты, доказывающие химический состав кости.

  1. Сжигание костей на огне (выжигание органических веществ) твёрдость и хрупкость;
  2. Косточку положить на 2-3 дня в 2-5% раствор соляной кислоты – упругость и эластичность.

III группа

Задание. Используя текст параграфа 10 с.47-48, презентацию, рис. 18 с.46 и рис.19  с.49 рассмотрите макроскопическое строение кости конечности и поясните немой рисунок-схему «Строение длинной трубчатой кости»

Надкостница

Плотное вещество кости

Губчатое вещество кости

Полость кости

Может ли трубчатое строение обеспечить кости большую прочность? (проведите два испытания:

на стол выставляются два штатива с кольцами, расположенными вертикально, один лист бумаги сворачивается в полоску, другой – в трубку.

1 испытание: бумажную полоску просовывают в кольца и укрепляют так, что её середина свободно провисает между кольцами. Вешаем на неё чашку от аптекарских весов, которую нагружаем грузом до тех пор пока лист не согнётся.

2  испытание: между кольцами закладываем трубку и сразу вешаем чашку с грузом, который согнул бумажную полоску. Затем нагружаем до критической величины. Сравните полученные результаты, сделайте выводы.

Рассмотрите микроскопическое строение компактного вещества кости. Есть ли закономерность в расположении пластинок губчатого вещества? Что представляют собой пластинки губчатого вещества?

IV группа

Задание. Познакомьтесь с содержанием параграфа 11. Ответьте на вопросы в начале параграфа, используя модель «Скелет человека». Из каких отделов состоит скелет человека? Найдите их на модели. Объясните роль каждого из них в организме человека. Объясните значение S – образного изгиба позвоночника человека.

1 шейный позвонок – атлант.

2 шейный позвонок – аксис.

АТЛАНТ (1-й шейный позвонок) 
    Первый шейный позвонок, атлант, не имеет тела позвонка, а состоит из передней и задней дужек. Дужки соединены между собой боковыми костными утолщениями (латеральными массами).

    
АКСИС (2-й шейный позвонок) 
     Второй шейный позвонок, аксис, имеет в передней части костный вырост, который называется зубовидным отростком. Зубовидный отросток фиксируется при помощи связок в позвонковом отверстии атланта, представляя собой ось вращения первого шейного позвонка

     Два верхних шейных позвонка, атлант и аксис, имеют анатомическое строение, отличное от строения всех остальных позвонков. Благодаря наличию этих позвонков, человек может совершать разнообразные повороты и наклоны головы

     Шейный отдел имеет физиологический изгиб (физиологический лордоз) в виде буквы "С", обращенной выпуклой стороной вперед. Шейный отдел является наиболее мобильным отделом позвоночника. Такая подвижность дает нам возможность выполнять разнообразные движения шеей, а также повороты и наклоны головы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока биологии "Значение опорно-двигательной системы. Строение и рост костей"

Цель: выяснить роль ОДС человека, раскрыть особенности строения и химического состава костей. Познакомить учащихся с классификацией костей и выяснить, за счет чего происходит рост костей....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Значение опорно – двигательной системы, ее состав. Строение костей

Разработка урока "Значение опорно – двигательной системы, ее состав. Строение костей" с использованием ЭОР...

Обобщающий урок по темам "Опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная система человека" (биология, 8 класс)

Урок разработан в форме телевизионной игры "Своя игра". Цель урока: обобщение и систематизация знаний по темам....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей.

План конспект урока "Значение опорно-двигательной системы, ее состав.Строение костей.  В данной разработке представлена структура и ход урока с использованием электронных образовательных рес...

Интегрированный урока (биология, химия). Опорно двигательная система

Тип урока: обобщающийЦели:Образовательные:обобщить, систематизировать и проверить знания, умения и навыки по теме “скелет конечностей, значение кальция и первая помощь при переломах конечностей...

Конспект урока биологии в 8 классе Первая помощь при переломах костей скелета

Урок разработан с использованием нетрадиционных уроков для учащихся 8 класса основной общеобразовательной школы(базовый уровеень)...